3.2.1. Теоретико-философские положения педагогики Р.Штайнера
Р. Штайнер (1861-1925) - австрийский педагог, мыслитель, философ. Философское учение Р.Штайнера, антропософия (antropos - человек, sophia - мудрость), рассматривает педагогику как науку о человеке - совокупности трех составляющих: тела (опорно- двигательная система, обмен веществ, действенно-волевая сфера), души (сердце, дыхательная система, сфера эмоций) и духа (мозг и нервная система, интеллектуальная сфера).
Задача педагога, по Штайнеру, привести все названные сферы в гармоническое взаимодействие, так как в обычном состоянии они разбалансированы.Эта же трехчленность заложена в основу организации вальдорф- ской школы. Первые семь лет жизни - «раннее детство» (вклад в физическое развитие), следующие семь лет, с 7 до 14, - «детство» (вклад в эмоциональное развитие), далее, до 21 года, - «отрочество и юность» (вклад в духовное становление человека).
Основными принципами вальдорфской педагогики являются: антропоцентризм;
образование ребенка является следствием его потребностей, а не социального заказа того или иного общества;
гармоничность развития всех составляющих человека (тела, воли, чувств, разума);
обучение дедуктивным путем, от общего к частному, от идеи - к ее реализации;
историчность - воспроизведение в процессе обучения основных этапов человеческой эволюции: занятия земледелием, ремеслами, искусством, наукой;
цикличность - использование естественных, т.е. суточных, сезонных и астрономических (астрологических), ритмов;
эвристичность - детям не навязывают готовых правил, а дают возможность сделать вывод самим; художественность всего обучения.
Главное свойство педагогики Р. Штайнера - отрицание прямого воздействия на обучающегося. Воспитание и обучение идут через постепенное формирование эмоциональной сферы, интеллекта к воспитанию волевой сферы ученика.
Стержень воспитательной работы - организация нравственного воспитания, в основу которого положены Добро, Красота и Правда. Эти качества послужат воспитаннику в дальнейшем основой морали, творчества и мудрости.
С опорой на антропософские идеи Р. Штайнера австрийский педагог К. Кениг (1902-1966) в 1939 г. в Шотландии учредил школу - деревенскую общину для лиц с отклонениями в умственном развитии (поместье Кэмпхилл в Абердине). Тем самым было положено начало развитию новой ветви педагогики Р. Штайнера, получившее название «Кэмпхиллское движение». Это педагогическое направление ориентировано на оказание специальной социально-педагогической помощи лицам с отклонениями в развитии, для которых жизнь и обучение в системе массового образования, а также последующая взрослая жизнь в традиционных условиях затруднительны.
Еще по теме 3.2.1. Теоретико-философские положения педагогики Р.Штайнера:
- 3.2. Педагогика Рудольфа Штайнера
- 3.2.1. Теоретико-философские положения педагогики Р.Штайнера
- Теоретические методы.
- § 1. Действие немецкого уголовного права во времени
- Теория литературной эволюции
- Б. Т. Григорьян На путях философского познания человека
- 3.1. К вопросу об истории
- ФИЛОСОФСКИЕ< ПИСЬМА" [В.А.БОЛТИНОЙ
- ИЕРАРХИЯ ФАКТОРОВ ОБУЧЕНИЯ
- ФИЛОСОФСКОЕ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЕКТИВНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ВРЕМЕНИ Т.П. Лолаев
- Комментарии и примечания
- ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИКА ПЕРИОДА КАПИТАЛИЗМА(XVIII-XIX вв.)
- ИДЕЯ РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ. ДИАЛЕКТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
- Многообразие когнитивных практик и принципы их возможного синтеза
- О СОДЕРЖАНИИ И МЕТОДИКЕ ФАКУЛЬТАТИВА «ОСНОВЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА И НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ))
- 4.4.3. Педагогика сотрудничества
- Методика и педагогика
- Теоретико-методологические положения сопровождения
- 1.1. Характерные черты и тенденции развития гуманистической образовательной парадигмы в отечественной педагогике