<<
>>

О. Л. Сташкевич духовность И НРАВСТВЕННОСТЬ КАК БАЗИСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ личности

Состояние общественной духовности и нравственности зависит от духовно-нравственной культуры и уровня духовно-нравственного развития каждого человека, которые закладываются в раннем детстве, развиваются и формируются в течение всей последующей жизни.

Проблема духовно-нравственного совершенствования общества в целом и отдельной личности может быть отнесена к категории общезначимых, общечеловеческих. Она всегда вызывала интерес у философов, историков, социологов, педагогов, психологов, теологов. В русле названных научных направлений шла разработка различных этических учений; определялась роль общезначимых ценностей и моральных норм в жизни общества; вырабатывались требования к нравственной культуре личности; ставились вопросы о моральных регуляторах поведения человека (Н. А. Бердяев, Э. Дюркгейм, Л. Колберг, М. Монтень, Б. Спиноза, В. А. Сухом- линский, К. Роджерс, К. Д. Ушинский, Э. Фромм и др.). В философии, этике, психологии личности ведутся исследования нравственной сферы личности; разработаны категории нравственного сознания и нравственного поведения, нравственных чувств и переживаний, нравственных отношений (Л. С. Выготский, А. А. Гуссейнов, В. П. Зинченко, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн).

Духовность и нравственность считаются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как высшее состояние сознания человека, характеризующееся ориентацией на общезначимые ценности. В ней интегрируются нравственно-психологические начала (чувства, эмоции) и целостно-волевые устремления (идеи, идеалы).

Нередко духовность характеризуется как проявление «человеческого в человеке». Ее необходимо рассматривать как важнейшую основу личности (но в то же время не следует отрицать роль биологического и социального). Н. А. Бердяев говорил: «Человеческое призвано господствовать над природным, а не природное над человеческим» [1, с.

18]. Духовность — это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией, то, что является высшей способностью души человека. Духовность, пишет Н. А. Бердяев, не составная часть человеческой природы, но высшая качественная ценность, существо человечности в человеке.

Если духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, то нравственность — сфера ее «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом. Она представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и к обществу. Но в то же время нормы и правила нравственности не носят обязательного характера и поддерживаются силой общественного мнения, сложившимися обычаями и традициями. Они осуществляются практически и воспроизводятся силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в человеке убеждений и побуждений. Выполнение требований нравственности может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности.

Нравственностью оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в нравственной регуляции особую роль обретает самовоспитание, т. е. формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе и без повседневного внешнего контроля.

В сочетании духовность и нравственность составляют базовый каркас личности, где духовность — вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности. По мнению специалистов, между ними существует не только семантическая, но и онтологическая связь. Это проявляется в том, что нормы и принципы нравственности получают идейное обоснование и выражение в ценностях и идеалах духовности.

литература 1.

Бердяев Н. А. Судьбы России. — М., 1918.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У. и др.. Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Жировичи, 27 мая 2010 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Белорус. Экзархат Моск. Патриархата Рус. Правосл. Церкви; науч. ред. совет: М. В. Мясникович, Высокопреосвящ. Филарет [и др.]. — Минск : Беларус. навука. — 389 с.. 2010

Еще по теме О. Л. Сташкевич духовность И НРАВСТВЕННОСТЬ КАК БАЗИСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ личности:

  1. О. Л. Сташкевич духовность И НРАВСТВЕННОСТЬ КАК БАЗИСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ личности
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -