<<
>>

Исторические традиции и их влияние на политическую систему

Китайская Народная Республика была провозглашена 1 октября 1949 г. на митинге трудящихся в Пекине. Этому событию предшествовала победа коммунистической партии Китая (КПК), одержанная над партией Гоминьдан в ходе четырехлетней гражданской войны.

Интересно, что побежденные не признали своего поражения. Оказавшись на острове Тайвань, они долгое время считали свое правительство единственным легитимным органом власти во всей стране.

Китайская Народная Республика в континентальных провинциях пришла на смену Китайской республике, установленной в результате демократической революции 1911 г., которая покончила с господством династии Цин - последней в ряду множества аналогичных политических образований, доминировавших на протяжении многовековой истории Китая. Поднебесная империя, как ее часто называют, оказалась самой долговечной в мировой истории формой правления: это централизованное государство, претерпев очень незначительные структурные изменения, просуществовало более 2000 лет. Сама же китайская цивилизация зародилась более 4000 лет назад (в XXI в. до н.э.).

Патриархальные традиции. В течение долгих веков Китаем управлял император и армия чиновников-мандаринов, получавших руководящие посты после сдачи экзамена по конфуцианской философии. К экзаменам мог быть допущен в принципе любой житель Поднебесной, но для успеха требовалось хорошее классическое образование, доступное лишь незначительному привилегированному меньшинству. Конфуцианство культивировало консервативные ценности и рассматривало общество и государство как упорядоченную иерархию во главе с морально безупречным правителем. Нормой социальных отношений считалась гармония, а не конфликт и лояльность подданных императору. Легитимность власти опиралась на неукоснительное соблюдение традиций, а не введение инноваций.

В китайском обществе доминировали патриархальные традиции.

Основным структурным элементом социума была большая семья (jia), в которой господствовало строжайшее подчинение женщины мужчине и младших членов семьи старшим. Самостоятельная инициатива человека вне иерархической системы осуждалась и была практически невозможной. В Китае, как утверждает Ф. Фукуяма, социальным идеалом была объединенная семья, в которой женатые сыновья жили вместе с родителями. Раздельного проживания старались избегать и разъезжались только тогда, когда жены сыновей не ладили друг с другом. В течение тысячелетий происходило относительно равное деление имущества среди наследников мужского пола. Наличие большой сплоченной семьи объясняет существование относительно небольшого количества фамилий в этой стране, значительно меньшего, например, чем в Японии [4].

Силы империи были подорваны еще в середине XIX в. крестьянскими восстаниями и военной и экономической экспансией из-за рубежа. Однако и провозглашенная в 1912 г. Китайская республика не была способна справиться с этими проблемами. Страна оказалась расколотой враждовавшими между собой милитаристскими группировками. Господство помещичьего землевладения, высокая арендная плата за землю, частые засухи и наводнения разоряли крестьянские хозяйства. Китай продолжал оставаться сферой влияния великих держав, лакомым куском, за который велась ожесточенная конкурентная борьба между Японией, Англией, США и СССР.

Борьба между Гоминьданом и КПК. В 20-е гг. прошлого века были выдвинуты две политические программы решения проблем Китая: Национальной партией (Гоминьдан), созданной в 1912 г., и коммунистической партией (КПК), основанной в 1921 г. Интересно, что обе эти политические структуры первоначально входили в состав Коминтерна, а до 1927 г. советское руководство явно отдавало пальму первенства первой организации, а не второй. Гоминьдан опирался на поддержку городского населения, национальной буржуазии, зажиточных крестьян и даже части помещиков. Коммунисты ориентировались в основном на беднейшие крестьянские массы, которые тогда преобладали в Китае.

Первоначально политический успех сопутствовал националистам, которые в союзе с коммунистами и при активном содействии советских военных советников (М. Бородина, П. Павлова, В. Блюхера) в 1924-1927 гг. осуществили объединение Китая. В 1927 г. лидер Гоминьдана Чан Кайши провозгласил себя главой национального правительства в Нанкине. Коммунисты его не признали, охарактеризовав произошедшее как правый государственный переворот. В ответ Гоминьдан порвал с КПК и устроил кровавую резню коммунистов в подконтрольных ему провинциях. В ходе этих событий из почти 60 тыс. членов КПК уцелело не более 10 тыс. чел. Несмотря на серьезные трудности, партия Гоминьдан смогла добиться признания своей власти на большей части территории Китая и выполнила важную историческую миссию, связанную с интеграцией государства.

Националисты провели также определенные экономические и социальные реформы: был принят аграрный закон, который ограничил размер арендной платы, закон о труде и минимальной заработной плате, закон о профсоюзах.

Как отмечает российский историк-востоковед Л. Васильев, “сильное централизованное правительство в новом Китае опиралось в целом на привычные для китайской традиции методы регулирования социальных и экономических отношений в стране... Более того, сращивание политических, экономических и иных интересов на высшем уровне правящей группы вело к укреплению привычной для традиционного Китая (да и всего Востока) государственной системы управления хозяйством, той самой древней системы, в рамках которой государство выступает в функции верховного собственника и высшего субъекта власти, а олицетворяют государство и вершат дела от его имени те, кто причастен к власти, кто олицетворяет руководящий слой общества" [5].

Компартия Китая после разгрома 1927 г. смогла сохранить себя и переместила базу дислокации в труднодоступные горные районы провинции Цзянси. Основной формой ее деятельности стала вооруженная борьба с нанкинским правительством, формирование отрядов Красной Армии, почти полностью состоявших из безземельных неграмотных крестьян, которые в освобожденных районах отбирали землю у помещиков и устанавливали там “советскую власть”.

В 1931-1934 гг. в провинции Цзянси была создана Китайская Советская Республика, председателем правительства которой был избран Мао Цзэдун. С самого начала он скептически относился к целому ряду ортодоксальных марксистско-ленинских идей, которые навязывали китайским товарищам представители Коминтерна: гегемонии рабочего класса над крестьянством в ходе революции, необходимости формирования пролетарской партии, важности соблюдения принципов демократического централизма и др. Вместо этого Мао и его сподвижники выдвинули идеи развертывания революции на селе, окружения городов кольцом революционных деревень, партизанской войны, слияния партии и армии, жесткого авторитаризма в руководстве организацией и культа революционного вождя. В дальнейшем эти и другие положения стали составной частью так называемого китаезированного марксизма или маоизма (Mao Zedong Sixiang). Они оказались куда более эффективными, чем классические советские методы, для прихода к власти левых партий в целом ряде стан, похожих на Китай. Как заявил в этой связи в 1957 г. Мао, “если бы III Интернационал не был ликвидирован, китайская революция не одержала бы победу” [6].

Наступление регулярных частей китайской армии заставило коммунистов покинуть Цзянси и переместиться на 12 тысяч километров на северо-запад страны в результате так называемого Великого похода (в ходе его погибло до половины численного состава Красной

Армии). В 1935 г. после ожесточенной межфракционной борьбы властолюбивый Мао пришел к руководству военной комиссией КПК. Благодаря его усилиям коммунистическая партия довольно быстро приспособила марксистскую по происхождению идеологию к условиям традиционного китайского общества. Коммунисты использовали в своих интересах крайнюю слабость и неразвитость партикулярных частных интересов в китайском обществе; отсутствие в Китае каких бы то ни было традиций политического представительства; конфуцианскую веру в социальную гармонию как плод мудрой политики централизованной власти.

Реализации планов КПК содействовала и война с Японией. В 1931 г. японцы создали в Манчжурии марионеточное государство, а в 1937 г. напали на основную территорию Китая. Несмотря на подписанное между коммунистами и гоминьдановцами соглашение о создании единого фронта для борьбы с японской агрессией, основная тяжесть войны с оккупантами выпала на долю правительства Чан Кайши. Коммунисты контролировали территорию с численностью населения в 50-100 млн чел. и очень скоро смогли создать сильные вооруженные силы, насчитывавшие до 500 тыс. бойцов. “Китайское крестьянство видело в КПК не столько марксистскую партию, сколько сильную и сплоченную, спаянную дисциплиной и имевшую немалую реальную власть организацию, которая ставит своей целью восстановление социальной справедливости” [7].

После разгрома японской армии в Манчжурии советскими войсками в августе 1945 г. вооружение Квантунской группировки оказалось в руках китайской Красной Армии, которая начала успешную войну против гоминьдановского правительства, вынужденного вскоре перебазироваться на остров Тайвань (с 1945 г. во главе партии китайских коммунистов находился бессменный ее председатель - Мао Цзэдун). Таким образом, как отмечает американский политолог Мелани Мэнион, “через четыре года китайские коммунисты, выступавшие под лозунгами национализма и крестьянской революции, одержали победу и, оказавшись у власти, направили свои усилия на построение социалистического общества” [8].

Этапы развития КНР. После провозглашения КНР в истории Китая можно выделить несколько этапов: советский (1949-1957); маоистский (1958-1978); модернизации (1978-1989); посттяньаньмыньский (1989 - настоящее время).

Китайские коммунисты шли к власти, игнорируя советский опыт, однако, оказавшись у руля государственного правления, они стали слепо его копировать, особенно в 1949-1957 гг. Это можно объяснить внешнеполитической изоляцией КНР, отсутствием в КПК подготов- леных кадров для руководства экономикой, скрытыми расчетами создать при помощи СССР крупную промышленость и военную индустрию, чтобы затем выйти из-под опеки “старшего брата”.

В 1950 г. Сталин и Мао поставили свои подписи под советско-китайским договором о дружбе и сотрудничестве. СССР направил около 12 тыс. специалистов в КНР, которые делились своими навыками строительства социализма с китайскими товарищами. Осуществлялись широкомасштабные поставки советского оборудования для индустриальных предприятий; 6 тыс. китайских студентов обучались в высших учебных заведениях Советского Союза.

В КНР были довольно быстро проведены национализация промышленности, переход к планированию развития народного хозяйства, радикальная аграрная реформа, которая, как и в СССР, сопровождалась ожесточенной “классовой борьбой” в деревне, а затем - коллективизация сельского хозяйства. По весьма приблизительным и неполным подсчетам известного американского политолога З. Бжезинского, несколько миллионов человек - помещиков, представителей буржуазии, гоминьдановских чиновников, офицеров старой армии - были репрессированы в эти годы [9].

В 1956-1957 гг. в КНР была проведена политическая кампания Пусть расцветает сто цветов, пусть соперничает сто школ (baihua yaundong). Целью ее было не только перевоспитание интеллигенции и так называемых “буржуазных специалистов” - потенциальных противников коммунистического режима. Мао и его соратники вслед за Конфуцием верили, что власти в состоянии переделать сознание людей вне зависимости от их социального происхождения. Компартия ставила перед собой и другую жизненно важную цель. Поскольку подавление сопротивления открытых противников социализма было сломлено, это привело к тому, что вместо непримиримых классовых противоречий на первый план вышли неантагонистические противоречия внутри народа.

В новых условиях бывшая либеральной интеллигенция и специалисты, по мнению Мао, могли бы превратиться в убежденных приверженцев идей социализма только тогда, когда они увидят их явное преимущество над буржуазными идеями в свободном духовном соперничестве; подобно тому, как в эпоху Чжаньго (V—III вв. до н.э.) школа Конфуция победила другие философские течения в свободной и открытой конкуренции с ними. Мао также понимал, что установившие свою монополию на власть партия и ее управленческий аппарат нуждались в критике со стороны не принадлежавшего к ней творческого меньшинства общества, чтобы обеспечить дальнейшее поступательное движение Китая.

Кампания начиналась весьма вяло, и только после повторного обращения Мао к гражданам с призывом открыто критиковать руководство партии и государства она набрала обороты. Миллионы писем с критикой властей были направлены в ЦК КпК и в правительство, люди устраивали многочисленные манифестации на улицах городов, проводили собрания, публиковали критические статьи в газетах и журналах. в пекинском университете была открыта так называемая “стена демократии", на которой любой желающий мог вывесить свой плакат с определенными требованиями. Люди протестовали против монополии на власть в руках КПК, требовали перехода к двухпартийной системе, выступали за свободу информации, обличали коррумпированность чиновников, протестовали против привилегий нового правящего класса.

Очень скоро руководители компартии и государства стали понимать, что они теряют контроль над ситуацией и снижают уровень легитимности режима. В конце июля 1957 г. кампания Пусть расцветает сто цветов была приостановлена, ей на смену пришла другая кампания, направленная на борьбу с правым уклоном, в ходе которой были подвергнуты репрессиям более 500 тыс. наиболее активных участников первой. Мао и его окружение стали говорить, что с самого начала движения за плюрализм мнений и критику правительства они ставили перед собой цель: выявить скрытых врагов социализма, “выманить змей из их нор, чтобы потом отрубить им головы" [10].

Таким образом, задолго до Пражской весны в Чехословакии и политики гласности в СССР в КНР был поставлен очень важный эксперимент, итог которого достаточно очевиден: свобода несовместима с государственным социализмом. Идеи марксизма-ленинизма могут утверждать себя только грубой силой государственного принуждения и не выдерживают открытой и равной конкурентной борьбы со своими либеральными визави. Истинность этого вывода была подтверждена на практике во всем мире: от Китая и Вьетнама до Кубы и Беларуси.

Во второй половине 50-х гг. начали обостряться китайскосоветские отношения. Мао был недоволен своим союзником из-за того, что он не передал КНР технологию по изготовлению ядерного оружия, отказался помочь силой присоединить Тайвань. Давали о себе знать и старые китайско-российские противоречия, которые никуда не исчезли, а лишь приняли новую форму. В китайскосоветском противостоянии проявились и традиционные представления китайцев о себе как о жителях срединного государства, окруженного со всех сторон варварами. Бесцеремонное стремление СССР к патронажу над многочисленными “младшими братьями” из лагеря социализма в случае с Китаем не могло не вызвать сначала скрытое, а потом и открытое негодование и вполне обоснованный протест его народа и руководства.

Китай также явно претендовал на роль лидера в международном коммунистическом движении. Чтобы подкрепить эти претензии, нужны были “грандиозные успехи” в деле строительства коммунизма. В 1958 г. КПК была принята программа так называемого Великого скачка (Dayuejin), которая предполагала за счет эксплуатации энтузиазма масс добиться невиданных достижений в области развития тяжелой промышленности и сельского хозяйства. Руководство КПК ставило целью превратить Китай за три, пять, семь лет в великую индустриальную державу, которая продвинется вперед не только по пути социалистического строительства, но раньше, чем СССР, приблизится к построению материально-технической базы коммунизма.

В индустриальном секторе ставка делалась на увеличение выплавки стали. По этому показателю КНР должна была за год удвоить выпуск продукции, а к концу этапа - опередить Англию. Для решения столь грандиозной задачи было принято решение строить кустарные доменные печи в деревнях, а для производства стали активно привлекать тружеников села. при этом все предупреждения специалистов о том, что подобный путь приведет к нарушению технологии производства и к снижению качества продукции, назывались буржуазными предубеждениями. правда, наученные горьким опытом предыдущей политической кампании, эксперты предпочитали помалкивать. Существенное увеличение производства зерна в сжатые сроки было важнейшей задачей партии в области сельского хозяйства. Мао и его окружение считали, что и здесь энтузиазм масс и их мобилизация сыграют более важную роль, чем материальное стимулирование и индивидуальная инициатива. важнейшим инструментом мобилизации на селе стали так называемые народные коммуны, которые представляли собой крупные кооперативы, объединяющие тысячи и даже десятки тысяч хозяйств. они представляли собой более “высокий тип" обобществления собственности, чем сельхозартели, которые преобладали в СССР. в большинстве китайских коммун в период скачка были запрещены приусадебные хозяйства, любые формы частного производства продуктов питания, а в некоторых были открыты столовые, где крестьяне и члены их семей обязаны были совместно питаться. Материальное стимулирование труда было объявлено буржуазной догмой. Бесплатная рабочая сила жителей коммун активно привлекалась властями для реализации и целого ряда строительных проектов, в первую очередь в области ирригации сельского хозяйства.

Создание коммун преследовало не только идеологические и политические цели. По мнению маоистского руководства, этот шаг должен был стать важным финансовым источником индустриализации. Народные коммуны должны были обеспечить производство дешевой продукции, часть которой государство могло продавать на внутреннем и внешнем рынках по гораздо более высокой цене.

Политика Великого скачка, как и предполагалось, не могла не завершиться великим провалом и трагедией народа. Выпуск бракованной продукции в металлургии в 1959 г. вырос в 3-3,5 раза по сравнению с 1958 г. Сократилась, а не выросла добыча угля, производство электроэнергии, продукции машиностроительной и химической промышленности. отвлечение рабочей силы из сельскохозяйственного сектора и отсутствие материального стимулирования труда крестьян привели к резкому падению производства зерна и других видов аграрной продукции. Приписки чиновников, которые рапортовали об успешном выполнении планов председателя Мао, привели к изъятию из коммун зерна, необходимого для собственного потребления. Это спровоцировало голод на селе уже в конце 1958 г., который был благоприятным по погодным условиям. К негативным последствиям социальных экспериментов коммунистов добавились природные катаклизмы: сильное наводнение на юге Китая в 1959 г. и засуха на севере страны в 1960 г. в результате в КнР разразился страшный голод, от которого погибло по разным оценкам от 20 до 40 млн чел. поразительно, но правительство вначале скрывало масштабы трагедии и, несмотря на острую нехватку продуктов питания, продолжало экспортировать зерно за рубеж, и только в начале 60-х гг. перешло к его закупкам в Канаде и Австралии [11].

Провал политики Великого скачка ослабил позиции Мао Цзэдуна в партии и государстве. Для того чтобы он “смог целиком и полностью переключиться на работу председателя ЦК КПК”, 6-й пленум в 1959 г. принял решение не выдвигать кандидатуру Мао на должность председателя КНР. Этот важный пост во властной иерархии перешел к Лю Шаоци. Одновременно генеральным секретарем ЦК был избран приверженец прагматичного курса Дэн Сяопин. На их долю выпала вся тяжесть разработки и осуществления курса по нормализации ситуации в экономике, в особенности устранения пагубных последствий скачка в аграрном секторе. Огромные и неэффективные народные коммуны были реорганизованы, в них отказались от уравниловки в оплате труда. В некоторых провинциях крестьянам даже позволили вернуться к ведению единоличного хозяйства.

Положение Мао Цзэдуна в руководстве партии и государства стало непрочным. Он фактически был отстранен от вмешательства в управление народным хозяйством. Поэтому, чтобы изменить соотношение сил в свою пользу, Мао инициировал в 1966 г. новую кампанию: Великую пролетарскую культурную революцию, которая была и борьбой за власть, и массовой кампанией по преобразованию традиционной китайской культуры. В ходе революции главный удар был нанесен по государственному и партийному аппарату, представителей которого Мао обвинил в буржуазном перерождении, движении по капиталистическому пути. Для борьбы с бюрократией “великий кормчий” использовал старшеклассников, студентов, рабочую молодежь. Из них формировали отряды хунвейбинов (красных охранников) и цзаофаней (революционных бунтарей), которых левые группировки в руководстве КПК призывали нанести удар по штабам.

В 1967 г. Китай оказался ввергнут в состояние анархии: школы и университеты были закрыты, большинство партийных и правительственных учреждений не работало, система транспорта и связи была нарушена, фракционная борьба в КПК временами перерастала в открытые вооруженные столкновения. Десятки тысяч специалистов были репрессированы, отправлены из городов на перевоспитание в народные коммуны. В 1969 г. Мао призвал вооруженные силы навести порядок в стране. Он одержал полную победу над противниками. Двенадцатый пленум ЦК снял Лю Шаоци со всех занимаемых постов в партии и государстве, сам политик был помещен в лагерь, где вскоре и умер. Ревизионист № 2 Дэн Сяопин, как тогда называли отца будущей китайской экономической реформы, был отправлен работать на тракторный завод простым рабочим с целью перевоспитания. Значительно ослаблены были и позиции Чжоу Эньлая, сохранившего, правда, за собой должность премьера Государственного совета. В КНР резко возросло политическое влияние вооруженных сил. Один из инициаторов культурной революции министр обороны Линь Бяо стал не только вице-председателем КПК, но на IX съезде был официально объявлен преемником “великого кормчего”.

