<<
>>

ЭПОХА высокого И ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

До конца понтификата Григория VII (1073 1085) структура папской администрации, сложившаяся в предыдущий период, не менялась, хотя объем ее полномочий расширялся. Решения синодов Римской церкви, проходивших в базилике Св.

Иоанна Латеранского и Латеранском дворце с участием клириков из разных европейских земель, стали регулярно доводиться до сведения западных церквей и обретали обязательный характер для всего западного христианского мира. Если поначалу происходили обсуждения вопросов, по которым следовало вынести постановление, то вскоре главной задачей участников синода стало простое одобрение подготовленных заранее документов. В конце XI в. эти собрания были заменены консисторией, еженедельной сходкой кардиналов, и генеральными соборами, где рассматривались вопросы вероучения, дела церковной дисциплины и управления, в том числе и т. н. causae maiores (т. е. серьезные дела, которые требовали вынесения решения папой), поступавшие из разных европейских диоцезов.

Папский двор, называвшийся Римской курией (curia Romana — термин, возникший при папе Урбане II (1088-1099)), реорганизовывался по образцу королевских курий (curia regis) Северной Европы и норманнской Сицилии. Церковные реформы XI в. предполагали модификацию церковного управления по аналогии с секулярными правительствами. К 1250 г. курия приобретает тот облик, который она сохранит с некоторыми изменениями до XVI в., а папское государство становится самой настоящей монархией. Но папы претендовали на гораздо более выдающуюся роль в средневековом мире. Они короновали императоров, выступали третейскими судьями в спорах королей и формально могли отменять законы светских властей. Канонисты утверждали, что папа обладает «полнотой власти» (plenitudo potestatis), к которой лишь причастны светские правители. Более того, на Западе папа олицетворял собой христианскую церковь. В связи с этим возникли различные образы верховного понтифика: «викарий Христа» (епископы становятся «викариями апостолов»), «священник-царь по чину Мелхиседекову», «царь царей» и т.

д. Риму принадлежала супрематия над всеми западными церквами: папа являлся главой западного христианского мира не только по религиозным, но также по судебным, административным и дисциплинарным вопросам. Среди толкователей канонов в XII в. преобладала точка зрения, что сам папа не подлежит компетенции суда, если только он не грешит против веры и не совершает смертного греха.

Кардиналы и ихколлегия. Папы-реформаторы XI в., освободившись от опеки римской аристократии, превратили кардиналов из участников литургического действа в своих ближайших соратников. При Александре II (1061 1073) кардиналы-епископы и кардиналы-пресвитеры составляют совет при папе и выступают в роли свидетелей, заверяющих папские решения. Но лишь со времени Иннокентия II (1130 1143) подписи кардиналов стали обязательным атрибутом папских дипломов.

Декрет 1059 г. дал кардиналам-епископам право на предварительное избрание папы, которое впоследствии одобряет весь клир. Правда, этот порядок так, кажется, и не был введен в действие, но с момента выборов Урбана II (1088 1099) обе категории кардиналов избирают папу. В 1090 г. к ним присоединяются кардиналы-диаконы. Однако лишь III Латеранский собор (1179) официально провозгласил всех кардиналов единственными выборщиками папы и одновременно отверг принцип единогласия при выборах папы, сменив его на принцип «большей и более внушительной части» (maior et saniorpars, т. e. 2/3 или большинства голосов). С этого времени папы практически всегда избираются из состава коллегии кардиналов (термин «коллегия», collegium, впервые появился в 1150 г., наряду с ним использовались: universitas, corwentus, coetus, capitulum). Главой коллегии кардиналов являлся епископ Остии, его заместителем был епископ Порто.

После выборов папа облачался в пурпурную мантию (сарра rubea) и перед входом в Латеранский дворец восседал по очереди на двух креслах (curules, с конца XII в. — sedesporphyreticae). На первом он получал связку из семи ключей и семи печатей, на втором — скипетр, символы власти над Латеранским дворцом и папскими владениями.

Затем после посвящения в сан кардиналом-епископом Остии (с XIV в. главой коллегии кардиналов) он короновался тиарой (camelaucum, phrygium), которая с середины XI в. увенчивалась одной короной, в XIII в. двумя, а с XIV в. тремя (triregnum).

Кардиналами называли высших клириков и в некоторых других крупных западных церквях (например, Равеннской), но в XII в. это звание осталось только в Риме. Тогда между категориями кардиналов сохранялось лишь церемониальное различие (например, очередность занятия мест в консистории). Кардиналы получили право носить красную шляпу как символ своего сана. Теоретически их коллегия состояла из 53 членов, но на практике их было гораздо меньше, так как некоторые титулярные церкви обходились без приоров, а другие объединялись под управлением одного кардинала- пресвитера. В 1159 г. насчитывалось 30 кардиналов, в 1187 г. — 19, при Григории IX (1227-1241) — от 18 до 20. Право их номинации принадлежало папе, но он, как видно, не часто им пользовался. Большинство кардиналов были итальянцами, хотя среди них появились и чужеземцы. Финансовыми делами коллегии кардиналов ведал камерленг (камерарий, camerarius), избранный из состава коллегии. Сюда поступала часть доходов папской казны от выплат за дарование паллия и конфирмацию епископов, сборов «гроша Св. Петра» и платы, поступавшей из государств, которые признали сюзеренитет Римского престола.

С формальной точки зрения звание епископа приравнивалось к кардинальскому. Правда, до середины XII в. кардинал, избранный епископом за пределами римской провинции, покидал коллегию, и тем самым фактически признавалась неравноценность санов. Но уже при Александре III (1159-1181) прелат мог одновременно быть и кардиналом, и епископом неримской провинции, подобно Конраду Виттельсбахскому, архиепископу Майнца, ставшему кардиналом-пресвитером Сан Марчелло. Во времена Климента III (1187-1191) кардиналы-пресвитеры и кардиналы-диаконы в случае поставления епископами оставляли свои титулярные церкви, но не членство в коллегии.

Кардиналами являлись епископы следующих городов пригородного района Рима: Остия (с 1150 г. объединена с Веллетри), Порто-Санта Руфина (бывшая Сильва Кандида, с 1120 г. объединена с Порто), Альбано, Сабина (Тиволи), Тускулюм (Фраскати) и Пренесте (Палестрина). Кроме них — 28 кардиналов-пресвитеров, которые, как и епископы, еще в VIII в. назывались хебдомадария- ми (hebdomadarii), потому что совершали «еженедельные» службы в римских базиликах, и 19 (к концу XI в. 18) кардиналов-диаконов: 12 диаконов-регионарев и семь служащих в Латеранской базилике дворцовых диаконов (diaconi palatini), один из которых являлся архидиаконом Римской церкви. Со времен Пасхалия II (1099-1118) каждый кардинал-диакон управлял одной диаконией в Риме. В документах XI в. иногда появляются кардиналы-субдиаконы, коллегия которых состояла из семи дворцовых субдиаконов, семи субдиаконов- регионариев и семи субдиаконов коллегии певчих. На богослужении папы в Латеранской базилике присутствовали все кардиналы, а их литургические функции определены в трактате «Описание святилища Латеранской церкви» (Descriptio sanctuarii Lateranensis ecclesiae, 1073

1100 гг.).

С XIII в. в коллегии кардиналов распространилась практика назначения отдельных ее членов протекторами религиозных орденов и римских религиозных учреждений. Первый кардинал-протектор ордена появился в 1223 г. при основании ордена францисканцев, а затем подобными протекторами обзавелись и другие ордена. Эти кардиналы лоббировали интересы ордена в курии или защищали отдельных членов ордена, которые жаловались на произвол своих начальников. Кардинал-протектор назначался папой по просьбе орденского начальства.

Генеральный собор. Папские генеральные соборы (сопсИп generales) развились из синодов Римской церкви и имперских соборов, созываемых императором и обсуждавших церковные дела в империи. Они собирались под председательством папы часто как реакция на какой-либо политический или церковный кризис. Здесь не только обсуждались внешнецерковные проблемы (ереси, крестовые походы, взаимоотношение церковных и светских властей), но также издавались организационые и дисциплинарные декреты (основание епископий, их превращение в архиепископии, установление конкретных границ церковных владений, канонизация святых и т.

д.). Папа созывал соборы, оповещал епископов и определял выступающих по главным вопросам. В ходе работы создавались комиссии экспертов (viri periti) для изучения той или иной проблемы. Декреты же, вероятно, заранее разрабатывались в курии. Папа мог издавать их и без одобрения соборов. Генеральный собор в отличие от римского синода не был наделен судебными полномочиями, все же жалобы поступали на рассмотрение в консисторию.

Судебные институты до авиньонского периода. Канонисты признавали папу в качестве iudex Ordinarius omnium, т. е. судьи первой инстанции, к которому можно было апеллировать непосредственно, минуя всех остальных «ординарных» судей, и чье решение в то же время не подлежало обжалованию. Все судебные дела решались в консистории, т. е. в совете кардиналов под председательством папы. В 40-е гг. годы XII в. родилась практика поручения дел одному или нескольким кардиналам, аудиторам (auditores), которые затем рекомендовали вердикт папе. Приблизительно тогда же в коллегии кардиналов появились магистры, т. е. клирики, сведущие в теологии и юриспруденции. Из числа юристов курии были избраны последние четверо пап XII в.

Рост числа обращений в Рим был связан с укоренившейся практикой отправлять на рассмотрение папы споры о церковной собственности. Римская курия издавала решения папы относительно рассмотренных дел. Часто они излагали суть вопроса только на основании петиции. Главное внимание уделялось тому, чтобы вынесенный вердикт не противоречил церковному праву, и при этом, как правило, не проводилось никакого расследования. Чаще всего проситель должен был сам добиваться того, чтобы это постановление было исполнено. Правда, в 1205 1206 гг. в курии появляется судебное заседание для рассмотрения возражений сторон (audientia litteramm contradictarum). Для курии система апелляций являлась значимым источником пополнения доходов, ибо предусматривала плату за услуги и подарки куриальным служащим.

В середине XI в. зарождается институт делегированных судей (iudices delegati) — прелатов или канонистов, назначавшихся для рассмотрения отдельных судебных дел на местах. При Александре III (1159-1181) было установлено, что их юрисдикция превосходит компетенцию ординарных судей и митрополитов.

К ним можно было обращаться на любых этапах судебного разбирательства. Делегированные судьи выносили в основном третейские решения. Со времен Целестина 111(11911198) папский легат не мог изменить их приговора, но должен был его утвердить и исполнить.

И тем не менее тяжущиеся предпочитали решать свои споры в Риме, ибо, во-первых, обращение в курию сразу давало преимущество просителю, а во-вторых, папский вердикт по делу являлся окончательным. Для папства же это было лишней возможностью защитить церковь от давления светской власти и при отсутствии регулярной законодательной деятельности высказаться по поводу законности того или иного решения. Со времени Александра III (1159 1181) папы создают новое право, которое основывается на декреталиях, изданных по конкретным делам. С 1180 г. появляются их частные коллекции (в основном английского происхождения). В 1226 г. Го- норий III (1216 1227) предписал курии руководствоваться подобным собранием (т. н. «Пятое собрание»). А вскоре была составлена и утверждена универсальная коллекция, известная под названием «Свод канонического права» (Corpus juris canonici, 1234 г.), который использовался вплоть до 1917 г., когда она был заменена новым пересмотренным изданием.

Судебные инстанции в авиньонскую эпоху. При авиньонских папах действовало несколько судебных учреждений. 1.

Консистория (consistorium) являлась высшей апелляционной инстанцией. Отсюда дела отправлялись делегированным судьям или в другие суды курии. 2.

Трибуналы под председательством кардиналов представляли собой суды, инициированные папой по определенным делам со специально установленным кругом полномочий судей. Как правило, на этих заседаниях не выносилось окончательного решения, а рассмотренные материалы передавались для окончательного вердикта папы. 3.

В суде Роты (Sacra Romana Rota, до 1336 г. Audientia sacri palatii) слушания дел проводили специальные аудиторы. Этот пост впервые появляется в 1216 1217 гг., и его занимает какой-либо видный юрист, например, Синибальдо Фиески, будущий папа Иннокентий IV (1243 1254). Во время его понтификата было создано два комитета постоянных аудиторов. Дела поступали на их рассмотрение от папы или от главы канцелярии. По окончании слушаний аудитор должен был сообщить о своих заключениях коллегам, и тогда большинством голосов выносилось окончательное решение. Персонал суда состоял из нотариев, пристава и хранителя печати. 4.

Апостолический трибунал налагал церковные наказания (от-

или прекращал их действие, а также предоставлял разрешения на заключение брака. Этот трибунал возглавлял великий пенитенциарий, назначавшийся из числа кардиналов-епископов или пресвитеров. Ему было подчинено от 12 до 18 малых пенитенциариев (penitentiarii minores).

Канцелярия Римской церкви. В первой половине XI в. секретариатом, или канцелярией, Римской церкви (само название «канцелярия» известно с 1180 г.) руководит канцлер, которым преимущественно становится кардинал-пресвитер или кардинал-диакон. Полное описание функций главы канцелярии было дано папой Николаем III в 1278 г., когда пост канцлера уже был заменен вице-канщером:

А \ «J «J 1)

контроль за исходящей корреспонденцией и составлением регистров; 2)

установление подлинности документов; 3)

заверение своей подписью всех исходящих актов (в случае болезни вице-канцлера деятельность канцелярии приостанавливалась); 4)

оповещение просителя о решении, принятом в консистории; 5)

сопровождение папы во всех переездах.

Канцлеры, как правило, занимали свой пост пожизненно, если не избирались папами. Как канцлеры, так и впоследствии вице-канцлеры действовали только с санкции папы.

По подобию ремесленных цехов при Иннокентии III (1198 1216) была организована коллегия писцов и введена должность корректора, в обязанности которого входило исправление ошибок в грамотах и наблюдение за тем, чтобы они были составлены по всем правилам.

В период пленения пап в Авиньоне папская канцелярия состояла из семи подразделений соответственно производимым операциям: разбору прошений, изучению кандидатов на получение бенефиция, приготовлению проектов писем, созданию окончательного варианта на пергаменте, исправлению писем, скреплению их печатью и, наконец, внесению их копий в регистр.

Папская казна до авиньонского периода. С 1099 г. известно о существовании в курии финансового ведомства, камеры (camera), во главе с камергером (camerarius, камерленг). Оно создавалось по образцу подобного учреждения в Клюнийском монастыре. Камергер объединил функции архидиакона (у которого остались литургические обязанности), аркария и сакеллария. Он стал главой папского хозяйства и заместителем папы по всем гражданским вопросам как в городе, так и в патримонии. Время от времени в источниках появляются два камергера. Им не обязательно даровалось кардинальское звание, хотя этот пост занимали преимущественно именно кардиналы. При этом, например, в XII в. папскими финансами некоторое время ведали представители ордена тамплиеров. Камергеры в отличие от канцлеров часто покидали свой пост со смертью папы.

В 1192 г. камергер Ценций (Ченчио Савелли, будущий папа Гоно- рий III) составил «Книгу цензов» (Liber Censuum), оценку папской собственности и доходов. Согласно этому источнику, из-за границы в папскую казну поступали выплаты (census) от аббатств, непосредственно подчиненных папе, а также королевств и княжеств (норманны, Каталония и Арагон, Сардиния и Корсика, Португалия, Англия и Ирландия (1213), Шотландия, Хорватия и Венгрия), признавших вассальную зависимость от римского престола, в том числе и «грош Св. Петра» (Англия, Ирландия, Швеция, Норвегия, Дания, Венгрия и Польша). Кроме того, в некоторых местах проводились единовременные добровольные сборы в пользу папы. В целом папская казна получала менее 5 % ежегодного дохода Ричарда Львиное Сердце с его английских владений.

Папская казна после Авиньона. В авиньонской администрации штат апостолической камеры (camera apostolica) и функции камергера расширились. Он назначался папой из числа епископов. В его основные обязанности по-прежнему входил контроль над сборщиками податей и бюджетом папского двора. Камергер ведал чеканкой монеты на монетном дворе. Кроме того, он составлял инструкции для легатов, нередко выполнявших обязанности сборщиков «ценза», и вел от имени папы переписку с европейскими монархами. В ведении камергера состояли секретари (secretarii) для составления этих посланий. Все спорные финансовые дела рассматривались специальными чиновниками камеры аудитором, вице-аудитором и прокуратором. К концу XII в. в коллегии кардиналов был свой собственный камергер.

Папский двор. Для содействия папе и кардиналам в исполнении их литургических функций в курии существовала папская капелла. Кроме того, на манер светских дворов папе прислуживал многочисленный персонал: эконом (dapifer, позже — senescalcus), виночерпий (pincema), келарь, коннетабль (comestabulus) и его помощники маршалы (marescalci), привратники (hostiarii) и пр. Под непосредственным контролем папы находились замки на границах папского государства (castra specialia Ecclesiae), где иногда располагался гарнизон под командованием папского викария (например, капеллана) или хозяина замка, вассала Римской церкви.

Авиньонский двор папы насчитывал 300-400 и более человек. Две трети составляли служащие в основных отделениях камеры, канцелярии, судебных и пенитенциарных инстанциях. К началу XVI в. это число возросло до 2000 человек в связи с широкой практикой продажи должностей, в особенности при Сиксте IV (1471-1484). Тогда появляются посты без всяких полномочий. Камергер должен был выплачивать их держателям ежегодный доход с продажной суммы. Эти должности назывались «вакабилии» (vacabilia, т. е. место, которое может оставаться и незанятым), их полный оборот осуществлялся каждые 15 лет. Особенно выгодным делом была продажа этих постов клирикам, откуда те вскоре продвигались наверх.

Папским двором по-прежнему управлял майордом, который принадлежал к числу «дворцовых прелатов» (prelati palatini). Помимо майордома в их круг входил папский камергер, ведавший распорядком дня понтифика и принимавший петиции, аудитор, являвшийся советником папы по богословским вопросам и по тем делам, которые выносились на обсуждение консистории, а еще и обладавший судебными полномочиями, и магистр священного дворца — штатный ватиканский богослов-доминиканец.

Папские легаты. Со времен Григория VII пропагандистами идеи папского примата в Европе являлись папские легаты. В XI XII вв. они еще не подразделялись на разные категории и назывались в посланиях пап «римскими легатами», «легатами апостольского престола» или «нашими легатами». В начале XII в. возник термин «легат со стороны (папы)» (legatus a latere), который употреблялся наряду с викарием (vicarius), что могло обозначать одновременно и легата, и местного представителя Римской церкви. Со времени папы Александра III (1159 1181) legatus a latere — кардинал, тогда как legatus missus (легат-посланник) как правило, папский капеллан или субдиакон. В XII в. легаты, назначенные Римским престолом из числа местных прелатов, назывались «архиепископами-легатами» и обладали более широкими полномочиями, чем legati пай XIII в. Часто они же выступали в роли делегированных судей, а также защищали права и имущество стороны, апеллирующей в Рим, пока рассматривалась петиция. С XIII в. легаты разделялись на три категории: legatus a latere — легат со стороны папы, посылаемый с самыми важными миссиями и обладавший максимально широкими полномочиями, legatus missus — легат-посланник с более ограниченными полномочиями (часто пересылка папских посланий), legatus natus — почетный титул местного архиепископа. Тогда же появились представители европейских монархов при курии прокторы.

Любой папский легат был подотчетен только папе и председательствовал на соборах во вверенной ему провинции даже в том случае, если уступал в звании архиепископам и епископам. Он мог низлагать епископов (последний случай в 1143 г.). Каждая церковь или монастырь должны были предоставлять кров и пищу (procuratio canonica) папскому легату с довольно многочисленной свитой, ограниченной III Латеранским собором 1179 г. 25 персонами.

<< | >>
Источник: Т. П. Гусарова и др.. Властные институты и должности в Европе в Средние века и раннее Новое время : [монография] / Ответ, ред. Т. П. Гусарова. М.: КДУ, 600 с.. 2011

Еще по теме ЭПОХА высокого И ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

  1. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ (2 часа)
  2. 4. Суфизм в средневековом Поволжье.
  3. 2. Эпоха Золотой Орды.
  4. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ
  5. 8.2 Особенности развития культуры эпохи Средневековья
  6. 9.3 Художественная культура эпохи Возрождения
  7. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (У-ХУ ВВ.)
  8. ГЛАВА 1 Г.Шаймухамбетова О проблемах историографии средневековой арабской философии
  9. Формирование институтов власти и должностей в средневековой Германии
  10. ЭПОХА высокого И ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  11. А.В. Гарковик Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, г. Владивосток, Россия НЕУТИЛИТАРНЫЕ АРТЕФАКТЫ В КОМПЛЕКСАХ ПОЗДНЕГО НЕОЛИТА — РАННЕГО ПАЛЕОМЕТАЛЛА ПРИМОРЬЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ ДРЕВНИХ СОЦИУМОВ
  12. Глава 2. Формирование научной культуры средневековья