<<
>>

ЭПОХА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

имский епископ, за которым закрепился титул папы, являлся архиепископом Римской церкви, т. е. митрополитом церковной провинции, центром которой был Рим. Под его митрополичьей юрисдикцией находился ряд епископий в пригородном районе Рима, Центральной Италии, на Корсике и Сардинии.

В разные времена их количество менялось, а в раннее Средневековье насчитывалось около 90 диоцезов, среди них епископства Анконы, Ассизи, Беневенто, Лукки, Перуджы, Пизы, Пистои, Пьяченцы, Римини, Сиены, Сполето, Урбино, Фаэнцы, Феррары и Флоренции. Прочие раннесредневековые города Италии входили в компетенцию митрополий Равенны, Аквилеи и Милана.

Со второй половины VII в. до второй половины IX в. происходит оформление папства как собственно местного, римского, института власти, так и западноевропейского. Это происходит в ситуации разрыва с Византийской империей, который, правда, не предполагал отказ от имперской идеологии и традиции, и сближения с Франкским государством, обеспечившим защиту от лангобардов и способствовавшим созданию папского государства в Центральной Италии Папской области.

Резиденция папы размещалась в подаренном Константином Великим папе Сильвестру I Латеранском дворце, который получил эпитет «священный» (sacrum palatium Lateranense) при императоре Оттоне I (962 973). Здесь же находились Латеранская базилика (Спасителя, с VII в. Св. Иоанна) и здания, занятые папской администрацией и всеми подчиненными церкви городскими службами. Со времени папы Сергия I (687 701) Латеранский комплекс име новался «патриархией» (patriarchium), а в IX в. стал употребляться термин «дворец» (palatium).

Соперничество римской аристократии и латеранских чиновников за контроль над выборами папы закончилось изданием декрета Римского синода 769 г., по которому мирянам запрещалось участвовать в выборах, а круг кандидатов сводился к верхнему слою римского клира титулярным пресвитерам и диаконам-регионариям Римской церкви.

С этого момента формально борьба между аристократией и клиром сменилась внутренним противостоянием в Латеране. При этом большинство пап, занимавших престол в VIII и IX вв., по- прежнему были знатного происхождения.

Каролинги никогда не притязали на старое имперское право утверждения папских выборов. Однако они изменили их порядок (816): в выборах вновь принимали участие «все римляне». Попытки Николая I и Иоанна VIII во второй половине IX в. вернуться к практике декрета 769 г. не увенчались успехом. Это удалось лишь Николаю II в середине XI в., и с тех пор право выбора верховного понтифика неизменно являлось прерогативой высшего римского клира.

Клир можно условно разделить на две группы: священнослужителей, в обязанности которых входило совершение церковных служб и обрядов, и администраторов, ведавших канцелярскими и хозяйственными делами. В его состав не принимались женщины, неграмотные, осужденные и калеки. Хотя доступ в клир был открыт для мужчин всех возрастов, часто карьера клирика начиналась еще в его отроческие годы, когда благочестивые родители посвящали свое чадо церкви. Для продвижения по иерархической лестнице существовали возрастные ограничения (субдиакон минимум 20 лет, диакон 25, пресвитер 30) и осуществлялся принцип последовательности в прохождении церковных степеней (чтец — экзорцист — аколит — субдиакон — диакон — пресвитер). Высшие иерархи церкви избирались, как правило, из числа старейших и опытнейших представителей клира.

Церковная организация Римской митрополии. Город Рим в раннее Средневековье был слишком крупным социальным организмом для того, чтобы окормляться лишь силами римского епископа, поэтому он разделялся на ряд приходов, центрами которых являлись титулярные церкви (tituli). Большая их часть (20 из 28 во второй половине VIII в.) была основана еще до царствования императора Константина Великого. В каждой титулярной церкви служили два или три пресвитера. Они отправляли епископские функции: разрешали кающихся, с конца VII в. крестили детей и новообращенных во время всенощных бдений на Пасху и Пятидесятницу, совершали евхаристические литургии.

Старший являлся первым пресвитером (presbyterprior). Титулярные пресвитеры объединялись в коллегию и составляли особый слой в Римской церкви — пресвитериат. Старейший (по возрасту либо по сроку посвящения в сан) пресвитер всех титулярных церквей Рима становился архипресвитером Римской церкви и главой коллегии.

Важнейшей обязанностью римского пресвитериата была служба в римских базиликах, или «патриарших» церквах: Св. Петра, Св. Павла, Св. Лаврентия, Св. Марии (Santa Maria Maggiore) и Спасителя в Латеране. Папа Симплиций (468-483) ввел практику совершения титулярными пресвитерами ежедневных литургий в базиликах. Окончательно эта система сложилась во второй половине VIII в., когда пресвитеры 28 титулярных церквей распределялись в четыре базилики, а семь пригородных епископов (Остии, Альбано, Палестрины, Порто, Сильва Кандиды, Габий и Веллетри) отправляли мессы в Ла- теранской базилике, т. е. в приходе самого папы. Некоторые из римских монашеских обителей именовались «монастырями базилик», т. к. их братия там прислуживала. Римский епископ мог совершать богослужение как в базиликах, так и в титулярных церквях. С VIII в. епископы и пресвитеры из римских базилик назывались кардиналами Римской церкви (presbyteri et episcopi cardinales, вероятно, от слова cardo — дверная петля). Их номинация всегда оставалась сугубо папской прерогативой, несмотря на попытки принудить понтифика испрашивать согласие у всего кардинальского корпуса.

Согласно традиции папа Фабиан (236 250) разделил Рим на семь районов, в которые назначались диаконы, субдиаконы, нота- рии, к V в. — дефенсоры и с конца VII в. — аколиты. Для каждого звания формировалась отдельная коллегия (schola), подобная коллегии титулярных пресвитеров. Она возглавлялась старейшим представителем соответствующего звания, которого называли при- мицерием (primicerius). Глава коллегии диаконов-регионариев являлся архидиаконом Римской церкви и фактически вторым после папы лицом в Римской церкви, распорядителем церковных владений.

Когда папа умирал, архипресвитер, архидиакон и примицерий нотариев составляли регентский совет до выборов нового верховного понтифика.

Изначально семь диаконов, называемых регионариями, управляли церковным имуществом и осуществляли благотворительную деятельность в своих районах. В связи с тем что в VI в. диаконы стали выполнять разнообразные поручения папы, в том числе и за пределами Рима, число членов их коллегии возросло до 19 человек. Они часто становились ректорами «патримония Св. Петра» (земельных владений Римской церкви) или посланцами папы. Диаконы-регионарии были независимы от титулярных пресвитеров и сами входили в состав пресвитериата. По декрету 769 г. им было предоставлено право активно участвовать в выборах папы и баллотироваться в качестве претендентов на папский престол. С конца VIII в. диаконов-регионариев часто называют диаконами-кардиналами. В титулярных же церквах служили диаконы, не связанные с районной системой.

Нотарии-регионарии (поЬапг или Бсптапг) некогда являлись своего рода официальными историографами, «верно собирающими деяния мучеников». Позже в их обязанности входило ведение церковной документации. Подобно диаконам, они часто становились советниками или посланниками папы. Нотарии отбирались из числа клириков (в большинстве случаев субдиаконов). Примицерий нота- риев возглавлял папскую канцелярию и архив (5сптит), находившиеся при папе Дамасе (366-384) в базилике Св. Лавра (ш Р?шта), а в V в. расположившиеся близ входа в Латеранский дворец. Ни один из примицериев нотариев в отличие от глав коллегий пресвитеров и диаконов не стал папой. В VIII в. их место в канцелярии занял библиотекарь (ЫЫЫкесапж), на пост которого с 829 г. назначались не только римские клирики, но даже и пригородные епископы.

Папская канцелярия и архив. В архиве хранились собрания (регистры) папских посланий, соборные постановления, записи папских решений, книги отчетности по папским земельным владениям, коллекции книг. Некоторые же важнейшие документы (например, франкские дарения или исповедания веры пап) помещались близ могилы Св.

апостола Петра. Старейший из сохранившихся каталогов папских архива и библиотеки относится лишь ко времени Бонифация VIII (1294-1303), но известно, что регистры папских посланий начали составляться в канцелярии папы еще с IV в. Древнейший оригинал целого письма принадлежит папе Пасхалию I (817 824). Самый ранний дошедший до нашего времени регистр (вернее, его часть) составлен в VIII в. из посланий папы Григория I (590-604).

В VII в. для нужд папской канцелярии были собраны и включены в особую коллекцию (Liber diumus) около 100 формул различных документов. Туда вошли образцы петиций об обмене или аренде папских владений, разрешений на посвящение, строительство или ремонт культовых сооружений, просьб о предоставлении реликвий святых, извещений о епископских вакансиях, выборах, объединении кафедр, актов дарения, продажи или обмена рабов, приглашений епископов на синод в Риме, распоряжений об оказании содействия папским курье-

и T-ч и

рам, инструкции ректорам, актов дарования паллиев и т. д. В папской канцелярии до XI в. использовался папирус, вышедший из употребления в Европе, и был выработан особый римский шрифт.

Папская казна. Особой сферой управления являлись финансы. Из папской казны, пополнявшейся за счет дарений прихожан и доходов от церковных владений, проводились не только щедрые раздачи населению или оплата строительства в Риме, обеспечивавшего работой римских бедняков, часть денег шла на выкуп пленных христиан и выплату жалованья клирикам. В 20-е гг. VI в. традиционная четвертая часть церковных доходов, отчислявшаяся на оплату клира, составляла 3000 солидов в год.

Первое упоминание о важнейшем финансовом чиновнике в папской администрации — казначее или аркарии (arcarius от area — казна) относится ко времени папы Пелагия I (556-561). Казначеями назначались клирики (чаще всего диаконы, но, например, папа Агафон (678 681) сам ведал финансами). Под управлением аркария состояли акционарии (actionarii), т. е. сборщики податей.

Папский бюджет появился при папе Захарии (741 752).

Ежедневными расходами папы ведал сакелларий (sacellarius), своего рода кассир, впервые упоминающийся при папе Сергии I (687 701) и постепенно приобретший большее значение, чем казначей. Во время торжественных процессий сакелларий также принимал петиции, направляемые папе, и время от времени отправлялся посланником к франкскому двору. Сакелларием обычно становился один из старших нотариев.

Земельные владения Римской церкви. Патримоний Св. Петра (т. е. владения Римской церкви) сложился при папе Геласии I (492496). Тогда была составлена счетная книга (полиптик), употреблявшаяся еще и в IX в. При папе Григории I в патримоний Св. Петра входили 15 областей: в Галлии небольшие владения близ Арля и Марселя (последнее упоминание в 613 г.); в экзархате Африка земли в Северной Африке, сохранявшиеся до арабского завоевания, острова

Сардиния и Корсика; в Иллирике небольшие владения около города Салоны и в Превалитане; в Италии Коттийские Альпы, земли на Сицилии, в Кампаньи, Лукании и Бруттии, Апулии и Калабрии, Сам- нии, Сабинии, Пицене (утрачены уже при Григории I), близ Аппиевой дороги, в Тоскане, Равенне и Истрии. В первой половине VIII в. патримоний Св. Петра в Лации, Кампаньи и Тусции значительно увеличился, и появились новые владения близ Лабикийской дороги.

Все папские патримонии управлялись ректорами (гесЬогез), назначаемыми папой. Эта система сложилась ко времени понтификата Пелагия I (556 561). Существовала традиция принесения клятвы ректорами на могиле Св. Петра. Отправляясь во вверенные ему владения, ректор получал подробные инструкции и рекомендательные письма местным епископам и имперским чиновникам, а также арендаторам и колонам на папских землях. В обязанности ректора входили сбор ренты и ее пересылка в Рим, заключение арендных договоров, защита угнетенных, помощь беднякам и содержание домов призрения (хепойосЫа), надзор за выборами епископов, контроль за соблюдением церковной дисциплины и осуществление наказаний за ее нарушение, принятие мер против еретиков. Ректоры вели счетные книги и отсылали свои отчеты в Рим.

