«ЗОЛОТОЙ ВЕК» И ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В БЕЛАРУСИ Старостенко В.В.
Эпоха отечественного Возрождения ХУІ - начала ХУЛ вв. - один из важнейших этапов становления национальной культуры, самосознания белорусского народа. Результатом ренессансного влияния стали процессы секуляризации, гуманизации и рационализации социальной жизни и духовной культуры.
Рождение суверенной культуры белорусского народа символизировала скоринин- ская Библия. В сознании общества постепенно утверждаются и фиксируются в качестве юридических норм в Статутах ВКЛ идеи правового мировоззрения, общественного согласия, государственно -политического суверенитета.Спустя более чем три столетия, уже в период «второго белорусского возрождения» в 20-е гг. XX в., в трудах по истории белорусской культуры и литературы эпоху Возрождения, ХУІ в., или «первое белорусское возрождение», начинают определять как «золотой век» в истории Беларуси. Приоритет в этом нововведении принадлежит известному историку литературы, поэту и критику Максиму Богдановичу, автору статьи «Белорусское возрождение», написанной в 1914 г. и опубликованной в 1916 г [3, с. 15-16]. Позже, с 30-40-х гг. XX в. понятие «золотой век» стало рассматриваться в белорусской историографии как антинаучное и идеологически ошибочное [5, с. 398].
В некоторых публикациях периода суверенной Беларуси, или «третьего белорусского возрождения», понятие «золотой век» вновь легитимируется, преимущественно в традициях 20-х гг XX в. Рассуждая о «золотом веке» в контексте полиэтнического характера культуры ВКЛ в XVI в., А. Мальдис отмечает, что «Залаты Век - гэта час, калі наша культура развівалася паводле агульнаеурапейскіх канонау... Рэнесансу і Рэфармацып», когда «беларуская культура стала вядучай у Вялікім Княстве Літоускім» [7, с. 12, 14]. На мотивы «золотого века» как идеала универсального архетипа совершенного общества в индоевропейской культуре и в творчестве писателей ВКЛ и Речи Посполитой XVI в.
обращает внимание В.М. Конон [7, с. 40-47]. В некоторых публикациях данное понятие приобретает новый контекстный смысл, рассматривается в связи с реформационным движением. В частности, конфессиональный аспект «золотого века» абсолютизирует Ст. Акинчиц. Суждения автора не лишены оригинальности; важнейшим детерминантом развития белорусского общества он считает влияние Реформации: «Бо і Біблія Скарыны, і разьвщьцё школьніцтва і кнігадрукаваньня, і зямельная, судовая, адшшстрацыйная рэформы XVI ст., і Статуты ВКЛ, рост гарадоу, уздым культуры і эканомш маюць сваёй прычынай ні што іншае (?? - В.С.), як ідд Рэфармацый..» [7, с. 21-22]. Не вдаваясь в детали многовековой дискуссии о месте Реформации в истории культуры Беларуси, отметим лишь, что более обоснованным видится рассмотрение Реформации как преимущественно следствия Возрождения, а не его причины.В целом, выражение «золотой век» в качестве метафоры, образной характеристики XVI в. как времени расцвета духовной жизни Беларуси обрело устойчивую «прописку» в белорусской публицистике. В этой связи представляет интерес вопрос о применения понятия «золотой век» в аутентичных источниках периода отечественного Возрождения.
Следует сразу отметить, что современники, жившие в XVI в., не оставили оценок этого столетия как буквально «золотого века» в развитии культуры. В качестве единственного примера употребления данного термина, причем как метафоры процветания ВКЛ, нередко рассматривается поэма «Песнь о зубре» Н.Гусовского. В наиболее часто цитируемом переводе поэмы на белорусский язык Я. Семежона определение «золотой век» относится к «нетрам дауняе даунасці», ко времени правления князя Витовта: «Княжанне Вітаута лічаць усе летапісци росквітам княства Літоускага, нашага краю, і называюць той век за- латым. Разбяромся: мне так здаецца, што гэтай шаноунаю назвай век той названы па простай прычыне: дзяржауца перад багаццем і шчасцем зямным пастаян- на ставіу багацце духоунае - злата дзяржавы» (здесь и далее выделено мною. - В.С.) [1, с.
363-364], [4, с. 104]. Однако в латинском оригинале «Песни о зубре» термин «золотой век» не употребляется (см.: [4, с. 37]), используется выражение «clarissimus aevo» (а не «aurea aetas» или «aureum tempus»). Вышеприведенный отрывок имеет более адекватный русскоязычный перевод: «Годы княжения Витовта названы веком самым прекрасным совсем не за то, вероятно, что возвышала правителя бранная слава. Нет же, скорее за то, что превыше богатства и счастья ставил он духа богатство.» [4, с. 157].Понятие «золотой век» применительно к XVI в. появляется в аутентичных источниках лишь последующего XVII века. При этом данное понятие использовалось в качестве метафоры не периода расцвета культуры вообще, а времени относительной веротерпимости и гражданского согласия второй половины XVI в. Именно в этом смысле «золотой век» фигурирует в мемуарах, или «Исторических записках» Ф. Евлашовского (нач. XVII в.). Описывая события 60-90- х гг. XVI в., Евлашовский отмечал, что конфессиональные различия не вызывали в то время вражды, не являлись препятствием для отношений добрососедства, социального согласия, что наблюдается в новом столетии. «На он час, - пишет он, - розност вяры не чинила намнейшей розности в милости приятелскей, для чого самого тамтот век злотым ми се види от нинейшого веку, кгде юж и межи еднэй вяры людьми облуда все заступила, а покготовю межи розными вяры анисе пытай о милост щирость и правдиве добрэ заховане.». Приводится Евлашовским и весьма красноречивый пример толерантности в отношениях между виленскими католиками и протестантами [8, с. 91]. Иностранцы, удивленные тем, что каноник пригласил к себе на обед «евангелика», «дивовали се барзо.» и «хвалили то. мовечи, же ту Бог живе, а кганили свое домовэ права». Евлашовский мечтает о возвращении утраченного «золотого века»: «О Бокг бы то дал, абы и тэраз ласкавше веки наступит могли.» [8, с. 91-92].
708
Причина столь контрастных оценок второй половины XVI в. и начала Х^І в. - в кардинальных изменениях общественной ситуации в Речи Посполи- той, вызванных активизацией Контрреформации и введением Брестской церковной унии (1596).
Уния привела к нарушению конфессионального баланса и социальной стабильности. Общественное сознание проникается духом вражды, религиозной нетерпимости, что зафиксировано в памятниках общественнофилософской мысли, проявлялось в многочисленных фактах социальнополитической жизни. В антиуниатской, прежде всего православной литературе, уния прямо рассматривается как социальное зло, угроза распада государства, нарушение прав личности и даже как происки дьявола (см., напр. [10, с. 94109]). Один из наиболее характерных примеров такого рода содержится в сочинении клирика Острожского «Отпис на лист... отца Ипатиа» (1598). Уния для автора - промысел сатанинских сил («сеть диаволю»), «страху и жалю полная», «мешаная колотливая згода», «помешанье сумненья и веры» [6, с. 405-406].Аллегорически, эмоционально-образно наступившие «железные века» описываются Ф. Иевлевичем в поэме «Лабиринт» (1625): «наполнилась мера дел неясных, настало время предательств, фальши, травли, фальшивых завещаний, лживых лобызаний, подлых убийств, злодейства, воровства, хищного зверства. Ничто уже не идет естественным образом, а подлинного представления о добродетели или истинной мере справедливости вы не имеете. Тень только, подобие их используете». «Железные века» как «времена жалкие», «смутные» противопоставляется Иевлевичем минувшим «золотым векам», когда царила «згода» - справедливость, религиозная свобода и веротерпимость, гражданский мир и согласие [9, с. 22-24]. Представление о существовании до конца XVI в. относительной религиозной свободы породило и относимое к данному времени понятие «золотой свободы». Примером может служить известное антиуниат- ское сочинение «Синопсис», поданное на сейм Речи Посполитой 1632 г. Перечисляя примеры вероисповедных притеснений со стороны униатов, авторы документа (? И. Бобрикович, Л. Древинский) заключают: «... подобныя обиды не насилие ли совести? Не нарушение ли прежней нашей златой вольности?» [2, с. 90-91].
Приведенный экскурс в вопрос о «золотом веке» эпохи Возрождения не ставит под сомнение возможность метафорического использования данного понятия применительно к общим оценкам богатой ренессансной культуры ВКЛ.
Задача его - обратить внимание на феномен современной мифологии, и актуальность адекватного научного прочтения интеллектуальной истории Беларуси.Литература 1.
Анталогія дауняй беларускай лгтаратуры: XI - першая палова XVIII стагоддзя / Навук. рэд.
В. А. Чамярыцкг - Мн., 2003. 2.
Бантыш-Каменский, Н. Историческое известие о возникшей в Польше унии. - М., 1805. 3.
Богданович, М. Белорусское возрождение // М. Багдановіч Беларускае адраджэнне: Лгтаратурныя артыкулы. - Мн., 1994. 4.
Гусоускі, М. Песня пра зубра: на лацін., беларус., рус. мовах. - Мн., 1980. 5.
Пазднякоу, В. «Залаты век» // Энцыклапедыя псторын Беларусі: У 6 т. - Мн., 1996. - Т. 3. 6.
Памятники полемической литературы в Западной Руси. - СПб., 1903. - Кн. 3. 7.
Рэфармацыя і залаты век Беларусі: Матэр. навук.-практ. канф., Мінск, 1 чэрв. 2002 г. / Укл.
С. Акшчыц. - Мн., 2002. 8.
Свяжынскц У.М. «Еістарычныя запіскі» Ф.Еулашоускага. - Мн., 1990. 9.
Старостенко, В.В. «Лабиринт» Фомы Иевлевича. - Могилев, 1998. 10.
Старостенко, В.В. Свободомыслие и свобода совести в Беларуси: очерки истории. - Могилев, 2004.