<<
>>

Л. Е. Земляков ТРАДИЦИОННЫЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Традиционные духовно-нравственные ценности носят всеобъемлющий характер — не случайно они способствовали консолидации белорусского этноса. Духовно-нравственная традиция в качестве определенного инструмента наследования культурных достижений общества призвана способствовать сохранению «социальной памяти» или так называемой культурной преемственности в обществе, особой духовной связи между многими поколениями людей.

Данная характеристика духовно-нравственной традиции также является необходимым условием противостояния экспансивному влиянию мировых глобализационных процессов, тенденция к усилению которых в последнее время становится все более заметной.

Особенно важным сегодня является концентрация всех человеческих усилий вокруг процесса сохранения духовно-нравственных традиций самосознания белорусского общества. Вековая социально-философская парадигма бытия личности в нашей стране являет собой уникальное объединение традиций, духовности и нравственности, содержащее такие общепризнанные категории, как внутренний долг, честь, чистая совесть, чувство благодарности к другому человеку, сострадание и милосердие.

Сегодня явно акцентируется проблема возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей, присущих религиозному мировоззрению. Все основные религиозные конфессии Беларуси, выявляя наиболее опасные негативные тенденции развития современного духовнонравственного кризиса, отмечают, что коммерциализация культуры, бездуховная индустрия развлечений, подмена духовно-нравственного наследия народа на псевдокультурные суррогаты, вызывают разрушительные эмоции в душе человека, препятствуя самосовершенствованию личности и гармонизации общественных отношений.

В современной Беларуси православие является важнейшим культурообразующим фактором, православие через культуру участвует в строительстве государства и экономики. Кроме того, оно влияет на каждого верующего и неверующего человека.

Он, в свою очередь, влияет на собственное окружение и прямо или опосредованно — на положение дел в стране. Православная религия, таким образом, — это явление, создающее матрицы поведения, формирующее в обществе систему ценностей, в соответствии с которыми складывается значительный пласт социальных отношений.

Православная церковь стала одним из важнейших социокультурных акторов в современной Беларуси, православные иерархи постоянно присутствуют в медиапространстве, высказываясь по всем основным вопросам развития современной Беларуси. Ряд публикаций по проблемам социального участия Православной Церкви свидетельствуют об определенных изменениях в социальных приоритетах церкви [4;5]

Социально-политические и социально-экономические реалии постсоветской Беларуси вызвали концептуальные новации в идеях православия и в деятельности Белорусской Православной Церкви (БПЦ), в частности; поворот к противоречивым социальным проблемам современности, согласование религиозного мировоззрения с достижениями науки. Вместе с тем православие выполняет охранительную функцию по отношению к культуре, выступая за сохранение самобытности, трансляцию многовекового опыта, содействуя гармонизации традиций и новаций.

Православие в начале XXI в. остается своеобразной культурной матрицей страны, которая определяет поведение жителей Республики Беларусь, формирует их мировоззрение. Сохранение православия в качестве социокультурной матрицы белорусского общества будет зависеть от того, как оно сможет ответить на вызовы современности. Участие православия в социокультурном развитии белорусского общества происходит прежде всего через менталитет жителей страны, в том числе через национальный характер и посредством сформированной в современном православии социокультурной картины мира.

Православие в качестве объединяющей идеологии может сплотить только православных жителей Республики Беларусь, но ему сложно стать основанием универсальной социальной идеи, направляющей и объединяющей действия населения Республики Беларусь.

Православие в будущем сохранит свои позиции в белорусском обществе и будет конкурировать с другими конфессиями и нетрадиционными религиозными движениями за влияние на сознание жителей Республики Беларусь. В то же время задачи инновационного развития Республики Беларусь потребуют ренессанса научного мировоззрения, у которого имеются равновеликие с православием шансы стать идейным основанием нового социально-политического развития. Ситуация постмодерна, обеспечивавшая «комфортное» сосуществование двух альтернативных мировоззрений, постепенно уходит в прошлое. В будущем ожидается рост социокультурных напряжений по линии «религиозное — светское (в том числе научное)». В этой связи встанет вопрос об эффективном культурном синтезе православия и науки как равноуровневых социокультурных систем.

Современное место духовно-нравственных традиций в социокультурном пространстве Беларуси, несомненно, должно являться центральным, но их роль в нашем обществе нивелируется множеством опасных процессов и явлений, по-своему разъединяющих отдельную личность. Поиск духовных ориентиров, которыми будет руководствоваться наша страна в XXI в. предполагает четкое понимание каждым индивидом в рамках процесса общественного бытия особого места и роли духовно-нравственных традиций как системообразующих ценностей, посредством которых развивалась Беларусь на протяжении многовековой истории.

События прошедших веков, однажды закрепившись в «исторической памяти» нашего народа, заложили фундамент так называемого генетического кода нации, особого духовного строя и чувствования всего многонационального и поликонфессионального общества. Мировой исторический опыт и многовековое наследие белорусской государственности позволяет говорить о том, что зачастую именно религия становится структурным каркасом, главной организующей силой бытия общества и личности.

«Белорусская идеология, — отметил Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко в выступлении на мартовском семинаре-совещании управленческих кадров, — должна иметь ориентацию на традиционные для нашей цивилизации ценности: способность трудиться не только ради наживы, но и для блага общества, коллектива, других людей.

потребность в идеалах и высоких целях, взаимопомощь, коллективизм в противовес западному индивидуализму, социальная опека и уважительные отношения государства и народа» [3, с. 20]. Идеология белорусского государства предусматривает и впитывает в себя общественно-политические ценности развитого гражданского общества, общечеловеческие нравственные нормы, рожденные в духе исторических традиций и в русле христианских ценностей.

литература 1.

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). — Минск, 2005. 2.

О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповедений и религиозных организациях»: Закон Респ. Беларусь от 31 окт. 2002 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2002. — № 123, 2/886. 3.

О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. — Минск, 2003. 4.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — М., 2001. 5.

Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. 26 июня 2008.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У. и др.. Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Жировичи, 27 мая 2010 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Белорус. Экзархат Моск. Патриархата Рус. Правосл. Церкви; науч. ред. совет: М. В. Мясникович, Высокопреосвящ. Филарет [и др.]. — Минск : Беларус. навука. — 389 с.. 2010

Еще по теме Л. Е. Земляков ТРАДИЦИОННЫЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА:

  1. 2.3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
  2. Л. Е. Земляков ТРАДИЦИОННЫЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
  3. 2.1. Организационные основы деятельности «открытой» школы в поликультурной среде
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -