<<
>>

О. В. Щупленков духовная МИССИЯ РУССКОГО зарубежья

Русское Зарубежье представляет собой неповторимый социокультурный феномен, заслуживающий самого пристального внимания и детального исследования. Крупный деятель эмиграции первой волны архиепископ Иоанн Сан-Францисский уподобил ее большому кораблю, который, покинув родную гавань, зажил «своеобразно своему полной жизнью, ощущая, впрочем, что он лишь часть целого, лишь корабль своей Родины, а не ее гавань.

(...) Связь корабля с гаванью была только в том, что он к ней формально оставался приписан, — она была в большем: корабль был частью Родины в водах мира» [1, с. 49].

С целью сохранения русской национальной культуры в изгнании происходит организационное оформление жизни диаспоры с помощью таких социальных институтов, как школа, церковь, профессиональные, политические и общественные объединения (Русское общество Красного Креста и Всероссийский земский союз, созданные в 1919—1920 гг. в Константинополе; Российский земско-городской комитет помощи российским гражданам за границей «Земгор», возникший в Париже в феврале 1921 г. и действовавший в Чехословакии, Германии, Болгарии, Польше, Греции, Югославии, а несколько позже в Китае и др.). Эти общественные центры не только давали возможность работы, материального обеспечения творческой интеллигенции, но и, что самое главное, обеспечивали возможность получения молодежью образования и воспитания на основе традиций русской культуры и ее конструктивного участия в свободной от тоталитаризма возрождающейся России.

Русское Зарубежье неизбежно должно было нести и несло на себе отпечаток пережитого детьми шока в форме враждебности, изоляции и дезорганизации, сопровождаемого поисками культурных контактов для рационального выживания. Детская эмиграция переживала и сложный процесс столкновения разных культурных стереотипов, и аккультурацию, когда элементы собственной и чужой культуры сливались настолько, что подгонка отношений под окружающую среду создавала опасность для подрастающего поколения.

К специфическим чертам русской эмиграции необходимо отнести устойчивую преемственную связь всех «волн» по сохранению и развитию национальной культуры, а также открытость к культурам стран проживания и свободное взаимодействие с ними. В совокупности своей они обусловливали приверженность эмигрантов к корням, оставленным в России, их самоощущение органической частью национальной культуры и, следовательно, взаимодействие регионов расселения, давшее возможность не утратить духовно-культурную целостность.

В. В. Зеньковский в докладе «Проблема школьного воспитания в эмиграции» (Прага, 1929 г.) отмечал, что «школа должна стать органом воспитания, а не только одного образования». Важную роль в воспитании подрастающего поколения был призван сыграть выбор типа российской зарубежной школы. Он должен был отвечать потребностям эмиграции, учитывать интересы страны проживания и русские национальные интересы. Для большинства детей в идеале это должна была быть гимназия, соединявшая реальное и классическое образование. Для сирот и детей малообеспеченных родителей оптимальными являлись школы интернатного типа, «единственный институт, который сохранит семье детей, а их самих обережет от моральной гибели» (А. П. Дехтерев) [2, с. 9].

Создатель концепции религиозно-нравственного воспитания нового времени В. В. Зень- ковский обосновывал идею о том, что эмигрантские дети нуждались исключительно «в религиозном питании» [3, с. 140]. Рассматривая православие как явление национальной культуры и этики, Зеньковский выдвинул идею «оцерковления жизни» [4, с. 251], а вместе с ней и школы, предполагавшую активное духовно-нравственное и интеллектуальное воздействие церкви на все стороны жизни, культуры и образования, приобщение к христианским ценностям. Он отстаивал мысль об усилении связей религии с искусством, философией, литературой, наукой, отвергая при этом, с одной стороны, сциентизм и материализм, с другой, обскурантизм и фундаментализм. В книге «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», в других работах конца 20-х — начала 30-х годов.

В. В. Зеньковский осуществил свой замысел «построить основные понятия педагогической системы в свете Православия». Он писал: «Я давно пришел к убеждению, что слабость и растерянность современной педагогической мысли связаны с ее подчиненностью принципам натурализма, тогда как надлежащее свое осмысление педагогического творчества может найти лишь на почве религии, в частности, — в системе христианской антропологии» [5, с. 311]. Цель педагогики определялась Зень- ковским в духе идей Я. А. Коменского как раскрытие образа Божия в детях путем подготовки их к настоящей и будущей жизни. «Нельзя вести детей, если впереди нет действительной правды, если впереди нет Царствия Божия... Педагогика более чем какая-либо иная форма творчества, получает свой смысл, свою силу только от связи нашей с Вечной Правдой. А это значит, что, входя в общение с детьми, мы должны знать путь к этой Вечной Правде» [6, с. 57]. «Удивительная особенность нашего русского пути в эмиграции заключается в том, что нам собственно не нужно заботиться о пробуждении чувства родины: оно есть у всех, — писал он. — Не говорю уже о тех, кто все время жил в русской среде и рано осознал свою любовь к России, но даже те, кто офранцузился, онемечился и т. д., когда они попадают в русскую среду, прикасаются к русскому искусству, особенно, к русской песне, к русскому театру, словно просыпаются от тяжелого сна и отдаются «русской стихии» с такой глубокой, неподдельной страстью. Как бы даром, без особых усилий дается эта любовь к России, и кто имел случай видеть, как просыпается в детской или юной душе чувство родины, как разгорается оно ярким пламенем, не может не ощущать того, что в их сердцах, даже уснувших в национальном своем чувстве детей, лежит огромная сила, как бы ждущая своего пробуждения» [7, c. 42]. Идеи философа были детализированы П. Долгоруковым, видевшим в религиозном воспитании один из главных способов избегания денационализации детского сознания, привития ученикам младшего возраста «чувства родины», а старшего — достижения гармоничного сочетания в их мировоззрении «человеческой личности, семьи, родины, человечества» [8, с.
86]. Долгоруков подчеркивал, что молодежь должна вернуться на родину «нравственно здоровой», приученной к «мысли о желательности с точки зрения личной морали прощения и, во всяком случае, нежелательности мести» [8, с. 86—89]. Как писал А. И. Деникин, «никогда — для очень многих, по крайней мере — потребность в своем храме не бывает такой мучительной и жгучей, как на чужбине, в изгнании... И скольких привело к Богу и в храмы — в чаянии воскресения — горе и взыскание Родины» [9, с. 120].

По мнению В. В. Зеньковского, «национальное воспитание не есть развитие сентиментального поклонения России и ее культуре, не есть накопление знаний о России, не можно видеть свою цель в развитии национального романтизма: его цель в том, чтобы развить идею служения родине и подготовить к этому служению. Здесь дано центральное и основное содержание национального воспитания, из которого уже вытекает и задача познавания России и романтического погружения в нее. Знать и любить родину нужно потому, что должно служить ей: там, где познание родины или любовь к ней хотят определить себя, как самодовлеющий путь, как самостоятельную ценность, там происходит глубочайший подмен, нарушение иерархии идей. Служение родине есть здоровое творческое ядро национального сознания, вне этого неизбежно возникает дурной и безответственный, мнимый и лукавый романтизм» [10, с. 17]. Главную цель национального воспитания он видел в посвящении всех сил служению Родине и в подготовке к этому служению.

Оценивая в целом мировоззренческие позиции философов Русского Зарубежья 20— 30-х годов XX в., можно констатировать, что генезис взглядов на проблемы воспитания осуществлялся в направлении индивидуализации русских национальных духовных ценностей, и универсализации в процессе соотнесения с ценностями общечеловеческими. По сути, предлагалась основанная на приоритетности таких национальных ценностей образования, как духовность и религиозность философия образования, соотносимая с укладом русского народа.

Православная педагогика, ставшая главной идеологической основой патриотического воспитания, сформировала специфические методы духовно-нравственного и национально-патриотического воспитания.

литература 1.

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский: Избр. — Петрозаводск, 1992. — 498 с. 2.

Дехтерев А. С детьми эмиграции. — Шумен, 1931. — 12 с. 3.

Зеньковский В. В. Педагогика. — М., 1996. — 153 с. 4.

Зеньковский В. В. История русской философии. — Ленинград, 1991. — Т. 1, ч. 1. — С. 251. 5.

Зеньковский В. В. Проблемы школьного воспитания в эмиграции // Педагогика Российского Зарубежья. — М., 1996. — С. 311. 6.

Зеньковский В. В. Нужно ли педагогу иметь мировоззрение // Вестн. РСХД. — 1959. — № 54. — С. 57. 7.

Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М.,1993. — С. 42—91. 8.

Долгоруков П. Д. О мерах против денационализации беженских детей // БПБ. — Прага, 1924. — № 6. — С. 86—89. 9.

Деникин А. И. Офицеры. — М., 1991. — 237 с. 10.

Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика. — М.,1993. — № 3—4. — С. 17.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У. и др.. Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Жировичи, 27 мая 2010 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Белорус. Экзархат Моск. Патриархата Рус. Правосл. Церкви; науч. ред. совет: М. В. Мясникович, Высокопреосвящ. Филарет [и др.]. — Минск : Беларус. навука. — 389 с.. 2010

Еще по теме О. В. Щупленков духовная МИССИЯ РУССКОГО зарубежья:

  1. О. В. Щупленков духовная МИССИЯ РУССКОГО зарубежья
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -