<<
>>

ГЛАВА 3.6. ОТТОНОВСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

  На престоле восседает молодой человек в роскошном одеянии. В правой руке он держит скипетр — знак правителя, в левой — державу (миниатюрное изображение земного шара, увенчанное крестом).
Это император. Его окружают фигуры светских и церковных властителей. Представители разных народов Империи (немцев, итальянцев, галлов и славян) предлагают ему свои дары. Напрасно было бы искать портретного сходства между изображением императора и тем человеком, каким он был в жизни. Перед нами символ высшей власти. Поэтому и фигура императора непропорционально велика по срав-

нению с фигурами его вассалов. Так изображен германский король и римский император Оттон П на картине конца X в. Что же скрывалось за этой символикой?

Во 2-й половине ЕХ — 1-й половине X в. на Западную Европу обрушились отряды варваров. На западном побережье высаживались викинги, и мы уже говорили о том, как их нападения повлияли на Францию. Центральная Европа, в первую очередь Германия, подверглась нашествию с Востока. Кочевавшие в южных предгорьях Урала венгры в начале IX в. переселились в Причерноморье, а в конце его двинулись на запад и захватили Дунайскую равнину. Оттуда они совершали набеги на Германию, доходили даже до Италии и восточных районов франции. Необходимость дать отпор врагу особенно остро ощущалась в Германии. Надо сказать, что политическая раздробленность, ослабление власти монарха проявились здесь в тот период гораздо менее, чем во Франции. Королевская власть в Германии обладала довольно значительными военными и финансовыми ресурсами, ибо в ней свободное население сохранилось в большей мере. Но у германских королей были мощные противники — герцоги. Карл Великий пытался вообще упразднить герцогства, но эти области, населенные потомками разных племен — швабов, баваров, саксов — сохранились, и с распадом империи Каролингов власть герцогов усилилась.

Именно они избирали королей, либо утверждали их наследников, с их согласия на германский престол взошла Саксонская династия. Второй король из этой династии Оттон I (936—973) принялся за укрепление государства. Он искал опору в мелких рыцарях и церковных землевладельцах, желавших найти у государя защиту от герцогов. Важной опорой власти Оттона I стала церковь. У

Нашествия VIII—X вв.

этой богатейшей организации было одно преимущество в глазах королей: ее высшие чины — епископы — должны были блюсти обет безбрачия и не могли передавать свои должности и владения по наследству. В соответствии со сложившейся практикой назначал епископов сам король.

Оттон I, подавив мятежи герцогов, недовольных усилением его власти, некоторых из них поставил в более тесную зависимость от себя, некоторых отрешил от власти и назначил на их место членов своей семьи либо епископов. Усиление центральной власти пошло на пользу: в 955 г. на реке Лех близ Аугсбурга венгры были разбиты наголову и более не возобновляли набегов; позднее, в 1000 г. предводитель венгров Гайк принял крещение под именем Стефан и стал первым королем Венгрии.

Славяне и              В эпоху Оттона I усилилось давление Германии на славян, в первую

Германия              очередь полабских, живших по течению реки Эльбы. Эти народы не создали

единого государства и воевали не только с немцами, но и между собой.

Историки подсчитали, что Германия со времен Карла Великого вела со славянскими народами 175 войн в течение 367 лет. Особенно активными войны стали с начала X в., когда был захвачен немцами опорный пункт славян Бранибор (с тех пор и поныне — Бранденбург). Захваченные у славян земли были преобразованы в Бранденбургскую марку (пограничную область), сыгравшую впоследствии огромную роль в истории Германии. Назначенный Оттоном I первый маркграф Бранденбургский Геро Железный пригласил на пир 30 славянских князей и приказал их умертвить. Результатом было восстание в славянских землях, и немцам пришлось оставить эти территории, которые удалось им окончательно завоевать лишь в XI в.

Укрепляя свою власть с помощью епископов, Оттон не мог не вмешаться в дела римских пап, которым эти епископы были подчинены в церковном отношении. Пользуясь раздорами среди итальянских князей, Оттон вторгся на Апеннинский полуостров и в 956 г. принял корону Италии. В то время папская власть в Риме была крайне ослаблена и ею распоряжались итальянские магнаты. Это усиливало недовольство населения Рима. Вновь избранный папа обратился за помощью к Отгону и тот в 962 г. вошел в Рим.

Папа возложил на германского короля корону римских императоров и с тех пор германская королевская и императорская короны стали нераздельны. Римская империя Запада во второй раз после 800 г. была восстановлена.

Это новообразованное государство позднее получило название «Священная Римская империя». Оно отличалось не только от древней Римской империи, но и от государства Каролингов. Кроме Германии, Италии и части королевства Лотаря в него вошли завоеванные немцами в X в. земли по- лабских славян, т.е. славянских народов, живших по реке Эльбе, и Чехия. Ядром этой империи были германские народы.

Оттон I добивался полной власти над церковью и признания своего титула византийскими императорами. Он назначал пап и требовал от них послушания. Он женил своего сына, будущего императора Оттона II на византийской принцессе Феофано. Плодом их брака был Оттон III (983—1002), ставший императором в трехлетием возрасте. Четырнадцати лет, в 994 г., он вступил в самостоятельное правление Германией и Империей. Это был прекрасно образованный, мечтательный юноша. Не без влияния матери он намеревался переделать свое государство на византийский, строго централизованный лад. Поручив управление германскими землями своей тетке, он отдался осуществлению своих замыслов.

Обратим внимание на то, что все, свершаемое Оттоном III, приходилось на время ок. 1000 г. Эта дата будоражила умы образованных людей. Тысяча лет прошла после рождения Христа и они, опираясь на весьма неясные слова Писания, полагали, что в 1000 г.

наступит Конец света. Смятение умов коснулось многих и к ним принадлежал Оттон III. Этот юноша всерьез полагал, что может оказаться после-

дним императором. С его точки зрения завершением земной истории должно было стать восстановление великой, истинно христианской империи во главе с великим, истинно христианским императором.

До времен Оттона Ш императоры, его дед и Отец, даже Карл Великий были прежде всего германскими королями, а в Риме появлялись время от времени, дабы подтвердить свой сан и навести порядок в церкви. Оттон III перенес свою резиденцию в Рим и чувствовал себя подлинным римским императором. Он скреплял свои документы особой печатью с надписью «Обновление Римской империи». Он учредил сложную иерархическую систему придворных и государственных чинов, заимствованную из Византии. Он справлял триумф по образцу древних императоров.

В строительстве христианской империи ему помогал его учитель Герберт Орильякский (между 945 и 950—10Q8), человек незнатного происхождения, один из образованнейших людей эпохи, философ, математик, музыкант, астроном. Ввиду его обширных познаний многие считали его чернокнижником. Оттон в 999 г. возвел Герберта на папский престол под именем Сильвестра II. Характерен выбор имени: Сильвестр I был папой во времена Константина I и привел первого христианского императора к крещению. Оттон III не только вмешивался в управление церковью, на что он, по его мнению, имел право как владыка Рима. Он предавался постам и бдению, умерщвлял плоть, совершал дальние паломничества к мощам святых мучеников, посещал отшельников и даже мечтал отречься от престола и удалиться в пустыню.

Римляне с трудом сносили присутствие немцев в Вечном городе и поднимали мятежи. Оттон горько упрекал их за это, говорил, что оказал им благодеяние уже тем, что поселился в Риме и сделал его главой мира. Римляне отказывались принимать эти благодеяния, и Оттон с Сильвестром вынуждены были покинуть Рим. Германские подданные Оттона в свою очередь упрекали его за забвение родины.

В Германии зрел заговор с целью его смещения. Но Оттон неожиданно умер в двадцатидвухлетнем возрасте во время похода на Рим. Его преемник тут же вывел войска из Италии. Еще одна попытка восстановления Империи не удалась. Это была последняя попытка воссоздать Империю в идеальном виде. Последующие императоры не забывали о претензиях на роль главы христианского мира, на власть над церковью и над Италией. Но права эти они обосновывали тем, что германские короли были одновременно римскими императорами. Рим оставался мечтой, идеей, политическим мифом, но не реальным местопребыванием императоров, которые совершали туда всего лишь коронационные походы.

Германия X в. во время правления Оттонов пережила не только попытку возрождения Империи, но и довольно кратковременный расцвет латинской литературы и изобразительных искусств, в кото-

рых использовались античные мотивы. Историки именуют этот период «Оттоновским возрождением», имея в виду оживление воспоминаний об античности в культуре. Это «возрождение» было еще более узким, нежели Каролингское, его представители пребывали лишь при дворе и некоторых монастырях. Самым важным последствием этого периода был переход центров образования от монастырских школ к так называемым соборным школам, т.е. школам при кафедральных соборах в епископских городах. Здесь воспитывали учеников не для собственных монастырских нужд, а с целью подготовки образованных людей, обслуживающих императорский, герцогские и епископские дворы. Поэтому большое внимание в этих школах уделялось светским наукам. Многие из этих школ стали зародышами будущих университетов.

Вопросы и задания Почему германские короли стремились завоевать Италию? ' Расскажите об ожидании Конца света в 1000 г.

<< | >>
Источник: Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э.. История средних веков. Учебник. 1995

Еще по теме ГЛАВА 3.6. ОТТОНОВСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ:

  1. ГЛАВА 20. АНТРОПОЦЕНТРИСТСКАЯ ПАРАДИГМА КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  2. Глава 9 'Культура эпохи Возрождения
  3. “РАЗНЫЕ ГОЛОСА”* В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
  4. Глава 1 КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIV—XV вв.
  5. Глава 14 БЫТ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  6. Вопрос 89. Политическое развитие России в 1994 - 1999 гг.
  7. Глава 5 Перспективы и пути возрождения социализма
  8. Глава 34 ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ И РУССКОГО НАРОДА: ПРОЕКТ ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМА
  9. Глава 36 ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ И РУССКОГО НАРОДА: ПРОЕКТ ГРАЖДАНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА
  10. ГЛАВА 5 СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА. НАЧАЛО ВОЗРОЖДЕНИЯ
  11. Глава IV. Философия эпохи Возрождения
  12. Глава 3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  13. Глава 4 Возрождение
  14. ГЛАВА 3.4. КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