Сущность политической культуры
Понятие политическая культура вошло в моду. Ученые, публицисты, политики твердят о дефиците политической культуры в нашем обществе, у отдельных социальных групп или личностей.
При этом политическая культура изображается как абсолютная ценность, заключающая в себе только позитивное содержание, сопоставимое
с такими явлениями, как грамотность, образованность. Между тем в строго научном смысле слова политическая культура не ценностное понятие. Отсутствие у того или иного субъекта определенной политической культуры не означает отсутствие всякой политической культуры.
Концепция политической культуры была введена в научный оборот относительно недавно: в 50-60-е гг. ХХ в. американскими политологами Г. Алмондом, С. Вербой, Л. Паем. Но само это явление известно с давних пор. Еще древние философы задавались вопросом: почему люди, воспитанные на разных традициях, имеющие неодинаковый социальный и политический опыт, по-разному реагируют на однотипные ситуации и приходят к не одинаковым результатам в своей политической деятельности?
Г. Алмонд указывает на существование давней философской традиции, связанной с попытками объяснения политических устройств государств культурными особенностями их граждан. Например, Платон одним из первых предложил очень интересное описание психологических свойств аристократического, тимократического, олигархического, демократического и тиранического человека, которые, по его мнению, оказали определяющее влияние на соответствующие виды полисов в Элладе. Данные свойства формировались под влиянием условий общественной жизни и семейного воспитания. Не случайно, поэтому, что так много страниц в утопии Государство посвящено вопросам воспитания философов и стражей - двух господствующих каст идеального полиса.
Древнегреческий историк Плутарх в биографии легендарного царя Спарты Ликурга описывал суровую государственную систему социализации детей.
Их с семилетнего возраста забирали у родителей и передавали в руки старейшин. Основным занятием в спартанских школах было не обучение чтению и письму, но “беспрекословному послушанию, выносливости и науке побеждать... Воспитание продолжалось до зрелого возраста. Никто не имел права жить так, как он хотел, напротив, город походил на лагерь, где был установлен строго определенный образ жизни и занятия, которые имели в виду лишь благо всех. Вообще, спартанцы считали себя принадлежащими не себе лично, но отечеству”.Аристотель рассматривал проблему формирования гражданских добродетелей под иным углом зрения. По его мнению, важнейшую роль в этом деле играли социальные условия: отсутствие жесткой социальной поляризации и преобладание в полисе людей среднего достатка. Вторым важным фактором, содействующим достижению данной цели, было смешанное правление, сочетающее элементы аристократии и умеренной демократии. В обществах без развитого среднего сословия мы видим “разделение гражданского сообщества на рабов и господ, отсутствие свободных людей... В таких условиях очень трудно добиться дружбы и политического партнерства”. Последние качества Аристотель считал культурным основанием лучшей и наиболее продолжительной формы правления [1].
Данная философская традиция получила дальнейшее развитие в средние века и в новое время. Примечательно, что само понятие политическая культура, впервые было использовано немецким философом-просветителем Иоганном Гердером в XVIII в. Однако ни Гердер, ни другие социальные ученые до середины ХХ в. не использовали термин политическая культура как строгую научную категорию, описывающую определенное политико-духовное явление.
По мнению Г. Алмонда, формированию научной концепции политической культуры содействовало развитие социологии, социальной психологии и психологической антропологии. Влияние социологии было связано, прежде всего, с идеями М. Вебера и Т. Парсонса. Веберовские категории целерационального, ценностно-рационального и аффективного действия, а также его социология религии содействовали формированию теории развития и модернизации, важнейшим составным элементом которых стали политико-культурные исследования.
Т. Парсонс развил теорию социального действия Вебера и разработал такие важнейшие категории социального анализа, как когнитивные, аффективные и ценностные ориентации людей.Социальная психология, возникшая в первой половине ХХ в., пыталась объяснить причины социальных катастроф, с которыми столкнулось человечество в этот период времени: победы большевистской революции в России, прихода к власти нацистов в Германии, великой депрессии в США и др. Она стремилась объяснить поведение людей влиянием других людей и принадлежностью к социальным группам. В рамках социальной психологии была сформулирована концепция этитьюда (от англ. attitude - отношение, подход) как определенного свойства индивидов, связанного с их способностями воспринимать информацию, интерпретировать ее и действовать в отношении определенного объекта определенным образом. Данная категория оказала самое непосредственное влияние на теорию политической культуры.
Психологическая антропология развивалась под сильным влиянием теории психоанализа З. Фрейда. Основной акцент данное направление первоначально делало на детскую социализацию, изучение бессознательных мотивов поведения участников политики. Эти факторы оказывают якобы определяющее влияние на политическое поведение наций и их лидеров. В рамках психологической антропологии сформировалась относительно самостоятельная теория национального характера, которая пыталась найти ответ на вопрос, почему люди, воспитанные в условиях разных национальных традиций, по-разному реагируют на одинаковые политические события. Теорию национального характера некоторые исследователи рассматривают как непосредственно предшествующую концепции политической культуры [2].
ВСТАВКА 3.1.
Национальный характер
Идея национального характера трактовалась как комплекс политических, нравственных, культурных и иных представлений, свойственных определенной нации и закрепленных в национальных традициях. С помощью данной теории ученые пытались выяснить, почему американец ведет себя иначе, нежели немец, а немец - иначе, нежели француз, в однотипных ситуациях.
Большое внимание западные исследователи национального характера уделяли России. Известный британский психолог и психоаналитик Дж. Горер дал скандально знаменитое определение русского характера как результата тугого пеленания младенцев. Отсюда он выводил свойство русской натуры рассматривать свое правительство как нечто чуждое по отношению к личности. Другой британский исследователь Г. Дикс пришел к заключению, что для большинства русских характерна оральная культура, проявляющаяся в их неумеренной склонности к еде, питью и пению. Элита же благодаря иностранному влиянию принимает иные культурные нормы. Для нее характерна сильная воля, умение контролировать свои эмоции. Дикс подчеркивал наличие значительного разрыва между культурными образцами русской элиты и русской массы.Как видно из этих примеров, строгой научной теории национального характера создать не удалось. Лучшие образцы исследований в данной области дали эмпирический материал для конструирования концепции политической культуры.
Большинство современных политологов рассматривает национальный характер как явление более глубинного толка, нежели политическая культура, как результат длительного социально-исторического развития, в гораздо меньшей степени подверженного изменениям. Социальная дифференциация национальному характеру, как правило, не свойственна. Он формируется под влиянием исторических условий (длительное пребывание под деспотическим гнетом приводит к покорности властям; продолжительные войны формируют воинскую доблесть; длительное развитие в условиях демократии - терпимость, готовность к диалогу и т.п.) и составляет глубинную основу общественного поведения человека, социальной группы. При определенных обстоятельствах типология политической культуры может быть аналогичной типологии национального характера.
Некоторые политологи, наоборот, противопоставляют политическую культуру и национальный характер. А. Браун, профессор Оксфордского университета, например, из этих двух концепций отдает предпочтение политической культуре.
Национальный характер, по его мнению, подразумевает, что таковой не меняется и что в сознании нации есть что-то врожденное. Практика опровергает данное представление (немцы в нацистской Германии и ФРГ). Концепция политической культуры в противоположность национальному характеру исходит из того, что политическая культура не является чем- то раз и навсегда данным.Импульсом к созданию научной концепции политической культуры стала ситуация в мире в 50-60-е годы, попытка демократизации целого ряда развивающихся стран. Многие государства Азии и Африки, добившиеся независимости, декларировали свою приверженность демократии и пытались перенести на свою национальную почву американские и европейские политические институты. Однако оказалось, что в иной культурной среде президентские формы правления быстро вырождались в диктатуры личной власти, парламенты раздирались острыми противоречиями этнических и клановых группировок, партии напоминали собой клики, объединенные вокруг вождей, и т.п. В подавляющем большинстве развивающихся стран демократический эксперимент тогда провалился. Это поставило перед политологами очень важную задачу: определить факторы духовного порядка, которые благоприятствуют либо препятствуют утверждению демократии.
