<<
>>

Русь

В 860 г. на Константинополь совершил нападение народ «рос». Этот первый военный контакт с новым противником тут же привел и к первому религиозному взаимодействию: по словам Продолжателя Феофана, «насытившись гневом Божиим, они вернулись домой...

а вскоре прибыло от них посольство в царственный город, прося приобщить их к Божьему крещению. Что и произошло»519. Сколь бы неопределенными ни были эти сведения, из них следует, что новая угроза заставила имперскую дипломатию немедленно задуматься над способами ее обезвреживания, и самым доступным показалось христианство. Вскоре после первого набега Руси к этому народу поехал византийский миссионер. Согласно цитированному выше посланию Фотия (см. с. 145) и его письму восточным патриархам, народ «рос» (или руссы), раньше превосходившие все народы в жестокости, теперь пребывают под духовным владычеством Византии как ее «подданные и друзья (?rcrjxooi xat яро- ?evoi)»520. Они якобы приняли у себя византийского епископа.

Существует и другой рассказ о первом крещении Руси; содержится он в Жизнеописании Василия I, составленном в X в. Константином Багрянородным: «Щедрыми раздачами золота, серебра и шелковых одеяний [Василий] также склонил к соглашению неодолимый и безбожный народ росов, заключил с ними мирные договоры, убедил приобщиться к спасительному Крещению и уговорил принять рукоположенного патриархом

Игнатием архиепископа, который, явившись в их страну, стад любезен народу таким деянием. Однажды князь этого племени [Руси] собрал сходку... и стал рассуждать... о вере. Позвали туда и иерея, только что к ним явившегося, и спросили его, что он им возвестит и чему собирается наставлять. А тот, протягивая священную книгу божественного евангелия, возвестил им некоторые из чудес Спасителя и Бога нашего и поведал по Ветхому Завету о чудотворных божьих деяниях. На это росы тут же ответили: „Если сами не узрим...

того, что рассказываешь ты о трех отроках в печи, не поверим тебе...“. И попросили они бросить в разложенный ими костер саму книгу веры христианской»521. Епископ, помолившись, сделал это, но книга осталась нетронута огнем. «Видя это, варвары, пораженные величием чуда, немедленно начали креститься», — заканчивает свой рассказ Константин Багрянородный.

Когда же произошло это крещение? И сколько их было? К. Цукерман предполагает, что два: первое, при Михаиле III, в патриаршество Фотия, оказалось недолговечным, поскольку прекратил свое существование тог «Русский каганат», который его принял, и тогда Василию I и преемнику Фотия, Игнатию пришлось повысить ранг миссионера до архиепископского и уже самим просить, чтобы Русь его приняла522. Нам представляется, что более вероятна одна, а не две миссии: посольство на Русь ездило при императоре Михаиле III, но позднее заслуги этого императора были приписаны его преемнику и убийце Василию I. Логично, что историография Македонской династии превозносила достижения ее основателя — императора Василия. Поскольку эта династия была у власти довольно долго, то «македонская» версия утвердилась и попала также в некоторые поздние хроники, кратко сообщающие о крещении Руси523.

Когда именно произошло это весьма недолговечное крещение, Л даже имело ли оно место на самом деле, нам здесь не столь существенно524. Важнее, что приведенный выше рассказ — это первый имеющийся у нас отчет о подробностях целенаправленной миссии, отряженной к варварам от имени центральной власти Константинополя. В рассказе обращает на себя внимание, что миссионер повествует язычникам не столько о Христе, сколько о Ветхом Завете525; главный же упор делается на чудо.

Есть некоторые основания думать, что при Василии I в Киеве возник первый христианский храм в честь пророка Илии — небесного покровителя императора526. И все же первая миссия не принесла ощутимых и длительных результатов — то ли потому, что ставшее ее объектом государство погибло527, то ли еще почему. В любом случае, когда византийские источники начинают говорить о Руси в X в., то ни малейших напоминаний о ее «крещении» нет528. Руссы для греков — жестокие и опасные язычники, поэтому соображение о том, что ромеи полагали Русь хрисгианизованной уже с IX в., не может приниматься во внимание, когда мы пытаемся понять такой поразительный феномен, как полное отсутствие в греческих памятниках каких бы то ни было упоминаний об окончательном крещении Руси в 988 г. IX.

<< | >>
Источник: Иванов С. А.. Византийское миссионерство: Можно ли сделать из-«варвара» христианина? / Рос. академия наук. Ин-т славяноведения. — М.: Языки славянской культуры. — 376 с., ил., карты. 2003

Еще по теме Русь:

  1. 6.1. Киевская Русь (IX – ХП вв.)
  2. Тема 2 . Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья
  3. КИЕВСКАЯ РУСЬ
  4. СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИЯ - БЕЛАРУСЬ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Я.С. Яскевич
  5. БЕЛАРУСЬ И РОССИЯ: ВЗГЛЯД ОБЩЕСТВЕННОСТИ НА РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА И ИНТЕГРАЦИИ С.В. Хамутовская
  6. Беларусь как фронтир
  7. Четвертая Русь
  8. Древняя Русь и Византия
  9. Русь Московская и Русь Литовская
  10. 4.2. Нормативно-правовая база санации и банкротства в Республике Бела-русь.
  11. „КРЕСТОВЫЙ ПОХОД* КОРОЛЯ МАГНУСА НА РУСЬ В 1348 г.
  12. Киевская Русь (IX - ХП вв.)
  13. РУСЬ И СОСЕДНИЕ НАРОДЫ
  14. Глава III. Русь и Хазария
  15. Глава IV. Русь и печенеги
  16. Глава VI. Нашествие монголов. Русь и Орда
  17. Глава VII. Русь и Орда. Исход спора