слово МИТРОПОЛИТА минского и СЛУЦКОГО ФИЛАРЕТА, ПАТРИАРШЕГО ЭКЗАРХА ВСЕЯ БЕЛАРУСИ на открытии международной научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей»
Досточтимые участники и организаторы нынешней конференции, дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно приветствую очередной форум, объединивший широкие круги представителей Национальной академии наук Беларуси, ученых-гуманитариев, церковных историков и христианских богословов.
Глубоко символично, что мы проводим нашу встречу в дни, когда Святая Церковь и все наше общество живут событиями великих праздников, соединивших в себе высокий духовный смысл человеческого бытия и конкретные подвиги героев веры, науки и культуры.
Разумеется, я имею в виду события Сошествия Святого Духа на апостолов, празднование памяти святых учителей и просветителей славянских народов — равноапостольных Мефодия и Кирилла — и традиционно отмечаемый в конце мая Международный день славянской письменности и культуры.
Подчеркнуть эту особенность нас побуждает отнюдь не совпадение календарных дат. Напротив, всякий формальный подход здесь оказывается неуместным, ибо речь идет о неподкупных и весьма проницательных свидетелях. Пред их ликом нам предстоит размышлять о насущных вопросах и проблемах нашего общества, о путях решения жизненно важных задач в области воспитания и образования нации, о духовном развитии и нравственном совершенствовании личности, о формировании мировоззренческой культуры наших современников и соотечественников.
Вслушаемся в призыв, который обращает к нам Святая Библия: «Пусть все народы соберутся вместе... — говорит Господь устами пророка Исаии, — пусть возвестят, что было от начала; пусть представят свидетелей от себя и оправдаются, чтобы можно было услышать и сказать: «правда!» (Ис 43: 9).
Мы размышляем о воспитании человека и свидетельствуем о наших культурно-исторических и религиозных традициях и ценностях перед Самим Богом, под сенью Его Святого Образа, под пристальным взором всех святых, под покровом Пречистой Девы Марии и ее чудотворной Жировичской иконы.
Именно поэтому главным методологическим требованием воспитания, которое может и должна сформулировать и обосновать наша нынешняя конференция, является, на мой взгляд, следующее: это — полное совпадение требований, которые мы предъявляем к тем, кого намереваемся воспитывать, с требованиями, которые нам надлежит предъявлять самим себе.
Полагаю, что для сведущих в истории людей не скрыта закономерность, которая проявляется во всех случаях социальных трагедий и катастроф всемирной человеческой истории. При всей сложности сопутствующих социальных, политических и экономических обстоятельств, основополагающую суть этой закономерности можно сформулировать коротко, просто и ясно. Общественные потрясения происходят вследствие конфликта совести воспитателей с совестью воспитуемых.
Коль скоро целью всякого воспитания в конечном итоге является стабильность и процветание личности, семьи, нации и государства, то с точки зрения Православной Церкви, христианской веры и религии в целом, совесть является здесь ключевым понятием. Именно на нем строится все здание личной и общественной морали, нравственности, патриотизма, гуманистических ценностей и духовных традиций.
Религиозная философия, социология и педагогика основываются на том, что человек есть образ и подобие Бога. Проявить осознание этого онтологического достоинства личности, развить навык его сохранения и придать творческий импульс его проявлению в мыслях, словах и делах человека — вот что является целью и одновременно средством христианской педагогики. Насколько светское общество в наше время в нашей стране готово мерить свою душу и сердце этим мерилом? Насколько сама Церковь готова подавать этому пример? Ответы на эти вопросы мы как раз и призваны дать Богу, людям и самим себе.
Заключая Соглашения о сотрудничестве, разрабатывая конкретные программы и наполняя их деятельным содержанием, мы надеемся достичь добрых результатов взаимодействия Церкви и государства в тех областях, которые составляют сферу нашей общей ответственности за исторические судьбы Отечества, за умы, сердца и души наших сограждан.
Момент истины в этом деле состоит в том, готовы ли мы видеть друг в друге братьев и сестер. Христианская культура и традиция конкретизирует это понятие: братьев и сестер во Христе.Вспомним обращение Верховного главнокомандующего к советскому народу в первые дни Великой Отечественной войны... Не «товарищи» и не «господа», не «граждане начальники» и не «ваши благородия» победили врага. Великую победу одержали «братья и сестры».
Исторической трагедией, которая привела страну-победительницу к господству цинизма, к застою и к распаду, стало то, что по мере ослабления смертельной опасности ослабевало и восприятие народа как ближних своих, как братьев и сестер.
И в истории нашей Церкви были такие же трагедии: церковный раскол времен Патриарха Никона, Смутное время, Брестская уния, обновленческое движение «живоцерковников».
Именно потому, что такие раны кровоточат в нашей исторической совести, мы и должны извлекать из них уроки. Светской общественности, ученому и культурному сообществу, общенациональной профессорско-преподавательской и педагогической корпорации, властям предержащим и Православной Церкви сподручнее делать это сообща, когда каждый вспоминает о своем призвании и о своих грехах, и все вместе мы ищем путь к очищению совести.
Замечательно сказал об этом пути святой апостол Павел, размышляя о тех, кто в апостольские времена еще не знал Истинного Бога: «Дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим 2: 15).
Во времена равноапостольных трудов святых Солунских братьев Мефодия и Кирилла мысль о совести была сформулирована иным, но столь же многозначительным и глубоким образом. Передавая славянам переведенное им Евангелие от Иоанна, святой Кирилл заповедал на века: «Примите, славяне все, Слово, которое укрепляет сердца и умы».
Воистину, укрепление сердца и ума словом Евангелия как ничто иное способствует очищению совести и христианского проповедника, и тех, кому он проповедует.
Итак, мы попытались сформулировать педагогическое и воспитательное credo Православной Церкви, которое определяет нашу внутреннюю просветительскую и внешнюю миссионерскую деятельность. Надеюсь и верю, что на нынешней конференции нам удастся определить общие точки в принципиальных вопросах смысла и содержания воспитательной деятельности.
Что же касается духа и атмосферы нашего форума и последующего сотрудничества в обозначенной области, то мне хотелось бы выразить наши общие намерения словами святого апостола Павла, именуемого в Церкви «апостолом народов»: «Посему, имея по милости Бо- жией такое служение, мы не унываем; но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом» (2 Кор 4: 1—2).
Да поможет нам Господь преуспевать в слове и истине ради блага Отечества и к пользе нашего народа.