Под руководством Г. Алмонда и С. Вербы были проведены широкомасштабные сравнительные социологические исследования в пяти странах (двух старых демократиях - США и Великобритании, двух новых демократиях - ФРГ и Италии, одной развивающейся стране - Мексике). Целью сравнительного анализа стало изучение отношения граждан к демократическим институтам. Результаты этого исследования были опубликованы в книге Гражданская культура (1963), ставшей классическим произведением, в котором были сформулированы основные положения теории политической культуры.
Существуют самые разные подходы к трактовке сущности политической культуры. Это объясняется, прежде всего, отсутствием единой теории культуры. Последняя понимается и как совокупность ценностей, и как овеществленная человеческая деятельность, и как социальная память, и как наследственная информация и т.п.
Однако все ученые согласны между собой в том, что культура обладает свойством всеобщности, присутствует во всех сферах общественной жизни, в том числе и в политической.Анализируя концепцию политической культуры спустя 20 лет после ее возникновения, Г. Алмонд указывал, что “политическая культура не является теорией; она связана с определенным набором переменных, которые могут быть использованы для конструирования других теорий... но эти переменные обладают некоторой объясняющей силой, представляя собой психологическое или субъективное измерение политики. Объясняющая сила политико-культурных переменных является эмпирическим вопросом, открытым для выдвижения гипотез и их проверки” [3].
Первоначально создатели концепции политической культуры Г. Алмонд и С. Верба ограничивали это явление сферой политического сознания. По их мнению, политическая культура представляла собой определенный набор ценностей, внутри которого действует политическая система, что-то вроде историко-психологического фона, на котором разворачиваются политические события. В своем первом исследовании они определяли политическую культуру как особый тип ориентации на политические объекты, в число которых входит и политическая система [4].
Отталкиваясь от концепции Парсонса, Алмонд и Верба указывали, что политическая культура состоит из когнитивных, аффективных и ценностных ориентаций, распространенных среди населения определенной страны или некоторых субгрупп в ней. Данные ориентации могут быть адресованы или политической системе в целом, или политическому процессу, или политическому курсу (публичной политике). “Ориентации на эти объекты могут быть когнитивными, т.е. состоящими из убеждений, информации и анализа; аффективными, включающими в себя чувства привязанности, отвращения или безразличия; и оценочными, состоящими из моральных суждений того или иного свойства” [5].
Большинство современных исследователей считает, что политическая культура не ограничивается областью политического сознания. Она оказывает влияние на политическую деятельность, трансформируется в культуру политического поведения. Политическая культура здесь проявляется не в представлениях, убеждениях и установках, а в относительно устойчивых моделях поведения субъектов политики.
Политическая культура распространяется также и на сферу практического функционирования институтов политической системы. В качестве показателей политической культуры здесь выделяются: культура электорального процесса (как государство, правительство организует выборы); культура принятия политических решений; культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов. Таким образом, политическая культура распространяется на все сферы политической жизни, включает в себя: культуру политического сознания, культуру политического поведения, культуру функционирования существующих в рамках данной системы политических институтов.
Политико-культурный анализ позволяет исследователям лучше понять разницу между основными политическими системами. В момент формулирования теории политической культуры Алмонд, как известно, выделял англо-американскую, континентально-европейскую, тоталитарную, доиндустриальную и частично индустриальную политическую систему. В настоящее время этот подход претерпел существенные изменения, однако типология политических систем по-прежнему может выступать в качестве одной из типологий политической культуры, потому что “политическая культура должна рассматриваться как независимая и зависимая переменная, определяющая политическую структуру и порожденная ею”. (См. тему 2 Сравнительный анализ политических систем.)
Еще по теме Сущность политической культуры:
- Политическая организация общества.
- 5.1. Общая характеристика взаимоотношений в области культуры
- ПСИХОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ
- СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
- ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
- 8.1. Понятие и сущность межкультурной коммуникации
- КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
- 13.1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА: ГОРИЗОНТЫ НОВОЙ ЛОГИКИ
- 1.1. Политическая психология: место в системе наук, предмет и задачи
- 3.1. Профессионализм политической деятельности
- 5.5. Организационная культура политической команды
- АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Панкевич О.В.
- Сущность политической культуры. Уровни политической культуры
- ГЛАВА 2. АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ И ПОЗИЦИИ ВЕДУЩИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ФРАНЦИИ