<<
>>

§ 186. Солнечные храмы в Нэ

Уже от самого начала этой поры до нас дошел письменный источник, повествующий о строительстве в честь нового бога. Надпись высечена на скале под изображением царя, служащего Амуну, в песчаниковых каменоломнях близ Хине.
Что надпись именно начала поры, доказывают знак мужчины с воздетыми руками, которым написано слово «ликующий» в строчном солнечном имени (см. § 8), а также человекообразный знак для «Рэ» в первом (лежачем) кольце царя (см. § 45) и три черточки под жуком в том же кольце (см. § 46). «(Да) живет Хор, телец крепкий, высокий двумя перьями, обе владычицы, великий царствованием в [Эп-эсове], Хор золота, воздевший венцы в Оне Верховья, царь (и) государь, слуга божий (т. е. жрец) первый Ра-Хар-Ахта, [ли]кующего [в небоск]лоне в имени своем как Шов, который (есть) Йот, [Не]фр-шепр-[рэ] Ва- н-[рэ], сын Рэ[Амен-хотп Нуте-хок-висе], большой по веку своему — жив он вечно вековечно! — (возлюбленный) [Амон]-Рэ, владык(и) неба, властител(я) вечности. Раз первый (празднования условного „тридцатилетия" царствования?) 47 величества его. Предложение [(такому-то сановнику)] согнать рабо(чую силу) всяческую, начиная с Йэба (и) кончая Йеремуном, (и) предводителей войска, чтобы сотворить повинность большую резки камня твердого (песчаника) (и) чтобы сотворить солнечный камень большой Ра- Хар-Ахту в имени его как Шов, который (есть) Йот, в Эп-эсове, причем сановники, друзья (царевы), начальники держащих [ре]зец (т. е. резчиков) (были) большими (т. е. руководителями) переправки (?) его (т. е. солнечного камня) (и) гребной перевозки камней» (DAeAe III:CX i=ASAE 111:262—263=RKEA:11=ARK:13=TTA:144 CXXXm=U18D:1962). При таком понимании надписи все становится на свое место. Великую рабочую силу надо было «согнать» со всего Египта отнюдь не для иссечения одного солнечного камня, но в первую очередь для добычи строительного камня для того храма, где он должен был стать.
Слова «переправка (? шт) его» относились бы тогда к солнечному камню, а слова «гребная перевозка (хънйт) камней» — к строительному камню. Надпись была начертана около начала 4-го года царствования (см. § 7—8), немного спустя после отделки наружной притолоки у П-рен-нуфе в Нэ (JEA 1Х:ХХШ), так как та была отделана не раньше 3-го года (см. § 2, 7). На косяках под нею идет речь о руководстве П-рен-нуфе работами в «доме Йота». Тем самым добыча строительного камня в каменоломнях близ Хине и руководство П-рен-нуфе строительством в «доме Йота» пришлись бы примерно на одно и то же время, иными словами, отпадает всякий повод сомневаться в одновременном начертании надписей на притолоке и на косяках, а следовательно, и в том, что «дом Йота» начали строить раньше введения строчного имени. Но если «дом Йота» восходит еще ко времени до строчного имени, то как быть с «домом Ра-Хар-Ахта», который надежно засвидетельствован для 4-го года царствования скорописными пометками на сосудах с вином? «Год царствования 4. Вино дома Ра-Хар-Ахта Потока Западного. Начальник сада [(такой-то)]» (TEA:XXIV 76\ СА III:LXXXVI 44, где слова «западный», «начальник» и «сад» отбиты; ср. также СА III:LXXXVI 43, 45, 46). 4-й год царствования, за вычетом последних его месяцев, был временем употребления строчного солнечного имени (см. § 7, 18). Значит, если «дом Йота» начали строить еще до введения этого имени, то «дом Ра-Хар-Ахта» не был ни заменен «домом Йота», ни переименован в него, а существовал или продолжал существовать рядом с ним. Что это так и было, подтверждают печати на винных сосудах. На одних печатях слово «Ахт» в сочетании «дом Ра-Хар-Ахта» было написано двумя островками, т. е. так, как писали при первоначальных обозначениях солнца (см. § 3) и при его строчном имени (см. § 11): СА III:LXXXI 10 («[Вино] дома [Ра-]Хар-Ах[т]а»), 9 («[Вино дома] Ра-Хар-Ахта»). Однако на других печатях слово «Ахт» в том же сочетании написано уже двумя значками небосклона (солнца в горной седловине), т. е. так, как писали при ранних солнечных кольцах (см.
§ 19): СА III:LXXXI 5, 6 («Вино дома Ра-Хар-Ахта»), 7 («Вино] дома Ра-Хар-Ахта»). Следовательно, «дом Ра-Хар-Ахта» продолжал существовать даже при ранних солнечных кольцах, когда «дом Йота» не только был выстроен, но и покрывался бесчисленными изображениями и надписями (см. § 189). Что стало с «домом Ра-Хар-Ахта» после переделки ранних солнечных колец в поздние и остался ли он вообще, был ли переименован в «дом Рэ, властителя небосклонного» или вовсе заброшен — нам неизвестно. Зато весьма правдоподобно, что «дом Ра-Хар-Ахта» существовал еще до введения строчного имени, при первоначальных солнечных обозначениях. В самом деле, производственные винные пометки не упоминают «дома Йота» раньше 5-го года царствования (см. выше), хотя этот храм строили уже при первоначальных солнечных обозначениях (см. выше). Видимо, значит, «дом Йота» ни в 3-м, ни в 4-м годах царствования не был еще настолько готов, чтобы получать вино со своих угодий. Если же «дом Ра-Хар-Ахта» уже в 4-м году получал его из собственных виноградников, то он должен был быть выстроен значительно раньше, раньше 4-го года, времени строчного солнечного имени (см. § 7, 18), иными словами, должен был существовать при первоначальных солнечных обозначениях. На многократно воспроизводившемся камне из Эп-эсове изображены фараон под солнечным кругом и новое божество под своим строчным именем в виде человека с солнцем на соколиной голове (DAeAe III:CX c=BPh ‘:145=AeISMB II:120=ABKK XXXIV: 131—132=MDOGB LVII:19=ABPK XL:213-214=BPK XLI: 161—162=ВКЕА:1=ОИДИ:158==КАО:360 2==BPh2 :169=ARK: IV=AeKHK:IV=AN:50—51). Исконными являются царское изображение и солнечный круг над ним, а также надписи позади царя и у круга 48. Правда, изображение царя было слегка изменено, а в надписи позади его имя Амен-хотпа III заменено именем его сына («Нефр-шепр-рэ Ва-н-рэ»), но это совсем небольшие переделки по сравнению с левой половиной камня, где и изображение сокологолового солнца, и его строчное имя были вставлены заново 49. Это означает, что храм в Эп-эсове, присвоенный Амен-хотпом IV своему богу, существовал уже при Амен-хотпе III50 и мог быть приспособлен его преемником для служения своему Ра-Хар-Ахту еще до сочинения ему строчного имени, т.
е. при первоначальных солнечных обозначениях. Далее, на одном камне из Эп-эсове содержится, возможно, указание на то, что храм Ра-Хар-Ахта отделывали уже на заре, так сказать, строчного имени солнца. Этот камень сохранил начало данного имени «[Ра-Х]ар[-Ахт], ликующий [в небосклоне] », слова «(да) даст он [жиз]нь всяческую, здоров[ье всяческое]», намекающие на то, что подле имени был изображен сам его носитель (в виде человека с головою сокола и кругом солнца на ней), и еще куски титла Амен-хотпа IV, написанные знаками «лицом к лицу» к знакам надписи Ра-Хар-Ахта, но в отличие от нее не отвесными, а продольными строками, так что неясно, был ли изображен и царь перед своим богом: «царь (и) государь, коего возлюбил [Рэ], [Не]фр- [шепр]-[рэ] -, сын Рэ, возлюбленный его, [Амен-хотп] » (JARCE X:VIII 10). Как и надписи на переиначенном камне из храма Амен-хотпа III (?), знаки на камне выпуклые, тогда как на камнях из Нэ поры ранних солнечных колец они обыкновенно врезанные (врезано на нашем камне слово «Йот» из имени «[Эх-не]-йот», вписанного впоследствии взамен прежнего имени царя). Слово же «ликующий» в имени царского бога передано одним знаком, изображающим мужчину с воздетыми руками, как в надписи в каменоломнях близ Хине (см. выше). Подобное правописание солнечного имени отличает очень ранние памятники (см. § 5, 8). Но в надписи близ Хине в первом кольце царя слово «Рэ» в «Нефр-шепр-рэ» передано человекообразным знаком солнца (см. § 45), на нашем же камне — просто кружком, так что камень мог быть надписан немного позже, чем скала близ Хине, хотя тоже очень рано, не позднее как в самое первое время по введении строчного солнечного имени. Видимо, и Ахмед Фахри различает два солнечных храма Амен- хотпа IV в Нэ — храм Ра-Хар-Ахта и храм Йота, относя к одному одни, к другому другие камни из Эп-эсове с остатками изображений и надписей 51. Таким образом, как при первоначальных солнечных обозначениях, так и при строчном солнечном имени в Эп-эсове, по-видимому, существовали рядом два храма нового бога — «дом Ра-Хар-Ахта» и «дом Йота».
Первый из них восходил к какому-то храму, оставшемуся, возможно, в незаконченном виде, от Амен-хотпа III. Что при нем этот храм не был посвящен новому богу, видно по тому, что его изсбражение было вставлено Амен-хотпом IV взамен какого-то другого. Из того, что на вышеупомянутом камне оттуда изображение человекообразного солнца с кругом на соколиной голове было вставлено вместе со строчным именем (еще с чисто буквенным «ликующий» — см. § 9), следует с несомненностью, что превращение постройки Амен-хотпа III в храм нового бога ко времени введения строчного имени еще не было завершено. Тем не менее при этом имени данный храм, если он тождествен с «домом Ра-Хар-Ахта», уже получал в значительном количестве вино со своих угодий, так что в нем должны были совершаться жертвоприношения и иметься свое жречество. Иначе обстоит дело с местом почитания нового бога, прозывавшимся «Ликование в небосклоне Рэ» или «Ликование в небосклоне Йота». Своим названием это сооружение напоминает храм времени первоначальных солнечных обозначений, именно 3-го года царствования, «Дом ликующего в небосклоне» (ТЕА:ХХП 13, см. § 5, 182), а также храм «[До]м (?) ликующего в небосклоне своем», значившийся на печати от сосуда с припасами и ввиду написания слова «ли кующий» знаком мужчины с воздетыми руками (см. § 5, 8), всего вероятней, того же времени (СА III:LXXXIII 126\ см. § 5, 8). Сходным образом прозывалось во 2-м году царствования местопребывание Амен-хотпа IV в Граде Южном, т. е. в Нэ: «Замок ликования (или „ликующего11?) в небосклоне» (ThEA I:23=ZAeSA XXVII:63= ToEA I:21=U18D:1995=VMPe:lll=APhE:XLI, cp. EAT 1:240—241). Поэтому вполне возможно, что и «Ликование в небосклоне» Рэ или Йота было основано еще при первоначальных солнечных обозначениях, хотя прямых свидетельств о существовании, а тем паче о деятельности этого сооружения от того времени не имеется. Во всяком случае, к середине 4-го года царствования оно было уже благоустроенным и действующим местом почитания нового бога. В Эп-эсове был найден кусок каменного жертвенника со следующими надписями (MDAIAK ХХ:76=ХХШ).
(Спереди слева:) «[Ра-Хар-Ахт, ликующий в небосклоне] в имени своем как Шов, который (есть) Йот, что в сердце (места почитания) „Ликование в небосклоне" ». (Спереди справа:) «[Слуга божий (т. е. жрец) первый Ра-Хар- Ахта, ликующего] в небосклоне в имени своем как Шов, который (есть Йот, царь (и) государь Нефр-шеп [р]-рэ [Ва-н-рэ] ». (Сбоку:) «[Ра-Хар-Ахт, ликующий в] небосклоне в имени своем как Шов, который (есть) Йот, что в сердце (места почитания) „Ликование в небосклоне" Рэ — направляемое ему (в жертву) округ лых хлебов (пзн) 2, лепешек (бйт) 2, пива кувшин 1, трав связок 5, зелени ». Что эти надписи далеко не последних дней строчного солнечного имени, не последних месяцев 4-го года, доказывает жреческое звание в титле царя (см. § 65). О том же может говорить одновременное употребление на памятнике в сочетании «Ликование в небосклоне» двух буквенных написаний слова «ликование» — без определителя (знака свитка) и с таковым; в строчном солнечном имени правописание без знака свитка является более ранним (см. § 9—10). Современно строчному солнечному имени с буквенным написанием слова «ликующий» без добавления определителя глухое упоминание одноименного предыдущего храмового сооружения в гробнице П-рен-нуфе в Нэ. Там в славословии новому богу читаем: «Око всякое (т. е. все) — зрят они то[бою]. Пробуждаются они, когда (за)сияешь ты. Обе руки их (воздеты) (в) веселье в честь двойника твоего (т. е. тебя). Ты — бог, образовавший плоть их. Живут они, (когда) лучи твои на земле. Творят они взыграние, (подобно тому) как творю я хваление пред лицом твоим добрым [на (?)] рвд Ликования (или: ликующего) в небосклоне [пу]чки жертвы божьей, выходящие (или: выходящее) п[ред] » (JEA IX:XXVII h = ТТА:141 —142 CXXXIII). Как то часто бывало, рвд написано с перестановкою в за д (рдв) и снабжено определителем — знаком дома. Трудно себе представить, как, не меняя написанного, прочитать это рдв иначе, как рвд «лестница». В одной надписи, возможно, времени Амен-хотпа III имеется такое место: «Выходит к тебе великий (среди) видящих на жертвенник со связками цветов всякими, (и?) (ветвями священного дерева) йшд в первый месяц Выхождения в последнее число (и в?) день восполнения ока (т. е. в день полнолуния?) в Оне» (HIES VIII:XXXIX). Слову сб(’) «жертвенник» придан определитель — знак лестницы, так что на жертвенник верховный жрец солнца восходил по ступеням, и потому этот жертвенник должен быть большим и высоким. Верховный жрец поднимается на него с пучками цветов и ветвями в руках. П-рен-нуфе творит хвалу солнцу на (?) «лестнице Ликования в небосклоне», вслед за чем шла речь о пучках жертвенных растений. На куске жертвенника из Эп-эсове в числе приношений названы также связки трав и зелень. Жертвенник помещался, несомненно, в сооружении, прозывавшемся «Ликование в небосклоне», и, как мы увидим (см. § 209), туда же был поставлен еще другой жертвенник в первые месяцы ранних солнечных колец со сходным перечнем жертвоприношений (MDAIAK ХХ:75, см. § 209). У П-рен-нуфе «Ликование в небосклоне» тоже связывается с жертвоприношением, а на изображении царя в сооружении «Ликование в небосклоне» Йота, без сомнения тождественном с «Ликованием в небосклоне» Рэ, показан опять-таки большой жертвенник, перед которым фараон и служит своему солнцу и на котором в числе приношений тоже лежат растения. Это изображение — времени II солнечного титла (см. § 35) и древнее переделки царского имени из «Амен-хотпа Нуте-хок-висе» в «Эх-не-йота» 52 (JEA V:VIII => SPAW 1919:477=отчасти ТТА:152 CLX, ср. JEA V:62, SPAW 1919:480 и JEA VIII:200). Однако из того, что сооружение «Ликование в небосклоне» Рэ было связано с жертвоприношениями, еще не видно, что, собственно говоря, оно представляло и было ли оно самостоятельным зданием или только частью большого храма. Не приходится сомневаться в том, что оно имело прямое отношение к «празднеству тридцатилетия» (см. КС:277—287), но ясно также, что самостоятельным храмом оно не было, а входило в состав «дома» солнца. На упомянутом жертвеннике из Эп-эсове первых месяцев ранних солнечных колец новый бог назван тем, «кто в сердце (места почитания) „Ликование в небосклоне" Рэ в доме его в Оне Верховья, большом первенственном Рэ» (MDAIAK ХХ:75). На обломке подобного же жертвенника из того же Эп-эсове сохранился конец этого прозвания: « Рэ в доме его в Оне Верховья, большом первом Рэ» (RTRPhAEA XXIII:62 = ТТА:179 CCXIII, ср. 0 XXIV:II 20). Но что же это за «дом его» в Эп-эсове? Один ли из известных нам уже храмов: «дом Рэ, ликующего в небосклоне», «дом Ра-Хар-Ахта», «дом Йота» или какой-то особый «дом Рэ», существовавший в старой столице наряду с теми тремя храмами? Думается, что ответ на это дает сам жертвенник, тот самый, что первых месяцев ранних солнечных колец. Если на боку его к солнцу приложено приведенное прозвание, то спереди и сзади оно читается в слегка измененном виде: «кто в (сооружении) „Ликование в небосклоне" Йота в Оне Верховья, большом первенственном Йота» (сзади разрушено первое «в», спереди — второе «Йот», MDAIAK ХХ:75). Ясно, что для составителя этих надписей «Ликование в небосклоне Йота» и «Он Верховья, большой первенственный Йота» были основными сочетаниями; недаром они оба раза значатся в торжественном обозначении солнца бок о бок с трехчленным титлом его царственного почитателя. Разночтения с Рэ: «Ликование в небосклоне Рэ» и «Он Верховья, большой первенственный Рэ» представляли разновидность тех и значились всего лишь в росписи жертвоприношениям. Поэтому «дом его», наверное, не особый какой-то «дом Рэ», а хорошо известный нам «дом Йота» в Эп-эсове. [
<< | >>
Источник: Перепелкин Ю.Я.. Переворот Амен-хотпа IV. Часть II. 1984

Еще по теме § 186. Солнечные храмы в Нэ:

  1. 3. ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
  2. § 73. Самое раннее упоминание царицы после введения солнечных колец
  3. КОЛИЧЕСТВО И МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ СОЛНЕЧНЫХ ХРАМОВ
  4. § 183. Солнечные храмы в Нэ
  5. § 184. Солнечные храмы в Египте помимо Нэ
  6. § 185. Солнечные храмы вне Египта
  7. § 186. Солнечные храмы в Нэ
  8. § 187. Солнечные храмы в Египте помимо Нэ Прямых известий, насколько знаю, нет, но ср. § 183, 192. § 188. Солнечные храмы вне Египта
  9. § 189. Солнечные храмы в Нэ
  10. § 190. Солнечные храмы в Египте помимо Нэ
  11. § 191. Солнечные храмы вне Египта
  12. § 192. Солнечные храмы в Ах-йот