ГЛАВА 4.4. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
26 ноября 1095 г. толпа людей, числом в несколько тысяч, собралась на поле близ южнофранцузского города Клермона. Только что закончился проходивший в Клермоне церковный Собор, в котором участвовал сам папа Урбан II.
Помимо участников Собора в Клермон съехалось немало мирян, рыцарей и простонародья. Все они собрались послушать речь папы. Слухи о содержании этой речи ходили самые разные, но то, что присутствовавшие услышали, потрясло их.
Папа живописал ужасное положение христиан в той части Византии, которая была захвачена «племенами турок». Турками была завоевана и Святая Земля и даже величайшая святыня христиан — Гроб Господень. Силой вырвать из рук неверных Иерусалим и «спасти братьев, проживающих на Востоке», — вот к чему призвал папа и воскликнул: «Я говорю об этом присутствующим, поручаю сообщить отсутствующим — так повелевает Христос!» Все, отправившиеся отвоевывать у мусульман Святую Землю получат отпущение грехов, а павшие в бою с неверными — вечную награду на небесах. Победа же принесет и земные блага воинам за веру: «Кто здесь горестен и беден, — так перефразировал Урбан евангельское изречение, — там будут радостны и богаты! Пусть увенчает двойная награда тех, кто не щадил себя в ущерб своей плоти и душе». Тысячегласный вопль вырвался из толпы: «Так хочет Бог! Так хочет Бог!» Люди разрывали одежды и нашивали на плащи кресты из лоскутов в знак того, что они принимают обет отправиться за море воевать Гроб Господень. Так начался первый крестовый поход.
Надо сказать, что те, кто отправлялся в крестовые походы, слова «крестовый поход» не знали — оно появилось лишь у историков конца XVII в. Современники же говорили «паломничество за море», «путь в Святую Землю», «странствование по стезе Господней». Это значило, что в сознании людей того времени даже не война за веру, но именно путь, передвижение от дома до святынь было главной целью.
Представления людей Средневековья о пространстве весьма отличались от наших. Для них пространство было наполнено религиозным содержанием. Бывали места святые — например, церкви, и места проклятые, например, языческие капища. Останки святых придавали благодать местности, где эти святые были захоронены. И если центром и нравственным смыслом всемирной истории были события земной жизни Христа, от Рождества до Вознесения, то центром и нравственным смыслом всемирной географии была та земля, где Христос родился и проповедовал, где принял муки и смерть, где был похоронен и воскрес и, в первую очередь, Иерусалим, земное отражение Небесного Иерусалима, т.е. Царства Небесного. Такие представления были распространены повсеместно. Средневековые географические карты изображали Землю в виде круга и центром этого круга был именно Иерусалим. «Иерусалим — это пуп Земли», говорил в своей речи Урбан II. Палестина, по воззрениям эпохи, — Святая Земля в буквальном смысле, и тот, кто придет туда, исполнится благодати; воды реки Иордан, где Спаситель принял крещение, смывают все грехи. Так что путь от родины до Земли Обетованной есть одновременно и нравственное, духовное движение от греха к спасению. Земля, на которой почиет благодать, не может не быть благодатной в земном смысле, плодородной, даже сверхплодородной. «Реки там текут млеком и медом, это край плодороднейший в сравнении с другими, это второй рай», — настаивал Урбан II. И стремление зах-
ватить богатства этой земли было в глазах людей того времени не жадностью, а мечтой об исполнении Господнего завета: по Писанию именно эта земля была обещана Им избранному народу, каковым после Христа являются не евреи (как это было согласно Ветхому Завету), а христиане. И если ныне Святая Земля, Иерусалим, Гроб Господень находятся в руках неверных, и эти неверные самим фактом своего присутствия оскверняют святыни, то необходимо вернуть себе истинным Богом заповеданное достояние, смыть скверну своей и чужой кровью.
«Становитесь на стезю Святого Гроба, исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите себе ее», — взывал Урбан П.Во 2-й половине XI в. положение на Ближнем Востоке было сложным. Иерусалим, еще с 637 г. находившийся под властью арабов, в начале 70-х годов XI в. был завоеван пришедшими из глубин Средней Азии турками-сельджуками, которые, одновременно захватив большую часть Малой Азии, стали серьезной угрозой для самого Константинополя. Византйский император искал помощи на Западе, обещая папе даже соединение западной и восточной церквей. Положение христианских святынь в Иерусалиме и европейских паломников несколько ухудшилось под властью сельджуков, но это еще не объясняет начало крестовых походов.
Их источник был в Западной Европе. Как раз в XI в. начинает оформляться рыцарство — сословие «тех, кто воюют». Рыцари жили прежде всего войной, будь то война с соседями-христианами или война против язычников, неверных. Доходы значительной части рыцарства были невелики, а потребности и расходы — немалыми.
Среди христианских заповедей была «не убий». Клюнийская реформа изменила отношение к войне. Суть этой реформы, как мы помним, состояла в овладении миром в интересах церкви. В рыцарстве клюнийцы видели ту силу, которая должна помочь церкви устроить христианское общество. В рыцарских обычаях, в церковных обрядах, в культе святых проявляются новые черты. Священники благославляют рыцарское оружие, при церемонии посвящения в рыцари меч нового рыцаря освящается в церкви, вступающий в рыцарское сословие дает клятву защищать церковь. Некоторые святые претерпевают своеобразные трансформации: так, святой Георгий, воин-христианин, казненный в Риме, по преданию, за то, что отказывался брать в руки оружие, становится небесным покровителем рыцарства. Оживают идеи «священной войны», и папа Григорий VII впервые употребляет выражение «воинство Христово» не по отношению к монахам (как это было прежде), а к рыцарям, которые служат Святому престолу.
В марте 1096 г.
в «паломничество за море» отправились крестьяне, горожане, бедные рыцари, просто всякий сброд — воры, нищие и т.п. Несколько лет неурожая в Северной Франции и Западной Германии подорвали благосостояние многих. Для иных поход был единственным выходом: папа не только заранее отпустил грехи всем крестоносцам, но и приостановил выплату ими долгов и запретил преследовать их по суду до окончания похода. Но не только жажда обогащения или хотя бы возможность вырваться из нищеты влекли этих людей. Среди толп, вооруженных косами, топорами, просто дубинами, толп, немалую часть которых составляли женщины и дети, царил религиозный подъем. Божья благодать и жажда земных благ, стремление уйти от господ и ожидание чуда сливались воедино. Этих людей вела вера, но не вера богословов, а вера простых людей, которую историки называют «народным христианством».Один крупный отряд из Северной Франции вели безземельный рыцарь Готье Голяк и монах-проповедник Петр Пустынник. Петр, блестящий оратор и суровый аскет, ходил, одетый в лохмотья, и не ел ни хлеба, ни мяса, питаясь одной рыбой; он показывал всем якобы полученное во время паломничества в Святую Землю непосредственно от Бога письмо, в котором Вседержитель требовал освободить Иерусалим. Впереди некоторых отрядов шли гусь или коза, ибо считалось, что Господь проявляет свою волю через неразумных животных и приведет верующих туда, куда им надо. Подходя к каждому городу паломники спрашивали: «Не Иерусалим ли это?» Дело не только в том, что они не имели ни малейшего представления ни о пути, ни
даже о положении места своих устремлений, но и в том, что Всевышний мог, по их мнению, сократить им дорогу и немедленно доставить в Иерусалим.
Путь бедноты отмечен грабежами и еврейскими погромами во всех селах й городах, через которые они проходили. Они считали, что все Божье и принадлежит Божьим воинам — потому-то они и могут брать себе все потребное. Что же касается убийств евреев, то чтобы осмыслить корни ненависти к иудеям (именно так, гнев, злобу вызывали иноверцы, а не инородцы, это была религиозная, а не национальная вражда), то следует обратиться к средневековым представлениям о времени.
Для нас прошлое — это прошедшее, но не так для массового сознания Средних веков. Священная история — не только прошлое, но и настоящее. Христос не только родился в Виф- лиеме, но и рождается каждый год на Рождество в каждой церкви, не только умер и воскрес, но и умирает и воскресает каждую Пасху. Эти праздники — не воспоминания о событиях, но повторение их здесь и сейчас. Так верили массы, невзирая на протесты богословов. Потому иудеи из еврейского квартала ближайшего города были в их глазах именно теми самыми иудеями, которые послали Христа на смерть и которым за это надо было отомстить.Когда ополчение подошло к Константинополю, из более чем 50 тысяч двинувшихся в путь, столицы Византии достигли около 25 тысяч. Остальные погибли в пути от голода, холода, от болезней, от рук разбойников и местного населения, не желавшего отдавать паломникам свое добро. Византийский император Алексей I предложил крестьянскому войску дождаться подхода основных сил, состоявших из куда лучше вооруженных рыцарей. Но беднота, избрав своим предводителем Петра Пустынника, двинулась в Землю Обетованную. Они переправились в Малую Азию, и близ г. Никея сельджуки 21 октября 1096 г. перебили почти всех ратников Божьих. Только 3 тыс. из них спаслись бегством в Константинополь.
Историки обычно считают начало Первого крестового похода с отправления в путь рыцарского войска. Самый большой отряд вел герцог Лотарингии Готфрид Бульонский (Бульон — название родового замка герцога), в него входили бароны и герцоги Лотарингии, Нидерландов и Нижнерейнских земель. Готфрид был человеком благочестивым, рассудительным, но лишенным политических и военных талантов. Из Южной Франции людей вел граф Тулузский Рай- мунд, опытный военачальник, глубоко преданный церкви и славившийся своей честностью. Из норманнских владений в Южной Италии двигался морским путем до Константинополя со своим войском Боэмунд, князь Тарентский, хитрый политик, талантливый полководец, человек весьма здравомыслящий, но довольно беззастенчивый в выборе средств для достижения своих целей.
Кроме этих главных вождей крестоносного ополчения среди войска было немало знат-
ных сеньоров со всей Европы. 6 декабря 1096 г. крестоносное войско прибыло в Константинополь.
Уже в Константинополе религиозные замыслы крестоносцев стали переплетаться с политическими. Император Алексей I добился от руководителей крестоносцев вассальной присяги за те земли, которые они завоюют и даже передачи некоторых из них Византии. Византийцы считали западных рыцарей — их всех именовали «франками» или «латинянами» — грубыми, наглыми, невоспитанными и необразованными людьми, а люди Запада видели в греках лукавых, вероломных рабов. Характерен эпизод, произошедший на церемонии принесения крестоносцами клятвы верности императору. В отличие от французского короля, который считался «первым среди равных», в византийском императоре, как мы знаем, его подданные видели своего неограниченного господина, священную особу. Эти представления поддерживались весьма сложными пышными церемониями. При появлении василевса следовало пасть ниц, в его присутствии нельзя было сидеть. Латиняне не только отказались исполнять унизительные процедуры, но и один из них, граф Роберт Парижский, на глазах у всех уселся на императорский трон. Когда его попросили встать, сказав, что «не в обычае у василевсов, чтобы подданные сидели рядом с ним», то Роберт ответил; «Что за деревенщина! Сидит один, когда вокруг него столько славных воинов». Зерна неприязни между Востоком и Западом начали прорастать во время Первого крестового похода.
Весной 1097 г. крестоносцы переправились в Малую Азию. Вскоре была взята Никея. Летом 1097 г. начался долгий и изнурительный поход через Сирию и Палестину. Воины Христовы страдали от жары, голода и жажды, от нападений легкой кавалерии турок и арабов. В октябре 1097 г. главные силы крестоносцев осадили крупный город Сирии — Антиохию. В то же время младший брат Готфрида Бульон- ского Бодуэн Булонский (он владел городом Булонь) сумел захватить город Эдессу и основал первое государство крестоносцев — графство Эдесское.
В лагере же основных сил начались споры, кому владеть Антиохией. Претендентами выступили Боэмунд Таретский и Раймунд Тулузский. Наконец, город был взят, разграблен, значительная часть населения перебита. Но, захватив город, осаждающие сами оказались осажденными подоспевшим турецким войском. Положение стало отчаянным. И вот, некий бедняк, видимо крестьянин (некоторые источники называют его монахом), Пьер Бартелеми пришел к Рай- мунду Тулузскому и сказал, что ему не раз являлся во сне апостол Андрей и утверждал, что в антиохийской церкви св. Петра зарыта величайшая реликвия: копье, которым пронзили распятого Иисуса; если воины Христовы найдут это копье, то они спасутся от врагов. И вправду из-под плит этой церкви был извлечен кусочек ржавого металла, похожий на наконечник копья. Воодушевление охватило крестоносцев и 28 июня 1098 г. они схватились с осаждающими, причем в рядах сражавшихся стоял священник, державший Копье Господне, дабы вид его воодушевлял бойцов. Турки были отброшены.