Политическая победа маоистов в борьбе за власть стоила Китаю колоссальных потерь. По данным, содержащимся в книге З. Бжезинского Вне контроля, за годы культурной революции было казнено от 1 до 2 млн чел. [13]. Серьезный урон был нанесен экономике. Значительная часть предприятий в эти годы не работала, потому что рабочим нужно было заниматься борьбой с ревизионистами, а квалифицированным специалистам проходить перевоспитание в коммунах. В течение целого десятилетия было парализовано функционирование народного образования. В КНР отменили вступительные экзамены в высшие учебные заведения (их восстановили только в 1977 г.). Миллионы выпускников средних школ и университетов были насильственным путем отправлены в сельскую местность работать в трудовых лагерях. Содержание предметов в школах и вузах также сильно изменилось. Важным считалось не получение специальных знаний, а заучивание и цитирование произведений Мао Цзэдуна. По отзывам многих зарубежных специалистов, в результате революции Китай получил поколение недоученных молодых людей, которые легко нарушали такие, казалось бы, незыблемые конфуцианские ценности, как подчинение старшим, уважение родителей, почитание учителей и др.

Главной жертвой Великой пролетарской культурной революции стала богатая, имеющая многовековые традиции культура Китая. По приказу маоистов бесчинствующие толпы хунвейбинов сжигали книги и картины, разрушали культовые сооружения, уничтожали древние рукописи и музейные экспонаты. Китайские историки сравнили разрушение исторических артефактов в этот период с уничтожением реликвий конфуцианства в III в. до н.э. в эпоху правления одного из самых жестоких императоров Китая Цинь Шихуанди [14].

Сосредоточение всей власти в руках маоистов не привело к прекращению политической борьбы в КНР. Уже через три года после своего назначения преемником председателя Мао вице-председатель Линь Бяо вынужден был предпринять попытку к бегству, после того как его уличили в организации покушения на жизнь Мао Цзэдуна во время поездки того в Шанхай. Самолет с министром обороны и близкими ему людьми потерпел катастрофу над пустынями Монголии. После этого инцидента в стране развернулась очередная кампания, на сей раз посвященая критике Линь Бяо и Конфуция. По мнению экспертов, она была направлена не только на чистку армии от приверженцев бывшего фаворита Мао, но и против Чжоу Эньлая, который, подобно Конфуцию, добивался реабилитации незаконно отстраненных сановников (речь в данном случае идет о возвращении из ссылки Дэн Сяопина, который получил пост вице-премьера).

ВСТАВКА 14.1.

Хунвейбины июня 1966 г. ЦК и Государственный совет приняли постановление о реформе системы образования, в соответствии с которым учащиеся должны были активно содействовать культурной революции и критиковать буржуазию. в школах и учебных заведениях началась подготовка будущих хунвейбинов - красных охранников (штурмовых отрядов, содействовавших реализации планов председателя Мао).

Школам посоветовали сконцентрировать усилия на изучении произведений Мао Цзэдуна и физическом воспитании учащихся. А когда преподаватели не одобрили эти мероприятия, китайская печать подняла учащихся против преподавателей и призвала решительно сметать с пути каждого, кто выступает против идей Мао Цзэдуна. Несколько позже в школах и вузах было прекращено обучение. К осени 1966 г. сформировалась огромная армия праздной молодежи, которую маоисты могли использовать в любых целях. Среди хунвейбинов широко пропагандировался культ личности Мао, а также националистические идеи. В этот период китайская печать писала: “Мы вызовем революционную бурю не только в Китае, мы распространим ее на весь земной шар. Пусть идеи Мао Цзэдуна сияют во всех уголках мира".

Пекинские хунвейбины наклеивали на стены домов огромное количество плакатов и лозунгов культурной революции. Вот некоторые из них:

“Во всех театрах, кинотеатрах, книжных магазинах нужно вывесить портреты Мао!

На всех улицах нужно установить громкоговорители для зачитывания директив!

Изучение произведений Мао нужно начинать в детских садах!

Интеллигенция должна ехать работать в деревню!

Нужно питаться вместе, а также возродить мораль первых народных коммун 1958 г.!

Следует отказаться от употребления духов, украшений, косметических средств и одежды непролетарского характера!

Следует покончить со старой живописью, злоупотребляющей неполитической тематикой, изображением бамбуковых деревьев!

Нужно сжечь книги, которые не отражают идеи Мао Цзэдуна!" [12].

В последние годы жизни Мао Цзэдун пытался поддерживать баланс между левыми радикалами, которых представляла его супруга Цзян Цин и три высокопоставленных чиновника из Шанхая, сделавших себе блестящую карьеру в годы культурной революции (так называемой бандой четырех), и умеренными политиками, многих из которых председатель КПК реабилитировал и вернул на руководящие посты. Мао Цзэдун скончался в сентябре 1976 г. После непродолжительной межфракционной борьбы умеренных с бандой четырех, последовавшей за смертью лидера, победу в КПК одержали политики-прагматики, формально во главе с Хуа Гофеном, возглавлявшим партию и правительство, но фактически со стоящим в тени, но весьма авторитетным руководителем Дэн Сяопином. По мнению большинства историков, только после ареста супруги Мао и ее окружения в октябре 1976 г. стало возможным утверждать, что культурная революция завершилась, а Китай вступил в новый этап своего развития.

Дэн Сяопин быстро укрепил базу своего влияния в партийной элите и государственном аппарате, куда вернулась значительная часть репрессированных Мао и его окружением людей. Это позволило уже в конце 70-х гг. пересмотреть генеральную линию развития КНР, которая первоначально предполагала продолжение политики председателя Мао. Хуа Гофен был вынужден публично отказаться от курса на преемственность, назвав его ошибочным. За этим шагом быстро последовали и кадровые перемены. В 1980 г. Хуа подал в отставку с поста премьера, его заменил Чжао Цзыян, а в 1981 г. он лишился и должности председателя КПК. Им был избран Ху Яобан (с 1982 г. эта должность стала называться “генеральный секретарь”). Оба руководителя являлись ближайшими соратниками Дэн Сяопина. Опального лидера не отправили в ссылку, что было бы неминуемым в годы культурной революции. До 2002 г. Хуа Гофен оставался членом Центрального комитета КПК.

Экономическая реформа. Укрепив свои политические позиции, фракция прагматиков в КПК во главе с Дэн Сяопином приступила к разработке и осуществлению курса радикальных реформ в области экономики. Уже декабрьский пленум ЦК КПК 1978 г. принял стратегию четырех модернизаций: в области сельского хозяйства, промышленности, обороны, науки и техники с целью превращения Китая к началу XXI в. в одну из ведущих держав мира. Основой данной стратегии стала экономическая реформа (gaige kaifang). Новое руководство КНР отказалось от дальнейшего проведения разрушительных политических кампаний. Акценты были сделаны на постепенное освобождение частной инициативы, ослабление государственного контроля над экономикой, рост жизненного уровня населения.

В полном соответствии с национальными традициями “практичного прагматизма и трудовой этики , которые не были целиком уничтожены в годы безумных социальных экспериментов, Дэн Сяопин и его соратники сделали ставку на экономическую эффективность без оглядки на идеологию. По мнению тогдашнего китайского лидера, “мы не должны бояться применять развитые методы управления, которые применяются в капиталистических странах... Сам смысл социализма заключается в освобождении и развитии системы производства. Социализм и рыночная экономика не являются несовместимыми понятиями”[15].

На первом этапе преобразований в 80-е гг. была проведена фактическая деколлективизация сельского хозяйства, перевод его на семейный подряд. И в аграрном секторе, и в промышленности стали внедряться рыночные механизмы. Приоритетное развитие получила легкая и обрабатывающая отрасли, а не тяжелая индустрия. Быстрыми темпами развивались кооперативы, которые могли значительную часть своей продукции продавать по свободным ценам. Для промышленности была введена двойная система расценок. Предприятия продолжали выпускать продукцию в соответствии с плановыми заданиями, но получили возможность (постоянно расширявшуюся) продавать по рыночным ценам товары, произведенные сверх плана. Все это привело к значительному сокращению доли государственного сектора экономики и увеличению негосударственного. Если в 1980 г. госпредприятия выпускали 76% промышленной продукции, то к 1996 г. эта пропорция снизилась до 29% [16]. В 2005 г. 70% китайского ВВП производилось на частных фирмах.

Еще одним важным элементом курса на модернизацию была политика открытых дверей. Китайская экономика стала активно интегрироваться в мировую. Правительство предприняло значительные усилия по привлечению в страну иностранного капитала и современных технологий. В 1978 г. были восстановлены дипломатические отношения с Соединенными Штатами Америки. Положительную роль в притоке иностранного капитала в Китай сыграли так называемые свободные экономические зоны, с льготным налоговым климатом для зарубежных инвесторов в прибрежных провинциях страны.

На втором этапе реформ, в 90-е гг., процесс либерализации цен в экономике полностью завершился. От этого выиграли, в первую очередь, более гибкие частные и кооперативные предприятия. Многие государственные заводы и фабрики попали в сложное положение: часть из них оказалась несостоятельными должниками, около 15 млн рабочих и служащих были уволены, такое же количество оказалось в неоплачиваемых отпусках. Следует сказать, что правительство КНР не пошло на решительные меры по реструктуризации экономики, продолжая выделять кредиты нерентабельным госпредприятиям, из-за опасений резкого увеличения армии безработных. В конце 90-х гг. Китай внедрил также современную банковскую систему и рынок капитала.

На третьем этапе реформ, в начале XXI в., важнейшими приоритетами экономической политики КНР стали: решение проблем неприбыльных предприятий государственного сектора, выравнивание уровня экономического развития различных регионов страны, преодоление значительного разрыва между богатыми и бедными, создание современной системы социального обеспечения. />Несмотря на нерешенные проблемы третьего этапа, экономическая реформа в Китае оказалась успешной. Это нашло свое выражение в беспрецедентных темпах роста ВВП, который в последние десятилетия увеличивался примерно на 10% ежегодно. По этому показателю КНР прочно удерживает первое место в мире. Реальные доходы на душу населения также стремительно выросли. В отличие от творцов советской перестройки, китайские реформаторы добились того, что в результате начального этапа преобразований были только выигравшие от экономических изменений. Уровень бедности снизился с 53% в 1981 г. до 8% в 2001 г. Все это содействовало формированию благоприятного по отношению к реформе и рыночной экономике общественного мнения. Как выяснили американские социологи из университета Мэриленда, 74% китайцев позитивно относятся к свободному рынку (в США этот показатель составляет только 71%) [17].

Не менее важным фактором успеха экономической реформы стало и то, что она осуществлялась децентрализованным способом в этой привычной к директивам сверху стране. Программа реформ складывалась на основе обобщения позитивного опыта преобразований конкретных предприятий и регионов. Например, возвышение Чжао Цзыяна произошло после того, как он добился высоких темпов роста благосостояния населения в провинции Сычуань, где он возглавлял партийную организацию.

Экономические успехи Китая вызывают не только восхищение. По мнению С. Хантингтона, Китай и восточная Азия в целом бросают опасный экономический вызов Западу. “Китайская экономическая зона, как заявил в 1993 г. всемирный банк, стала четвертым глобальным полюсом роста, вместе с Соединенными Штатами, Японией и Германией. Согласно большинству расчетов, в XXI в. китайская экономика превратится в крупнейшую на планете. Располагая в 90-е гг. второй и третьей экономиками мира, Азия, скорее всего, станет местом, где к 2020 г. будут находиться четыре из пяти или семь из десяти крупнейших экономик мира. К этому времени азиатские общества будут производить 40% общемировой валовой продукции... Восточно-Азиатское экономическое развитие меняет баланс сил в отношениях между Востоком и Западом (прежде всего, Соединенными Штатами). Успешное экономическое развитие порождает самоуверенность... Богатство, как и сила, воспринимается как доказательство благодетели, как демонстрация морального и культурного превосходства. поскольку они окажутся более преуспевающими в экономическом плане, страны восточной Азии не станут колебаться, чтобы подчеркнуть отличия своей культуры и утвердить превосходство своих ценностей и образа жизни по сравнению с западными и ценностями других обществ" [18].

Как отмечает известный американский политический обозреватель Фарид Закария, “Китай является сегодня крупнейшим в мире производителем угля, стали и цемента, вторым потребителем энергии и третьим импортером нефти, что отражается на росте цен на бензин. Китайский экспорт в США вырос на 1600% за 15 лет, а американский экспорт в Китай - на 415% за тот же период времени. В эпоху индустриальной революции Британию называли “мастерской мира" Теперь это звание по праву перешло к Китаю. Здесь производится 2/3 всех копировальных машин, микроволновых печей, DVD-плейеров и обуви; все игрушки мира. Подъем Китая не является больше прогнозом; это свершившийся факт. Китайская экономика является самой быстрорастущей. Эта страна занимает второе место по объемам зарубежных валютных резервов, главным образом долларов США, у нее самая большая армия и четвертый в мире оборонный бюджет, который ежегодно увеличивается на 10%. Вне зависимости от того, обгонит ли КНР США по уровню экономического развития или нет (Закария считает, что это отдаленная перспектива), данное государство стало новым центром силы на международной арене.

Рост Китая принес очевидные выгоды для всего мира, и для Америки в частности. Отчеты показывают, что дешевый импорт из Китая позволил сэкономить американским потребителям порядка 600 млрд долл. за прошедшее десятилетие. Журнал Экономист утверждает, что во многом благодаря китайскому росту мировая экономика смогла избежать рецессии после паники на американской бирже в 2000-2001 гг. lt;...gt; За последние 400 лет в мире дважды происходило существенное изменение соотношения сил между ведущими державами. Первое было связано с возвышением Европы, которая примерно в XVII в. превратилась в богатейшую, наиболее предприимчивую и амбициозную часть света. Второе представляло собой подъем Соединенных Штатов в конце XIX - начале XX в. ... В течение столетий остальной мир представлял собой арену для реализации интересов западных великих держав. Подъем Китая, а также быстрое развитие Индии и сохранение позиций Японии представляет собой третье глобальное изменение соотношения сил - в пользу Азии. Со времен окончания холодной войны мир не видел конфликта великих держав. Если все же он начнется, все проблемы, которые мы наблюдаем сегодня - терроризм, угрозы Ирана и Северной Кореи - поблекнут в сравнении. Конфликт будет означать гонку вооружений, пограничные проблемы, а возможно и что-то более серьезное. Наибольший вызов Китай бросает Соединенным Штатам. Так было всегда: когда ведущая мировая держава сталкивалась с конкуренцией растущей новой страны, отношения между ними ухудшались" [19].

Попытка демократизации. Экономические преобразования в Китае, рыночные реформы не сопровождались политическими преобразованиями, демократизацией общества и государства. Это привело к острому политическому кризису 1989 г., который вылился в массовые протесты на площади Тяньаньмынь. В руководстве КПК

атаку слева со стороны так называемой “банды четырех". После смерти Чжоу в начале 1976 г. Дэна снова сняли со всех постов, обвинив в правом уклоне. однако на сей раз опала была недолгой. Смерть Мао и арест его супруги Цзян Цин и других членов “банды" позволили Дэну занять свою прежнюю должность в правительстве и привлечь целый ряд близких ему людей для совместной работы в ЦК и Государственном совете. Новая расстановка сил была использована для мирного отстранения от власти выдвиженца Мао Хуа Гофена.

Уже в конце 70-х гг. в руках Дэн Сяопина оказались фактически все нити власти над огромной страной, несмотря на то, что он занимал только один важный пост в иерархии - председателя военной комиссии ЦК. Власть Дэна опиралась не на административную пирамиду, а на огромный личный авторитет, который он пытался использовать для осуществления жизненно необходимых преобразований в стране. Для него было очевидным, что невозможно превратить Китай в современное государство, опираясь на советские и маоистские методы. Они были опробованы на прежних этапах истории КНР и принесли только неисчислимые страдания народу. Поэтому, не обращая внимания на идеологические табу, Дэн со всей решимостью приступил к адаптации капиталистических экономических методов к условиям коммунистического по своей политической системе государства. Эта стратегия принесла успех, также как принес успех и НЭП в Советской России в 20-е гг., опыт которого серьезно изучался китайскими реформаторами.

Добившись беспрецедентного экономического роста и подъема жизненного уровня населения, Дэн Сяопин стабилизировал старую политическую систему. Он считал невозможным идти дальше: становиться на путь проведения политических преобразований, потому что страна могла вновь погрузится в хаос, как это уже было в годы культурной революции. Находясь под влиянием конфуцианской традиции, Дэн полагал, что подлинные реформы могут исходить только от всесильного и просвещенного правителя, полномочия которого не следует ограничивать. Речь в данном случае идет не о личной власти (Дэн ушел со всех своих постов в конце 80-х гг., чтобы подать пример другим пожилым руководителям Китая), а о власти коммунистической партии.

Все это объясняет, почему 4 июня 1989 г. Дэн Сяопин отдал приказ китайским вооруженным силам разогнать митинг студентов и рабочих на площади Тяньаньмынь и поблагодарил солдат, стрелявших в безоружную толпу, за выполнение воинского долга. Сделав действительно очень много для осуществления китайской экономической реформы, Дэн одновременно несет личную ответственность за откладывание на неопределенный срок не менее важных для КНР политических преобразований. Дэн Сяопин умер в 1997 г. в возрасте 92 лет [20].

К концу 80-х гг. положение консерваторов стало более предпочтительным. Экономическая реформа столкнулась с серьезными трудностями, значительно выросла инфляция, усилилось недовольство населения. Параллельно развивалось диссидентское движение; стали возникать неформальные молодежные структуры, которые требовали большей политической свободы. Еще в декабре 1986 г. студенты провели в Пекине первую массовую мирную демонстрацию. К весне 1989 г. студенчество превратилось в реальную политическую силу, которая требовала демократизации Китая.

Смерть Ху Яобана 15 апреля 1989 г. послужила катализатором массовых акций протеста. Сначала в пекине, а потом и в других крупных городах страны прошли студенческие манифестации с требованиями демократизации, гарантий свободы слова и печати, независимости судов, свободы ассоциаций, борьбы с коррупцией. накануне похорон бывшего генерального секретаря в пекине прошла стотысячная демонстрация протеста. власти обвинили молодежь в оппортунизме, контрреволюционном заговоре и беспорядках. об этом в редакционной статье писала газета Жэньминь жибао - орган ЦК КПК. Генеральный секретарь ЦК Чжао Цзыян после своего возвращения из поездки в Северную Корею осудил эту публикацию.

Тем временем демонстрации и митинги набирали обороты. Студенты, интеллигенция, рабочие использовали визит в КНР советского руководителя Горбачева и повышенное внимание к этому событию зарубежных СМИ. 13 мая десятки тысяч студентов заняли центральную площадь в Пекине - Тяньань- мынь. началась голодовка протеста, в которой первоначально принимало участие 400 чел., но к ним в скором времени присоединились тысячи людей. Начало голодовки только усилило популярность участников акции: люди понимали, что они борются не за свои интересы, но жертвуют собой во имя народа. Манифестанты требовали начать переговоры между представителями независимых студенческих организаций и правительством. Правительство во главе с Ли Пеном заявляло, что будет иметь дело только с официальными молодежными организациями.

19 мая генеральный секретарь ЦК КПК Чжао Цзыян обратился к митингующим. в своем выступлении он попросил прощения перед участниками акции за то, что слишком поздно пришел к ним, и призвал прекратить голодовку, сохранить свои жизни для борьбы за обновление Китая. Это было последнее публичное выступление генерального секретаря. 20 мая, после того, как он единственным из членов Политбюро проголосовал против введения военного положения, Чжао Цзыян был отправлен в отставку и помещен под домашний арест (Чжао пробыл под арестом вплоть до своей смерти в 2005 г.). Участники акции отказались последовать его призыву.

В тот же день Дэн Сяопин принял решение об использовании вооруженных сил для разгона участников акции. Тем не менее тысячи митингующих не собирались расходиться. Они стали сооружать статую демократии на площади Тяньаньмынь. Поддержали пекинских товарищей по борьбе студенты, преподаватели, рабочие и других крупных городов Китая, прежде всего Шанхая. В ночь на 3 июня армия была введена в столицу. По разным данным, от 700 до 6 тыс. участников акции протеста было убито. Десятки тысяч людей, причастных к Движению 4 июня (так называют в Китае это событие) были брошены за решетку. 9 июня Дэн Сяопин поблагодарил армию за выполнение воинского долга - расправу над безоружными манифестантами [21].

Таким образом, массовые протесты в КНР весной 1989 г. представляли собой кульминацию неудачной попытки демократизации этой великой азиатской страны. Они не были оторваны от китайских традиций и культуры. Манифестанты на площади Тяньаньмынь апеллировали к известному конфуцианскому архетипу бескорыстных интеллектуалов, которые посмели говорить правду коррумпированной власти. Понимание демократизации участниками мирной революции было тоже не западным и либеральным, но скорее национальным: как движение сверху вниз от образованной элиты к массам. На одном из плакатов тех дней было написано: несмотря на то, что жители деревень еще не готовы к народовластию, жители городов, интеллигенция и члены коммунистической партии давно готовы к тому, чтобы жить при демократическом строе, как живут при нем граждане многих других государств мира.

Современный этап в истории КНР. После подавления студенческих протестов 1989 г. начался современный посттяньаньмынь- ский этап в новейшей истории Китая. Во главе партии встал представитель консервативного крыла КПК Цзян Цзэминь, который завоевал доверие Дэн Сяопина относительно мирным наведением порядка в Шанхае, партийным руководителем которого он являлся. В начале этапа над дальнейшим проведением экономической реформы нависла реальная угроза. Премьер Государственного совета КНР Ли Пен (самая одиозная фигура в глазах участников акции протеста на площади Тяньаньмынь) считал, что необходима гораздо большая централизация государственного контроля над экономикой и жесткая борьба с влиянием Запада. Потребовалась поездка Дэн Сяопина (в качестве частного лица) на юг страны и его публичные выступления в поддержку дальнейших шагов по развитию рыночных отношений и политики открытости, чтобы придать импульс новым преобразованиям.

Экономические реформы были продолжены, но они сопровождались ужесточением политического контроля над обществом. Новое руководство стремилось к деполитизации общественного сознания, к превращению китайских граждан в пассивную массу, которая взамен за улучшение своего материального благосостояния откажется от вмешательства в дела управления государством, которые и в дальнейшем будут оставаться монополией коммунистической партии Китая.

В 90-е гг. наблюдался постепенный уход Дэн Сяопина с политической арены. В ноябре 1989 г. Цзян Цзэминь сменил Дэна на посту руководителя Центральной военной комиссии КПК. С 1993 г. Цзян укрепил свои позиции в руководстве, соединив в одних руках посты генерального секретаря КПК и председателя КНР. Несмотря на отсутствие официальных должностей, Дэн Сяопин до последних дней жизни оставался чрезвычайно влиятельной политической фигурой. Именно он настоял на необходимости осуществления своевременной смены лидеров партии и государства, выдвижения на влиятельные посты нового поколения руководителей. В 1998 г. на смену непопулярному Ли Пену пришел новый глава правительства - политик- технократ Чжу Жунцзи, а в 2002 г. на XVI съезде КПК был переизбран генеральный секретарь. Им стал самый молодой член политбюро Ху Цзиньтао.

Однако осуществление плана “патриарха китайской политики” после его кончины не прошло гладко. Ху Цзиньтао потребовалось два года на то, чтобы сконцентрировать в своих руках основные рычаги власти. Дело в том, что, уходя с поста генерального секретаря, Цзян Цзэминь оставил за собой Постоянный комитет Политбюро, в котором доминировали представители так называемого шанхайского клана, лидером которого он являлся. Только в 2003 г. Ху был избран председателем КНР. До 2004 г. Цзян оставался председателем влиятельной Центральной военной комиссии КПК и, подобно Дэну, пытался осуществлять личный патронаж над молодым руководством партии и государства (в 2003 г. премьером КНР стал популярный политик-реформатор Вен Цзябао). Правда, делал он это, без особого успеха, потому что не обладал ни харизмой, ни авторитетом Дэна.

Помимо всего прочего, Цзян Цзэминь оставил довольно тяжелое наследство своему преемнику. Делая ставку на обеспечение экономического роста любой ценой, китайское руководство совершенно не думало о качестве такого роста и решении острых социальных проблем. Всекитайская первая пленарная сессия десятой политической консультативной конференции, которая состоялась в Пекине в марте 2003 г., обнародовала следующие факты:

Согласно оценкам китайских экспертов, КНР в конце 90-х гг. оказалась на втором месте снизу (хуже обстояли дела только у Зимбабве) по такому показателю, как неравенство распределения богатств. тот же источник утверждал, что 3,5% населения Китая получает ежегодный доход, превышающий 11 тыс. долл., в то время как 50% населения получает всего около 1100 долл. в год. Согласно данным китайского отделения Бостонской консультативной группы (США), 0,4% китайских семей (около 1,5 млн) владеет 70% всех национальных богатств, в то время как в наиболее развитых странах 5% семей владеет 60% богатств. Это означает, что неравенство в коммунистическом Китае является в 15 раз большим, чем в капиталистических странах Запада. по сведениям всемирного банка за 2006 г., реальный доход 10% беднейших жителей КнР сократился на 2,4% по сравнению с предыдущим годом, в то время как доходы 90% остальных жителей увеличились [22].

Цзян Цзэминь попытался привести в соответствие понимание роли коммунистической партии Китая и ее идеологии с той новой социальной реальностью, в которой оказалась страна в результате экономических реформ. Известно, что еще при Дэн Сяопине были сняты ограничения на прием в КПК представителей китайских предпринимателей. Тем самым эта организация утратила изначально ей присущий классовый характер и превратилась в деидеологизированную партию власти, в которой отношения власти и собственности теснейшим образом переплетены. Цзян Цзэминь пошел дальше, он изобрел новую идейную доктрину, получившую название Трех представителей, которую в КНР тут же назвали неоценимым вкладом в развитие марксистско-ленинского учения. Несмотря на банальность содержания (представителями являются экономическое производство, культурное развитие и политическое согласие), последняя составляющая играет важную роль, потому что она заменяет маоистский принцип классовой борьбы совпадением интересов всех слоев общества, включая и бизнес-сообщество, которые получают своего единственного законного политического представителя в виде коммунистической партии Китая.

ВСТАВКА 14.3.

Политический портрет Ху Цзиньтао Ху Цзиньтао родился в 1942 г. в провинции Цзянгсу. Он показал хорошие способности уже в средней школе, что позволило ему поступить в престижный пекинский университет и получить диплом гидроинженера. Еще будучи студентом, Ху стал членом КПК. Во второй половине 60-х - начале 70-х гг. он работал по специальности в различных провинциях страны.

В то время Ху Цзиньтао познакомился с первым секретарем одного из провинциальных комитетов партии Сон Пингом. С его помощью Ху перешел на работу в министерство строительства. Еще большую роль в судьбе Ху Цзинтао сыграла учеба в Высшей партийной школе в Пекине в 1981 г. Его однокурсницей оказалась дочь Дэн Сяопина, а однокурсником - сын тогдашнего генерального секретаря Ху Яобана. Молодому человеку не раз доводилось бывать дома у своих новых друзей. В 1982 г. по рекомендации влиятельных протеже Ху Цзиньтао перешел на работу в Лигу коммунистической молодежи вначале на должность регионального секретаря, а затем и первого секретаря китайского “комсомола".

Ему пришлось дважды поработать руководителем провинциальных комитетов партии. Второе назначение было весьма ответственным - в Автономный район Тибет, где как раз в это время усилилась борьба местного населения за национальное освобождение. В начале 1989 г. Ху Цзиньтао пошел на применение вооруженных сил для подавления выступлений сторонников независимости. В ходе этих событий в Автономном районе было убито несколько сот человек.

В 1992 г. Дэн Сяопин решил определить список кандидатов, которые должны были в скором времени заменить собой стареющее третье поколение руководителей КНР. Ху Цзиньтао попал в него в числе основных претендентов по рекомендации Сон Пингома. В результате принятого тогда решения, незадолго до своего пятидесятилетия Ху оказался среди членов Постоянного комитета Политбюро в качестве самого молодого представителя этого высшего элитного клуба.

После всех перипетий, связанных со скрытой борьбой за власть, в 2002-2004 гг. Ху Цзиньтао сконцентрировал в своих руках все полномочия по управлению КнР. в чем же проявляются особенности курса нынешнего лидера Китая? чем он отличается от политики предшественников?

прежде всего тем, что экономический рост сам по себе уже не рассматривается как самоцель, несмотря на то, что он остается очень высоким. Китайское руководство начинает обращать внимание на необходимость преодоления серьезных диспропорций и решения острых социальных проблем. Доктрина Ху Цзиньтао предусматривает создание гармоничного общества внутри страны и обеспечение мирного развития в области международных отношений.

Концепция Гармоничного общества предполагает динамичное экономическое развитие на основе свободного рынка и частного сектора; акцент на личные, но не политические свободы; содействие росту благосостояния всех граждан; культурное просвещение; и синергетический подход к различным социальным вопросам. наконец, по мнению китайского лидера, оно должно характеризоваться наличием демократии, правового государства, справедливости, искренности и других этических принципов. в нем должны быть созданы гораздо более тесные связи между народом и правительством. во внутренней сфере Ху Цзиньтао выступает также за предоставление новых возможностей гражданам получать оперативную информацию о работе правительства. Речь, однако, не идет о некой либерализации партийной политики в отношении СМи. наоборот, жесткий государственный контроль в годы его правления был распространен даже на интернет [23].

Таким образом, и политика Мао Цзэдуна, и курс Дэн Сяопина, и демократическое движение в конце 80-х гг., и стратегия Ху Цзиньтао по созданию гармоничного общества для своей легитимации использовали разные элементы тысячелетней китайской традиции, прежде всего конфуцианской. Однако парадоксальность ситуации заключается в том, что современный Китай - это быстро меняющееся общество, возможно, самое динамичное в современном мире. Социальная динамика и свойственные ей острые противоречия очень плохо совместимы с традицией, обращенной к идеалам неизменности и порядка.

Современный Китай представляет собой совершенно новое общество, не похожее на то, которое пытались построить в 50-70-е гг. председатель Мао и его соратники. В наше время в Китае экономический рост и личное процветание стали высшими приоритетами государства и правящей партии. КПК открыто признала превосходство капиталистического способа производства. В китайской экономике, которая официально именуется социалистической рыночной, есть место для иностранного капитала, частного предпринимательства, семейных ферм и др.

Однако, поощряя рыночное хозяйство, руководство КНР отвергает политический плюрализм. Режим проявляет крайнюю нетерпимость к любым попыткам оспорить монопольную власть компартии. Для большинства граждан Китая политические изменения заключаются в том, что власти стали толерантно относиться и даже поощрять политическую апатию и пассивность народа. Эти перемены являются наглядным свидетельством трансформации режима от тоталитаризма к умеренному авторитаризму, или посттоталитарному режиму в терминологии Хуана Линца. 

<< | >>
Источник: Ровдо В.. Сравнительная политология: учеб. пособие. В 3 ч. Ч. 2.. 2008

Еще по теме Исторические традиции и их влияние на политическую систему:

  1. Политическая организация общества.
  2. ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ эволюции П. Н. МИЛЮКОВА
  3. Принципы исторической гносеологии
  4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И СТЕРЕОТИПЫ
  5. § 3. Влияние римского права и других факторов на процесс формирования и развития романо-германского и судейского права
  6. 2.2. Основные подходы к историческому прогнозированию: исторические сравнения и аналогии
  7. ВАРИАЦИЯ ПЕРВАЯ (СТРУКТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ)
  8. § 12. Влияние консерваторов на цензурную политику
  9. Окружение политической системы
  10. Политическая культура и значение ресоциализации
  11. Исторические традиции и их влияние на политическую систему
  12. Политическая культура и социализация
  13. 4.2.1. Типология политических систем
  14. 7.3.2. Территориально-политическое устройство государств
  15. Определение, происхождение и эволюция политических партий
  16. В.Т. Рязанов Политическая экономия особенного: многообразие и альтернативность в экономике
  17. 1.1. Возрождение этнической культуры как социально-               историческая проблема
  18. 2.1. Закономерности генезиса образовательных систем при прогнозе развития этнокультурной системы образования
  19. Глава 3 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ НЕПОЛИТИЧЕСКИХ ФИЛОСОФИЙ