<<
>>

«РАТАИ СЛОВА» И «СЛЕПЫЕ СТРЕЛЬЦЫ»: ТИПЫ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ в ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ SLAVIA ORTHODOXA

Ныня ратаи Слова словесныя уньца к духовному ярму приводяще и крестное рало в мысленных браздах по- гружающе и бразду покаяния прочертающе, семя духовное всыпающе, надежами будущих благ веселятся.

Св. Кирилл Туровский «Слово в Фомину неделю»

...Не бо от мудрости, но от грубости сиа изъглаго- лати потщахся, акы младенець немуя пред роди- тельми своими, или акы слеп стрелець неулучно стреляа... неведый весьма своея шуйца ни десница...

Епифаний Премудрый «Житие Стефана Пермского»

Проблема правильного выстраивания коммуникативной стратегии состоит не в одном только «авторе» с его «ограниченностью незаметных мыслительных привычек» [1, с. 318], но, думается, во внеязыковых (понимая язык в самом широком смысле) «фактах», которые определяют действия адресанта. И наиболее значимыми, на мой взгляд, являются именно те «факты» и «факторы», воздействия которых адресант не замечает и не может никак контролировать. Речь идет о структуре творческого акта как адресанта-творца, так и адресата- интерпретатора, то есть, собственно, о характерологии.

«Характер» (греч. характр) — букв. отпечаток, оттиск, клеймо. Художественный образ/мир, следовательно, есть «оттиск» авторской реальности на материи слова. А понимание — идентификация «оттисков» адресанта и адресата.

На «качество» и полноту (и вообще — возможность!) этой идентификации влияют, прежде всего, «характеры» самих творца и интерпретатора; в частности, что они считают реальностью (бытие в Боге; социальное бытие; личное свое бытие; бытие, создаваемое авторской фантазией и т. д.) и каковы их отношения с этой реальностью.

Таким образом, умение выстраивать адекватную коммуникативную стратегию не может обойтись без знания характерологии и типологии создающих образы художников в соотнесении с «понимающими» эти образы адресатами, поскольку «один и тот же текст может выдавать разным его «потребителям» различную информацию.

Одна из причин тому: вся иерархия кодов, составляющая тот или иной тип культуры, может дешифроваться при помощи идентичной кодовой структуры или кодовой структуры иного типа, лишь частично пересекающейся с той, которой пользовались создатели текстов, или же совсем ей чуждой» [3, с. 58—59].

Этот «код», как видится, можно отождествить с тем, что ранее было названо мной «модусом бытия» художника, или точнее — «модусом бытия реальности в восприятии художника» [2, с. 113—117]. Он представляет собой сложную категорию, включающую многочисленные (а вообще неисчислимые) таксоны. Однако необходимыми и достаточными являются четыре: а) тип религиозности; б) тип аксиологии; в) тип гносеологии; г) тип экзистенции.

Сочетание всех указанных факторов как раз и формирует «модус бытия» или «характер» художника — его специфический творческий «профиль» или тот самый Лотмановский «культурный код» (но и коммуникативный код!), которым необходимо обладать, чтобы правильно выстроить коммуникативную стратегию. Тип религиозности Тип аксиологии Тип гносиса Тип экзистенции Монотеизм Теоцентрика Мистика Г ностика Пантеизм Социоцентрика = антропоцентрика Г номика Практика Политеизм Эгоцентрика Эмпирика Сенсорика Пределы «модуса» объективно непреодолимы; это своего рода — «горизонт понимания», за пределы которого выйти невозможно никакими средствами, кроме одного — изменение «модуса» в процессе духовного преображения. Несовпадение «модусов» адресанта и адресата — диагноз их духовного состояния, их духовной зрелости, которая, как известно, не зависит непосредственно от возраста, образования, социального положения и т. д. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Бо- жия, потому что он почитает это безумием. Но духовный судит о всем» (1 Кор 2:14—15). Поэтому только адресант самого «высокого» (если смотреть по таблице) «профиля» (то есть «духовный») способен более-менее адекватно воздействовать на адресатов всех более «низких» «профилей» — истинно «судить о всем»; а вот адресант с любым более «низким» «профилем» всегда редуцирует смысл излагаемого им до рамок его собственного «профиля», несознательно искажая, таким образом Истину факта и, искренне заблуждаясь сам, вводит в заблуждение (а не просвещает, не воспитывает) своих реципиентов.

Это очень хорошо понимают христианские авторы, всегда отличая «ратаев слова» (св. Кирилл Туровский «Слово на Фомину неделю») от «слепых стрелков» (Епифаний Премудрый «Житие Стефана Пермского»). Художническая задача коммуникативной стратегии «ратая Слова» — привести своих «словесных уньцев» под «духовное ярмо», под «иго Христово», всыпать в «мысленные бразды» своих адресатов «духовное семя», раскрыть их духовные очи, «воспитать», преобразить их чувства и подчинить духу — подменяется в произведениях «слепых стрелков» задачей усладить «чувственные очи» адресата — как можно точнее и красочнее изобразить чувства героев и самого автора, чтобы «заразить» ими читателя, — в общем, задачей уже вполне литературной, не имеющей отношения к христианской педагогике.

Очевидно, что при выстраивании своих коммуникативных стратегий «ратаи Слова» обязательно учитывают характер адресата («младенец» он по вере или «совершенный муж») и преследуют единственную цель — содействовать приобщению к Истине, богопознанию и спасению, — преображению «почитающего» в Жизнь Вечную. В стратегиях «слепых стрельцов» способ и «характер» изображения зависят от исключительно от «характера» (духовной зрелости, или, точнее, незрелости) адресанта, ближайшей целью которого является отыскание истины (причем, в данном случае — субъективной, неполной истины адресанта), познание- называние изображаемого предмета безотносительно к способностям реципиента, а слово-имя неизменно выступает в своем преображенном, редуцированном, а подчас и прямо искаженном, обездушенном значении.

Литература 1.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. Пер. с нем. — М., 1988. 2.

Левшун Л. В. О слове преображенном и Слове преображающем. Теоретико-аналитический очерк истории восточнославянского книжного слова XI—XVII веков. — Минск, 2009. — 896 с. 3.

Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. — СПб., 2002.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У. и др.. Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Жировичи, 27 мая 2010 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Белорус. Экзархат Моск. Патриархата Рус. Правосл. Церкви; науч. ред. совет: М. В. Мясникович, Высокопреосвящ. Филарет [и др.]. — Минск : Беларус. навука. — 389 с.. 2010

Еще по теме «РАТАИ СЛОВА» И «СЛЕПЫЕ СТРЕЛЬЦЫ»: ТИПЫ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ в ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ SLAVIA ORTHODOXA:

  1. «РАТАИ СЛОВА» И «СЛЕПЫЕ СТРЕЛЬЦЫ»: ТИПЫ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ в ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ SLAVIA ORTHODOXA
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -