<<
>>

2.3 Влияние изобразительного искусства на сознание людей в отношении к лицам с депривацией зрения

Анализ собранной нами коллекции репродукций и фотокопий более чем 300 работ на тему слепоты позволяет эти произведения разделить по их содержанию на следующие группы:

77

1.

Незрячий в мифах и легендах. Персоналии. Занятия незрячих. Незрячий как символ. Незрячий — нищий. Смешанная тематика.

Коротко проанализируем содержание произведений по каждой из групп.

Значительное место в искусстве занимает образ незрячего в мифологии. Как известно, мифологические сюжеты в своем творчестве использовали художники разных периодов. Так, сюжет греческого мифа о царе Эдипе был использован в полотне Ж.Фулькрана «Эдип в Колене», в одноименной скульптурной композиции Ю.Гучаса, в скульптурной группе «Эдип и Антигона» современного скульптора Г.Маркса. Во всех трех указанных работах изображен слепой Эдип со своей дочерью Антигоной в последнем пристанище Колене. Как в полотнах, так и в скульптурной композиции Эдип представлен стойким и мужественным человеком. Эдип, закаленный фатальной судьбою и самоослеплением, смело ждет известную ему участь.

Многие художники черпали для себя сюжеты из библейской тематики. Так, тему библейского персонажа слепого Товита в своих работах затронули Д. Фетти (1589-1624) «Исцеление Товита»; Рембрандт (1606-1696) «Товит, Анна, ягненок», «Архангел покидает Товита», «Товит лечит своего слепого отца», «Слепой  Товит», «Товит и Анна», «Спящий Товит»; Д.Монстрояни (XIX в.) «Слепой Товит» и др.

Художники и скульпторы Товита изображают покорным воле Божьей, искренне верующим христианином.

Тему библейского персонажа Самсона в своих работах использовали Романе Жюлио (Пипли) (?-1546) «Самсон»; Рембрандт «Ослепление Самсона», «Смерть Самсона»; Д.Монстрояни «Смерть Самсона».

Известный немецкий художник Юлиус Шнор фон Карольсфельд в 1860 году, создавший 240 гравюр на дереве для иллюстрирования Библии, четыре рисунка посвятил образу Самсона: «Самсон убивает льва», «Самсон поражает филистимлян ослиной челюстью», «Падение и смерть Самсона».

Самсон представлен жертвующим собой героем во имя веры.

К данной тематике относится библейский персонаж слепого старца, дождавшегося возвращения непутевого сына. Сюжет о блудном сыне отражен в полотнах Д.Фетти, Рембрандта, Ж.Б.Корнеля, Я.Бунса, Э.Гевгарта и др.

78

Незрячий представлен мастерами кисти как любящий отец и гуманный человек.

Некоторые художники стремились в полотнах и фресках изобразить чудо исцеления. Этому послужили истории из Библии об исцелении глухих, парализованных и даже о воскрешении из мертвых. Мастера кисти не обошли вниманием и сюжет исцеления слепого. Тема чудотворного излечения отражалась в настенной живописи в катакомбах, где первые христиане, тайно от иноверцев, собрались для молитв. В Белградском музее сохранилась фреска, выполненная в иконописной манере из храма Раваници «Исцеление слепого». Сохранилась относящаяся к тому же периоду и под тем же названием фреска храма Дечамина.

Исцеление слепого запечатлели в своих полотнах как старые мастера, такие как Л.Лейденс (XVI в.), Д.Фетти, С.Риччи (1659-1734), Ю.Шнор фон Карольсфельд, так и современные — О.Дикс (1891-1969), Р.Барткявичюс (1952 г. р.). Р.Барткявичюс мотивирует выбор библейского сюжета желанием по-новому взглянуть на миф, представить в картине обобщенный образ слепого, нуждающегося в исцелении Христа (37, 11). Известно, что в мифах, в легендах и других жанрах народного творчества присутствует мотив волшебного исцеления как вечное стремление человека преодолеть тот или иной недуг.

К библейской истории благословения Якоба Исааком в своем творчестве обращались такие художники и скульпторы, как Б.Мурильо (1618-1682), Л.Вебер, ГФинк, Д.Монстрояни и др. Тему обмана незрячего в своем творчестве использовал и французский живописец Жан-Батист Грез (1724-1805), который в картине «Обманутый слепец» изобразил измену молодой жены старого слепого мужа. Как эпизод благословения Якоба Исааком, так и картина Ж. Б. Греза иллюстрирует, как недуг незрячего используется в корыстных целях.

Библейскую тему обращения Павла в своих работах использовали Эскаланте, П.Веронезе (1528-1588), Н.Абате (XVI в.), Л.Кораки (XVI в.), Ю.Шнор фон Карольсфельд и др. Уместно упомянуть знаменитую фреску «Обращения Павла» в Ватиканской капелле Паолина, созданную В.Микеланджело в 1542-1546 гг.

Обратимся к тематике, связанной с изображением конкретных исторических лиц. Группу портретов с изображением исторических персон возглавляют портреты древнегреческого поэта Гомера. Когда в V в. до н.э. у людей возникло желание иметь портрет Гомера, то, как отмечает Г.Хафнер (82, 106), аутентичного представления об его внешности ни у кого не было.

79

О его слепоте было сделано заключение лишь на основе образа «слепого человека из Хиосо» в гимне Аполлону и слепого певца Демодока в Одиссее. Статуя Гомера, вместе с другими, в том числе со статуей Гесиода, стояла в большом храме Микита в Олимпии, воздвигнутом в 460 г. до н.э. Возможно, существуют копии этого раннего портрета Гомера. Раньше предполагалось, что это изображение Эпименида, критского жреца и прорицателя, проспавшего в пещере 40 или даже 70 лет. Однако голова принадлежит статуе, которая, к сожалению, неизвестна, и таким образом, закрытые глаза были истолкованы как признак слепоты. Это художественное произведение отличается большой законченностью и с помощью лаконичных средств достигает очень сильного воздействия: слепой поэт, который ощущает и видит мир внутренним взором (духом) с помощью муз. Вдохновленный ими, он сочиняет свои стихи. Повязка на голове свидетельствует о том, что он был обожествлен (82, 107).

Однако это не единственная трактовка образа Гомера. Так, когда в IV веке до н. э. создавались новые памятники Гомеру, то его изображение изменялось. В то время различные статуи украшали могилу поэта Теодекта (умер в 334 г. до н.э.). Из них к более позднему периоду сохранилась только статуя Гомера. Очевидно, к этой эпохе относится бронзовая статуя Гомера из притвора храма в Дельфах, а также его бронзовое изображение в Артосе со стихотворной надписью.

В IV в. до н.э. Гомера больше не изображали слепым или с закрытыми глазами. Небольшой бронзовый бюст в Модене, имеющий надпись с его именем, представляет собой стилизацию более древнего портрета Гомера и в отличие от него, в соответствии с духом времени, Гомер изображен с открытыми глазами. При этом, несомненно, теряется огромное воздействие портрета раннего периода. Зевсоподобный профиль Гомера изображен на монете из Хиоса, относящейся к IV в. до н.э. Тем более удивительна трактовка образа Гомера, известная по многочисленным копиям, которая ранее ошибочно связывались с именем Аполлония Тианского. То, что на данной монете изображение принадлежит Гомеру, явствует из сравнения с монетой из Амастриды, а также с другими. Совершенно новым, по сравнению с ранним портретом Гомера, являются не только открытые глаза, но и форма волос надо лбом, длинные локоны, падающие на затылок и впалые щеки.

80

Последнее служит единственным указанием на преклонный возраст поэта.

