<<
>>

ГЛАВА 3.4. КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

  25 декабря 800 г. в соборе св. Петра происходил торжественный рождественский молебен. На этом молебне, который служил сам папа Лев III, присутствовал король франков Карл (768—814), прозванный Великим.
Неожиданно для присутствующих папа возложил на коленопреклоненного короля императорскую корону и провозгласил его римским императором. Впервые после 476 г., когда оборвалась власть римских императоров, Запад обрел 'своего главу. Казалось, снова возродилась Империя со столицей в Риме. Но что это была за импе-

Завоевания франков в конце VIII-

-начале IX в.

АХЕН

Суассон

Париж—v

Пуатье

Неаполь^уч^'

СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ

Франкское королевство к началу

правления Нарла Великого в 768 г.

Завоевания франков при Карле Великом Границы Франкской империи при Нарле Великом

'S/А Земли, зависимые от Франкской kZZ/1 империи при Нарле Великом

Щ, Папская область

250

fez

рия, откуда она взялась, почему императором стал франкский король?

Достаточно бросить взгляд на карту империи Карла Великого, чтобы понять, что она никак не тождественна Западной Римской империи. Новая империя, вместе с зависимыми от нее землями, простиралась от Дуная и Эльбы на востоке до Атлантики на западе, от Ютландского полуострова на севере до р. Эбро за Пиренеями на юге. Дело даже не в том, что в империи Карла нет ни большей части Испании, ни Англии (зато есть Германия от Рейна до Эльбы). Политическим и национальным центром ее являлся не Рим — формально главный город Империи, а резиденция Карла — Ахен, бывший в 1 в. н.э. маленьким городком на окраине старой Римской империи, не Италия, не Средиземноморье, а центральные регионы Западной Европы. Империю Карла Великого населяли различные народы, но совсем не те, что во времена старой Римской империи. К 800 г. основу новой Империи составляли германские народы, в первую очередь франки, а также бавары, создавшие свое герцогство, которое то входило в состав Франкского государства, то откалывалось от него; саксы, присоединенные только во времена Карла; лангобарды, ставшие подданными Карла после вхождения Италии в его владения.

Вторым важным компонентом населения были потомки галло-римлян и итало-римлян, населения старой Римской империи. В Нейстрии, в Ломбардии (Северная Италия) они частично смешались с завоевателями, на юге Галлии и на большей части Апеннинского полуострова сохраняли свою обособленность. Они говорили на языках, называемых «народной латынью», которые далеко ушли от классической латыни и представляли собой формирующиеся французский, провансальский (иначе — южнофранцузский), итальянский. В областях, зависимых от Империи, но не входивших в нее, проживали кельты в Бретани, баски в Пиренеях, славяне в землях по Эльбе, на славянском языке именуемой Лабой, тюркоязычные авары, кочевой народ, который захватил в VI в. Паннонию (нынешнюю Венгрию) и был завоеван Карлом.

Создание новой империи, хотя и понималось как возрождение прежней, было, на деле, сложением нового государства.

Началом этого процесса можно считать упадок власти королей из династии Меровингов и возвышение майордомов в начале VIII в. и, особенно, реформы Карла Мартелла. Осуществленная им бенефици- альная реформа привела к тому, что в стране сложилась новая знать, в основном из средних землевладельцев Австразии. Получив от майордомов земли на условиях несения военной службы, а также должности при дворе и в местном управлении, эта новая знать была привязана к майордомам более, нежели к монархам. Замена пешего ополчения конным войском бенефициариев привела к тому, что влияние свободного крестьянства, образовывавшего это ополчение, падало. Уменьшилось оно и потому, что снизилась численность этого свободного крестьянства, ибо реформа делала значительную часть его людьми, зависимыми от землевладельцев, подчиненными их частной власти, а не власти монарха. Новая знать и ее главы — майордомы — стали с начала VIII в. фактически править государством франков.

И знать эта, во всяком случае знать австразийская, поддерживала майордомов. Преимущества новой военной системы проявились во время битвы при Пуатье в 732 г., о чем уже говорилось выше.

Карлу Мартеллу и его сыну Пипину Короткому удалось восстановить власть Франкского государства над отпавшими от него территориями. Длинноволосые короли из династии Меровингов лишились всякой власти. Майордом Карл Мартелл некоторое время вообще правил без короля. Его сын Пипин Короткий в 751 г. обратился к римскому папе Захарии I с вопросом о том, кто должен быть королем: тот, кто носит этот титул, или тот, кто реально правит. Папа, как отмечает летописец, «отвечал, что лучше всего было бы, если бы пользующийся властью короля стал королем на самом деле». Последний Меровинг Хиль- дерик III был смещен и пострижен в монахи, а на трон Франкского государства взошел Пипин Короткий. Новая династия называлась либо Пипинидами, по имени Пипина, либо Каролингами, от Карла Мартелла. Б дальнейшем закрепилось последнее название, благодаря деятельности сына Пипина Короткого, Карла Великого.

А деятельность Карла была подчинена главной, хотя, может быть, и не всегда ясно осознанной цели: созданию благоустроенного христианского царства, объемлющего земли как франков, так и других народов. В глазах современников и потомков Карл предстал как великий воитель, законодатель и просветитель.

Когда Карл Великий взошел на престол, север и северо-восток Франкского государства окружали территории языческих германских народов, в первую очередь саксов, на востоке жили славяне и авары, также язычники, на юге за Пиренеями располагалась занятая арабами-мусульманами Испания. За время царствования Карла франки совершили 53 похода и 27 из них возглавил сам монарх. Более всего известны походы против мавров Испании, хотя в действительности после побед Карла Мартелла арабы прекратили давление на север. В памяти людей остался лишь незначительный эпизод из малоуспешного похода Карла в Испанию в 778 г. На обратном пути через Пиренеи в Ронсевальском ущелье на арьергард войска напал отряд местных жителей, басков; франки потерпели поражение, в бою погиб некий Хруотланд, граф Бретани. Три века спустя этот практически неизвестный приближенный Карла стал знаменитым Роландом из французской эпической поэмы «Песнь о Роланде», мелкая стычка — великим сражением между христианами и мусульманами, а сам не достигший цели поход — завоеванием всей Испании.

В конечном счете определенные успехи в борьбе с маврами были все же достигнуты, и на территории к югу от Пиренеев до реки Эбро была образована входившая в империю Карла пограничная область.

Самыми долгими и тяжкими были саксонские войны в 772—804 гг. Саксония представляла собой область, населенную отдельными языческими племенами. Карл стремился прекратить набеги язычни- ков-саксов и добиться их крещения. В результате первых походов

Карла практически вся Саксония была занята франками, саксы обещали креститься, но вскоре вспыхнуло восстание. Христианство и франкское владычество, вообще включение во франкское государство разрушали привычный, традиционный уклад жизни саксов, поэтому во время мятежей они убивали всех франков и всех священников без разбора. На жестокость Карл отвечал жестокостью. Предание гласит, что захватив одно укрепленное селение саксов, Карл воткнул на площади свой меч и приказал подводить к нему всех лиц мужского пола; тех, кто был выше этого меча, убивали. По-видимо- му, это легенда, но когда Карл разбил повстанцев в 783 г. он приказал выдать зачинщиков и казнил их — около 4,5 тыс. человек. Вожди саксов сдались и приняли крещение, но само восстание тлело еще почти 20 лет. С этих времен Саксония навсегда и прочно вошла в состав христианской Европы.

На востоке своего государства Карл воевал со славянскими народами, но с некоторыми — ободритами, или бодричами — он вступил в союз и в 789 г. пересек Эльбу, чтобы защитить своих союзников от славянского же племени вильцев.

Осевшие в Паннонии авары часто беспокоили франков своими набегами. Восставший против Карла герцог Баварский Тассилон пригласил на помощь аваров, но был разбит, а Баварское герцогство упразднено.

Особое место в политике Карла Великого занимала Италия.

Отношения первых правителей из династии Каролингов с церковью были напряженными. Бенефициальная реформа Карла Мартелла осуществлялась за счет церковных земельных владений. Пипин всячески стремился наладить отношения с папами.

Для того чтобы занять престол Пипину требовалось обосновать право на него. Он опирался на божественное право. После упомянутого выше запроса Пипина майордом был помазан на царство по описанному в Библии обряду древних царей Израиля. В ответ Пипин оказал папе поддержку в споре с лангобардами. По просьбе папы он совершил поход в Италию, разбил лангобардского короля, признал полную независимость пап от Византии и лангобардов и передал ему часть захваченных у лангобардов владений. Тем самым было положено начало Церковной области (иначе называемой Папским государством) в Средней Италии, где светскую государственную власть осуществлял наместник св. Петра — папа Римский.

Когда лангобардский король Дезидерий стал опустошать Римскую область, папа воззвал к Карлу и тот за два похода в 773 и 774 гг. покорил Италию, сместил Дезидерия, заставил его уйти в монастырь и сам короновался короной Италии.

Во время антипапских выступлений в Риме Карл лично явился в Рим, чтобы рассудить папу с его противниками, и объявил об оправдании первосвященника и наказании его врагов. Этот инцидент свидетельствует о том, что покровитель Рима, светский государь, оказывается выше правителя Рима, духовного лица, т.е. папы. Именно во

время пребывания Карла в Риме папа Лев III и возложил на него императорскую корону. Некоторые современники утверждали, что Карл был не в восторге, ибо полагал, что государь зависит от Бога, а не от папы. Но все же преимущества императорского сана были важнее.

С так называемого «падения» Западной Римской империи имперская идея в Европе не пресеклась. Император считался первым из владык христианского мира, более того, как бы светским главой христиан. Варварские короли, будучи совершенно независимыми от константинопольского трона, все же признавали за ним некое неопределенное почетное верховенство. Империя существовала как идеал, но ее как бы не было в реальности. После коронации 800 г. глава Франкского государства стал главой христианского мира.

Все его действия, прошлые и будущие, понимались как направленные на организацию этого мира. Войны с арабами, саксами, славянами, аварами оказывались с такой точки зрения войнами за распространение христианства.

Франкское государство и новая империя коренным образом отличались от старой Римской империи. Не подчинение подданных правителю, как было в прежней империи, а личная верность государю — вот суть нового государства. Люди, получившие от государя земли, приносили ему присягу, становились его «верными». Не только эти несколько тысяч, которые со своими вооруженными слугами составляли немалую силу, но и все свободные должны были давать клятву верности Карлу. Сознавая, однако, трудности централизованного контроля за «верными», Карл обязал, кроме того, каждого свободного мужчину найти себе господина, под началом которого ему надлежало воевать и которому он был обязан подчиняться.

В эпоху Каролингов резко увеличилось число зависимых крестьян за счет сокращения численности свободных мелких собственников. Свободные крестьяне были не в состоянии вынести тяжести военной службы и предпочитали найти себе покровителя в лице светского магната или церковного или монастырского землевладельца. Вступив в зависимость от этих могущественных людей и учреждений, они избавлялись от необходимости служить в войске, но за это им пришлось поплатиться своей личной свободой: они уже не обладали прежней полнотой прав и не могли участвовать в местных судебных собраниях.

Страна при Карле делилась на графства. Назначенные монархами графы возглавляли местное ополчение, собирали налоги и вершили суд. Графы назначались из местной знати. Кроме них существовали особые «государевы посланцы» из близкого окружения Карла. Они разъезжали по стране, проверяли деятельность местной администрации и тоже обладали судебной властью.

Карл продолжал ежегодно созывать собрания свободных. Только теперь на эти «генеральные собрания» сходилось не все свободное

население страны, а знать. Эти собрания, которые проходили теперь не в марте, как при Меровингах, а в мае (когда кони были обеспечены кормами), назывались «майскими полями». Представители высшей знати, духовной и светской, совещались о делах, выслушивали сведения с мест, король принимал решения, издавал указы и особые сборники постановлений — капитулярии.

Эти капитулярии были посвящены самым разным вопросам — политическим, судебным, хозяйственным, церковным и даже вопросам морали. В капитуляриях встречаются и такие предписания: «Старательно избегайте коварства, незаконных браков и лжесвидетельства», или «Скупость состоит в том, что человек желает принадлежащего другим, а сам не дает никому своего», или «Надо быть гостеприимным». То, что подобные предписания включены в сборники законодательных актов, показывает, что мораль и право не разделены в сознании людей, что Карл, как владыка, ответственный перед Богом, не только управляет людьми, но и наставляет и поучает их.

Большое место в деятельности Карла занимают образование и воспитание. Сам он смолоду любил книги, хотя долгое время оставался неграмотным и до конца дней так и не научился хорошо писать. Карл издал указ о создании школ при монастырях, а затем — капитулярий об образовании, где предписывалось обязательное обучение детей свободных. Это не было выполнено за отсутствием достаточного числа грамотных людей. При дворе была организована особая школа, где готовились люди для управления государством. Карл приглашал к себе со всей Европы образованных людей и целый ряд из них ставил на высшие государственные и церковные должности. Многие из них составили ученый кружок, названный Академией по имени философской школы, основанной великим древнегреческим философом Платоном. Эта Академия была чем-то средним между собранием друзей и ученым сообществом, где в свободной беседе, на пиру обсуждались философские и богословские вопросы, сочинялись и читались латинские стихи. Члены Академии носили особые прозвища, в которых ярко проявлялось соединение античных и христианских идей во взглядах Карла и его окружения. Сам Карл имел прозвище Давид, в честь библейского царя Давида, прообраза всех боголюбивых монархов; другие члены Академии — прозвища Гомер, Гораций, т.е. имена античных поэтов.

Интересы Карла распространялись не только на теологические проблемы или латинскую словесность, но и на строительство (по его указаниям был возведен собор в Ахене), на управление имениями и прокладку дорог; было даже затеяно неудавшееся строительство канала, соединяющего Рейн и Дунай, т.е. Северное море с Черным. При всем увлечении латинской ученостью, Карл приказал составить грамматику франкского языка, собирать германские народные песни.

Эпоху Карла Великого историки часто называют Каролингским возрождением. Этот термин употребляется в различных смыслах. Во- первых, как попытка возрождения античной словесности, классического латинского языка. Во-вторых, как воссоздание Римской империи. Безусловно, идея возрождения Римской империи воодушевляла Карла, как и идея возрождения античной культуры. Но ни возродить античную культуру, ни воссоздать империю Августов Карл был не в состоянии. Его государство населяли другие народы с другой религией, с новыми языками, с новым пониманием мира. Общественный строй империи Карла тоже, как мы видели, коренным образом отличался от общественного строя Древнего Рима. За старыми именами и названиями скрывалось новое содержание.

На определенный срок Карлу действительно удалось укрепить государство, вернее, завершить этот процесс, начатый еще его дедом и отцом. Но это продолжалось недолго. Римская империя базировалась на городах и на развитой бюрократической системе управления. Ничего этого во времена Каролингов не было. Со времени германских завоеваний центр тяжести переместился из городов в села; экономика сосредоточилась в замкнутом мире деревень и поместий; власть стала господством крупных землевладельцев; религиозная жизнь перемещалась из епископских центров в монастыри, являвшиеся земельными собственниками. Созданная античностью культура исчезает потому, что исчезает основа этой культуры — античный город-полис.

Но, как уже было отмечено, в Каролингской империи отсутствовала другая характерная черта империи Константина — бюрократия. На смену римской идее гражданства пришла идея личной верности вассалов государю. Это ненадолго сплотило государство. Император, как мы упоминали, поощрял королевских вассалов делать из подвластных им свободных людей их собственных вассалов. Это способствовало разрыву или ослаблению прежних связей. Незадолго до смерти Карл Великий жаловался на то, что некоторые свободные отказываются от несения военной службы под тем предлогом, что их господин не призван на нее и они должны оставаться при нем. Королевские должностные лица, графы, рассматривали свои должности как свою собственность, мелкие бенефициарии считали наделы, переданные им на условиях исполнения службы государю, собственностью. Земельные владения, поместья становились центром политической жизни, а поскольку подобных владений было много, то они разрушали единство власти. Способствовали этому и начавшиеся после смерти Карла Великого набеги норманнов (см. следующую главу). Эти набеги требовали быстрого отпора со стороны местных властей, фактически — со стороны местных крупных землевладельцев, которые являлись конными воинами с вооруженной свитой. Одновременно с этим опасность вторжений толкала слабых отдаваться под покровительство сильных. Рассеяние власти, смешение государ-

ственной и частной власти завершилось, во всяком случае в западной части империи, в будущей Франции, тем, что к концу IX в. бенефиции и должности графов и герцогов стали наследственными.

Как видим, империя Карла оказалась весьма недолговечной. В царствование его сына, императора Людовика I Благочестивого, начались распри между сыновьями Людовика. После его смерти распри перешли в гражданскую войну, которая закончилась в 843 г. соглашением в Вердене, по которому созданная Карлом Великим империя делилась на три части: Западно-Франкское королевство, включающее в основном земли будущей Франции, Восточно-Франкское королевство — в основном будущая Германия, и названное по имени получившего эти владения сына Людовика Благочестивого — Королевство Лотаря. Это последнее включало Италию и длинную полосу к северу от нее, разделяющую названные два государства; в этом третьем королевстве, доходящем до Северного моря, располагались обе столицы империи Карла Великого — Ахен и Рим.

Подобный раздел не походил на разделы земель, производимые Меровингами, а был, до некоторой степени, национальным размежеванием. В каждом из образовавшихся королевств Каролингов сменили, в конечном счете, национальные династии. В Германии линия Каролингов пресеклась в 911 г., а в 919 г. на престол вступила Саксонская династия, т.е. центр тяжести сместился из Австразии в новые, недавно присоединенные земли. Во Франции Каролинги царствовали дольше, национальная династия Капетингов в лице Гуго Капета воцарилась в 987 г. Королевство Лотаря распалось, не имея национальной основы, и территории вне Италии разделили между собой Франция и Германия. Италия формально осталась единым королевством, но за ее трон шла непрерывная борьба между различными княжескими династиями. Титул императора после раздела Империи превратился в пустое звание, его носили некоторые короли Италии, на деле не пользовавшиеся властью даже в своих владениях, а с 924 г. императорский сан вообще исчез. Первая попытка восстановить великую Империю Запада не удалась.

Вопросы Почему во Франкском государстве к власти пришла новая династия? Какую цель ставил перед собой Карл Великий? Какова была политика Карла в области просвещения? Почему распалась империя Каролингов? Сопоставьте устройство империи Карла Великого и Византийской империи. В чем сходство и в чем различие между ними в устройстве государства и характере императорской власти?

<< | >>
Источник: Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э.. История средних веков. Учебник. 1995

Еще по теме ГЛАВА 3.4. КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ:

  1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ
  2. ГЛАВА 20. АНТРОПОЦЕНТРИСТСКАЯ ПАРАДИГМА КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  3. Глава 9 'Культура эпохи Возрождения
  4. “РАЗНЫЕ ГОЛОСА”* В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
  5. § 16. «Каролингское возрождение» и закат франкской империи
  6. Начало политической раздробленности
  7. Глава 1 КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIV—XV вв.
  8. Глава 14 БЫТ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  9. Итальянское Возрождение
  10. Вопрос 89. Политическое развитие России в 1994 - 1999 гг.
  11. Глава 5 Перспективы и пути возрождения социализма
  12. ГЛАВА 5 СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА. НАЧАЛО ВОЗРОЖДЕНИЯ
  13. Глава IV. Философия эпохи Возрождения
  14. Схоластика
  15. Глава 3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  16. Глава 3. Нигилизм и онтологическая теория: концептуальные подходы
  17. ГЛАВА 3.4. КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
  18. ГЛАВА 3.6. ОТТОНОВСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
  19. Глава 4 ЭСТЕТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  20. Глава 3 ВОЗРОЖДЕНИЕ И АНТИЧНОСТЬ