<<
>>

§ 116. Скорописный знак — определитель божественного


Как далеко зашло отвержение божеских обозначений в пору поздних солнечных колец, показывает судьба такого отвлеченного знака, как определитель божественного в скорописи. В надписях этому определителю во времена Амен-хотпа IV отвечал обыкновенно определитель в виде человекоподобного египетского бога, но, как известно, скорописный определитель божественности представлял собою сокращение знака сокола на древке:
\ I
До 12-го года скорописные пометки на посуде с продовольственными и иными заготовками пестрели знаками божественности после наименований солнца:
К4°1Р)итД
Случаи, когда такого определителя нет после солнечного наименования, исчисляются единицами.
Совсем иначе обстояло дело после 12-года. Теперь в подавляющем большинстве случаев определитель божественности опущен после наименований солнца:
) ит.д. [257]
Год 12 является переломным годом; часть примеров, помеченных им, еще употребляет определитель божественного, а большая часть уже опускает.
Отчетливо перемена в отношении к определителю божественного проступает в правописании главного наименования солнца Амен-хотпа IV — "Йот". Сравнительно редкие примеры с наименованием "Рэ" не так показательны, поскольку у этого слова вообще, по-видимому, было некоторое предрасположение обходиться простою чертою после знака солнца.
Слово "Йот" с определителем божественности
Год 6. СА I: LXIII J (год поврежден, но ввиду слова "сад" — см. § 113 — надо восстановить, наверное, не "[год царствования 1]6", а "[год царствования] 6").
Год 7. СА I: LXIV 45 (год поврежден, но ввиду слова "сад" — см. § 113 — надо, наверное, восстановить не [год царствования 1]7", а "[год царствования] 7"); С A III: LXXXVII 65, 67, LXXXVIII 93, 100, XCI185, ХСП 202 (определитель поврежден), 211, XCIV 239.
Год 8. TEA: XXV 93; СА II: LVIII 8 ( = ТТА: 181 ССХХ А), 21; СА III: LXXXVII 68, LXXXVIII 107.
Год 9. TEA: XXII 27, 28, XXIII 47, 57; СА I: LXIV 82; СА III LXXXVII 69, 70, LXXXVIII 95, ХСП 199, хеш 227, 232, XCIV 237, XCVI288, 289.
Год 10. TEA: XXIII 43, 45, 46 два раза; СА I: LXIV 1, 2, 9, 10, 11; СА II: LVIII 28; СА III: LXXXVI 47 два раза, LXXXVII 71, 72, LXXXVIII 97, 98.
Год 11. TEA: XXV 99 два раза (видно "год царствования 11", но возможен и один из ближайших после 11-го годов, если на пустом месте за числом некогда были еще единица или единицы); С А I: LXIII 7, LXIV 8; С A III: XCI178, 186.
Год 12. TEA: XXV 94 (год не в отбитом начале, а в конце строки); СА II: LVIII 33 (определитель сомнителен); СА III: LXXXV 22. [258]
Год 13. СА II: LVIII 72 (если черточка после солнца — низ определителя божественного, а не самостоятельный знак), 25.
Год 14. "I
Год 15. f Нет примеров.
Год 16. J
Год 17. СА III: LXXXVI 51 (из отдаленной местности в пустыне, с устарелым обозначением "сад" — см. § 113 — и безграмотно написанным словом "Йот").
Год 1. (преемника Амен-хотпа IV, ввиду кольца вокруг слова "Йот", см. § 16). СА II: LVIII 32 (повреждено).
Год 2. Нет примеров.
Год 3 (преемника Амен-хотпа IV, ввиду кольца вокруг слова "Йот", см. § 16). TEA: XXIII35 — если только правильно читаю размазанное написание.
Слово "Рэ" с определителем божественности
Год 3. TEA XXII: 73 (год поврежден, но ввиду отсутствия кольца — см. § 16 — и написания слова "ликующий" в выражении "ликующий в небосклоне" знаком мужчины с воздетыми руками — см. § 8 — не "[год царствования 1]3", а "[год царствования] 3 ").

Год 4. TEA: XXIV 97; СА III: LXXXVI 44 (в обоих случаях в сочетании "Ра-Хар-Ахт", причем определителями божественности снабжены особо также слова "Хор" и "Ахт", ср. СА III: LXXXVI 45, 46 с определителями божественности после слов "Рэ" и "Хор", после слова "Ахт" строка отбита).
Год 7. СА III: ХСП 204.
Год 9. САШ: XCI179.
Год 14. СА III: LXXXVIII 99.
Слово "Йот" без определителя божественности
Год 6. СА III: XCVI287 (вместо определителя божественности — черта).
Год 7. Нет примеров. [259]
Год 8. TEA: XXIII44.
Год 9. TEA: XXII2 7.
Год юл
Год 11J Нет примеров.
Год 12. СА II: LVIII 33 (правда, знак солнца снабжен вопросительным знаком); СА III: LXXXVI 48, XCI 180, ХСП 190 а.
Год 13. СА III: LXXXIX 134.
Год 14. СА II: LVIII 75; СА III: LXXXIV 9, LXXXVII 74, 76.
Год 15. Нет примеров.
Год 16. TEA: XXII 8; СА III: LXXXVII 76, ХСШ 218.
Год 17. СА II: LVIII 13; СА Ш: XCI173.
Год 1 (преемника Амен-хотпа IV, ввиду колец у слова "Йот", см. § 16). СА III: LXXXIX 777, ХСШ 220 (сомнительно, за повреждением), 235, XCIV 259.
Год 2 (преемника Амен-хотпа IV, по той же причине). TEA: XXIII32, 36.
Год 3. Нет примеров.
Слово "Рэ" без определителя божественности
Год 9. СА I: LXIV 75, 77 (в обоих случаях за солнцем черта).
Год 10. TEA: XXII5 (с чертою за солнцем).
Год 14. СА III: LXXXIV 9 (без черты за солнцем; тут же и слово "Йот" без определителя божественности).
Как мы уже знаем (см. § 113), слова кЗт "сад", klmw "садовник" почти вовсе исчезают из винных пометок после 12-го года, и место этих слов занимает выражение brh "поливное хозяйство", до 13-го года в этих пометках не встречающееся. Посмотрим теперь, как пишутся слова "Йот" и "Рэ" в винных пометках, лишенных года, но содержащих то или иное обозначение производства. Переломный год здесь, правда, немного более поздний — не 12-й, как для определителя божественности, а 13-й, но различие настолько невелико, что есть смысл сравнить употребительность определителя в пометках без года до и после появления выражения "поливное хозяйство". Такой обзор поучителен особенно для [260] времени до появления этого слова, потому что пометок с ним без года очень немного.
Слово "Йот" с определителем божественности
в пометках со словами "сад"/"садовник":
TEA: XXII 29, 30\ СА I: LXIV 12, 27, 29, 34\ СА II: LVIII 9, 10\ СА III: LXXXVI 53, LXXXVII 79 (от слова "сад" мало что осталось), 81, LXXXVIII 85, 87, 89, 90, 103, LXXXIX 113 (слово "садовник" недостоверно);
в пометках с выражением "поливное хозяйство":
TEA XXV: 92; С A III: LXXXVI 50.
Слово "Йот" без определителя божественности
в пометках со словами "сад"/"садовник":
СА II: LVIII 9; СА III: LXXXVIII 105 (повреждено), LXXXIX 113, ХС 146 (от слова "сад" почти ничего не осталось); JEA X: 133;
в пометках с выражением "поливное хозяйство":
TEA: XXII 18 (выражение "поливное хозяйство" почти совсем разрушено); СА НЕ LXXXVII 78.
Слово "Рэ" без определителя божественности
в пометках с выражением "поливное хозяйство":
СА III: LXXXVIII 109.
В пометках, содержащих имена старых божеств, подлежавших впоследствии отвержению (подробно об этих именах будет сказано во второй части этого исследования), тоже встречается слово "Йот" с определителем божественности: СА III: LXXXVIII 91 (садовод, производящий "вино дома Йота" — "Амен-эм-опе"), TEA: XXIII 55 (резник-заготовщик, обслуживающий солнечное хозяйство — "Птах-мосе"), СА III: XCIV 242 два раза (заведующий производством/хранением мясных заготовок для солнечных празднеств— "Птах-мосе"), XCVI308 ("дом Хебейет" — с определителем богини — змеею).
Отсутствие определителя божественности после слов "Йот" или "Рэ" в составе личных имен ничего не значит, потому что в [261] таких случаях знак вообще малоупотребителен (ср. сказанное о скорописных кольцах в § 16).
Наблюдения над употреблением определителя божественности в производственных пометках находят подтверждение со стороны скорописных рукописей.
В сделках из П-йома 2-го и 3-го годов слово "Йот" не содержится, а слово "Рэ" в царском звании "сын Рэ" оставлено, как и можно было ожидать, без определителя (строки 14 — ZAeSA LVIII: I = 29 = HiP II: III = TTA: 132 CXXI; строка 20 — ZAeSA XIII: II = 29 = TLA: 132 CXXI), но без него стоит оба раза и самостоятельно употребленное "Рэ" (оба раза с чертою после знака солнца, строка 15 — ZAeSA XIII: I = 29 = HiP II: III = TTA: 132 CXXI; строка 21 — ZAeSA XIII: II = 30 = TTA: 132 CXXI). Зато слово "отец" перед каждым из этих самостоятельных "Рэ" снабжено определителями божественности (см. § 31). В приговоре оттуда же года 4, месяца 2 Половодья, числа 7 (наверное, уже по введении солнечных колец, см. § 18) слово "Йот" тоже не упоминается, слово "Рэ" в сочетании "Дом Рэ" имеет после знака солнца одну только черточку (строка 20, ZAeSA XLIII: III = 40), а в звании "сын Рэ" нет и ее (строка 1, ZAeSA XLIII: III = 38 = TTA: 132 (Ь)). В докладе царю его домоправителя в Мэнфе от 5-го года в обоих списках из П-йома слово "Йот" (в смысле диска солнца) определено знаком божественности (строки е, HPKG: XXXVIII), также слово "Рэ" в списке 1 (строка 8), но в царском звании "сын Рэ" в том же списке не имеет определителя (строка 14, так же, наверно, в строке 4, где знак за званием поврежден). Напротив, в двух письмах мазевара дома царевны Ми-йот Ра-мосе из Ax-йот в Нэ слово "Йот" неизменно пишется в кольце, большей частью с пожеланием "жив, цел, здоров!" после него (см. § 17), но всегда без определителя божественности и так много раз во всех случаях, сохранивших нужное место: в письме 1 — в строках 2, 3 (ААА XVII: XVIII = XXII = XXIII) и 18 (AAA XVII: XIX = XXIV = XXV), в письме 2 — в строках 3, 4, 16 (AAA XVII: XX = XXVI = XXVII) И 24 (AAA XVII: XXI = XXVIII = XXIX).
Судя по обилию имен, сложенных в честь Рэ, письма написаны [262] после полного отвержения старых богов, т.е. в позднюю пору. Прочие известные мне упоминания "домов" царевен в пометках на посуде с заготовками, когда возможно суждение, всегда оказываются поздних годов, что, пожалуй, только естественно: пометки СА III: LXXXVI 39, 40, называющие "дом дочери царевой Ми[-йот]", обе зовут производство "поливным хозяйством" (см. § 113; первая из них — [1]5-го года), СА III: LXXXVI 37, упоминающая "дом дочери царевой Мек-йот" — 13-го года, СА III: LXXXVI 38 может быть еще более позднего времени, так как, будучи, видимо, одного происхождения с предыдущей (та же царевна и, вероятно, тот же садовод), пользуется уже словом "поливное хозяйство".
Не приходится, конечно, говорить, что скорописные сделки, приговор и списки доклада из П-йома свободно пользуются определителем божественности после обозначений фараона. В докладе знак божественности сопровождает также обозначения предметов, связанных с царем — и совершенно невозбранно — обозначения старых божеств. В винной пометке 6-го года имя "Амун" в сочетании "дом Амуна" тоже снабжено определителем божественности (СА III: ХС 140). К сожалению, в письмах мазевара фараон не упоминается иначе, как в звании царевны — "дочь царева", где слову "царь" совсем необязательно было иметь позади себя определитель. 
<< | >>
Источник: Перепелкин Ю.Я.. Переворот Амен-хотпа IV. Часть 1. Книги I и II. 1967

Еще по теме § 116. Скорописный знак — определитель божественного:

  1. § 12. Скорописное "Ра-Хар-Ахт"
  2. § 2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания (статьи 1477 - 1515)
  3. Твердый и мягкий знак. Мягкий знак в грамматических формах слов
  4. 11.9. ОПРЕДЕЛИТЕЛИ
  5. § 116. Договор и соглашение
  6. § 116. Историческая роль Чингиза
  7. 116. Організація охорони праці на підприємстві
  8. 12.7. ОБРАТНЫЕ МАТРИЦЫ. ВЕЛИЧИНА ОПРЕДЕЛИТЕЛЯ МАТРИЦЫ
  9. БОЖЕСТВЕННОСТЬ
  10. ГЛАВА VI КАКИМ ОБРАЗОМ ЧЕЛОВЕК ПРИОБРЕТАЕТ ЗНАНИЕ БОЖЕСТВА 116
  11. § XV. О божественном праве