Необычность взгляда на мраморных копиях и на бронзовом оригинале еще сильнее подчеркивала слепоту с помощью обычных тогда цветных инкрустаций глаз. Этот портрет Гомера, созданный ок. конца ГУ в. до н.э., был не последним в греческом искусстве. В поздний период был создан новый портрет Гомера, правда, имевший совершенно иную трактовку, чем прежний, однако не менее великолепный. Известно более 20 копий его; это означает, что этот портрет даже в поздний период явился самым выразительным изображением поэта (100, 108). С мастерством, основанном на анатомических этюдах, художник сумел передать возраст и слепоту полуоткрытых глаз и с глубоким чувством он выразил величие поэта. В нем тогда видели не только великолепного создателя эпосов, но и основоположника всей поэзии. Стиль и широкое распространение этого произведения говорит о том, что оно было сделано с оригинала той знаменитой статуи Гомера, которую, как культовое изображение, установил Птолемей Г.У. Филопатор (222-204 г. до н.э.) в храме Гомера в Александрии.

Гомер изображен сидящим на троне, вокруг него статуи-символы городов, которые претендовали считаться его родиной. С этим храмом нас знакомит нижний участок рельефа Архелая Приенского, который в качестве модели использовал живописную картину. Перед натянутым на калены занавесом мы видим восседающего на троне Гомера. По обеим сторонам от него находятся фигуры, олицетворяющие Илиаду и Одиссея. За ним расположены Хронос и Ойкумена с чертами Птолемея IV Филопатора и Арсинои Ш. Перед ними представлены в образах, приносящих жертву персонификации различных видов поэзии, мудрости, памяти и добродетели. Картина — типичная для ученых в Александрии, в центре внимания которых был культ Гомера. Таким образом, основными произведениями начала и конца классического периода греческого искусства стали портреты Гомера. Однако в поздний период Римской империи оба эти изображения, очевидно, оказались почти забытыми. Абсолютно идеализированным и зрячим представлен Гомер на мраморной инкрустации из Кенхрей. Он опирается на высокую скипетрообразную палку. В левой руке у него котомка, правой он держится за бороду (82, 109-110).

К Гомеровской тематике иногда возвращаются и современные скульпторы.

81

Таким примером может служить портрет Гомера, выполненный в 1984 году в керамике скульптором Г.Д.Распоповым (1930 ср.).

Портретом Гомера интересовались не только скульпторы. Имеется немало работ с образом великого певца, выполненных художниками разных времен: «Гомер, читающий свои стихи грекам» Д.Л.Давида (1748-1825), «Возвращение Гомера» и «Гомер» Ингреса Д.А.Д. (1780-1867), «Гомер» Г.М.Коржева (1925 г.р.), а также ряд современных авторов, иллюстрировавших «Илиаду» и «Одиссею», представивших свою трактовку гомеровского портрета.

Мраморная голова, хранящая, видимо, копию с портрета периода ок. 300 г. до н.э., изображает римлянина Аппия Клавдия Цека («Слепого»), который по характеру был человеком энергичным и ироничным, обладал чувством собственного достоинства. На портрете своеобразно воспроизведены глаза.

Предположение, что эта мраморная голова действительно изображает Аппия Клавдия, подчеркивается сходством с портретом, вырезанном на стекле (стеклогемма) и находящемся в Берлине. Речь идет о гербовом портрете. Известно, что Аппий Клавдий Пульхер (консул в 79 г. до н.э.) приказал украсить геральдическими портретами своих предков храм богини Беллоны, который построил основатель его рода Аппий Клавдий Слепой. В Берлине имеются два таких портрета на стекле. Аппий Клавдий Слепой изображен, очевидно, на первом. Мраморная голова, хранящаяся в Ватикане, была скопирована в I в. н.э. с оригинала периода ок. 300 г. до н.э. Род Клавдиев был тесно связан с родом Августа и поставлял императоров. Тацит отмечает надменность как типичное свойство рода Клавдиев. Аппий Клавдий Слепой не составляет исключения: по уму он считал себя выше всех современников. Как все в его роду, он имел низкий, широкий лоб. Когда Август установил на форуме статуи великих римлян, он не забыл и Аппия Клавдия Слепого (82, 59).

Много полотен посвящено писателю, филологу, путешественнику, журналисту и переводчику Василию Ярошенко (1889-1952), который является ярким примером человека, живущего интересами всего общества. Слепой, объездивший много стран, знавший английский, эсперанто, японский, китайский, бирмийский, таитский, хинди, якутский, туркменский и языки народностей Чукотки, не мог не заинтересовать художников. В картинной галерее японского императора в Токио находится портрет Ярошенко работы художника Накамуре Суне. В 1920 году это полотно признано лучшей в Японии работой, выполненной маслом.

82

Портрет писателя написан японцем Цируто Гора, немецким художником Р.Рудольфом, русским художником Е.Кауманом и др. На родине писателя в Белгородской области поставлен бюст поэта работы скульптора Н.Бложко.

Значительное место в искусстве посвящено образу писателя Николая Островского (1904-1936). Одной из лучших работ этой тематики является полотно М.Суздальцева «Н. Островский, пишущий роман «Как закалялась сталь». На полотне зафиксирован важный момент из жизни писателя, когда ослепший и прикованный болезнью к постели, Н. Островский с помощью трафарета пишет. Над портретом М.Островского работали художник В.Симоненюк, скульпторы И.Беккериан, В.Григорьева, С.Кубасов

Много живописных и скульптурных работ посвящено незрячему литовскому писателю, одному из основателей Литовского общества слепых Антанасу Йонинасу (1923-1976). Яркой работой является скульптурный портрет писателя, исполненный А.Сакалаускасом. Все эти работы запечатлели реабилитированный и успешно интегрированный в общество образ незрячего.

В 1985 году по инициативе энергичного директора Шяуляйского УПК ДОС Ю.Дзидоликаса скульптором Б.Касперавичене впервые в Литве была создана скульптурная галерея незрячих ветеранов труда. В галерее помещены портреты Ю.Бальчюса, П.Гаяускаса, А.Плюшкявичюса, П.Вертэлки, Б Тарасявичюса, Ю.Степонайтиса и П.Жалиса. Таким образом, впервые в истории Литвы увековечена память рядовых незрячих тружеников. В процессе гуманизации общества появляется возможность и необходимость обратить внимание на рядового незрячего, на его человеческие ценности.

Как указывалось выше, информацию о профессиях, ремеслах слепых от доисторического периода до наших дней мы также находим благодаря искусству. Самая большая группа художественных произведений представлена темой незрячий музыкант. Одним из первых художественных произведений по этой тематике является фрагмент росписи гробниц Нахт в Фивах, ему более 3000 лет. На одной из частей фрески изображен сидящий слепой певец. Он аккомпанирует себе инструментом, похожим на арфу. Его пение слушают знатные египтянки, что свидетельствует о явном почтении и уважении к слепому певцу.

83

Во многих странах языческого мира отношение к незрячим было не столько терпимым, сколько уважительным. Например, А.Лиелалис указывает, что язычники индейцы Перу старших и увечных людей обеспечивали всем необходимым для проживания. В странах Прибалтики в почете были слепые жрецы и гусляры. Художников до сих пор волнует эта тема. Выделяется группа картин, где слепые играют на гуслях, коклях, канклях и др. Художники с большим интересом обращаются к старине. Так латышский художник Я.Бренсенс (в 30-х годах XX века) создает картину, в центре которой под священным дубом слепой певец, аккомпанируя себе на коклях, поет, а его слушают воины и женщины. Русский художник В.М.Васнецов (1848-1926) в 1899 году создает полотно «Гусляры», на котором изображены трое поющих слепых музыкантов.

Гордого, независимого незрячего песенника в своей иллюстрации к былине А. К. Толстого «Слепец» представляет современный русский художник Л.Фалин.

Совсем иной образ незрячего представлен в рисунке Рембрандта (1606-1669) «Слепой музыкант» (1631). Это одетый в лохмотья старик, обросший человек со скрипкой в руках. Его ведет маленькая лохматая собачонка. Образ странствующего музыканта вызывает сострадание и жалость. Рембрандт писал слепого своего времени. В сущности, общество того времени судьбу слепого предоставило самому себе. Не случайно у Рембрандта имеется огромное количество рисунков с изображением инвалидов, все они обделены заботой общества: оборваны, голодны, обездолены.

Музыканта, уличного певца, зарабатывающего себе на хлеб, изображали ряд авторов: русский художник А.Ф.Чернышев (1824-1863) в полотне «Шарманщик»; украинец Т.Г.Шевченко (1814-1861) в картине «Слепой»; английский художник Джон Эверест (1829-1896) в произведении «Слепая девочка»; русский скульптор Л. В. Позой (1849-1921) в работе «Лирник с поводырем»; немецкий художник О. Нагель (1894-1967) в рисунке «Слепой аккордеонист». К этой теме обращались и современные художники. Например, работы польского художника Р.Парецкого, русского художника Т.М.Коржева «Уличный певец». Картина Т.М.Коржева вызывает особый интерес. Это одна из частей триптиха автора «Опаленные огнем войны». Работа датирована 1962-1964 гг. И это любопытно тем, что автор отражает интересное явление: уже четыре десятилетия существовало ВОС, которое успешно проводило трудоустройство незрячих.

84

Это неординарное явление, с одной стороны, объясняется несостоятельностью ВОСа того времени включить незрячих в трудовую деятельность в соответствии с их интересами и возможностями; с другой — привычками самих незрячих. Эту мысль хочу проиллюстрировать ярким примером из опыта деятельности незрячих Литвы. В 1940 году образованное ЛОС успешно трудоустраивало незрячих, и все же в 60-е годы имелись в УПП случаи, когда трудоустроенные и ранее нищенствовавшие, подчиняясь старой привычке, во время религиозных праздников просили милостыню у костела.

Ремесла и занятия слепых отражаются в ряде картин разных художников. Полотно французского художника прошлого века Ф.Мане «Жернова» переносит в рабовладельческое общество, где голые незрячие рабы мужчины и женщины вращают огромные жернова.

Французский художник прошлого века Г. Берне в своем полотне изобразил незрячего как продавца фруктов, а немецкий художник Г.Уилле (1855-1929) в картине «Слепая в пивной» изобразил незрячую, торгующую мелочами; аналогичную, но более острую работу в социальном плане создал также немецкий художник О.Дике (1891-1969) «Продавец спичек». Незрячего земледельца изобразил польский художник Ю.Хелмонский (1849-1914) в трогательной картине «Аисты». Сохранилась картина неизвестного художника, написанная в 1828 году, «Слепой рассыльный», в которой изображен идущий по дороге с тростью в руках и с плетеной корзинкой на плечах незрячий мужчина. Другая картина неизвестного художника, видимо, тоже прошлого века, изображает слепого чтеца на мосту в Лондоне. Незрячий читает по Брайлю и таким образом зарабатывает деньги.

Художественные произведения этой группы пополняют наши сведения о занятиях слепых в разное время.

Проанализируем группу художественных работ, объединенных темой — незрячий как символ. Часто художники в образе слепого выражали абстрактные понятия, придавая ему конкретный облик. Каждый художник стремился найти свое решение в отражении такого абстрактного понятия как время. Наиболее впечатляюще оно отражено в работе художника Улпиана Чеки (конец XIX в. — начало XX в.). Он изобразил время в облике нагого слепого старика с длинной седой бородой, держащего в руке острую блестящую косу — символ смерти. Старик сидит на черном могучем, несущемся коне.

85

Время безжалостно, и перед ним все равны: и богатые, и нищие, знаменитости и безвестные. Слепое и бесчувственное, не делающее исключений время безудержно идет вперед, сменяя поколение за поколением. Этим импрессионистским полотном У.Чека в довольно жесткой форме напоминает о том, что ни один живущий на земле человек не является вечным, нужно спешить жить, если хочешь оставить после себя хотя бы незначительный след в песках жизни. В более мягкой форме представлены образы времени в работах Д.Монстрояни. Его «время» бежит на поезде, который ведет слепой старик. Мысль та же, что и у У.Чека, отличаются лишь средства и форма выражения. В барельефе «Время изменяется» Д.Монстрояни применяет уже известный способ выражения: настоящее (новое) время символизируется юностью, пришедшее (старое) — старостью. Так принято изображать новый и старый год, двенадцать месяцев, которые различаются по возрасту, если они изображены в виде человека. Д.Монстрояни старое время отражает в образе двух слепых измученных жизнью стариков — женщины и мужчины. Старики сидят в парусной лодке, исчезающей в пучине морских волн. К этому месту медленно подплывает другая лодка — новое время. Оно изображено в виде молодой пары, стоящей под парусами своей лодки. Здоровые, зрячие и красивые молодые люди символизируют облик настоящего. Однако позади них, на горизонте зарождается новая буря. Там плывет будущее, оно скоро заменит настоящее, а настоящее, усталое, старое, больное, а может быть, и слепое, исчезнет в волнах океана, в небытие. Эту философскую тему Д.Монстрояни продолжает и в другом барельефе «Победа юности», где в волнах цунами представлены юность и старость. Юность изображена как молодая пара юноши и девушки, брызжущих энергией и радостью; старость — как слепая, исхудалая старуха. В оригинальной композиции барельефа скульптору удалось добиться необыкновенно яркой динамики: поднимающаяся кверху волна несет вперед юность; другая, уже падающая огромная волна тянет вниз в свое убежище старость, которая пытается ухватиться за одежду юности. Хотя скульптор отражает реальные образы юности и старости, все же с философской точки зрения эта тема времени, беспрестанно движущегося, ни от чего не зависящего, безжалостного и безостановочного.

Как известно, буддизм признает переселение душ, т.е. веру в то, что любое живое существо после смерти возрождается в облике нового живого существа (человека, животного, божества, духа и т.д.)

86

Для пропаганды религии в буддизме активно использовались все виды искусства. С этой целью использовались и произведения живописи. Среди таких произведений важнейшее место занимает картина религиозного содержания по санскритско-монгольскому термину — «сан-сариин хурдэ» (круг сансары), т.е. круг чувственного бытия жизни. Она находилась во всех монастырях. Эту картину ламы использовали как важнейшее наглядное средство при объяснении мирянам религиозной морали. В одной части картины изображается 12 ниданов, т. е. этапов, которые каждое живое существо переживает в ходе возрождений. Они изображены в соответствующих рисунках: слепой старик; рожающая женщина; курица на яйцах; человек, срывающий плоды с дерева; человек, пьющий вино; человек с вонзенной в глаз стрелой; обнявшиеся мужчина и женщина; запущенный дом; человек в лодке; обезьяна; гончар, обжигающий сосуд, и не знающая дороги слепая старуха. У каждого рисунка символическое значение, и верующим ламы объясняют их в духе буддистской морали: это муки, вызванные страстью и темнотой. Таким образом, в данной картине слепота — символ муки.

Галерею Тейт в Лондоне украшает одна весьма загадочная картина под названием «Надежда». На картине нарисован земной шар, который держится на облаках или на волнах, на нем сидит молодая босоногая женщина. На глазах женщины повязка, а голова закреплена рамкой, чтобы нельзя было ею пошевелить. На молодое тело женщины легко ниспадают складки тонкой одежды. Надежда всегда слепа. Люди часто отдаются в руки надежды в тех ситуациях, когда от них уже ничего не зависит. Копию этой картины написал Пигильгейм и назвал ее «Ночь». Упоминавшийся нами скульптор Д.Монстрояни создал впечатляющий барельеф «Надежда», изображающий утопающий корабль, с которого, прося о помощи, простирают руки к небу слепые. Удивительный свет излучает ангел, поднявшийся над волнами. За эти лучи хватается слепой. Часто в жизни людей случаются критические ситуации, мало зависящие от усилий самого человека. В такие мгновения человек все же питает надежду, хотя знает, что спасти его может лишь чудо. Именно такую надежду и воплощает Д.Монстрояни, именно эти ожидания исполняются как чудо.

Многие художники выбирают образ слепого как символ ночи.

87

Предполагая, что слепого все время сопровождает угнетающая тьма (эта мысль повторяется во многих произведениях художественной литературы, см. раздел «Образ слепого в литературе»), таким образом, художники темноту изображают слепотой. Д.Монстрояни в барельефе «Аврора», зарю, занимающуюся над землей, отражает в облике молодой девушки, которая как бы проснувшись, потягиваясь, парит над землей, излучая благодатный свет. Здесь же под ее ногами, упав на колени, пятится в темную щель пещеры почерневшая слепая старуха — символ ночи. Можно предположить, подобный символ темноты избрал и великий Микеланджело (1475-1564), поместивший в часовне Медичи символические скульптуры утра, дня, ночи. Его «Ночь» представлена фигурой мужчины, глаза которого выглядят как незрячие.

Загадочным по своему содержанию является полотно Тьеполо (1696-1770) «Меценат», представляющий свободные искусства Августу, написанное в 1750 году. В этом произведении король Август, как и полагается, любящему искусство правителю, сидит на троне между двумя скульптурами греческого стиля. Перед ним преклонились для поздравления представители живописи, скульптуры и других видов искусства. Стоит лишь юноша с музыкальным инструментом в руке, рядом с ним, опираясь на палку, стоит высокий, сутулый слепой старик с длинной седой бородой, который, по всей вероятности, представляет поэзию. Во все времена и во всех странах было достаточно слепых певцов — они же странствующие поэты, исполняющие свои произведения. Таковым является прототип Гомера. Тьеполо в своем полотне изобразил представителя поэзии так, чтобы и при отсутствии атрибутики было ясно, какой вид искусства представляет слепой.

Широко известной является и символика смерти: череп и две скрещенные кости. Флаги с такой символикой развевались на пиратских кораблях, часто такие флаги были и у разных «атаманов» в годы гражданской войны. Эта символика официально узаконена при предупреждении о высоком электрическом напряжении и ядовитых веществах. Как в живописи, так и в скульптуре слепая смерть трудится косой, невзирая на слепоту. В поверьях и обрядах европейских народов смерть — женского рода, поэтому ее чаще всего изображают как женщину. У других народов, где слово «смерть» является мужского рода, она может быть изображена в виде мужчины. (Например, в немецком языке «тод» — «смерть» является словом мужского рода). Существует много примеров в искусстве изображения смерти слепою. Наиболее характерным из них может быть скульптурная композиция скульптора И.Жукова «Пришла и остановила усталое сердце», где изображен сидящий в кресле слепой старик, и смерть, покрытая белым покрывалом, поцелуем в лоб прервала жизнь человека.

В лондонской галерее Тейт есть интересное по своему содержанию полотно английского художника В. Блейка (1757-1827) «Добро и ангел Зла, борющийся за овладение ребенком», написанное в 1795 году. На картине как Зло, так и Добро изображены в виде людей. Добро прижимает к себе младенца, стараясь защитить его от тянущихся к нему длинных пальцев Зла. Зло изображено в виде слепого мужчины, парящего вокруг и стремящегося найти ребенка. Трудно сказать, удастся ли Добру уберечь ребенка, так как ангел Зла вот-вот перехватит беглецов. Как видим, в облике слепого отражено Зло.

Не менее интересным является и полотно Ф.Фоби «Семь смертных грехов», где каждый грех имеет человеческий облик.

Разврат изображен в виде полуголой женщины в соблазняющей позе; обжорство — в виде до неприличия разжиревшего толстяка; пьянство — в виде убого одетого, но в шляпе долговязого сизоносого мужчины; высокомерие — надутой красавицей; зависть — в виде скрученной, грызущей ногти женщины; жадность — типичным персонажем Иуды, продавшем за тридцать серебряных Христа. Седьмой грех — гнев — изображен в виде замахнувшегося кулаком слепого мужчины.

Подводя итог анализу представленных произведений по содержанию их эмоционального воздействия на сознание человека, условно их можно разделить на три группы: Обобщенные и нейтральные (время, надежда, старость, ночь). Положительные (сострадание). Отрицательные (смерть, мука, зло).

Таким образом, художники, скульпторы в своих работах образ слепого использовали как средство выражения своего миропонимания и отношения к жизни, к людям.

Самую большую группу в нашей коллекции составляет образ незрячего нищего. Тему незрячего нищего в своих работах раскрыли художники разного времени. Целую галерею незрячих нищих создал Рембрандт. К ним относятся рисунки, созданные в период 1626-1634 годов. На эту тему писали итальянский художник Д.Фетти (1589-1623), скульптор девятнадцатого века Д.Монстрояни, французские художники Ж.Калло (1592-1635), Жан Батист Пьер (1713-1789), П.Пикассо (1881-1973);

89

бельгийские художники Питер Брейгель (1525-1569), 3. Лермане (1864-1940); американский художник Уайт Ньюэли Конверс (1713-1789); литовские художники В.Смакаускас (1795-1876), Т.Горецкас (1825-1868); русские художники И.А.Ерменев (1746-?), П.П.Соколов (1821-1889), П.Г.Перов (1833-1882), А.И. Корзухин (1835-1894) И.М.Прянишников (1840-1894), В.Е.Маковский (1846-1920), скульптор Л.В.Позен (1849-1926), B.C. Иванов (1864-1910), К.П.Пынеев (1868-1912?), В.М.Кустодиев (1878-1927) и др.

Смешанная тематика, в которую включается образ незрячего в разных сюжетах, не входящие в выделенные нами группы, представлены в работах художников разных эпох: Ф.Мол (1612-1668), Тьеполо (1696-1770), Ж.Б.Грез (1725-1805), Я.Л.Давид (1748-1825), Фулкран (1778-1805), Ингрес (1780-1867), Т.Жерико (1791-1824), К.Л.Брюллов (1799-1852), Ю.Л.Дикман (1811-1888), Р.Роджерс (1825-1892), Я.Чермак (1830-1878), В.Г.Перов (1833-1882), Я.Матейко (1838-1893), М.П.Клодт, М.Мункач (1844-1900), П.А.Велионский (1849-1931), Хелмонский (1843-1914), Г.Цилле (1858-1929), ЭЛерманс (1864-1940), А.Генри (Анри Коза) (1865-1929), Балушек (1870-1935), Уайт Ньюэл Конверс (1882-1945), Г.А.Моска (1883-1971), Л.Гаас (1901-1985), А.М.Шевченко (1902-1980), Э.Уайт (1917 пр.), С.Красаускас (1929-1977), Г.Арлаускайте (1954г.р.)и др.

Образ нищего инвалида в искусстве реально отражает его положение в обществе и отношение общества к нему. Анализ данных картин свидетельствует, что инвалид по зрению в глазах общества — это несчастный, обездоленный человек. Множество художественных произведений по данной тематике, с одной стороны, доносят до нас сведения о положении слепых в разные периоды исторического развития, а с другой — создает мнение о сугубо «ограниченных» возможностях незрячих даже в современном обществе. В условиях дефицита адекватной информации о возможностях незрячих, образы слепого (увиденного в натуре или на картинах) заполняют это «пустующее» место однотипным содержанием, формируя как неточные, так и негативные стереотипные представления у людей о незрячем человеке.

90

<< | >>
Источник: Гудонис В.П.. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с нарушенным зрением. 1998

Еще по теме 2.3 Влияние изобразительного искусства на сознание людей в отношении к лицам с депривацией зрения:

  1. 1.1 Критерии оценки человека с депривацией зрения в античные времена
  2. 2.3 Влияние изобразительного искусства на сознание людей в отношении к лицам с депривацией зрения
  3. ЯПОНИЯ
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -