§ 13. Мир ислама
После смерти Мухаммада во главе мусульманского государства стали ближайшие сподвижники пророка, избранные на собраниях наиболее авторитетных и знатных мусульман.
Эти правители именовались по-арабски халифами. Первыми четырьмя халифами (так называемые "праведные халифы") были Абу Бакр, Умар, Усман и Али, правившие друг за другом в 632—661 гг. После объединения Аравии в единое государство арабы обращают свои взоры на Византию и Иран. Византийцы с тревогой наблюдали за усилением арабов и враждебно встретили мусульман, видя в их религии лишь новое еретическое учение. Воинственные же арабы жаждали подтвердить правоту своей веры победой на поле битвы. Они начали завоевание византийских земель, а также владений Иранской державы, государи которой (шахи) также враждовали с мусульманами. Арабская конница во второй половине VII в. невероятно быстро отвоевала у Византии огромные территории: Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку. В конце VII в. арабы захватили и остров Сицилию. На востоке мусульмане, нанеся поражение иранским шахам, дошли до границ Китая.
'Лев и солнце' - символ Ирана
В 711 г. арабы начинают завоевание Испании. Мусульманское войско состояло всего из 7 тыс. всадников. Разгромив вестготское королевство, мусульмане, не встречая особого сопротивления, покорили почти всю Испанию. Они вторглись даже во Францию. Однако в 732 г. между Пуатье и Туром их разбил франкский государь Карл Мартёлл. Продвижение ислама в Западную Европу было остановлено.
Арабский халифат в VIII в.
Мусульмане и христиане
Отношение мусульман к покоренным христианским народам все раннее средневековье было скорее дружественным, чем враждебным.
Конечно, в мусульманской державе у приверженцев ислама были преимущества по сравнению с немусульманами, однако христиане и иудеи находились как бы под покровительством властей. Во главе христианских общин оставались главы местной церкви (патриархи, епископы). Христианские общины пользовались самоуправлением и собственными судами. Мусульмане хотели, чтобы христиане жили и решали споры между собой по законам собственной религии. Иноверцы нередко служили у мусульманских владык советниками, врачами и переводчиками.Отец великого христианского богослова Иоанна Дамаскина был, к примеру, важным вельможей при дворе халифа. Возможно, и сам Иоанн Дамаскин в молодости шел по стопам отца и поступил на службу к халифу в Дамаске. После того как Иоанн Дамаскин постригся в монахи, он сохранил расположение к себе мусульманских властей, у него оставались и влиятельные связи при дворе. Святой Иоанн не раз участвовал в открытых диспутах между мусульманами и христианами во дворце халифа. Свет знания
Арабы, пришедшие в древние культурные области Передней Азии, первое время выглядели варварами по сравнению с греками, евреями, сирийцами и персами. Однако очень скоро они впитали мудрость этих народов и создали новую, блестящую культуру. Мусульмане переводили много греческих и персидских сочинений на арабский язык, ставший вскоре языком ученых. В начале IX в. при дворе халифа Мамуна была создана целая переводческая школа (Байт ул-хикма, или Дом мудрости). Здесь переводили сочинения греческих мыслителей по всем областям знания. Арабская ученость вскоре достигла небывалых высот. Особенно развито было богословие, алгебра, астрономия, медицина и химия. Мусульмане создали науку о языке (предшественницу современной лингвистики). Они много сделали в области географии и картографии. Географические сочинения писались не только для купцов, чтобы облегчить им поиск выгодных рынков, но и из чистой любознательности. Со?рементая цивилизация восприняла от мусульман многие открытия в мореходстве, военном и торговом деле.
Искусство житьБытовая культура мусульман отличалась утонченностью и изысканностью. Некоторые ее стороны впоследствии переняли и европейцы.
Сирийский стеклянный светильник (XIV в.)
В IX в. жил певец и музыкант Зирйаб. Он пел и музицировал в Багдаде во дворце знаменитого халифа Харуна ар-Рашида. Позже он переселился в Испанию. Зирйаб славился как непревзойденный законодатель мод. Мы и сейчас пользуемся многим из того, что было когда-то изобретено Зирйабом. Зирйаб ввел моду носить разную одежду в разные сезоны. Он убедил, что тонкая стеклянная посуда изящнее и удобнее золотой и серебряной, и установил строгую последовательность подачи блюд на пирах: сначала надлежато подавать супы, затем мясные блюда, потом птицу, и в самом конце — сдобное печенье.
Сценка в саду. Миниатюра (XIV в.)
От римских и византийских времен на Переднем Востоке сохранилась страсть к купанию в банях. Мусульмане, восприняв этот обычай, распространили его повсюду, где утвердилась их власть. В больших городах стояли сотни бань. Бани были отделаны мрамором, стены украшались мозаиками и росписями, очень строго следили за чистотой. При банях служили опытные массажисты, лекари и цирюльники. Особенно пюбили ходить в бани женщины, для них баня была подобием клуба, где они могли без помех всласть наговориться друг с другом. Позже, в эпоху Крестовых походов, когда тысячи западноевропейцев побывали в Азии, любовь к купанию проникла и в Европу, как и многие другие детали быта, куда более изысканного в то время у мусульман, чем у европейцев. Литература
Мусульманская литература создавалась первоначально на арабском языке, а с X в. — и на персидском. Большого изящества, строгости и разнообразия форм достигла мусульманская поэзия.
Жанры поэзии были весьма многочисленны: эпические сказания (повествования о легендарных героях), любовная лирика, религиозная поэзия, придворная поэзия восхвалений и т. д. Очень любили мусульмане короткие поучительные рассказы. Многие писатели достигли большого мастерства в этом жанре. Всемирно известны мусульманские (арабские и персидские) сказки, как, например, «Тысяча и одна ночь», а также персидский эпос «Шахнамэ» и "Книга царей").
Образцы мусульманского письма Искусство
Широко распространено заблуждение, что мусульманская религия запрещала изображать какие-либо живые существа. Это не так. Религия запрещала изображать Бога и поклоняться каким-либо изображениям. Наибольшего расцвета мусульманская живопись достигла в украшении книг. К книгам делались многокрасочные иллюстрации, изображавшие людей и зверей. Текст обрамлялся сложными узорами. Однако главным искусством мусульман была не живопись, а каллиграфия. т. е. искусство красиво писать. Если христиане считали самым священным из изображении икону, образ Божий, то мусульмане более всего почитали образ Слова Божиего, изображенное Слово. Достижения мусульман в каллиграфии поразительны. Они изобрели множество почерков, каждый из которых использовался в зависимости от содержания переписываемого текста. Разнообразные надписи (по большей части — коранические айаты) покрывали мусульманские храмы как внутри, так и снаружи. Посуда, дорогие ткани, оружие украшались мудрыми стихами и священными словами. Казалось, весь мир мусульман расписан славословиями Богу. Развитию каллиграфии способствовало то обстоятельство, что в это искусство внесли свой вклад многие народы, населявшие исламские земли от Испании до Бухары и Индии. Ведь все они, на каких бы языках ни говорили, пользовались арабской письменностью.
Мечеть в Кордове (X в.)
Арабская азбука была создана в Сирии в VI в.
арамейскими (Арамеи, или, как их стали позже называть, сирийцы, — народ, живший в Сирии, Месопотамии, Палестине Арамеи славились своей ученостью, долгое время их язык был на Ближнем Востоке международным языком торговли и культуры. Многие ученые считают, что даже Иисус Христос произносил свои проповеди не на еврейском языке, а именно на арамейском.) или арабскими христианами на основе арамейского алфавита. Она состоит из 28 букв, пишут арабы, в отличие от европейцев, справа налево.Больших успехов достигла и архитектура. В каждой мусульманской стране она имела свои особенности. Пожалуй, наибольшей известностью пользуются шедевры арабской архитектуры в Испании: мечеть в Ко'рдове и дворец Альгамбра в Гранаде. Вопросы
1. Подумайте, почему византийцы (а также персы) посчитали, что возникновение мощного арабского государства в Аравии нанесет им ущерб.
2. Сравните арабские завоевания с нашествиями варваров эпохи Великого переселения народов. Чего в них больше: сходства или различий?
3. Как вы думаете, в чем была причина веротерпимости мусульман?
4. Правильно ли называть мусульманскую культуру арабской?
5. С какой целью халиф мог устраивать мусульманско-христианские диспуты при своем дворе?
6. Почему именно каллиграфия стала главным искусством мусульман?
Еще по теме § 13. Мир ислама:
- Глава 2 Ближний Восток и Иран от эллинизма до ислама
- Аравия до ислама
- Глава 6 Средневековая Индия до ислама
- ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСЛАМА. ПРОРОК МУХАММЕД
- КОРАН И ОСНОВНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ ИСЛАМА
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСЛАМЕ
- Космос ислама...
- КОСМОС ИСЛАМА
- Аятолла Мисбах Язди. Теория познания в Исламе 2000, 2000
- §5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА. АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ VII в. VIII в.
- Глава 2. К востоку от Запада (Византия в IV—VI вв. Возникновение ислама)
- § 13. Мир ислама
- С.Н. Абашин ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА ИСЛАМА
- Мирная экспансия ислама
- Риторика воинов ислама
- 39. Религии зарубежной Азии