До Григория I управляющими патримония могли быть и миряне, и местные епископы, и клирики из Рима. Григорий Великий вверял управление патримонием римским клирикам из числа нотариев, субдиаконов, диаконов и дефенсоров (известны два ректора-пресвитера и епископ). С этого времени ректор стал рассматриваться как представитель и наблюдатель папы на местах. В пределах Италии смена ректоров осуществлялась через несколько лет. Им запрещалось вмешиваться в компетенцию епископов. Наиболее важными и крупными владениями Римской церкви являлись земли на Сицилии. Здесь было два ректора. Резиденция старшего находилась в Сиракузах, младшего — в Палермо. В VII в. на две части был разделен патримоний в Кампаньи (Неаполь и Гаэта).

Папский двор. Из придворных должностей в Риме с середины VII в. известен пост вестарария (уезЬатпт), ведавшего папским облачением, сосудами и прочей богослужебной утварью. Он же осуществлял общий надзор за церковным имуществом в Риме.

Впервые при папе Агафоне (678 681) упоминается номенкла- тор {потепс1а1ог или аЛттгсиШог), придворный церемониймейстер, ответственный за соблюдение протокола при папском дворе: предварительную работу с просителями и прошениями, представление петиций на рассмотрение папы, распорядок папских аудиенций и обнародование папских решений. Эту должность занимал нотарий-регионарий. В начале VIII в. у него появился помощник (ordinator). Впоследствии номенклатор надзирал за благотворительной деятельностью.

Однако самым важным лицом при папском дворе являлся майордом (vicedominus) Латеранского дворца, стоявший во главе всех придворных чиновников, именовавшихся «придворными судьями» (judices palatini). Этот пост возник в 545 г., когда папа Вигилий, отправляясь в Константинополь, оставил пресвитера смотрителем дворца. Лишь при Григории I должность становится постоянной, и ее занимает, как правило, диакон, хотя впоследствии на нее назначаются даже епископы. В отсутствие папы майордом ведал всеми делами в Риме. Под его началом находился ряд дворцовых служащих: базиликарии (basilicari?), целлерарии (cellerarii), кубикулярыи (cubiculani), кустоды (custodes) и мансионарии (mansionani). Функции перечисленных должностных лиц не вполне ясны. Кубикулярии, например, были личными служками папы и сопровождали его во время переездов. Обычно ими становились мальчики из знатных фамилий. Кубикулярии могли впоследствии достичь самых высоких должностей в папской администрации, а некоторые избирались и папами. Вероятно, одной из функций майордома был отбор и воспитание клириков из знатных семейств. Мансионарии во время праздников перевозили литургические книги и сосуды на место богослужения, проводимого папой. В историографии выдвижение майордома связывается со стремлением пап уравновесить власть архидиакона Римской церкви, одного из самых видных лиц, становившегося как правило, папой вплоть до времени Григория I.

«Книга римских понтификов» (Liber pontificalis) называет всех высших чинов латеранской администрации, в том числе и администрации районов, «цветом клира», «цветом церкви» и «церковной знатью» (proceres cleri, proceres ecclesiae, optimates ecclesiae).

Подготовка клира велась в коллегиях, хотя не все будущие папы получали образование в Латеране (Адриан I, Николай I). Клирики незнатного происхождения получали доступ в папскую администрацию через коллегию певчих (schola cantorum, или orphanotrophium). Таким образом, латеранские чиновники вращались в администрации с младых ногтей, приобщаясь к традициям, восходившим к III в., обеспечивавшим преемственность и стабильность в Римской церк-

У

- и

всех пап за плечами оставался опыт долгой церковной службы (ок. 20 лет), в течение которой они занимали как духовные, так и административные должности в Римской церкви.

До Григория Великого присутствие мирян при папском дворе было обычным явлением. Григорий I заменил их монахами, однако уже в VII в. последних вытеснили из папской администрации клирики. Правда, при папе часто состоял советник по судебным делам (сотШапиз), обычно сведущий в праве мирянин. Он мог привлекаться и для консультаций по церковным вопросам. Время от времени вокруг разных пап складывался круг советчиков, безусловно, влиявших на его политику (так было на протяжении всей остготской эпохи и позже во время схизмы «трех глав», т. е. в V в.).

Папские посланники. Особого дипломатического корпуса при папском дворе не было, а дипломатические миссии доверялись клирикам разных степеней. Наиболее почетной была должность апокри- сиария (ароспз1апт или гезротаНз), т. е. постоянного представителя папы в Константинополе. Резиденция этого посланника располагалась во дворце Галлы Плацидии. В его обязанности входило не только представительство папы при дворе императора, но и председательство на соборах, проходивших в отсутствие папы. Ряд пап до своего избрания занимали именно этот пост, благодаря чему завели самые разнообразные связи в столице империи. При охлаждении отношений между Римом и Константинополем должность апокрисиа- рия становилась до такой степени рискованной, что часто не могли найти желающих ее занять.

Гражданские учреждения. После того как в VII в. прекратилось снабжение Рима зерном за государственный счет, церковь взяла на себя обязанности государства и распределяла продовольствие из собственных закромов. Тогда же в Риме возник институт, который назывался диаконией (сИасота, в Неаполе и Равенне он появился раньше) и копировал восточные образцы подобных учреждений, о чем свидетельствуют греческие или восточные имена святых покровителей римских диаконий. Главная их задача заключалась в снабжении бедных городских слоев продовольствием. Первые диа- конии располагались в зданиях бывших продовольственных станций (зЬайопез аппопае). Персоналом в диакониях (в конце VIII в. их было 18) стали монахи, поэтому здесь вскоре возникли монастыри, наделенные землями и доходами, необходимыми для исполнения их обязанностей. Основателем диаконии мог быть мирянин, но чаще это делала церковь. Почетную должность назначаемого папой главы диаконии, диспенсатора (dispensator) или патера (pater), мог занимать как мирянин, так и клирик. В начале IX в. через диаконии получал помощь весь Рим. Кроме диаконий церковь содержала дома призрения, госпитали для бедных и странников.

Дефенсоры обеспечивали защиту прав Римской церкви и угнетенных (бедных, вдов, сирот) в суде. До Григория I ими, как правило, становились миряне, а со времени Григория Великого только клирики низших степеней. Формулы назначения не очень ясно определяли функции дефенсоров, и те выполняли самые разнообразные поручения пап.

От византийской администрации остался наместник (dux) Рима, подчиненный экзарху до тех пор, пока существовал экзархат. В 743 г. этот чиновник уже назначался папой, а сам пост просуществовал до 778 781 гг. Во главе римского гарнизона стоял начальник (superista), а Рим был разбит на 12 или 14 военных округов (scholae) во главе с патронами. Между 778 г. и серединой IX в. не сохранилось никаких сведений о римской армии или милиции.

Пост высшего судебного чиновника в Риме, префекта города, исчез в конце VI в., а затем неожиданно снова возник при папе Адриане I (772-795): теперь он назначался папой, а его компетенция ограничивалась уголовными делами, все же гражданские дела были переданы в ведение церковного суда. В судебных трибуналах могли председательствовать наместники Рима и консулы (почетный титул судейских чиновников), исполнявшие также и полицейские функции.

<< | >>
Источник: Т. П. Гусарова и др.. Властные институты и должности в Европе в Средние века и раннее Новое время : [монография] / Ответ, ред. Т. П. Гусарова. М.: КДУ, 600 с.. 2011

Еще по теме ЭПОХА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

  1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ
  2. 8.2 Особенности развития культуры эпохи Средневековья
  3. 19.4. Художественные стили Средневековья
  4. Культура Средневековой Европы
  5. ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
  6. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (У-ХУ ВВ.)
  7. Искусство средневековья
  8. ЭПОХА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  9. ЭПОХА РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ
  10. Оседлые поселения в государствах ранних и средневековых кочевников Центральной Азии (археология поселенческих и городских комплексов)
  11. А.А. Тишкин, В.В. Горбунов, Н.Н. Серегин Алтайский государственный университет, г.Барнаул, Россия МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЗЕРКАЛА КАК ПОКАЗАТЕЛИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КУЛЬТУР АЛТАЯ ПОЗДНЕЙ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (ХРОНОЛОГИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ)1