<<
>>

Г. В. Тулинова ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И РЕЛИГИОЗНЫЙ СИНКРЕТИЗМ БЕЛГОРОДСКИХ СТУДЕНТОВ

В данной работе осуществлена попытка выявления синкретического характера религиозности студенческой молодежи. С этой целью была составлена анкета, посвященная религиозности студенческой субкультуры, а затем проведен ряд опросов в молодежной среде белгородских вузов. Молодежная субкультура может быть рассмотрена через типологизацию собственной среды. Студенческая аудитория имеет свои специфические субкультурные черты: язык, образ жизни, самопрезентация в обществе, исполнение других социальных ролей.

Особое значение в студенческой картине мира имеют знания о религии и идеальные представления о вере, Боге и др., характеризующие идеалы — религиозные верования молодежи.

Эмпирическую базу исследования составил опрос, проведенный весной этого года среди студентов Белгородской области (550 человек). Возраст опрошенных составил 18—21 лет, перевес женского пола среди опрошенных — 3/2.

Рассмотрим полученные результаты в контексте религиозного синкретизма. Концепция религиозного синкретизма, активно разрабатывавшаяся с середины XIX в., призвана объяснить важные структурные особенности эволюции религиозных представлений: исторически сложившуюся многослойность религиозных представлений, эклектичность соединения верований и, наоборот, их структурно-функциональную организованность. Согласимся с Н. С. Капустиным, который под термином «религиозный синкретизм» понимает «объективный процесс соединения, слияния различных религиозных элементов, верований и культов в ходе их взаимодействия друг с другом и образования новой целостной системы мировоззрения, мироощущения и культуры со своей специфической структурой» [2, с. 12—13].

Результаты опроса показали, что половина опрошенных студентов признали свои семьи религиозными, 30% так не считают, а 20% затруднились ответить. Была также выявлена связь религиозного мировоззрения с суеверным. Исследования подтверждают факт того, что среди верующих суеверия бытуют чаще, чем в среде неверующих молодых людей. Так, в вопросе о приметах (ловле «халявы», страхе черной кошки и пятницы 13-го) в общей сложности 68% студентов тем или иным образом придают им значение. В то же время 66% верят в Единого Бога, а 84% опрошенных относят себя к православным христианам и одновременно к верующим — 64% (основание такой самоидентификации лежит в национальных и семейных традициях, в культуре), к убежденным верующим (воцерковленным) отнесли себя 6% респондентов.

О мировоззренческих и религиозных ценностях говорит вопрос о муках совести: 17% всех опрошенных студентов признают, что не испытывают их. Из тех, кто испытывает, пытается исправиться лишь половина.

Что касается знаний религиозных догматов и религиозных практик, то студенты молятся и посещают богослужения в большинстве случаев только в моменты крайних напряжений, испытаний и страхов. По данным опроса, 7% православных верующих отметили, что практически никогда не молятся, а около 40% опрошенных обращаются к Богу с молитвой в моменты крайнего напряжения, опасности, в критических ситуациях.

Структуру и динамику мировоззренческих установок, носящих идеалистический (в силу возраста) и квазирелигиозный (т. е. популярный на уровне массового сознания) характер, уточнили результаты социологических исследований 2007 [3] и 2010 гг. В ценностных ориентациях студентов налицо превалирование общезначимых приоритетов: семьи, жизни, здоровья, любви, свободы, общения и др., последние же позиции занимают творчество, вера в Бога, развлечение и власть. Таким образом, современная молодежь мало придает значение ценностям карьеризма, патриотизма и досуга, она практически лишена социальной и творческой амбициозности.

Можно сказать, что молодежь до сих пор является неосвоенным полем работы в деле воспитания духовно-нравственных и патриотических ценностей, творческих и лидерских качеств, занимающих последние строчки в ценностной шкале современной молодежи. Не случайно кризис современного общества лежит в экономической и духовной сфере, а одной из его предпосылок является пассивность студенческой молодежи.

Эти данные совпадают с выводами К. Каариайнена и Д. Е. Фурмана [1] о нарастании мировоззренческой неопределенности и эклектики на уровне массового сознания. В отличие от упомянутых авторов, в нашем исследовании специфики религиозности студенческой субкультуры базовым стало положение о религиозном синкретизме: формальной религиозности и осознанном или неосознанном суеверном поведении.

Подводя итоги проведенного анализа, стоит отметить, что духовно-нравственное воспитание возможно путем преодоления субъективизма восприятия христианства студенческой молодежью. Кризис современного общества лежит в экономической и духовной сфере, а одной из его предпосылок является пассивность студенческой молодежи. Неопределенность догматического мышления, синкретизм религиозного сознания, — это черты студенческого мировосприятия, обусловленные духовной неграмотностью. Решением данной проблемы может стать последовательное развитие в России православного духовного просвещения. При этом в качестве стратегических задач духовного просвещения нужно выделить необходимость создания духовно-просветительских центров, деятельность которых будет способствовать распространению систематически выстроенных религиозных знаний в среде студенческой молодежи. Развитие приходов при вузах и их активной работы со студентами и преподавателями также можно отнести к основным задачам духовного просвещения. Религиозному просвещению должно способствовать развитие православных сетевых проектов, благодаря которым возможна ликвидация острого информационно-познавательного «голода» относительно существенных вопросов религиозной жизни среди студенчества. При этом реализация намеченных задач станет эффективной лишь при наличии повышенного внимания к уникальному духовному пути каждого студента, при умении избежать абстрактно-общих подходов к духовному миру молодого поколения.

литература 1.

Каариайнен К., Фурман Д. Е. Верующие, атеисты и прочие адепты российской религиозности // Вопросы философии. — 1997. — № 6. — С. 35—52. 2.

Капустин Н. С. Особенности эволюции религии (на материалах древних верований и христианства). — М., 1984. 3.

Климова С., Мартынова Г. Духовные тенденции студенческой молодежи в XXI веке (Размышления по результатам анкетирования) // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. — Белгород, 2007. — № 9 (40), вып. 2. — С. 222—247. 4.

Климова С. М., Мартынова Г. В. Отношение к религии студенческой молодежи (социологические заметки) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — М., 2007. — № 3(83). — С. 94—95.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У. и др.. Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Жировичи, 27 мая 2010 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Белорус. Экзархат Моск. Патриархата Рус. Правосл. Церкви; науч. ред. совет: М. В. Мясникович, Высокопреосвящ. Филарет [и др.]. — Минск : Беларус. навука. — 389 с.. 2010

Еще по теме Г. В. Тулинова ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И РЕЛИГИОЗНЫЙ СИНКРЕТИЗМ БЕЛГОРОДСКИХ СТУДЕНТОВ:

  1. О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ Варич В.Н.
  2. Динамика ценностных ориентаций студентов в условиях социально-экономических изменений
  3. РАЗДЕЛ 2. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
  4. И. Н. Сидоренко ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОлОДЕЖИ
  5. Динамика ценностных ориентаций молодежи в российском обществе
  6. Ценностные ориентации в научном познании и проблема выбора
  7. Проблема ценностных ориентации мужчин и женщин в изменяющемся мире
  8. § 2. Здоровье в системе ценностно-смысловых ориентаций личности
  9. Динамика ценностных ориентаций старших школьников в условиях социально-экономических изменений
  10. 13.2. Основные элементы политического поведения: мотивы, потребности, ценностные ориентации
  11. А. C. Червинский КОНЦЕПЦИЯ НООСФЕРЫ: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
  12. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА НА СТРАНИЦАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ПЕРИОДИКИ* А.В. Полонский Белгородский государственный университет; В.Г. Глушкова Белгородский университет потребительской кооперации
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -