<<
>>

И. И. Таркан СООТНОШЕНИЕ ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ в УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Употребление терминов «традиция» и «инновация» возможно только в контексте современного дискурса о глобализации и коммуникативной природе современного общества. Эвристическая перспектива использования указанных терминов открывает перспективу обоснования дискурсивной этики (К.

Апель). В дискурсах о традиции и инновации формулируются новые подходы к осмыслению моральных оснований общества.

Инновационные технологии (особенно биотехнологии) требуют включить в этический дискурс современности традицию как гарант устойчивости культурных оснований общества. Традиция формирует этику ответственности в условиях кризиса социальных систем.

Обмен информацией между социальными системами в условиях глобализации ведет, согласно системной теории, к дифференциации и интеграции систем, к их взаимообогащению. Иное происходит, если при этом осуществляется не просто обмен информацией, а интервенция систем под флагом культурных инноваций. Подобную опасность несет в себе феномен, во многом отождествляемый с глобализацией, — вестернизация. Здесь следует видеть корни роста наркомании, алкоголизма, преступности, проституции, торговли оружием, азартных игр, распространение которых по миру нередко также связывают с глобализацией. Актуальность и обострение этих проблем связаны, разумеется, не с тем фактом, что наркотики или оружие, как любой другой товар, способны без труда «перешагивать» границы, а с феноменом расстройства социальных организмов и роста социальной аномии вследствие разрушения традиционных ценностных матриц глобализацией.

Дезинтеграционным для социальной системы является не сам факт формирования глобализирующегося общества, а перенесение иных культурных образцов и типов поведения в масштабах, не усваиваемых традиционной культурой.

Как следствие, усложняются условия взаимопонимания между людьми, жизненный мир социума испытывает перегрузки. С этими процессами связана утрата культурной идентичности, размягчение традиционно устоявшихся культурных моделей. Когда средств рациональной модерации культуры оказывается недостаточно, культурная традиция под давлением инноваций рушится. В качестве компенсации из архаического прошлого культуры воскресают более примитивные структуры социальной организации родового характера. В перспективе жизненного мира крушение традиции означает потерю жизненных ориентаций, психологические перегрузки личности, ее маргинализацию.

Культура является силой, связывающей воедино системные области общества, переводящей язык системных закономерностей на понятный людям язык их жизненного мира. Разрушение этого языка влечет за собой паралич социальных систем. Институциональные и культурные контексты дискурсов в разных странах неодинаковы, поэтому для применения универсальных стандартов требуются процедуры опосредования инноваций собственной культурной традицией.

Подчеркнем, что не каждая культура в силу своей базовой ценностной матрицы может усваивать инновацию как культурную норму.

Когда предметом культурной интервенции под флагом инновационных новшеств становятся элементы, составляющие базовую основу культурной идентичности (язык, религия, история), это с неизбежностью ведет к конфликту.

Инновационные технологии не должны рассматриваться как «разрушители культур» и идентичности.

Культура является цельной системой, в которой повреждение одного элемента грозит нарушить всю органику системы. Отступление от культурных традиций может компенсироваться лишь в том случае, если культура рационализирована в достаточной степени, для того чтобы индивиды согласованно и быстро осваивали новые поведенческие правила.

На наш взгляд, возрождение традиции как проблема актуализируется в условиях кризиса социальных систем и социальной неопределенности в выборе стратегических целей развития.

Важно и то, что современное общество посредством инновационных технологий меняет свой облик и характеризуется технико-технологическим образом жизни (постиндустриальное общество), что неоднозначно влияет на социальную динамику, поскольку традиционные культуры по-разному реагируют на инновационные вызовы.

На наш взгляд, в условиях глобализации дискурс о соотношении традиции и инновации позволяет выявить ряд интересных аспектов данной проблемы: 1.

Признавая правомерность противопоставления традиции инновациям, следует проявлять большую осторожность в истолковании данной антитезы. Это правомерно, если рассматривать традицию и инновацию в контексте стадиального развития общества как традиционного и современного, что и делает ряд исследователей.

Но когда речь идет о многообразии социокультурных факторов становления современного глобального общества, механизмы взаимодействия традиции и инновации видоизменяются: традиция может таить в себе неизвестные и неисследованные ресурсы социальной инновации, и наоборот, под видом инновационной риторики скрывается эвристическая пустота, а само понятие «инновация» превращается в постмодернистский симулякр. Поэтому неправомерно сегодня рассматривать традицию и инновацию как антитезы, поскольку в контексте глобального развития социальных систем любая традиция становится равноправным участником процесса диалога «нового» со «старым». 2.

Диалектическое противоречие «традиция — инновация» проявляет свою действительную силу тогда, когда традиция готова к обновлению и становится источником развития, а у инновации нет другого способа утвердить себя в культурной матрице, иначе как доказав свою жизнеспособность в традиционной культуре. 3.

В условиях глобализации, в связи с экологической и этической критикой технической цивилизации и обострением глобальных проблем инновационная деятельность в современной культуре снова проблематизируется. С позиций синергетики инновационная деятельность, связанная с рациональной организацией общества по принципу технологической об- новляемости, должна корректироваться принципом самоорганизации общества как сложноорганизованной системы на традиционной базисной системе ценностей.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У. и др.. Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Жировичи, 27 мая 2010 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Белорус. Экзархат Моск. Патриархата Рус. Правосл. Церкви; науч. ред. совет: М. В. Мясникович, Высокопреосвящ. Филарет [и др.]. — Минск : Беларус. навука. — 389 с.. 2010

Еще по теме И. И. Таркан СООТНОШЕНИЕ ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ в УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ:

  1. ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В НАЦИОНАЛЬНОМ ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ Таркан И.И.
  2. В. И. Чуешов ИННОВАЦИЯ и ТРАДИЦИЯ: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  3. 3.2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
  4. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ДИАЛОГ КУЛЬТУР. ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ. КУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ
  5. 6. ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  6. МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Е.С. Бабосова
  7. ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И.В. Лысак
  8. СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Блинова О.А.
  9. ТРАНСФОРМАЦИЯ ДУХОВНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Пархоць Е.Н.
  10. Т. В. Зайковская ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ личности в УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  11. Ю. Г. Тамбиянц ЦЕРКОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ в УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: РОССИЙСКИЙ опыт
  12. Е. Н. Роготнева СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ОБРАЗОВАНИЯ в УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  13. ПЕРСПЕКТИВЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО МИРА С.А. Голубева
  14. Я. С. Яскевич ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ в УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  15. Е. У. Байдаров о РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ в ГОСУДАРСТВАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ в УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  16. Ю. В. Власова ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ лИЧНОСТИ в УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  17. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КОНСТИТУИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Новицкая Т.Е.
  18. ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ТИПА КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Саликов А.Э.
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -