<<
>>

§ 154. «Боги» во множественном числе

Во множественном числе «боги» названы в составе прозвания Амон- Рэ «царь богов» на плите близ Хине. Относится это упоминание к началу поры строчного солнечного имени, так как оно написано еще со знаком мужчины с воздетыми руками для слова «ликующий» (см.
§ 8), хотя наименование царя «большой по веку своему» стоит уже после кольца (см. § 49; DAeAe III:CX i+DAeAeT IV:97 [=PSBA XI: 233] = ASAE III: 263 = RKEA : 11 =ARK : 13=TTA : 143-144 CXXXVII=U18D:1962). В том же прозвании Амон-Рэ «царь богов» слово «боги» во множественном числе встречается на второй плите близ Снэ (ASAE 111:261—262), которая, видимо, была выполнена одновременно (см. § 142) со своей известной соседкой. На той имелись строчное имя солнца и два полных титла царя с заменою жреческого звания (см. § 65) случайными обозначениями и с вынесенным за кольцо наименованием «большой по веку своему» (см. § 49; ASAE III; 260-261 [=ТТА:133—134]+ASAE XXXVII:31—32=U18D:1963 - 1964), так что та плита была выполнена к концу поры строчного солнечного имени. В гробнице правителя Ра-мосе в Нэ одно из прозваний старой богини правды Мэ, изображенной позади восседающего под навесом фараона,— «госпожа богов» (EW:XVI=FTEQ:XVI=DGKAIV:V= АВРК XL:217—218=ARK:III = BMRAH VI:45=TTA:138 CXXVI= TVR : XXIX = LI=AeKHK:X). Строчное имя на этом изображении самого позднего вида — со словом «ликующий», написанным буквами и знаком свитка (см. § 10; EW: XXVII=FTEQ:XXVII = RA XXIII:282 = ZAeSA XXI:129=TTA:138 CXXF/=TVR:XXX=LII = U18D:1780). Во внутреннем помещении своей гробницы в Нэ в надписи, именующей солнце его строчным именем, П-рен-нуфе, «кравчий царев», •следовательно, близкий к царю сановник, носит одновременно звание «распорядителя слуг божьих (т. е. жрецов) богов всех» (JEA IX:XXVII m=U18D:1996). При этом строчное солнечное имя того же самого позднего вида, как и только что упомянутое в гробнице правителя Ра-мосе. Там же, во внутреннем помещении, П-рен-нуфе показан получающим от царя указание относительно имущества,- служащего обеспечению жертвоприношений солнцу.
Фараон был представлен на возвышении под навесом на столбиках и с перилами спереди (JEA IX-.XXII 2+XXV-]-141). Царь обращался к П-рен-нуфе, облокотись на подушку перил (JEA IX: 141). К несчастью, уцелел лишь передний край сооружения, да и от самого фараона видны одни только руки. Однако под навесом впереди царя сохранились остатки кольца с его именем (JEA IX-.XXII 1). Если сравнить положение этого кольца с положением колец царя на сходном изображении на противоположной стене внутреннего помещения (JEA IX:XXIII = XXIV 1), то само собою напросится заключение, что занимающее нас сейчас изображение древнее солнечных колец. На противоположной стене царь изображен тоже на возвышении, осененном навесом на столбиках, однако вверху изображения видно солнце с руками-лучами, ниспадавшими на фараона через условный «пробел», выкроенный в навесе. По бокам солнечного круга начертано по солнечному титлу, и кольца царя примыкали непосредственно снизу к кольцам солнца. Равным образом снаружи гробницы, западнее двери, на изображении царской четы, служащей лучистому солнцу, налево от него, видны его кольца и кольца царя (?), а также один из заголовков (или подзаголовков?) царских колец «владыка венцов» и многолетие второго кольца царя «большой по веку своему» (JEA IX: 136—137). Если бы на изучаемом нами изображении также имелись вверху солнечный круг и его титла, кольцо царя, расположенное глубоко под потолком навеса, далеко отстояло бы от колец солнца. Следовательно, на занимающем нас изображении не должно было быть ни многорукого лучезарного круга, ни его колец. Замечу, что кольца царя и солнца соприкасаются не только на более позднем изображении у П-рен-нуфе, но и на других известных мне солнцепоклонниче- ских изображениях времени между введением солнечных колец и отказом от имени «Амен-хотп Нуте-хок-висе»: дважды на сходном изображении в гробнице правителя Ра-мосе в Нэ (EW:XV=FTEQ: XV=DGKAIV : VI = АВРК XL : 217-218= TVR : XXXIII=LIII = AeKHK:XI), по два раза на камнях из Эп-эсове RA V:63=ME:X 2 = RKEA:II=ZAeSA LVIII: I = KAO:360=ARK:V=AeKHK:V и ASAE XXII:IV, по разу на камнях из Эп-эсове МЕ:Х1 3 и ASAE XXXVIILCIX, на камне из Ане ASAE XXXV:46, на камне из старой же столицы JEA V:VIII=SPAW 1919:477.
Приурочить изображение в гробнице П-рен-нуфе ЕА 1Х:ХХП 2=XXV ко времени до солнечных колец побуждает и местоположение изображения. Оно находится на восточной половине передней (более близкой ко входу) стены внутреннего помещения; на другой, западной ее половине, на изображении служения солнцу, это последнее названо своим строчным именем (JEA IX.XXVII т). Изображение же с солнечными кольцами находится, как сказано, на противоположной, задней стене, на восточной ее половине. Западную половину задней стены занимает другое изображение П-рен-нуфе перед царем, но оно настолько повреждено и так бегло описано (воспроизведена только часть,его), что трудно судить о времени его создания (JEA IX:140+XXIV 2). Издатель, правда, допускал, что на этом изображении тоже могли быть некогда и солнечные руки-лучи, и солнечные кольца (JEA 1Х:140). Однако большое сходство между изображением на западной половине стены и изображением в гробнице правителя Ра-мосе в Нэ, сохранившим строчное солнечное имя (TVR:XXX-1-XXXI=L), не позволяет принять безоговорочно такое допущение: оба, одинаково П-рен-нуфе и Ра-мосе, были • изображены каждый по нескольку раз подносящими священные жезлы фараону, восседавшему под навесом на возвышении, причем сопроводительные надписи — обращения вельможи к царю — тоже перекликались между собой. Если отвлечься от недоделанной лицевой стороны (недоделанной при солнечных кольцах, см. выше), то нетрудно подметить, что отделка гробницы П-рен-нуфе продвигалась снаружи в глубь скалы: на наружной притолоке еще первоначальные обозначения солнца (JEA 1Х:ХХШ), во входе — строчное солнечное имя со словом «ликующий», написанным одними буквами (см. § 9; JEA IX:XXVII /i=TTA:141—142 CXXXIII), во внутреннем помещении на передней стене — строчное имя со словом «ликующий», написанным буквами и знаком свитка (см. § 10; JEA IX:XXVIII т), а на задней стене уже солнечные кольца 26. Но если само местоположение говорит за то, что изображение JEA IX:XXV2—XXV древнее изображения на противоположной стене, надписанного солнечными кольцами, то в данной гробнице это едва ли может означать что иное, как то, что изображение JEA 1Х:ХХП 2—XXV древнее солнечных колец. Дело в том, что изображение с солнечными кольцами на задней стене внутреннего помещения — одно из самых ранних изображений, содержащих солнечное титло. Это последнее на данном изображении можно считать древнейшей разновидностью самого раннего — I титла солнца (см. § 34). Люди были изображены, по всей видимости, еще по-старому, не по-солнцепоклоннически, хотя в гробнице правителя Ра-мосе в Нэ, при этом же самом I солнечном титле, и, возможно, не только обычном, но и одном из древнейших, они были представлены уже на новый лад (см. № 34). Фараон на изображении с солнечными кольцами внутри гробницы П-рен-нуфе является еще под навесом на столбиках пусть раздвоенным условно посередине для пропуска солнечных лучей, но в целом еще совсем отличным от «окна явления», в котором царь показывается в гробницах Ах-йот и на упомянутом изображении с I солнечным титлом в гробнице Рамосе правителя в Нэ (EW:XV=FTEQ:XV=DGKAIV:VI=ABPK XL:217-218=TVR:XXXIII=LIII=AeKHK:XI) 27. Таким образом, изображение на передней стене внутреннего помещения у П-рен-нуфе должно быть древнее древнейшего солнечного титла на противоположной стене, что едва ли не равнозначно принадлежности времени до солнечного титла вообще. Принадлежность поре первоначальных солнечных обозначений заранее исключена. Те увековечены на наружной притолоке гробницы (JEA 1Х:ХХШ=отчасти ТТА:140— 141 CXXXI) и отделены от изображений на передней стене внутреннего помещения входом. Во входе же имеется строчное солнечное имя в его более раннем виде (JEA IX:XXVIJ Л=ТТА:141—142 СXXXIII), да и на самой передней стене внутреннего помещения, на соседнем изображении, находится строчное солнечное имя, притом в его наиболее позднем виде (JEA IX:XXVII т). Но если занимающее нас изображение JEA IX:XXII 2=XXV древнее солнечных колец и позднее первоначальных солнечных обозначений, то оно должно быть поры строчного солнечного имени, притом, надо полагать, последних месяцев ее, когда слово «ликующий» писалось в нем буквами и знаком свитка (см. § 10), как на прилегающей части передней стены. Обсуждение вопроса о времени изображения JEA 1Х:ХХП 2= XXV сильно затянулось, но решить этот вопрос было необходимо, так как на изображении помещена надпись, представляющаяся самой значительной для понимания положения старого многобожия в стране после выдвижения нового солнцепочитания. Теперь, после обсуждения, можно более или менее уверенно полагать, что надпись имеет в виду положение, сложившееся к концу поры строчного солнечного имени. Вот что сообщает эта надпись: «Кравчий царев, чистый руками, жалуемый, возлюбленный владыки обеих земель [П-рен- нуфе] сказывает: (Что) до Рэ, (то) он знает служащего, который обращает лицо свое к жертве божьей. А (что) до служащего, который не обращает лица своего к жертве божьей Йота, то (пре)даст он его в руку твою (т. е. фараона), потому что мерят отработки (имеется в виду зерно, как показывает определитель — знак меры с зерном) богу всякому (полною) [м]ерою, мерят (же) Йоту восходящими (за край) мерами». За спиною Й-рен-нуфе полные зерна житницы и двор перед ними, на котором мерят и учитывают зерно. Выходит, что в конце поры строчного солнечного имени старых богов все еще снабжали вещественными благами и царское солнце отличали от прежних божеств в смысле снабжения лишь большей обильностью его.
<< | >>
Источник: Перепелкин Ю.Я.. Переворот Амен-хотпа IV. Часть II. 1984

Еще по теме § 154. «Боги» во множественном числе:

  1. ПРИМЕЧАНИЯ (к книге С.Максуди «Тюркская история и право») 1.
  2. VII. ОСВЯЩЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ 1918. V.3L Вознесение ІЬсподне. Ночь
  3. Комментарий 1.1.
  4. Комментарий 1.1.
  5. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН3
  6. Причинность
  7. 2. Библейские философско- правовые корни независимости суда и доктрины разделения властей
  8. Н. Ю. Гвоздецкая Валькирический миф В ЖЕНСКИХ ОБРАЗАХ «СТАРШЕЙ ЭДЦЫ
  9. Демоны и богиня войны
  10. Н. Ю. Чехонадская ГАЛЛЬСКИЕ ПРОРОЧИЦЫ: ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ И ИСЦЕЛЕНИЕ В РУКАХ ГАЛЛЬСКИХ ЖЕНЩИН
  11. Комментарий
  12. ГЛАВА 2. РОЖДЕНИЕ HOMO POLITICUS В РОССИИ
  13. § 114. Слово и знак ntr "бог"
  14. § 154. «Боги» во множественном числе