Но не все крестоносцы верили в подлинность реликвии. Сторонники Раймунда Тулузского настаивали на подлинности, сторонники Боэмунда Тарентского подвергали это сомнению и даже упрекали противников в подлоге. Боэмунд заявлял: «Пусть толозанцы (т.е. жители Тулузского графства) приписывают своему куску железа нашу победу. Пусть жадный граф приписывает ее своему копью, пусть поступает так и глупый народ. Мы же победили и будем побеждать впредь именем Господа Бога Иисуса Христа».
Споры о Св. Копье обострили разногласия между вождями крестоносцев, которые никак не могли договориться о владычестве над Антиохией. Но в споры вождей вмешалась масса воинов Христовых, обвинявших руководителей в том, что в погоне за добычей они забыли о цели — освобождении Св. Гроба. Рядовые крестоносцы пригрозили разрушить Антиохию до основания, дабы она не служила яблоком раздора, избрать новых вождей и двинуться на Иерусалим. Предводители согласились отдать город Боэмунду и продолжить поход.
В июне 1099 г. крестоносцы подступили к Иерусалиму. После короткой и яростной осады Иерусалим пал. Начались избиения и грабежи. Крестоносцы убивали без разбора мужчин и женщин, стариков и младенцев. Любой из франков, первым ворвавшийся в дом, становился его собственником. Жестокость и жадность соседствовали с искренней верой. Забрызганные кровью воители Христовы с непокрытыми головами, босиком, ибо по Писанию, нельзя стоять в обуви на Священной Земле, отправились ко Гробу Господню и там истово молились и плакали от радости.
Взятием Иерусалима цель похода была достигнута. Город передавался под управление Патриарха Иерусалимского, а светская власть над всеми завоеванными землями вручалась Готфриду Бульонскому. Крестоносцы перенесли в новообразованное государство (Иерусалимское королевство) феодальные порядки, бытовавшие на родине большинства из них — Северной Франции. Основное население королевства составляли местные уроженцы: арабы, греки, армяне, сирийцы. Они облагались оброком от 1/3 до 1/2 урожая, в ряде мест существовала и барщина. В городах немалую роль играли выходцы из Генуи и Венеции. Они пользовались значительными привилегиями, ибо от флотов этих государств зависело снабжение Иерусалима и подвоз подкреплений. Господствующее положение занимали выходцы из Европы. Бароны и рыцари несли за свои феоды военную службу сеньорам. Крупные феодалы входили в Высокую палату, заседавшую в Иерусалиме. Она избирала монарха, давала согласие на издание королем законов. Власть монарха над вассалами в военное время была крепче, чем на их родине. Значительная часть крестоносцев, исполнив благочестивый обет, стремилась вернуться на родину вместе с добычей, а не оставаться на Святой Земле, которая, как оказалось, не истекала млеком и медом. Постоянной военной орга-
низацией, защищавшей Святую Землю от мусульман, стали духовнорыцарские ордена.
В начале XII в. была предпринята попытка совместить два идеала — рыцарский и монашеский. Возникли так называемые духовно-рыцарские ордена, члены которых помимо обычных монашеских обетов — бедности, безбрачия и послушания — давали еще и обет борьбы с неверными. Это были рыцари, жившие по монашеским правилам. Полноправными членами орденов были только представители знати. Самым влиятельным стал орден тамплиеров (от фр. temple — «храм»), или храмовников. Его члены носили белые плащи с красным крестом. Во главе ордена стоял великий магистр, пользовавшийся огромной властью внутри ордена. Орден подчинялся непосредственно папе; в течение XII в. он распространился по всей Европе, но резиденция оставалась в Палестине. Орден получил значительные привилегии, был независим от местных духовных и светских властей и превратился в весьма богатую организацию. Немалое влияние имели и другие ордена. Среди них выделялись: орден иоаннитов, или госпитальеров, возникший из отрядов рыцарей, охранявших госпиталь св. Иоанна в Иерусалиме, предназначенный для больных паломников (орденская одежда — черный плащ с белым крестом с раздвоенными окончаниями, позднее — красный плащ с таким же крестом), и Тевтонский орден, в который принимались только немцы (форма — белый плащ с черным крестом). Последний орден в XIII в. был вытеснен из Палестины тамплиерами и иоаннитами и утвердился на берегах Балтийского моря. Духовно-рыцарские ордена представляли собой постоянную военную силу в Святой Земле.
Иерусалимское королевство превратилось из мечты в феодальное государство, раздираемое интригами и междоусобицами и находящееся во враждебном окружении. В 1144 г. мусульманами была взята Эдесса. Опасения за судьбу христианских владений в Палестине привели к пропаганде Второго крестового похода. Он состоялся в 1147—1148 гг., оказался безуспешным, и войско крестоносцев после ряда военных неудач вернулось на родину.
Тем временем молодой курд Юсуф ибн Айюб захватил власть в Египте и принял титул султана и тронное имя ал-Малик ан-Насир Салах-ад-Дин, т.е. Победоносный царь, Защитник Веры; европейцы переделали его имя в Саладин. Расширив свои владения до Сирии и Палестины, этот дальновидный политик и талантливый полководец начал планомерное наступление на Иерусалиское королевство. Войско крестоносцев было им разбито, и в 1187 г. Саладин вступил в Иерусалим.
Европа была в шоке. Папа объявил крестовый поход и потребовал прекращения всех войн между христианами. Во главе Третьего крестового похода (1189—1192) стояли вечные враги: французский король Филипп II Август и английский король Ричард Львиное Серд
це. Короли беспрерывно ссорились между собой. Филипп принял крест, лишь повинуясь требованиям папы, и думал о своем королевстве больше, чем о Святой Земле, Ричард мечтал о славе больше, нежели о Гробе Господнем. Добиться возвращения Иерусалима крестоносцам не удалось, и поход окончился безрезультатно.
Лишь Ричард Львиное Сердце надолго оставил о себе память в арабских землях. Арабы звали его Малик Рид, т.е. Царь Ричард, и до XIX в. арабские матери так стращали своих расплакавшихся детей: «Молчи, а то Малик Рид заберет тебя».
Неудача Третьего крестового похода побудила папу Иннокентия III начать подготовку нового похода. Для его снаряжения требовались большие средства и флот, который был у Венецианской республики. ДОЖ (глава государства) Энрико Дандоло, девяносточетырехлетний слепой старик, обладавший тем не менее редкой ясностью ума, решил использовать крестоносцев в своих собственных целях: Венецианская республика держала в своих руках значительную часть торговли с Востоком. Главным ее конкурентом была Византия. Против нее венецианцы и замыслили удар. Предлогом для нападения на Константинополь послужила борьба за византийский престол, и крестоносцы явились в столицу Византии для того, чтобы восстановить на троне императора, которого они считали законным. 13 апреля 1204 г. Константинополь был захвачен крестоносным войском. Часть населения погибла, православные храмы были разорены, множество памятников античного искусства разрушено.
Крестоносцам досталась неслыханная добыча. После взятия Константинополя возникло еще одно крестоносное государство — так называемая Латинская империя (название дано позднейшими историками, сами крестоносцы именовали свое государство Римской империей). Часть захваченных земель отошла к Венеции. Власть православного императора сохранилась в Малой Азии (Никейская империя, названная так поздними историками по имени временной столицы). Византийцы, поддержанные турками и главной торговой соперницей Венеции, Генуей, отвоевывали у Латинской империи территорию за территорией, пока, наконец, в 1261 г. вновь не овладели Константинополем. Латинская империя пала, но и возрожденная Византия никогда уже не оправилась от такого потрясения.
Неудачи крестоносцев в борьбе за Гроб Господень вызвали своеобразную реакцию в массах. Весной и в начале лета 1212 г. в разных частях Европы стали собираться толпы детей, заявлявших, что они идут на Иерусалим. В Германии этих детей возглавлял 10-летний Никлас, в Северной Франции — 12-летний пастушок Этьен. Эти вожди детей объявляли себя Божьими посланцами и говорили, что Бог посрамил сильных мира сего, не даровав им победы за их грехи, но освободит Гроб Господень руками малых, слабых и безгрешных. Дети, сопровождаемые иногда родителями, иногда монахами, иногда вся-
ким сбродом, стекались в Геную и в Марсель. Церковь и светские власти относились к этому движению с подозрением и всячески препятствовали ему. Судьба юных крестоносцев не вполне ясна. Часть их разошлась, часть умерла в пути от голода и болезней. По некоторым сведениям, еще часть достигла Марселя, где ловкие купцы, пообещав переправить детей в Палестину, продали их затем на невольничьих рынках Египта.
Четвертый крестовый поход, превратившийся из «пути ко Гробу Господню» в венецианское коммерческое предприятие, приведшее к разграблению Константинополя латинянами, обозначил глубокий кризис крестоносного движения. Крестовые походы вызывали все меньше энтузиазма и собирали все меньше людей. Историки насчитывают 8 крестовых походов, последний из которых состоялся в 1270 г. За исключением Шестого похода (1228—1229), все они были безуспешны. Но и Шестой крестовый поход обернулся политическим скандалом. Его возглавил император Фридрих II Гогенштауфен, находившийся под церковным отлучением. Он заключил союз с египетским султаном и получил Иерусалим без единого сражения. Несмотря на это, папа подтвердил отлучение и даже наложил интердикт на те места, где пребывал император. Возвращение Иерусалима христианам сопровождалось запрещением богослужения в нем. Папа показал, что борьбу с императором он предпочитает освобождению Святой Земли. В 1244 г. Иерусалим снова был утерян христианами и уже навсегда. А в 1291 г. пала крепость-город Акра, последний оплот крестоносцев на Святой Земле.
Историки спорят о том, что дали крестовые походы. Одни говорят, что Европа благодаря им познакомилась с древнегреческими авторами, чьи труды были известны только в арабских переводах, что европейцы заимствовали многие технические достижения, даже правила гигиены. Другие отмечают, что все это было бы достигнуто в процессе торговли или благодаря мирным контактам с арабами Испании или Сицилии, и единственным приобретением в результате крестовых походов оказалось привезенное с Востока растение — абрикос.
Оказавшись на Востоке, западные европейцы вступили в тесный контакт с иной цивилизацией, во многом отличавшейся от западноевропейской. Несмотря на ожесточенные войны и религиозные конфликты, европейцы научились видеть в мусульманах не только врагов. Мусульманин Саладин поразил воображение европейцев и надолго остался в их памяти как идеальный рыцарь и мудрый правитель. Эта возможность признания за чужим, иноверцем, благородства и добродетели — один из итогов крестовых походов. И вместе с тем крестовые походы показали, что вера в Бога и религиозное рвение европейцев сочетались с предельной жестокостью и агрессивностью.
Вопросы Что побуждало христиан идти в Святую Землю? Почему во время крестовых походов по всей Европе вспыхивали еврейские погромы? Что возмущало крестоносцев в Византии? В чем была слабость Иерусалимского королевства? Почему крестоносцы во время Четвертого похода смогли изменить направление и завоевать Константинополь? Почему крестоносное движение быстро выдохлось? Почему церковь и светские власти отрицательно отнеслись к крестовому походу детей?
Еще по теме ГЛАВА 4.4. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ:
- § 10. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
- Глава 5. На путях в Каноссу и Иерусалим. (Борьба империи с папством и Крестовые походы)
- КРЕСТОВЫЙ ПОХОД i
- КРЕСТОВЫЙ ПОХОД
- „КРЕСТОВЫЙ ПОХОД* КОРОЛЯ МАГНУСА НА РУСЬ В 1348 г.
- ГЛАВА 4 ЕВРОПА. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ. РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ. ГОСУДАРСТВА КРЕСТОНОСЦЕВ
- КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ В СТРАНЫ ВОСТОЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ
- ПЕРВЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД
- ЧЕТВЕРТЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД
- ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ
- КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ В ПРИБАЛТИКУ
- ВИЗАНТИЯ И КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
- Каукола (Севастьяново) Находки позднего железного века и эпохи крестовых походов
- Находки эпохи крестовых походов в окрестностях г. Сортавалы
- Население Северного Приладожья в эпоху крестовых походов
- ГЛАВА 6 Этапы развития населения древней Карелии и его культуры в эпоху крестовых походов (1050-1300 гг.)
- Начало эпохи крестовых походов (1050-1100-е гг.)
- ГЛАВА 7 Карелия в эпоху крестовых походов и Средневековья. Итоги развития