<<
>>

3.4. Краткий экскурс в историю сурдопедагогики

В античных литературных источниках нет каких-либо упоминаний о систематическом обучении глухих. В то же время вполне допустимо предположение о том, что глухие, воспитываясь в семье, осваивали не только навыки самообслуживания и домашнего труда, но и ремесла и доступные виды искусства (живопись, скульптура).
Их не считали полноправными членами общества. В философских трактатах Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) «О чувствах чувствующих», «О чувственных восприятиях и их объектах» рассматривается отрицательное влияние глухоты и немоты на умственное развитие и познавательные возможности ребенка.

В эпоху Средневековья западноевропейская церковь видела в глухоте, как и в других человеческих недугах, «кару божью», посланную детям за грехи родителей. Не умея найти контакт с глухими и признавая их часто безумными, общество сторонилось таких людей, обвиняя их в колдовстве. Глухие нередко становились объектами преследования со стороны инквизиции.

Эпоха Возрождения стала поворотным пунктом в развитии отношений общества с неслышащими.

Чаще других по характеру своей деятельности с ними имели дело духовные лица и врачи. Первые обеспечивали их призрение в монастырях, куда состоятельные люди нередко отдавали своих глухонемых детей. Вторые предпринимали разнообразные попытки «вылечить» глухонемого, «разбудить» его слух. Повседневное взаимодействие с глухими позволяло обнаружить их обучаемость, возможность общения при помощи жестов.

История сохранила имя первого человека, совершившего по представлениям того времени чудо: испанский монах-бенедиктинец П. Понседе Леон (1508-1584) обучил устной речи, пользуясь жестовой речью, письмом и дактилологией (пальцевой азбукой), двенадцать неслышащих учеников.

257

9 Назарова

Развитие практики обучения неслышащих в странах Западной Европы подкреплялось и первыми теоретическими работами в этой области: современник П.

Понсе, выдающийся итальянский

ученый-энциклопедист Д. Кардано (1501-1576) не только дал зиологическое объяснение причин глухоты и немоты, но и сф мулировал важнейшие положения практики обучения глухих. У в 1620 г. в Мадриде выходит первый учебник по обучению глу~ «О природе звуков и искусстве научить говорить глухонемого В ней был напечатан и первый дактильный алфавит, использ вавшийся для обучения глухих. Автор - испанский учит: X. П. Бонет, обобщивший собственный опыт домашнего обучен" нескольких глухонемых детей.

История сурдопедагогики каждой западноевропейской стран бережно хранит сведения о первых своих педагогах (это монахи священники, учителя, врачи и лингвисты), успешно обучавщ глухих.

Обогащение представлений о природе глухоты, путях ее к; рекции и компенсации, накопление специфического педагоги ского опыта в условиях индивидуального обучения глухих - это в эпоху Возрождения постепенно создало предпосылки признания обучаемости глухих, повлекло за собой усиление щественно-религиозного и педагогического внимания к этой тегории детей с отклонениями в развитии и обеспечило постеп ный переход проблематики глухих в сферу педагогики. ,

В XV-XVIII вв. сформировались два направления в индивй альном, а затем и в школьном обучении глухих детей. В их осно- выбор «своего» средства обучения глухого: словесного или же вого языка. В разные исторические периоды доминирующую р играла то одна, то другая система (устный метод обучения и мі мический метод обучения), но и до сегодняшнего дня эти два новных подхода в обучении глухих существуют в сурдопедаго." ке, продолжая вызывать споры ученых, поиски достоинств и п" имуществ каждой из этих систем.

Во второй половине XVIII в. в Англии, Германии, Австр Франции создаются первые школы для глухих детей. Это, правило, закрытые учебные заведения интернатного типа, нг вавшиеся поэтому институтами. Начался второй период в раз ' тии сурдопедагогики - от индивидуального обучения глухих с допедагогика переходит к их школьному обучению. »

На протяжении двух столетий в Европе, США и других сі нах развивалась школьная и дошкольная дифференцирован- система обучения глухих и слабослышащих детей в условиях крытых (интернатных) образовательных учреждений.

Во BTOJ половине XX в. распространение интеграционных идей, подкр ленное существенным прогрессом в области слухопротезиро- ния, созданием системы раннего выявления, ранней педагоги ской помощи детям с нарушениями слуха, привело к включени

значительного числа детей с нарушениями слуха в образовательные учреждения общего назначения, сокращению числа школ для глухих детей, расширению спектра профессий и специальностей, доступных для освоения неслышащими в структуре профессионального образования.

