ГЛАВА 2.1. ПОЗДНЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
История поздней Римской империи была подробно изложена в учебнике «История древнего мира», но здесь следует возвратиться к главным фактам римской истории III—V вв., так как знание их необходимо для понимания начала средневековой эпохи.
Переход от древности к Средневековью занимает длительный исторический период. Историки, знающие, что Римская империя пала, стараются объяснить, почему это произошло, и именно в V в., и обращают главное внимание на те стороны жизни позднего Рима, которые свидетельствуют, с их точки зрения, об исторической неизбежности гибели этого огромного государства. Но попробуем взглянуть на Империю III— V вв. не из будущего, а глазами людей, населявших эту Империю. Мы увидим, что она была огромной и могущественной.
К рубежу II и III вв. Римская империя достигла максимальных размеров. Ее границы были довольно четко обозначены так называемым Римским валом, системой засек, земляных валов и крепостных стен. На западе Империю омывали воды Атлантики, на севере, на острове Британия, граница проходила в нынешней Шотландии, на континенте Римский вал шел по правобережью Рейна, потом по Дунаю до Понта Эвксинского (Черного моря). На востоке римские владения простирались вплоть до верховьев
Тигра и Евфрата и до пустынь Аравийского полуострова. На юге, на Африканском континенте, Империю ограничивали пески Сахары и, в Египте, первый порог Нила.
Восточная и западные части Империи уже тогда отличались друг от друга. На западе господствовал латинский язык, на востоке греческий. Восточная половина Империи была страной древних культур, в ее состав входили Греция, Египет, часть Междуречья; варварские народы жили лишь по границам. На западе Галлию и Британию населяли кельтские народы — галлы и бритты, Испанию — кельты и иберы (потомки иберов — баски — живут в Пиренеях и поныне). На рубеже II и III вв. все эти народы в большей или меньшей степени были романизированы, т.е. смешались с переселенцами из Италии, из Рима и перешли на латынь, которая довольно сильно отличалась от классической латыни Цицерона и Вергилия.
Все эти народы со своим собственным прошлым, со своими обычаями, особенностями быта и хозяйства подчинялись единообразному римскому управлению, введенному завоевателями. Во всех странах власть сосредоточивалась в городах, представляющих собой административные центры, возглавляемые римскими наместниками. Здесь, в укрепленных лагерях, стояли римские гарнизоны. Город политически господствовал над сельской местностью, и даже те землевладельцы, которые обладали собственностью далеко от города, жили в нем и считались его гражданами. Но в поздней Империи свободные люди были не столько гражданами, сколько подданными императора, и центральное правительство не столько защищало их права, сколько заботилось об исполнении ими государственных повинностей и об уплате налогов.
Для поддержания порядка в Империи, для обороны ее границ и для завоевания новых владений Империя нуждалась в огромной армии. На содержание легионов и массы государственных чиновников требовались колоссальные средства. А чтобы никто не мог уклониться от уплаты налогов, имперская власть перешла к политике прикрепления подданных к месту их жительства и к закреплению их в той профессии, которой они занимались. На горожан, и в том числе членов городского управления, была возложена коллективная ответственность за сбор и уплату налогов.
В случае недоимок они должны были расплачиваться собственным имуществом.Так свободный гражданин города превратился в зависимого от государства налогоплательщика. То же самое произошло и с массой сельского населения. Бедные земледельцы, арендовавшие участки у земельных собственников — КОЛОНЫ (поселенцы) — тоже были лишены права покидать место жительства.
Наряду с колонами массу трудового населения по-прежнему составляли рабы, но труд их был весьма малопроизводительным, потому что раб совершенно не заинтересован в хозяйстве и трудится только по принуждению. Сохранение рабского труда было главной причиной того, что техника почти совершенно не развивалась: владельцу раба было выгоднее использовать его дешевую рабочую силу,
чем тратиться на какие-либо технические усовершенствования. Выход находили в том, что часть рабов наделяли маленькими участками земли.
Тем не менее, в Империи сохранялись и приумножались огромные богатства. В городах строились храмы, общественные здания и цирки. И у правительства, и у богатых людей было достаточно средств для устройства праздников, цирковых и театральных зрелищ, гладиаторских боев и императорских триумфов. В крупных городах и, прежде всего, в Риме, концентрировались массы свободных людей, которые не занимались производительным трудом и паразитировали за счет общества. Для того чтобы держать их в повиновении, правительство старалось обеспечить их «хлебом и зрелищами».
Опорой императора были армия и чиновничество, а это приводило к тому, что военщина выдвигала на престол своих предводителей, которых нередко вскоре свергали другие претенденты на власть. Борьба между разными военными группировками вылилась в III в. в серию внутренних войн, смут и восстаний.
Углублялся кризис и в духовной жизни. Вместе с уничтожением гражданских свобод происходил моральный упадок общества. Римская религия была неспособна противостоять этому упадку. Языческие боги — воплощения тех или иных природных сил и человеческих качеств — не были носителями высоких добродетелей.
По тогдашним верованиям, боги могли вмешиваться в человеческую жизнь, они требовали поклонения и жертвоприношений, за которые оплачивали людям некими благами, но нравственными идеалами они не были. Римское язычество терпимо относилось к верованиям других народов, входивших в Империю, и сплошь и рядом после покорения новой провинции местные божества присоединялись к римскому пантеону (сообществу богов) и в Риме отправлялся культ этих богов. Главным же был культ императорской власти и поклонение особе императора.Во II—III вв. среди населения Империи стала приобретать влияние новая религия — христианство. Первоначально христианство было СЕКТОЙ (относительно небольшая группа, отделившаяся от какой- либо религии) ИУДАИЗМА — веры евреев, выделявшейся на фоне иных религий признанием единого Бога. Священные книги иудеев вошли в Писание христиан — Библию — в качестве Ветхого Завета (т.е. старых, прежних заповедей), тексты, излагающие христианское вероучение — евангелия, послания и т.д., — составленные учениками и первыми последователями Христа — апостолами — образовали Новый Завет.
Учение Христа было «не от мира сего». Главной в нем являлась проповедь любви к ближнему, бессмертия человеческой души и бренности телесного мира. Христос и его последователи проповедовали высокую нравственность и осуждали греховный образ жизни, который грозит гибелью души. Все другие существовавшие в Империи
религии были религиями племенными: их боги были богами того или иного племени или народа. Между тем, христианство отрицало все национальные различия, как, впрочем и иные различия между людьми, в том числе между свободными и рабами. Оно исповедовало веру в единого Нога, творца мира и человека. Христианство не призывало бедняков и рабов к неповиновению, как не призывало оно подданных к выступлению против мирских властей. Но оно как бы игнорировало эти власти, и придавало решающее значение не общественному или имущественному положению человека, а только лишь его отношению к Богу, внутреннему миру человека, который должен отрешиться ради Бога от всех земных привязанностей.
В этой отрешенности от земного мира, в игнорировании господ и правителей императорская власть не могла не увидеть большой опасности для себя. Поэтому попытки некоторых римских императоров привлечь христианские общины на свою сторону сменялись жестокими гонениями на христиан: их заточали в темницы и подвергали казням. Нередко наряду с гладиаторскими боями в городах Империи устраивались зрелища, во время которых на христиан натравливали диких зверей. Может быть то, что на подобные зрелища собирались горожане, наслаждавшиеся муками христианских жертв, лучше всего характеризует моральный упадок римского общества.Христианским общинам приходилось прятаться в укромных местах и в подземельях-катакомбах, где они продолжали чтить своего невидимого Бога. Показательно, что несмотря на жестокие гонения, численность приверженцев новой религии продолжала возрастать, складывалась организация христианской церкви, а культ святых мучеников, пострадавших за веру, оказывался более влиятельным, чем поклонение языческим богам.
В начале IV в. императорская власть предприняла попытку использовать в своих целях возросшее влияние христианства. В 313 г. император Константин издал акт о веротерпимости (Миланский эдикт). Христианство стало принимать характер государственной религии (т.е. религии, находящейся под покровительством государства, религии, приверженцы которой только и могут быть полноправными), что дало возможность императору опираться не только на чиновничество и армию, но и на христианское духовенство, прежде всего на епископов, возглавлявших христианские общины. Константин претендовал на то, чтобы вмешиваться в вопросы христианской веры.
В 325 г. на Никейском соборе (собрании высших священнослужителей) были осуждены некоторые толкования христианского учения. Они считались ересью, т.е. отклонением от истинной веры, и сторонники таких толкований подвергались преследованиям. Вероучение, принятое как истинное, называлось ОРТОДОКСАЛЬНЫМ, т.е. буквально, «православным».
Согласно ортодоксальному учению, Бог един в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог- Дух Святой. Те толкователи христианства (богословы, или теологи), которыесчитали Христа стоящим ниже Бога-Отца, были объявлены на Соборе в Никее еретиками. По имени основателя этой ереси — Ария — это течение получило название арианства. В форме арианства христианская вера была принята затем многими германскими народами.
В конце IV в. император Феодосий запретил отправление языческого культа и упразднил Олимпийские игры, которые были не только спортивными состязаниями, но и религиозным священнодействием. Язычество было поставлено вне закона, но сохранялось в сельской местности и в кругах старой аристократии.
По учению христианства, земной мир «во зле лежит». Ощущение опасности мирского зла особенно обострилось в конце III в., когда государственная власть предприняла активные гонения на христиан. Желая избежать соприкосновения с греховным миром, многие христиане удалялись из городов в незаселенные местности, чтобы вести жизнь отшельников, замаливая свои грехи и грехи мира. Так появились первые МОНАХИ (по гречески — «одинокие»). Число монахов стало увеличиваться после официального признания христианства, когда люди с чуткой совестью поняли, что церковь пошла на союз с государством и стала терять безоговорочную строгость требований к верующим, характерную для первых веков христианства. Живя в чрезвычайно тяжелых условиях, подвергаясь лишениям, монахи стремились достичь Царства Небесного. Отшельники лишали себя пищи, сна, нормального жилища. Слава о них распространялась, и вокруг них скапливались их ученики и последователи. Это побуждало создавать правила (уставы) таких общежитий — монастырей, — в которых монахи стремились противопоставить неправедному миру идеальный образ совместной жизни. Самым распространенным впоследствии стал устав, написанный в начале VI в. италийским монахом Бенедиктом Нурсийским. Он требовал от монахов полного отказа от семьи и собственности, строжайшей дисциплины, молитвы и занятий ручным трудом.
Несмотря на все трудности и внутренние противоречия, Империя продолжала существовать. В ней сохранялись традиции древней учености, образованности, искусства и права. Между разными частями Империи поддерживались торговые связи. Она выстояла, несмотря на все перевороты и войны III в., хотя центр тяжести в Империи переместился в более богатые восточные провинции. В 330 г. император Константин основал на берегу пролива, отделяющего Европу от полуострова Малая Азия, новую столицу Империи — Константинополь. Однако Рим сохранил значение центра римского культурного мира.
Вместе с тем хозяйственная и общественная жизнь больше не сосредоточивалась в центре. Провинции внутренне обособились и от центрального правительства, и одна от'другой. Все более усиливался натиск варваров на границы Империи. Миновали времена, когда Рим вел завоевательные войны против окружавших его варваров, теперь
все чаще они вторгались в пределы Империи. Часть этих племен приходилось расселять в пограничных районах, чтобы с их помощью оборонять Империю. В V в. нажим варваров, прежде всего германцев, привел к катастрофе.
Вопросы Чем Римская империя III—IV вв. отличалась от Римской республики и Римской империи I—III вв.? В чем причина кризиса поздней Римской империи? Что привлекало римлян в христианстве? Почему императоры пошли на союз с христианской церковью?
4[†]. Почему Константин I перенес столицу из Рима на Восток?
Еще по теме ГЛАВА 2.1. ПОЗДНЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ:
- Тема семинарского занятия № 19: Римское общество и государство в IV - V веках, проблема падения Западной Римской империи и гибели античной цивилизации.
- § 95. Политические отношения Истеми-хана с Восточной Римской империей. Тюркский посол в Константинополе VI века
- Глава 1 ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
- Глава 11 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИМСКОГО СЕМЕЙНОГО ПРАВА
- Раздел VI НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО Глава 18 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИМСКОГО НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА
- Глава /' ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСТОЧНО-РИМСКОЙ ИМПЕРИИ в начале VI века и. в.
- ГЛАВА V ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ С 1725 ПО 1775 гг.
- ГЛАВА VI ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПОСЛЕДНЮЮ ЧЕТВЕРТЬ XVIII в.
- ГЛАВА VII ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. КРИЗИС ФЕОДАЛЬНОЙ МОНАРХИИ
- ГЛАВА VIII ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПОРЕФОРМЕННОГО ПЕРИОДА (1861—1904 ГГ.). ПЕРВЫЙ ШАГ ПО ПУТИ К БУРЖУАЗНОЙ МОНАРХИИ
- ГЛАВА IX ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОДЫ ПЕРВОЙ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, РЕАКЦИИ И НОВОГО РЕВОЛЮЦИОННОГО ПОДЪЕМА (1905—1914 гг.). ВТОРОЙ ШАГ ПО ПУТИ К БУРЖУАЗНОЙ МОНАРХИИ
- Глава 1. Самое смутное из всех смутных времен (Великое переселение народов и падение Римской империи)
- Конец Западной Римской империи
- Искусство Римской империи
- Рождение Римской империи