<<
>>

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ТРАДИЦИЙ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕлОВЕКА В РОССИИ

Во второй половине ХГХ в. в России произошли радикальные изменения в социальной, политической, культурной жизни. Благодаря либеральным реформам, социально-демократическим изменениям в образовании, просвещению широких народных масс, научной и гражданской активности интеллигенции в стране создались предпосылки для социального оздоровления общества.

В России до 1917 г. все больше внимания стали уделять среде обитания индивида, считая именно среду важным фактором социального здоровья или нездоровья человека. Неслучайно на рубеже ХК—ХХ вв. существовала научно обоснованная точка зрения на роль школы в организации оптимальных условий для воспитания в ребенке бодрости духа и формирования здорового образа жизни. В. А. Фармаковский в книге «Школьная диэтетика» отмечал необходимость эстетического устройства образовательного учреждения, чтобы успешно влиять на добрые нравы и вкусы детей.

Духовному оздоровлению общества способствовала как культура общества в целом, так и формировавшиеся в ХУП—ХГХ вв. субкультуры медицинских работников, учителей, представителей культуры и искусства. Развитие субкультуры медицинских работников определялось значительными потребностями общества в преодолении медицинской отсталости России в вопросах лечения болезней, низкой санитарно-гигиенической культуры общества, предупреждении эпидемий и минимизации их последствий, повышении медицинских знаний в обществе, создании системы медицинской службы для населения, характерной для европейских государств. Становление субкультуры учителей было обусловлено государственной политикой в сфере образования общества. Субкультура учителей включала характерные для данной категории общества ценностные установки, формирующие способы профессиональной деятельности и общения и определявшие принципы учительского сообщества в социокультурных условиях России того времени. Представители учительства отличались характерной манерой и стилем поведения и общения, наличием общих элементов внешнего вида, регламентированным имиджем субкультурной нормы, способствовавшей повышению образовательного уровня населения страны.

Лучшие представители учительской среды становились яркими носителями здорового образа жизни, разностороннего личностного и творческого развития.

Семья в российском обществе представляла собой важнейший институт социализации молодого поколения. Именно семья являлась персональной средой жизни и развития ребенка, приобщала его к гигиеническим, моральным, социальным условиям и нормам жизни. Имущие сословия российского общества (дворяне, купцы, промышленники и др.) для воспитания своих детей создали институт домашних учителей и гувернеров. Индивидуальное домашнее обучение и воспитание ребенка позволяло эффективно вовлекать его в разнообразную систему норм, присущих дворянскому сословию (гигиенических, физических, нравственных, эстетических и др.).

В семьях неимущих сословий (крестьян, казаков, с ХГХ в. рабочих и др.) воспитание детей осуществлялось фольклорно путем передачи от старшего поколения младшему норм социальной жизни, присущих данным сословиям (методы оздоровления, лечения, ведения хозяйства, формирования трудовых навыков, формы досуговой деятельности и др.). С помощью эффективного механизма социального научения система фольклорного воспитания ребенка в семье была достаточно эффективна. Для всех сословий русского общества в процессе воспитания детей велика была роль церкви, которая наряду с семьей являлась ведущим духовным институтом социализации человека.

Особенно ярко это проявилось в деятельности лучших представителей отечественной интеллигенции. Л. Н. Толстой в своей педагогической философии свободного воспитания приходит к мысли, что целью жизни человека должно быть содействие всестороннему развитию всего существующего, и формулирует закон жизни, суть которого в том, что жизнь есть взаимное служение человека человеку. Считая ребенка первообразом гармонии в смысле правды, красоты и добра, выступая против любых видов закабаления, встающего на пути нравственного усовершенствования, Толстой-педагог выдвинул идею освобождения образования, воспитания, преподавания от разного рода притеснений человека.

Воспитательный процесс по Толстому должен стать механизмом социального оздоровления общества.

Для России до 1917 г. характерным был достаточно высокий уровень культуры общества, пронизанность жизни духом православного христианства: архитектура белокаменных русских храмов (мастера Федор Конь, Барма, Постник Яковлев и др.), духовная и светская музыка (Мусоргский, Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков и др.), традиции хорового пения и колокольных звонов, иконопись (Феофан Грек, Андрей Рублев и др.) и живопись (И. Н. Никитин, Ф. С. Рокотов, О. А. Кипренский, С. Ф. Щедрин и др.), русская литература (Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.).

Оздоровлению российского общества способствовали культура в целом, социальные роли семьи и церкви, а также формировавшиеся в XVII—XIX вв. субкультуры медицинских работников, учителей, представителей культуры и искусства, появление общественно-педагогических движений, сочетание в развитии этнопедагогики и научной педагогики в русле передовых лечебно-педагогических мыслей своего времени. 2.3.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У. и др.. Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Жировичи, 27 мая 2010 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Белорус. Экзархат Моск. Патриархата Рус. Правосл. Церкви; науч. ред. совет: М. В. Мясникович, Высокопреосвящ. Филарет [и др.]. — Минск : Беларус. навука. — 389 с.. 2010

Еще по теме СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ТРАДИЦИЙ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕлОВЕКА В РОССИИ:

  1. 2. Исторические судьбы России в контексте концепции «всемирности» А.И. Герцена
  2. § 1. Образование как многоаспектный феномен
  3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ТРАДИЦИЙ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕлОВЕКА В РОССИИ
  4. Взгляды Страхова на просвещение в России и критика нигилизма второй половины XIX века
  5. Отечественная традиция психологической помощи
  6. Имидж государства как инструмент идеологической борьбы
  7. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ
  8. Идеологический груз прошлого.
  9. ГЛАВА I. ЗАРУБЕЖНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИИ ПРАКТИКА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ XX в.
  10. 6. Физическое воспитание молодежи
  11. ВОСПИТАНИЕ КАК ВОЗРОЖДЕНИЕ ГРАЖДАНИНА, ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ И НРАВСТВЕННОСТИ(КОНЦЕПЦИЯ Е.В. БОНДАРЕВСКОЙ)
  12. 1.2. Роль образования в возрождении этнической культуры
  13. 2.1. Закономерности генезиса образовательных систем при прогнозе развития этнокультурной системы образования
  14. 2.2. Разработка концепции развития этнокультурной системы образования на примере Калмыкии
  15. 2.3. Личностный подход как методологический принцип проектирования этнокультурной системы образования
  16. 3.1. Концепция этноязыковой системы образования
  17. 4.1. Формирование системы этнокультурного образования
  18. §2. Сравнительный анализ систем образования в переходном обществе: общее и особенное
  19. Особенности эволюции социокультурных систем.
  20. 2.1. Организационные основы деятельности «открытой» школы в поликультурной среде
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -