<<
>>

Из «Деяний Карла Великого» неизвестного монаха Санкт-Галленского монастыря (между 884 и 889гг.)


Раз как-то во время своих разъездов Карл неожиданно прибыл в какой го приморский город... В эту гавань во время его трапезы, не зная о нем, показались разведчики норманнов-разбойников. Когда при виде кораблей одни говорили, что это еврейские купцы, другие — африканские, третьи — британские, премудрейший Карл, догадавшись по оснастке кораблей и по быстроте их, что это не купцы, а враги, сказал своим: «Нет, эти корабли не товарами полны, но чреваты злейшими врагами».
Услышав это, его люди, опережая друг друга, быстро бросились к кораблям, но напрасно: норманны, узнав, что он здесь, кого они привыкли называть Карл Молот, боясь, что оружие их притупится об него или разлетится в мельчайшие части, обратились в невиданное бегство, избегая не только мечей, но и взоров преследователей. Благочестивейший же Карл, праведный и грозный, восстав от стола, подошел к окну на восток и залился несчетными слезами — и никто не смел обратиться к нему. Наконец он сам объяснил доблестнейшим своим приближенным свой поступок и свои слезы, и сказал: «Знаете, други мои, отчего я так плакал? Я не того боюсь, что эти ничтожные людишки мне причинят какой-нибудь вред, но я безмерно скорблю, что они уже при моей жизни дерзнули коснуться этих берегов, и терзаюсь я величайшим горем, ибо предвижу, какие беды причинят они моим потомкам и их подданным». Из оды «Жалоба о разделе империи» дьякона Флора Лионского (IX в.)
Франкская нация блистала в глазах всего мира. Иностранные королевства... посылали к ней посольства. Племя Ромула, сам Рим — мать королевства — были подчинены этой нации: там ее глава, сильный поддержкой Христа, получил свою диадему как апостолический дар... Но теперь, придя в упадок, эта великая держава утратила сразу и свой блеск, и наименование империи; государство, недавно еше единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором; вместо государя — маленькие правители, вместо государства — один только кусочек. Общее благо перестало существовать, всякий занимается своими собственными интересами: думают о чем угодно, одного только Бога забыли. Пастыри Божий, привыкшие собираться, не могут больше при таком разделе государства устраивать свои синоды, нет больше собрания народного, нет законов, тщетно вздумало бы прибыть посольство туда, где нет двора. Что же сталось с соседними народами на Дунае, на Рейне, на Роне, на Луаре и на По? Все они, издревле объединенные узами согласия, в настоящее время, когда союз порван, будут раздираемы печальными раздорами... В то время как империя разрывается на клочья, люди веселятся и называют миром такой порядок вещей, который не обеспечивает ни одного из благ мира. Из рассказа монаха Аббона, очевидца штурма норманнами (данами) Парижа в 887 г.
Кровь твоя (Париж), пролита этими варварами, приплывшими на 700 парусных кораблях и прочих маленьких ладьях, многочисленных до того, что нельзя их и счесть; народ называет их барками. Поверхность глубоких вод Сены до того покрыта ими, что ее волны исчезли под их судами на пространстве более 2 миль...
Едва занялась заря, как вождь (данов) повел свое войско на битву. Все они бросаются со своих кораблей, бегут к башне, колеблют ее жестоко до основания учащенными ударами и осыпают градом стрел. Город оглашается криками, жители торопятся со всех сторон, мосты дрожат под их шагами, все бежит и стремится на защиту башни. Между ними отличаются своим мужеством граф Парижский Эд, брат его Роберт и граф Рагнар... Первый, победоносный Эд, не испытавший поражения ни в одном бою, воодушевляет своих и поддерживает их истощенные силы. Он ходит беспрестанно по башне и поражает врага. А враг старается покачнуть башню при помощи подкопов. Но Эд льет на осаждающих масло, перемешанное с воском и горохом; масло льется на них огненным ручьем, пожирает, жжет и палит волосы на голове данов. Многие из них погибли, а другие ищут спасения в волнах реки. Вопросы
1. У англосаксов большой любовью пользовались всевозможные загадки. Как это сказалось на педагогическом методе Алкуина?
2. Чем отличается описание Карла Великого у Эйнгарда и у санкт-галленского монаха? Причины этих различии?
3. Что в рассказе санкт-галленского монаха выглядит правдоподобным, а что, скорее, похоже на вsдумку?
4. В чем видит Флор Аионский печальные следствия раздела империи?
5. Какое будущее ожидало потомков упомянутого в отрывке графа Парижского ?
<< | >>
Источник: Бойцов М., Шукуров Р.. История средних веков: Учебник для VII класса средних учебных заведений.- М.: МИРОС, 1995- 416 с.: ил.. 1995

Еще по теме Из «Деяний Карла Великого» неизвестного монаха Санкт-Галленского монастыря (между 884 и 889гг.):

  1. Из «Жизни Карла Великого» монаха Эйнгарда
  2. § 6. Теодорих Великий: между варварами и римлянами
  3. P. M. Габитова Индивид и личность в философии Карла Ясперса
  4. § 2. Виды правомерных деяний
  5. Глава 3. Отдельные виды уголовно наказуемых деяний (Vollrausch; Wucher)
  6. «Пламенеющие» монахи
  7. § 41. Нищенствующие монахи
  8. Епископ Палладий (IV—V вв.) о египетских монахах
  9. § 2. Отдельные виды деяний уголовно наказуемого банкротства
  10. Миллион на монаха
  11. ФАЛЛИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК КОТАХЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ
  12.    От Кремля до Ипатьевского монастыря и обратно
  13. О НАЙДЕННОМ ИКОНОСТАСЕ ИВАНОВСКОГО МОНАСТЫРЯ
  14. Неизвестно. РИМСКОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО, 2010
  15. Оракул, или Деяния одержимого монаха
  16.    Названия сохранились в именах кладбища, монастыря.
  17.     ПАМЯТНИК НЕИЗВЕСТНОМУ ЭКСКУРСОВОДУ
  18. Неизвестно. Шпоры по психологии делового общения, 2010
  19. Из «Жизни и деяний Гильдебранда, или Григория VII папы» кардинала Бенно