На Руси призрением глухих и других «убогих» занимались православная церковь и монастыри.

Опыт воспитания и обучения глухих в России был накоплен также благодаря организации системы общественного, а не церковного призрения, удачным примером которого было создание Петербургского и Московского воспитательных домов, где вместе с детьми-сиротами воспитывались глухие дети, осваивая основы грамоты и ремесло (XVIII в.).

Мимическая и устная системы обучения глухих появились в России в XIX в. в связи с началом школьного обучения. Первая школа была открыта для глухих детей из высших сословий в г. Павловске под С.-Петербургом в 1806 г.

Развитие российской сурдопедагогики в XIX в. связано с педагогической деятельностью таких известных сурдопедагогов, как В. И. Флери, Г. А. Гурцов, И. Я. Селезнев, А. Ф. Остроградский, И. А. Васильев, Н. М. Лаговский, Ф. A. Pay.

Российская система обучения глухих, сформировавшаяся в XIX в., опиралась на использование в учебном процессе и словесного, и жестового языков. Однако уже в конце века преимущество стало отдаваться устной словесной системе обучения, жестовый язык стал вытесняться из специальной школы глухих.

С начала XX в. зарождается дошкольное обучение детей с нарушенным слухом. В 1900 г. в Москве открывается первый детский сад для глухих детей, организованный супругами Ф.А. и Н.А.Рау.

После революции 1917 г: школы для глухих в СССР были переданы в государственную систему образования. В 30-е гг. появляются первые классы, а затем и школы для слабослышащих и позднооглохших детей.

Особенно плодотворным стал период, начавшийся в 50-е гг. Целая плеяда выдающихся ученых сурдопедагогов в течение десятилетий создала оригинальную советскую систему воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей.

Исследования проводились в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, где работали ученые-сурдопеда- гоги - Р.М.Боскис, А.И.Дьячков, С.А.Зыков, Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Сле- зина, В. И. Бельтюков, А. Г. Зикеев, К. Г. Коровин, Б. Д. Корсунская, А.Ф.Понгильская, Э.И.Леонгард, А.П.Гозова, Т.А.Власова, Г.Л.Зайцева, Л.П.Носкова, Е.П.Кузьмичева, Э.В.Миронова и многие другие, а также ученые-сурдопсихологи - И.М.Соловьев, Ж. И. Шиф, Т. В. Розанова и др.

Советскую систему обучения неслышащих отличало следующее?* ориентация содержания обучения на массовую систему обрй* зования;

внимание к формированию и развитию словесной, и в том чисдац устной, речи, к развитию слухового восприятия и обучению их и<М пользованию в познавательной деятельности, в учебном процессе^ использование жестового языка как вспомогательного средсїр ва воспитания и обучения;

создание и внедрение в образовательный процесс деятельносТ, ного подхода к обучению (С.А.Зыков и др.).

<< | >>
Источник: Н.М.Назарова. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» - 400 с.. 2005

Еще по теме 3.4. Краткий экскурс в историю сурдопедагогики:

  1. 3.4. Краткий экскурс в историю сурдопедагогики
  2. 2.2. Экскурс в историю интеграции
  3. КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ЖУРНАЛИСТИКИ И РЕКЛАМЫ
  4. УЧЕБНО-ТМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА "РЕКЛАМА КАК ВИД ЖУРНАЛИСТИКИ"
  5. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ языков
  6. ВВЕДЕНИЕ
  7. 10. ПОДГОТОВКА И ЧТЕНИЕ ЛЕКЦИЙ
  8. М. Г. Долгая ЦЕРКОВЬ И СОЦИУМ
  9. РОЛЬ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ФАКТОРА В СТАНОВЛЕНИИ И ЭВОЛЮЦИИ МОЛДАВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ О.К. Радова
  10. Н. Космарская «ПОНАЕХАЛИ ТУТ...» ПО-БИШКЕКСКИ. МИГРАНТЫ И СТАРОЖИЛЫ ГОРОДА КАК ЗЕРКАЛО «КИРГИЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
  11. Глава 3 О пользе и ущербности универсальных ценностей
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -