<<
>>

§ 175. «Предопределение» и «счастье» (Ш'й, Рннт)

Слова «шой» — «предопределение» и .рннт — «счастье» встречаются за время между переименованием царя в «Эх-не-йота» и переделкою солнечных колец в поздние в следующих надписях. При IV солнечном титле (см.
§ 37): в гробнице П-рен-нуфе в Ах- гот (ЕА VI : III, строка 2; солнечное титло на стене, противоположной входу — ЕА VI:III). Фараон — «творящий предопределение, дающий объявиться счастью». При V солнечном титле (см. § 38): в гробнице Айа в Ax-йот (ЕА VI:XXV, строка 16; солнечное титло на стене, противоположной входу — ЕА VI:XXVII). Фараон — «творящий предопределение доброе жалуемому своему». При VI солнечном титле (см. §39): в гробнице Пи-нхаса в Ах- иот (ЕА 11 :VI I, строка 14, VIII, строки 11—12). В обоих случаях фараон — «предопределение, дающее жизнь». При IV—VI солнечных титлах (см. § 37—39): на двери дома Ме- наштефа в Ax-йот (MDOGB XLVI:IV=AeISMB П:123 = ТТА:170 CXCVII=MDIAeAK IX:XIX; первоначальное надписание со знаком пруда для мр — см. § 104, со словами «бог божественный» и «бог добрый» — см. § 114 — и знаками человекообразного египетского бога — см. § 115 и Мэ — см. § 108; во вторичном надписании все еще обозначение «бог добрый», исчезающее вскоре после переделки солнечных колец в поздние, см. § 114). Здесь сам Йот — «творящий предопределение, дающий объявиться счастью». У П-рен-нуфе и Айа слово «предопределение» лишено какого-либо определителя; в первом случае у Пи-нхаса оно снабжено определителем в виде сидящего с поджатыми ногами мужчины с прямой бородой и прическою или головным убором, напоминающими царский чепец; во втором случае у Пи-нхаса и у Ме-наштефа определителем к слову «предопределение» служит несомненно знак человекообразного египетского бога. Слово «счастье» имеет у П-рен-нуфе определитель в виде женщины, сидящей на земле и кормящей ребенка у себя на коленях; этот определитель заимствован у созвучного слова рннт «кормилица». У Ме-наштефа определителем слова «счастье» служит знак змеи-аспи-- да, частый определитель имен египетских богинь. Впоследствии, при поздних солнечных кольцах, знаки человекообразного египетского бога и змеи аспида были устранены из правописания слов «предопределение» и «счастье» (см. § 181). Из употребления обоих определителей в пору ранних солнечных колец, при IV—VI солнечных титлах (см. § 37—39), для написания слов «предопределение» и «счастье» можно сделать определенный вывод. Очевидно, мнение о предопределении — судьбе — и о счастье как о неких божественных полу- существах-полуотвлеченностях не встречало еще возражений солнце- поклоннического двора — перечисленные выше памятники все видных столичных сановников. У Пи-нхаса «предопределением» дважды назван сам ((араон, так что оно здесь явно олицетворено. Счастье, видимо, связывалось с египетской богиней-кормилицей Рннт.
<< | >>
Источник: Перепелкин Ю.Я.. Переворот Амен-хотпа IV. Часть II. 1984

Еще по теме § 175. «Предопределение» и «счастье» (Ш'й, Рннт):

  1. § 181. «Предопределение» и «счастье» (Ш’й, Рннт)
  2. § 55. Прекращение владения 175.
  3. § 175. Возвратные и невозвратные формы 1.
  4. Глава XVI О ЗАВОЕВАНИИ 175.
  5. Раздел 7 Информационное общество: сущность, концептуальные подходы, основные характеристики[175]
  6. 9. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ
  7. III. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ
  8. Счастье
  9. 9.1. Взаимосвязь смысла жизни и счастья
  10. 9.4. Счастье — единство удовлетворенности и неудовлетворенности
  11. у) Счастье § 479
  12. «Кусочек счастья»
  13. XI ДОБРОДЕТЕЛЬ И СТРЕМЛЕНИЕ К СЧАСТЬЮ
  14. Взаимосвязь смысла жизни и счастья
  15. Глава четвертая Поиск счастья через боль