<<
>>

В. И. Снесарь ПРОБЛЕМА ЗРИТЕЛЬНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ в СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня в социальной философии, теориях познания, когнитивной психологии часто звучит вопрос о фундаментальном сдвиге нашей цивилизации, о возвращении ее к «цивилизации образа» (Вилем Флюссер).

Об этом свидетельствует целый ряд публикаций и конференций о визуальной культуре. В ракурсе данной проблемы рассматривается информационное общество, главным носителем которого являются электронные и цифровые средства коммуникации. Этот многоплановый процесс развития современной цивилизации фиксирует заметное изменение общественного сознания. Он сопровождается смещением на второй план целых областей науки, механической техники и вербальных средств связи, еще недавно главенствующих в мировоззренческих концепциях. В теориях познания на передний план выдвигается зрительно-образное восприятие, а формально-логическое обретает роль вспомогательного, обслуживающего средства. В этой связи свою устойчивую легитимность получили понятия «иконическое сознание» (А. М. Лидов), «иконический поворот» (В. В. Савчук), «пикторальный поворот» (К. Вульф). Многие современные ученые фиксируют переориентацию культуры на язык зрительных образов.

Описанные процессы затрагивают все сферы человеческой деятельности, прежде всего педагогику и образование.

Нынешняя система образования продолжает развивать традиции тех подходов и методов, которые были заложены в эпоху Просвещения. По своей сути это была секуляризация культуры, давшая миру европейскую науку и создавшая «техногенную цивилизацию», плодами которой мы сейчас пользуемся. Основу классической рациональности составляла идея механической картинки бытия как наиболее соответствующей истине. Мир познавался с помощью логико-математических принципов и «математического анализа». Зрительно-образное восприятие не отличалось от ощущений, относилось к «смутным знаниям» и «иллюзии рассудка».

Гармония «слова и образа», на которой настаивало православное богословие, была нарушена.

Классическая рациональность утверждала, что история развития культуры отражается в развитии языка. В числе первых «вербалистов» были Э. Кант, Ф. Энгельс, В. фон Гумбольдт, идеи которых послужили прочной основой марксистского языкознания. Вербальная традиция заняла главенствующую позицию в познании, а зрительно-образное мышление рассматривалось в качестве способа получения знания на стадии «примитивной» культуры, когда все в той или иной мере было подчинено религиозным нормам.

На рационалистических идеях мировосприятия строилась вся система светского образования и воспитания. Традиционная русская культура (православная и языческая) была «культурой зрительного типа» [1].

Система образования, существовавшая в Древней Руси, отвечала национальному способу восприятия мира до той поры, пока в нее не стали внедряться светские (европейские) методы. В результате секуляризации и насильственной «вестернизации» мы получили новую модель европейского образования.

Современная система образования преимущественно ориентирована на развитие формально-логического мышления. Задача такой методики имеет вполне определенную цель. Она направлена на обучение способов построения однозначного контекста, всеми понимаемого одинаково. Школьная программа одной из главных задач ставит перед собой развитие логики и стимулирование левополушарной активности (оперирование цифрами, математическими формулами, словами, логическими формами).

С ранних лет обучения в современных школах происходит активное развитие этих способностей. При этом образное мышление, способность к целостному «схватыванию», за которое отвечает правое полушарие, не развиваются. Более того, сторонники вербальной теории эволюции настойчиво напоминают, что только благодаря развитию логики ребенок успешно развивается и совершает качественный скачек на этапе становления личности. Поэтому высшей формой сознания признается выстраивание однозначных связей в процессе мышления. Как отмечает современная педагогика, зрительно-образное мышление и его функциональные возможности рассматриваются вербалистами «как бы застывшие на том уровне развития, которого они достигли у высших млекопитающих» [2], и поэтому оно остается без внимания.

Недавнее открытие межполушарного мышления свидетельствует о другом. «Психологические эксперименты свидетельствуют, что конструкторский образ, как правило, являет собой органический сплав из 60—80 процентов зрительной информации и 40—20 процентов вербальных определений, причем зрительная информация нередко соотносима с умозрительными конструкциями, не имеющими прямых аналогов в существующей практике» [3, c. 31].

Существует множество аргументов за и против. Для нас важен тот факт, что мы живем в эпоху визуальных средств коммуникации.

В философии, например, восприятие в качестве «низшей ступени познания», как утверждалось в учебниках советской эпохи, сегодня навсегда утратило научную актуальность [4, c. 446]. В большинстве направлений философии и психологии зрительно-образное восприятие теперь истолковывается как вид знания. Этой позиции придерживаются известные российские философы В. А. Лекторский, Б. В. Раушенбах, М. А. Микешина, М. С. Кухта, В. И. Жуковский и др.

Методы рационалистической, вербальной традиции утрачивают свою неоспоримость. Эти причины должны явиться предпосылкой для поиска новых средств и методов обучения, если мы хотим участвовать в воспитании и формировании сознания молодого поколения. В противном случае за нас это бесконтрольно осуществят «новые медиа».

литература 1.

Снесарь В. И. К вопросу о зрительном мировосприятии как исходной типологической «единице» культуры Древней Руси // Человек как творец и творение культуры: Сб. ст. — СПб., 2009. 2.

Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. // Педагогическая психология: Хрестоматия. — СПб., 2006. 3.

Жуковский В. И., Пивоваров Д. В. Визуальное мышление в структуре научного познания. — Красноярск, 1988. 4.

Лекторский В. А. Восприятие // Новая философская энциклопедия: В 4 т. — М., 2000. — Т. 1.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У. и др.. Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Жировичи, 27 мая 2010 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Белорус. Экзархат Моск. Патриархата Рус. Правосл. Церкви; науч. ред. совет: М. В. Мясникович, Высокопреосвящ. Филарет [и др.]. — Минск : Беларус. навука. — 389 с.. 2010

Еще по теме В. И. Снесарь ПРОБЛЕМА ЗРИТЕЛЬНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ в СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

  1. В. И. Снесарь ПРОБЛЕМА ЗРИТЕЛЬНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ в СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -