<<
>>

СОВРЕМЕННЫЙ КРИЗИС ЦИВИЛИЗАЦИИ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ Гриценко В.С.

Современный финансово-экономический кризис ярко показал глубокие противоречия современного общества. Россия, страны СНГ оказались в числе тех, по кому кризис ударил особенно больно.

Поэтому выяснение причин и природы этого кризиса становится важнейшей задачей философии, социологии, экономики.

Но экономический кризис - лишь вершина огромного айсберга проблем, с которыми столкнулась человеческая цивилизация. Глобальный экологический кризис, вызванный нерациональным использованием ограниченных природных ресурсов и масштабным загрязнением планеты, грозит перерасти в экологическую катастрофу. Еще в 1970-е гг. некоторые ученые предупреждали, что в обозримом будущем человечество может незаметно перейти предел расходования ресурсов Земли, после чего широкий выход в космос окажется невозможным. С тех пор почти ничего не изменилось. «Золотой миллиард» не оставляет шанса выжить остальным пяти. В 53 из 73 исследованных стран - 80% населения Земли - организаторы Программы Развития, разработанной ООН, констатировали весьма существенный прогресс неравенства. В масштабах мира разрыв в доходах на душу населения между самыми богатыми и самыми бедными странами за последние 200 лет возрос от соотношения 3:1 до 30:1 и 50:1 [4, с. 2-4]. По словам М. Харда и А. Негри, в условиях глобализации происходит «изоляция» развивающихся стран и даже целых регионов (Африка) от принятия экономических и политических решений. Человечество продолжает уничтожать себя в войнах, используя, в том числе, и новейшее биологическое оружие. Эпидемии уносят все больше жизней - не найдя способ победить известные болезни, люди постоянно сталкиваются с новыми. Очевидно, что современная система мирового хозяйства не может адекватно ответить на вызовы времени.

Понять сущность глобальных проблем означает во многом ответить на вопрос о смысле и перспективах существования человечества.

Эти вопросы интересовали философию на протяжении всей ее истории, но именно сегодня они встали как никогда остро; объяснительные и предсказательные возможности философии сегодня нужны как никогда ранее. Случайны ли мы в этом мире?

Кто мы - «свеча на ветру» или «высший цвет материи»? Есть ли пределы нашего развития?

Реформы в России 1990 - 2000-х гг, негативно оцененные ведущими экономистами мира - лауреатом Нобелевской премии Дж. Стиглицем, акад. Д.С. Львовым, Дж. Гэлбрейтом, Дж. Соросом, и другими - чрезвычайно затруднили поиск выхода из глобального кризиса мировой цивилизации. Показательна в этой связи позиция известного канадского философа Н. Дайера-Визефорда (Университет Западного Онтарио), который заявил, что «с появлением социализма, СССР возникла поистине человеческая форма жизни, свободной от хаотической жестокости. свободного капиталистического рынка» [2, с. 19].

На наш взгляд, глобальные проблемы современности - это последствия затянувшегося, пережившего свои исторически необходимые рамки капитализма. По словам Э. Манделя, автора известной книги «Поздний капитализм» (1975), который представил свой взгляд на эту проблему на коллоквиуме «Будущее человеческого труда», организованном Институтом Марксистских Исследований при Университете Брюсселя (2009), «современный кризис не может рассматриваться как типичный кризис перепроизводства или сверхнакопления. Он предстает как фундаментальное изменение структуры международной капиталистической экономики, кризис индустриальной системы» [5].

Кризис капиталистической системы хозяйствования изучается Пермской университетской философской школой с 1970-х гг Ее представителями, в особенности В.В. Орловым, показано, что наиболее существенной чертой нарождающегося сегодня нового - постиндустриального - общества является появление новой исторической формы материального труда - названной К. Марксом автоматизированным, научным, всеобщим трудом - и связанное с ним вырождение стоимостного отношения, рынка, товарного производства. Научный труд связан с качественным изменением характера знаний человека и их роли в материальном производстве.

Всеобщий труд есть наукоемкий труд, насыщенный наукой. В этой новой исторической форме коренным образом меняется само содержание труда. Во всеобщем труде действуют не непосредственные физические силы, а всеобщие родовые и индивидуальные «сущностные силы» человека (К. Маркс). Это обусловливает колоссальный рост производительности труда, всестороннее развитие родовой и индивидуальной человеческой сущности, мощный прогресс материального и духовного богатства общества.

Всеобщий труд определяет новый уровень взаимодействия людей, а также представляет собой все возрастающее воздействие на природу, овладение все более мощными ее силами. «Действительное богатство общества» все более зависит от мощи тех всеобщих сил человека, которые позволяют вовлекать в производственный процесс силы природы (К. Маркс). Это означает «разрушение той пропорциональности или соответствия, которое существует между вещественным и абстрактным богатством, потребительными стоимостями и стоимостью, порциями абстрактного труда. Иными словами, разрушение, вырождение

593

стоимости, стоимостного отношения, которое лежит в основе товарного производства вообще, капиталистического - в особенности» [1, с. 210]. По мнению Ф. Грэма (Технологический Университет Квинсленда), «мы не можем больше называть современную систему капитализмом, по крайней мере, без серьезных оговорок» [3].

Таким образом, кризис современной цивилизации оказывается вполне преодолимым. Именно переход к новому - постиндустриальному - обществу и далее к социализму позволяет устранить основное противоречие между способностью человека к бесконечному развитию и изжившей себя несовершенной системой хозяйствования. Важнейшие вопросы экологии, демографии, проблемы неравенства и голода требуют общественного стратегического планирования в рамках всего мира. Только при этом условии будет возможно преодоление планетарных проблем, выход в космос, освоение Солнечной системы, дальнейший неограниченный прогресс человечества.

В сложившихся критических условиях для России и стран СНГ необходима, по нашему мнению, разработка «прорывной стратегии» перехода к постиндустриальному обществу, которая предполагает: формирование эффективной структуры собственности на основе возрождения реформированной мощной государственной собственности; формирование планово-рыночной экономики, введение современного планирования, включая стратегическое, индексное (производительности труда, введения новых технологий, пр.) и в отдельных случаях номенклатурное; важнейшим приоритетом в развитии общества должны стать наука и образование; в центре внимания государства, предприятий всех форм собственности должен находиться научно-технический прогресс (см.: [1]).

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант РГНФ № 08-03-82301 а/у. «Постиндустриальное общество и Россия. Стратегия развития»).

Литература 1.

Орлов, В.В. Философия экономики / В.В. Орлов, Т.С. Васильева. - Пермь, 2006. 2.

Dyer-Witheford, N. Cyber-Marx: Cycles and Circuits of Struggle in High Technology Capitalism / N. Dyer-Witherford [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fims.uwo.ca/ people/ faculty/ dyerwitheford/ index.htm. - Дата доступа: 20.10.2008. 3.

Graham, P. Labour / P. Graham [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// net. congestion. org/ html/ related_material/ nettimeterror2.html. - Дата доступа: 20.10.2008. 4.

Greig, A. Challenging global inequality: development theory and practice in the 21 century / A. Greig, D. Hulme, M. Turner. - London-New York-Canberra, 2007. 5.

Mandel, E. Marx, the present crisis and the future of labour / E. Mandel [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://socialistregister.com. - Дата доступа: 20.10.2008.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У.. Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современном обществе: национальный и глобальный контекст. Материалы международной научной конференции, г. Минск, 12-13 ноября 2009 г. - Минск: Право и экономика. - 762 с.. 2010

Еще по теме СОВРЕМЕННЫЙ КРИЗИС ЦИВИЛИЗАЦИИ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ Гриценко В.С.:

  1. СОВРЕМЕННЫЙ КРИЗИС ЦИВИЛИЗАЦИИ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ Гриценко В.С.
  2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -