<<
>>

§ 145. Бехтэ(?)т (Вхъдтй)]

Б самом начале поры строчного солнечного имени солнце было представлено в старом образе крылатого круга с аспидами по бокам вверху плиты близ Хине над изображением Амен-хотпа IV, служащего Амон-Рэ (DAeAe III:CX t=RKEA:ll=ARK:13).
Б строчном имени солнца слово «ликующий» написано еще знаком мужчины с воздетыми руками (см. § 8), хотя наименование царя «большой по веку своему» вынесено уже за второе кольцо (см. §49; DAeAe Ш:СХг-{- +DAeAeT IV:97=ASAE III:263=RKEA:11=ARK:13=TTA:143 - 144 CXXXF//=U18D:1962, ср. PSBA Х1:233 и В XI:24). Крылатое солнце изображено также вверху одной из плит близ Снэ над изображением царя перед Нхбт (ASAE 111:260). Строчное солнечное имя содержалось в надписи внизу плиты, которая должна была быть высечена позже плиты близ Хине, поскольку наименование царя «большой по веку своему» уже вне второго кольца (см. § 49), а в царском титле вместо жреческого звания оба раза проставлены разные случайные обозначения (см. § 65; ASAE 111:260—261 [=ТТА: 133—134]+ASAE XXXVII:31-32=U18D:263-264). В старом же образе крылатого круга (без аспидов по бокам) солнце представлено на навесе над сидящим на престоле царем па изображении в гробнице правителя Ра-мосе в Нэ (EW:XVI=FTQ:XVI= =АВРК XL:217-218=DGKAIV:V=ARK:III = BMRAH VI: 45= =TVR:XXIX=AeKHK:X). Направо и налево от крылатого солнца по одинаковой приписке: «Бехтэ(?)т, бог большой, пестрый пером, владыка неба. (Да) даст он жизнь (и) благополучие!» На этом же самом изображении в речи Ра-мосе к фараону солнце названо своим новым строчным именем, притом со словом «ликующий», написанным уже буквами и знаком свитка (см. § 10; FTQ:XXVII = RA XXIII: 282=ZAeSA XXI:129=TTA: 138 CXX V/=TVR:XXX=LII=U18D' 1780). В ином образе был представлен Бехтэ(?)т на камне из Эп-эсове на изображении, принадлежавшем первоначально Амен-хотпу III, но затем присвоенном Амен-хотпом IV (ВРК ХЫ:161—162) 23. Над фараоном, первоначально Амен-хотпом III, витает бескрылый солнечный круг с аспидами по бокам, к которым, равно как и к низу самого круга, подвешено пять знаков жизни. Надпись рядом с солнцем именовала его «[Бехтэ(?)]т, бог большой, владыка неба» (чтение именем: «Воздавание хвалы Нехбо, белой (города) [Нхн\, владычице [неба], матери бога, , госпоже Верховья (и) Низовья, оку [(такому- то)], славному (солнечному) оку (?) — [владыке обеих] зе- м[ель] (?) Нефр-шепр-рэ Ва-н-рэ.
Даю я ]хвалу(?)] [живу я (?)] питание[м (?)] твоим (?) повседневно [начальник] работ Айа, сын Р ». От следующих строк слишком мало что осталось, чтобы можно было вычитать оттуда что-нибудь связное, помимо второй половины строчного имени: « в имени своем как Шов, который (есть) Йот». В довершение всего в верхних углах плиты изображено еще по коршуну Нехбо. Другой раз верховая богиня появляется в гробнице самого верховного сановника Ра-мосе в Нэ, правда безымянно. Ее изображение обращено «лицом» к титлу Амен-хотпа IV, представленного восседающим под навесом. Она изображена в виде аспида, увенчанного белым венцом и всползшего, обвившись вокруг одного из стеблей, на верхушку куста верхнеегипетского растения. Слова «жизнь, благополучие», приписанные сбоку позади куста, обозначают, очевидно, те блага, которые Нехбо дарует фараону. Изображение в гробнице Рамосе можно приурочить к концу поры строчного солнечного имени, потому что слово «ликующий» в нем написано уже буквами и знаком свитка (см. § 10; FTEQ:XXVII = RA XXIII:282=ZAeSA XXI:129= ТТА:138 CXXF/==TVR:XXX=LII=U18D:1780). Верховую богиню имело в виду и прозвание «обе владычицы» в составе полного титла Амен-хотпа IV. Для поры строчного солнечного имени оно засвидетельствовано в этом титле один раз на плите близ Хине (DAeAe III:CX i=ASAE III:263=RKEA:11=ARK:13 = ТТА:144 CXWF//=U18D:1962) и два раза на плите близ Снэ (ASAE 111:261 = ТТА:133 CXX///=U18D:1963-1964).
<< | >>
Источник: Перепелкин Ю.Я.. Переворот Амен-хотпа IV. Часть II. 1984

Еще по теме § 145. Бехтэ(?)т (Вхъдтй)]:

  1. § 145. Бехтэ(?)т (Вхъдтй)]