О. Л. Сташкевич духовность И НРАВСТВЕННОСТЬ КАК БАЗИСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ личности
Состояние общественной духовности и нравственности зависит от духовно-нравственной культуры и уровня духовно-нравственного развития каждого человека, которые закладываются в раннем детстве, развиваются и формируются в течение всей последующей жизни.
Проблема духовно-нравственного совершенствования общества в целом и отдельной личности может быть отнесена к категории общезначимых, общечеловеческих. Она всегда вызывала интерес у философов, историков, социологов, педагогов, психологов, теологов. В русле названных научных направлений шла разработка различных этических учений; определялась роль общезначимых ценностей и моральных норм в жизни общества; вырабатывались требования к нравственной культуре личности; ставились вопросы о моральных регуляторах поведения человека (Н. А. Бердяев, Э. Дюркгейм, Л. Колберг, М. Монтень, Б. Спиноза, В. А. Сухом- линский, К. Роджерс, К. Д. Ушинский, Э. Фромм и др.). В философии, этике, психологии личности ведутся исследования нравственной сферы личности; разработаны категории нравственного сознания и нравственного поведения, нравственных чувств и переживаний, нравственных отношений (Л. С. Выготский, А. А. Гуссейнов, В. П. Зинченко, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн).
Духовность и нравственность считаются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как высшее состояние сознания человека, характеризующееся ориентацией на общезначимые ценности. В ней интегрируются нравственно-психологические начала (чувства, эмоции) и целостно-волевые устремления (идеи, идеалы).
Нередко духовность характеризуется как проявление «человеческого в человеке». Ее необходимо рассматривать как важнейшую основу личности (но в то же время не следует отрицать роль биологического и социального). Н. А. Бердяев говорил: «Человеческое призвано господствовать над природным, а не природное над человеческим» [1, с.
18]. Духовность — это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией, то, что является высшей способностью души человека. Духовность, пишет Н. А. Бердяев, не составная часть человеческой природы, но высшая качественная ценность, существо человечности в человеке.Если духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, то нравственность — сфера ее «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом. Она представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и к обществу. Но в то же время нормы и правила нравственности не носят обязательного характера и поддерживаются силой общественного мнения, сложившимися обычаями и традициями. Они осуществляются практически и воспроизводятся силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в человеке убеждений и побуждений. Выполнение требований нравственности может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности.
Нравственностью оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в нравственной регуляции особую роль обретает самовоспитание, т. е. формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе и без повседневного внешнего контроля.
В сочетании духовность и нравственность составляют базовый каркас личности, где духовность — вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности. По мнению специалистов, между ними существует не только семантическая, но и онтологическая связь. Это проявляется в том, что нормы и принципы нравственности получают идейное обоснование и выражение в ценностях и идеалах духовности.
литература 1.
Бердяев Н. А. Судьбы России. — М., 1918.