<<
>>

О. А. Волочке ДИАКОНИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ и ЦЕНТРЫ СОЦИАЛЬНОЙ помощи БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI вв.

Православная Церковь является традиционным попечителем общества и участвует в решении его материальных и духовных проблем. В «Основах социальной концепции РПЦ», отражен ряд идей, выражающих тревогу за здоровье, благосостояние, нравственный уровень широких слоев населения, что соответствует миссии христианской церкви, как церкви бедных.

«Современная церковь различает «терапевтическое» (служение в узком смысле, осуществляемое самой церковью в помощь нуждающимся людям) и «профилактическое» (служение, осуществляемое государством и обществом) человеколюбие» [1, с. 7]. «Терапевтическое» служение, даже если оно имеет практическую и материальную форму помощи, обязательно включает в себя духовно-нравственный, воспитательный и созидательный компоненты, поскольку первостепенной задачей реализации служения церкви является сохранение духовного и нравственного здоровья каждого человека. Этим данный подход отличается от «профилактической» социальной работы, которая направлена прежде всего на решение материальных проблем. Исходя из всего этого, выявляется особенность феномена социального служения церкви, который включает в себя большой спектр видов и форм социальной деятельности, охватывающих как духовные аспекты жизни общества, так и материальные. Таким образом, «социальное служение... (выступает. — О. В.) как совокупность организованных форм социальной деятельности религиозных организаций, направленных на осуществление религиозной миссии в общественной практике. В контексте нормативно-ценностных систем общества выделяются следующие виды социальной деятельности: служение, благотворительность, социальная работа, спонсорство, гуманитарная помощь.. Все вышеуказанные виды социальной деятельности определяются мотивами, к которым относятся милосердие, любовь, филантропия, альтруизм» [1, с. 8]. В зависимости от того, какие структуры Церкви участвуют в социальной деятельности, определяются и виды социального служения.

Диаконические станции и центры социальной помощи БПЦ занимаются преимущественно социальной работой и гуманитарной помощью. На примере деятельности диаконической станции Гродненской епархии, впоследствии переименованной в Центр социальной помощи, можно сказать, что главными целями и задачами существования центров социальной помощи являются: возрождение церковного социального служения в епархиях БПЦ, организация и координация деятельности приходских объединений, развитие сестрического милосердного служения, непосредственное осуществление социальных проектов. Направлениями работы, исходя из тех категорий населения, которым оказывается помощь, являются: опека над детьми, инвалидами, медицинский уход за больными, престарелыми, материальная помощь нищим, нуждающимся.

Диаконические станции занимаются прежде всего реализацией социальных проектов. Значимым направлением социальной деятельности диаконических станций для общества, является поддержка и патронаж инвалидов, стариков и тяжелобольных на дому. Белорусское общество стремительно стареет, о чем свидетельствуют следующие данные: «число жителей в возрасте 65 лет и старше возросло с 1979 по 1997 г. до 130 тысяч, что составило 12,8% населения страны» [2, с. 365]. Адресная помощь этим группам отвечает новому подходу государства в социальной сфере, который направлен на «.повышение эффективности реализации социальных гарантий населению путем перехода от общих к адресным программам, учитывающим потребности конкретных групп и слоев.» [2, с. 366]. Однако далеко не все нуждающиеся в опеке получают поддержку государственных структур. Так, сестры Диакони- ческой службы сестричества милосердия прп. Евфросинии Полоцкой (Минск), ухаживают в основном за тяжелобольными, лежачими, парализованными людьми, не имеющими помощи со стороны социальных служб. Зачастую, работа сестер становится Хосписом на дому. Несмотря на то что «уход на дому является не только более гуманным, но и экономически эффективным» [2, с. 366], остро стоит проблема организации богаделен при диаконических станциях, которые позволили бы увеличить количество опекаемых людей, однако решить ее возможно во многом при условии неравнодушной позиции государства и чиновников.

