Возникновение и развитие сравнительных политических исследований как самостоятельного направления политической науки
Сравнительный подход к изучению политики уходит своими корнями в далекое прошлое. Древнегреческий философ Аристотель еще в IV в. до н. э. предпринял попытку описания политического устройства большого количества городов-государств Эллады, что позволило ему сформулировать долгое время считавшуюся классической типологию форм правления.
Сравнительный анализ государственных
устройств предпринимали также Полибий, Макиавелли, Монтескье, де Токвиль и многие другие философы и политические мыслители.
Тем не менее сравнительный, или компаративный, подход выделился в самостоятельное направление в политической науке в Соединенных Штатах и Западной Европе только между двумя мировыми войнами. В эти годы исследователи в основном обращали внимание на изучение политических институтов и процессов. Они занимались сравнительным анализом: президентской и парламентской форм правления; федеративных и унитарных государственных устройств; структурных компонентов политических партий; происхождения, сущности и взаимовлияния демократических, социалистических и фашистских режимов.
После Второй мировой войны произошли существенные изменения на международной арене. Углубился раскол мира на две противоположные социальные системы. Произошел крах колониальной системы, что привело к появлению значительного количества новых государств в Азии и Африке. Демократические страны Запада смогли добиться значительных успехов в экономическом развитии и росте благосостояния населения, что позволило резко снизить здесь остроту классовых конфликтов и постепенно интегрировать наемных работников в капиталистическую систему.
В 50-е гг. XX в. известные американские ученые Уолтер Ростоу и Сеймур Мартин Липсет пришли к выводу, что именно демократия является кульминацией процесса экономического роста и социального развития. Все страны, по их мнению, рано или поздно создадут демократические политические институты, когда для этого сложатся объективные экономические и социальные предпосылки.
Параллельно американский социолог Талкот Парсонс разработал универсальную теорию социальной системы, а Габриэль Алмонд определил основные функции политической системы. Это позволило проводить сравнительные исследования политических систем, находящихся на разных стадиях развития.Важную роль в процессе формирования сравнительной политологии сыграла разработка американскими социологами Дэвидом Апте- ром и Данквартом Растоу так называемой теории модернизации, определившей основные закономерности перехода человечества от традиционного общества к современному. Данная теория была дополнена американским политологом Сэмюэлом Хантингтоном в конце 60-х гг. концепцией политического развития и стабилизации систем.
Совокупность этих фундаментальных теорий дала возможность разработать строгие научные методы компаративного анализа, что позволило провести ряд эмпирических исследований в развивающихся странах. Полученные данные дополнили уже имеющиеся материалы сравнительных исследований развитых демократических и коммунистических государств.
В 70-80-е гг. ХХ в. сравнительная политология заняла прочное место среди других политических наук. Это выражалось в большом объеме публикаций по компаративистике, проведении ряда международных научных конференций, выходе в свет специализированных научных журналов, среди которых наиболее известными являются Comparative Political Studies (“Сравнительные политические исследования”) и Comparative Politics (“Сравнительная политология”).
В конце ХХ в. ученые, занимающиеся сравнительными политическими исследованиями, столкнулись с новыми вызовами. Международная ситуация в мире в очередной раз резко изменилась. Речь идет, прежде всего, о крахе коммунистической системы, победе демократических революций в странах Восточной Европы, распаде СССР и Югославии в 1991 г. и образовании новых независимых государств. Это привело к появлению нового научного направления: посткоммунистических исследований. Как отметил по этому поводу Джон Нейджл, профессор Сиракузского университета (США), “понятно какая система была разрушена, но не очень понятно, что грядет ей на смену” [1]. С тех пор сравнительный анализ перехода к демократии различных стран планеты остается в центре внимания ведущих исследовательских центров и университетов.
Пристальное внимание современной компаративистики сконцентрировано также на изучении новых политических движений и партий в Западной Европе и Северной Америке, которые группируются вокруг так называемых постматериалистических ценностей. Их влияние, несомненно, будет усиливаться по мере превращения все большего количества индустриальных обществ в постиндустриальные.
Процессы демократической трансформации, экономическая и культурная глобализация, возникновение новых индустриальных государств в Восточной Азии и новых демократий во многих регионах планеты привели к необходимости пересмотра теории третьего мира, которая возникла в 60-е гг. Тогда было предложено относить развитые страны Запада к первому миру, социалистические государства - ко второму, а освободившиеся от колониального господства страны Азии, Африки и Латинской Америки - к третьему. Данная схема перестала работать уже в конце ХХ в.
Эти и некоторые другие вызовы политической жизни будут определять направление компаративных исследований в XXI в. Но прежде чем рассмотреть подробнее основные парадигмы, в рамках которых работает современная политическая компаративистика, следует попытаться определить содержание термина сравнительная политология и отделить его от близких по значению понятий.
Как считает Рональд Чилкот, профессор Калифорнийского университета США, необходимо проводить разграничительную линию между такими терминами, как сравнительное правление (Comparative Government) и сравнительная политология (Comparative Politics).
“Сравнительное правление занимается изучением государственных учреждений и их функций, концентрирует основное внимание на деятельности исполнительных, законодательных и судебных органов власти, а также на роли таких организаций, как политические партии и группы интересов.
Сравнительная политология изучает более широкую сферу политической деятельности, включая правительства и их институты, а также другие формы организаций, не связанные непосредственно с управлением страной, все формы политической деятельности, как правительственной, так и неправительственной” [2].
По мнению Габриэля Алмонда и Бингхэма Пауэлла, объектом политической науки являются “все формы деятельности, связанные с контролем над принятием публичных решений, относительно данного народа и на данной территории, где этот контроль может быть подкреплен властными и принудительными средствами” [3]. Сравнение является методологическим ядром любой гуманитарной и естественнонаучной системы познания. Сравнивая прошлое и настоящее своей страны и сопоставляя ее опыт с опытом других народов, мы углубляем свои представления о собственных политических институтах. Изучение политической жизни других обществ позволяет увидеть более широкий круг альтернатив и определить достоинства и недостатки политической системы собственной страны. Компаративный анализ помогает выработать объяснения и проверить адекватность политических теорий. Поскольку политологи лишены такого инструментария, как проведение лабораторных экспериментов, которым пользуются ученые естествоиспытатели, они должны обращаться к компаративным методам, чтобы описать и объяснить различные сочетания политических процессов и институтов в различных обществах.
В англоязычной традиции под Comparative Politics понимается обширная область исследований многообразных политических систем, которая входит составной частью в общую интегральную науку о политике (Political Science), объединяющую довольно большое количество относительно самостоятельных дисциплин, от государственного управления (Public Administration) до теории международных отношений. Российские ученые предпочитают иметь дело с политологией как некой особой наукой о политике, в состав которой входят и сравнительные исследования политических институтов, отношений и процессов. Термин Comparative Politics обычно переводится на русский язык как сравнительная политология.
Еще по теме Возникновение и развитие сравнительных политических исследований как самостоятельного направления политической науки:
- Сравнительный анализ
- 1. О системе экономических законов социализма как теоретической предпосылке комплексного экономического прогнозирования
- 1. Регион как объект прогнозирования. Региональная экономика и специфика ее прогнозирования
- 2.3. Развитие монгольской экономики и основные направления торгово-экономического сотрудничества СССР и МНР
- ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
- 1.4. Время в политике, социально-политических и психологических процессах
- 5.2. Личностно профессиональное и гуманитарно-технологическое развитие субъектов политики
- Историография исследования проблемы в XIX - нач. XX в.
- 2.2. Русская цивилистическая наука и культурное наследие римского права
- Тема 1 ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АНТРОПОЛОГИИ В РОССИИ
- Становление политологии как науки и учебной дисциплины
- 2.1. КОМПАРАТИВИСТИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- Глава П ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
- Зарождение геополитических идей.