<<
>>

§ 183. Солнечные храмы в Нэ

Для первых лет царствования Амен-хотпа IV наши сведения о солнцепоклоннических храмах более чем скудны. Во входе в гробницу Саха в Нэ изображено, как царем «правится жертвоприношение большое Ра-Хар-Ахту» (ASAE ХЫП:463—464, ср.
JEA 1Х:135), причем присовокуплен список жертв, но где они приносятся, не сказано. Определеннее пометка на винном сосуде: «[Год царствования] 3, [вин]о дома Рэ, ликующего в небосклоне» (ТЕА:ХХП 13). Что читать надо «[год царствования] 3», а не «[год царствования 1] 3», показывает написание слова «ликующий» знаком мужчины с воздетыми руками, что свойственно обычно лишь первым годам Амен-хотпа IV (см. § 5, 8), а также отсутствие кольца у наименования солнца (см. § 16). Таким образом, новое божество к 3-му году царствования своего почитателя располагало особым храмом, неизвестно дворцовым или городским, но имевшим свои виноградники и винодельческое хозяйство. Местонахождение храма не указано, но вряд ли он находился где-нибудь в ином месте, как в местожительстве фараона, в столичном Нэ. Ведь новое царское солнцепочитание еще только намечалось. Возможно, тот же или родственный храм был упомянут на печати, поставленной на закупорке сосуда: « [до]м (?) ли кующего в небосклоне своем», где слово «ликующий» тоже написано знаком мужчины с воздетыми руками (СА III:LXXXIII 126). Пожалуй, самое существенное известие, дошедшее до нас от поры первоначальных солнечных обозначений, содержат надписи на косяках наружной гробницы П-рен-нуфе в Нэ. Притолока этой двери (JEA 1Х:ХХШ, см. § 2) была отделана при первоначальных солнечных обозначениях (см. § 2), но относительно надписей на косяках в первой части исследования было высказано опасение, что косяки могли быть надписаны не одновременно с притолокою, а много позже (см. § 6). Однако опасение было излишним. Оно было вызвано тем обстоятельством, что не известно ни одной другой надписи, которая была бы древнее солнечных колец и упоминала бы солнечный храм с названием «дом Йота» (см.
и § 186). В скорописных пометках на сосудах с вином от 4-го года царствования в качестве хозяина вина называется лишь «дом Ра-Хар-Ахта» (TEA: XXV 91, СА IIELXXXVI 44, ср. 43, 45, 46; см. § 186). «Дом Йота» появляется в винных пометках не раньше чем с 5-го года (СА III: LXXXVII 60; чтение «дом Йо[та]» должно быть предпочтено чтению «дом А[ме]н[-хотпа]», если размеры пустого места над н точно переданы в издании; чтение «дом [Эх-не-]йо[та]» отпадает, раз царское имя «Эх-не-йот» не древнее 6-го года, см. § 50). Вполне достоверно название «дом Йота» засвидетельствовано производственными пометками начиная с 6-го года (СА I:LXIII J и СА III:LXXXVII 64 — «[год царствования] 6», а не «[год царствования 1]6» ввиду слова «сад», исчезающего почти вовсе из винных пометок после 12-го года *, см. § 113; СА II:LVIII 7). Но «дом Йота», несомненно, существовал уже раньше, потому что многократно засвидетельствован в Нэ до переделки царского имени из «Амен-хотп Нуте-хок-висе» в «Эх-не- йот» (см. ниже). И все же засвидетельствован он там, помимо гробницы П-рен-нуфе, только со времени ранних солнечных колец, иначе — для времени между концом 4-го и началом 6-го года царствования (см. § 18, 50). Вот именно это обстоятельство и мешает как будто бы приурочить надписи на дверных косяках П-рен-нуфе к столь раннему времени, как пора первоначальных солнечных обозначений. К тому же надписи на притолоке и на косяках были, видимо, выполнены разными резчиками: знак остроги пишется там и тут, судя по изданию, по-разному. Но если бы надписи вверху и по бокам двери и были начертаны разными лицами, то прописи, которым те следовали, могли принадлежать одному и тому же составителю. Надписи на косяках наружной двери явно сродни надписям на косяках внутренней двери — на другом конце входа. И тут и там оттеняется «единственность» П-рен- нуфе по отношению к фараону. Снаружи он — « единствен ный?) приближающийся к плоти бога» (JEA IX:XXVII а=ТТА: 1 W. Н е 1 с k. Materialien zur Wirtschaftsgeschichte des Neuen Reiches (Teil 4).— «Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften und der Literatur (in Mainz)».
Geistes- und sozialwissenschaftliche KI., 1963, № 3. Wiesbaden, 1963, c. 728. 141 CXXXII А), «единственный для царя в месте бытия наедине» (JEA IX:XXVII б=ТТА:141 CXXXII В), внутри — «[единственный гораздый» (JEA IX:XXVII ?=ТТА:142 CXXXIV В). Но много значительнее то, что на обеих дверях одно и то же выражение оказывается написанным одинаково далеко не обычным способом. Внутри П-рен-нуфе величается тем, «кто при ногах (т. е. спутником) владыки обеих земель в месте всяком, куда вступал он» (JEA IXrXXVII /= ТТА:142я CXXXIV А), снаружи он величался сходным же образом, но уцелело только окончание: « [вся]ко[м], куда вступал он» (JEA IX:XXVII е). Выражение «куда вступал он» (дословно: «вступавшееся им», т. е. «на какое вступал он») отличается в обоих случаях не только совершенно однообразным расположением знаков, но и тем, что женское окончание т вынесено за определители: хндф- знак ноги+знак идущих ног+то+к. ф. Но надписи на внутренних косяках перекликаются также с надписями на наружной притолоке. Внутри П-рен-нуфе — «[единственный гораздый» (JEA IX:XXVII g=TTA:142 CXXXIV В), «единственный гораздый» он и снаружи (JEA 1Х:ХХШ=ТТА:141 CXXXI), причем в обоих случаях правописание, видимо, полностью совпадало и нигде больше в гробнице ее хозяин так назван не был. Вмебте с надписью на притолоке внутренней двери надписи на ее косяках представляются наиболее многобожескими в гробнице. Одно из заклинаний на левом косяке обращено к Анупу (JEA IX:XXVII f=TTA:142 CXXXIV А), тогда как на притолоке П-рен-нуфе молится [Усире]-Веннофре (JEA 1Х:141). Сам покойный назван «Усире», по-видимому, лишь на потолке входа (JEA 1Х:138) да на наружной притолоке (JEA IX:XXIII=TTA:141 CXXXI). Таким образом, похоже на то, что надписи на дверях в начале и в конце входа и на его потолке составляли одно целое, являлись самыми ранними в гробнице. На стене входа уже значится славословие новому богу под его строчным именем (JEA IX:XXVII й=ТТА:141—142 CXXXIII), равно как под тем же именем он получает жертвы, согласно надписи во внутреннем помещении (JEA IX:XXVII т); в том же внутреннем помещении появляются даже солнечные кольца (JEA 1Х:ХХП1, XXVII t). Есть еще одна особенность у надписей на наружных косяках. В одной из них уцелели слога: « [с?] мгновения на мгнове ние по (?) делу (м вп) Верховья (и) Низовья, распорядитель слуг божьих (т. е. жрецов) » (JEA IX-.XXVII d=TTA:141 CXXXII D). Остатки первого звания указывают на его общеегипетское значение, второе звание имело такое же значение. На внутренних косяках это звание значится в кратком виде — «распорядитель слуг божьих» (JEA IX: 141), но на стене внутреннего помещения оно выписано полнее: «распорядитель слуг божьих богов всех» (JEA IX:XXVII т). Надписи на внутренних косяках, как мы видели, явно многобожеские и сродни стоящим по бокам наружной двери, надпись на стене внутреннего помещения содержит строчное солнечное имя (более позднего вида — со словом «ликующий», написанным буквами и знаком свитка, см. § 10). В той части гробницы, что была отделана уже при ранних солнечных кольцах, подобное звание не засвидетельствовано (JEA IX:XXIII, XXIV 1, XXVII и, v, 139); впрочем, напрасно было бы и ожидать найти его там. Мог ли, в самом деле, царский приближенный, стольник (passim) и домоправитель (JEA IX: 138, 139, ср. 141), руководивший, как мы сейчас увидим, работами в «доме Йота» и сооружением в нем царских памятников, оставаться «распорядителем слуг божьих богов всех», когда двор с введением солнечных колец перестал упоминать прежних богов на своих памятниках (см. § 155—163)? Следовательно, наружные косяки должны были быть надписаны раньше появления солнечных колец — при строчном имени или при первоначальных солнечных обозначениях. А это означает, что «дом Йота», неоднократно упоминаемый наружными надписями, существовал еще до заключения солнечного имени в кольца. Остается только решить, к какому времени приурочить упоминание «дома Йота» на косяках наружной двери — к поре ли первоначальных солнечных обозначений или к поре строчного солнечного имени? После того как пора ранних солнечных колец отпала, выбор сделать уже нетрудно. Естественным будет остановиться на поре первоначальных солнечных обозначений, поскольку ей принадлежит притолока той двери, на косяках которой упоминается «дом Йота». И по смыслу своему эти упоминания вполне подходят к этой поре. «Распорядитель работ всех царя в доме Йота» (JEA IX:XXVII &=ТТА:141 CXXXII В). «Наполняющий сердце (т. е. доверенный) царя, благоустраивающий (смнх) памятники его в доме Йота» (JEA IX:XXVII с=ТТА: 141 CXXXII С). В обоих случаях речь идет о работах в храме, и ничто не обязывает умозаключать, что они уже настолько продвинулись, что в храме могло совершаться служение солнцу, что он имел уже свое жречество, свое хозяйство — для принесения жертв и содержания жрецов. Не обязательно даже заключать, что храмовые стены уже отделывали изображениями и надписями. И данные, имеющиеся для поры строчного солнечного имени, как мы сейчас увидим, как будто бы полностью подтверждают вывод, что строительство «дома Йота» было начато еще при первоначальных солнечных обозначениях (см. § 186).
<< | >>
Источник: Перепелкин Ю.Я.. Переворот Амен-хотпа IV. Часть II. 1984

Еще по теме § 183. Солнечные храмы в Нэ:

  1. 3. ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
  2. Е. С. Титаренко символ СЕРДЦА КАК НОСИТЕЛЬ ПЕРВИЧНЫХ СТРУКТУР ДУХОВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
  3. § 73. Самое раннее упоминание царицы после введения солнечных колец
  4. § 119. Перечень имен
  5. КОЛИЧЕСТВО И МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ СОЛНЕЧНЫХ ХРАМОВ
  6. § 183. Солнечные храмы в Нэ
  7. § 184. Солнечные храмы в Египте помимо Нэ
  8. § 185. Солнечные храмы вне Египта
  9. § 186. Солнечные храмы в Нэ
  10. § 187. Солнечные храмы в Египте помимо Нэ Прямых известий, насколько знаю, нет, но ср. § 183, 192. § 188. Солнечные храмы вне Египта
  11. § 189. Солнечные храмы в Нэ
  12. § 190. Солнечные храмы в Египте помимо Нэ