«Во многих странах .(уход на дому. — О. В.) осуществляется негосударственными структурами при финансировании этой деятельности из государственного бюджета на основе государственного социального заказа» [2, с. 366]. В дореволюционной России значительный вклад в социальную опеку вносила Православная Церковь, путем создания тех же богаделен. В Республике Беларусь функцию попечителя и организатора социальной защиты выполняет государство, однако опыт и потенциал Церкви в этом вопросе позволяет говорить о перспективности сотрудничества с БПЦ, а также об актуальности такого взаимодействия для общества.

Новой чертой диаконий в частности, и социального служения Церкви в целом на рубеже XX—XXI вв., в сравнение с дореволюционными православными социальными службами, является расширение межцерковного сотрудничества в социальной сфере. Так, Диакониче- ская Станция Молодечненского благочиния, созданная в 1999 г. при финансовой поддержке Evangelische Landeskirche in Wurttemberg (Германия), развивает такое направление работы, как сотрудничество с общественными организациями для более эффективной реализации социально служения. В 1999—2001 гг. Станция благодаря поддержке партнеров провела ряд социальных проектов: оказание продуктовой помощи (1200 человек), организация бесплатных обедов (400 человек), медицинская помощь нуждающимся (200 человек) и т. д. Значимость деятельности диаконических станций, их востребованность обществом подтверждает тот факт, что в г. Молодечно ежедневно с просьбой о помощи на Диаконическую Станцию обращается около полусотни человек [3]. В 2001 г. в Беларуси действовало 11 православных центров, организаций, диаконических станций [4, с. 179—188].

Таким образом, диаконические службы Православной Церкви на рубеже XX—XXI вв. сохраняют свою традиционную направленность на помощь социально незащищенным группам населения, при этом для реализации социального служения привлекаются к сотрудничеству общественные и межцерковные организации, что способствует повышению его эффективности.

Отсутствие координации в деятельности государственных, церковных и общественных организаций было значительной проблемой в 90-х годов XX в., однако на данном этапе намечаются определенные сдвиги в решении вопроса. Диаконические станции и Центры социальной помощи, наряду с православными братствами и сестричествами, позволяют Церкви осуществлять социальную миссию и выступать попечителем общества. Своим примером служения, основанном на любви к ближнему, БПЦ не только материально поддерживает людей, нуждающихся в помощи, но, главное, оказывает «терапевтическое» влияние на их духовнонравственное состояние.

литература 1.

Костылева Т. А. Социальное служение религиозных организаций: Автореф. дис.канд. филос. наук: 09.00.13. / Гос. техн. ун-т. — Омск, 2006. 2.

Матвейчик Т. В., Иванова В. И. Взаимодействие образования и церкви в обучении сиделок и волонтеров // Беларусь: государство, религия, общество: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск — Жировичи, 7 июня 2007 г. ) / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т истории, Минск. духовн. акад. им. Святителя Кирилла Туровского / Ред- кол.: протоиерей В. Антоник [и др.]. — Минск: Белорус. наука, 2008. — С. 365—368. 3.

Отчет о деятельности Диаконической Станции Молодеченского Благочиния в 1999—2002 гг. [Электронный ресурс] / Союз Сестричеств милосердия Белорусской Православной Церкви. — 2010. — Режим доступа: /http:// www.ssmbel.info/sisters/mineparh/molod.htm. — Дата доступа: 28.04.2010. 4.

Приходы и монастыри Белорусской Православной Церкви. — Минск, 2001.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У. и др.. Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Жировичи, 27 мая 2010 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Белорус. Экзархат Моск. Патриархата Рус. Правосл. Церкви; науч. ред. совет: М. В. Мясникович, Высокопреосвящ. Филарет [и др.]. — Минск : Беларус. навука. — 389 с.. 2010

Еще по теме О. А. Волочке ДИАКОНИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ и ЦЕНТРЫ СОЦИАЛЬНОЙ помощи БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI вв.:

  1. О. А. Волочке ДИАКОНИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ и ЦЕНТРЫ СОЦИАЛЬНОЙ помощи БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI вв.
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -