<<
>>

§ 210. Амен-хотп IV — основной служитель солнца

Древнее представление о том, что основным служителем любого египетского божества является фараон, было не только воспринято, но даже усилено новым солнцепоклонничеством. Амен-хотп IV, по всей видимости, действительно очень часто, если только не ежедневно, служил в храме своему солнцу.
Однако жреческое звание он носил всего каких-нибудь несколько месяцев в 3 — 4-м годах царствования, возможно, до подыскания подходящего лица на должность верховного жреца нового бога (см. § 6). В те месяцы верховножреческое звание «слуга божий первый Ра-Хар-Ахта, ликующего в небосклоне в имени своем как Шов, который (есть) Йот» входило в состав самого царского титла. Солнцепоклоннические памятники пестрят изображениями царя и царицы перед жертвенниками, молящихся, кадящих, возливающих, посвящающих жертвы ударами жезйа, возносящих те или иные приношения солнцу. Среди этих изображений имеются и такие, на которых царское служение показано происходящим определенно в храме, будь то в старой (гробница П-рен-нуфе в Нэ, JEA 1Х:145, камень JEA V:VIII=SPAW 1919:477) или новой столице (царская гробница в Ax-йот, MSECAE 1:1=ИДВ 1:310=ДМ I:5=VMPh:104, ср. MSECAE 1:19; гробницы в Ax-йот жреца Ми-рэ, ЕА I:XXV=XXVII j XXII, Пи-нхаса, ЕА II:XVIII, более условно — гробницы в Ах- йот жреца Ми-рэ, ЕА 1:ХХП и П-рен-нуфе, ЕА VI:II). У Ми-рэ царь с царицей посвящают жертвы, видимо, тоже в царской гробнице; у П-рен-нуфе в Нэ царь служит, стоя на большом алтаре храма, также и у Пи-нхаса, но вместе с царицей. На более условном изображении у Ми-рэ царь в сопровождении царицы пополняет горючим жертвенные чаши с огнем. На камне из Нэ Амен-хотп IV возносит солнцу сосуд с благовонием, но тут положение необычного порядка— царь справляет «празднество тридцатилетия», хотя место жертвоприношения — храм солнца, судя по солнечному титлу в этом помещении, кончающемуся словами «кто в сердце (сооружения) „Ликование в небосклоне11 Йота» (JEA V:VIII=62 [с пропуском н!] = SPAW 1919:477=ТТА:152 CLX).
Уже отчасти в Нэ и обычно в Ax-йот царю сослужит царица, но жрецы, в том числе даже верховные, только присутствуют или прислуживают при царском жертвоприношении. Так, верховный жрец солнца — «великий (среди) видящих Йота в доме Йота в Ах-йот» Ми-рэ подает вместе с другим жрецом подношения солнцу, в то время как третий держит кадильницу (ЕА 1:ХХП) и, видимо, тот же Ми-рэ предстоит, согнувшись, служащему царю, держа наготове сосуд и кадильницу (ЕА I:XXV=XXVII). Второй по значению жрец главного храма — «раб первый Йота в доме Йота в Ах-йот» Пи-нхас подает цветы приносящему жертву повелителю ЕА IEXII* и то же делает, очевидно, Пи-нхас же ЕА II:XVIII; в ЕА П:ХХ он присутствует согбенно с сосудом (?) в руке. О самоличном служении царя своему солнцу говорят и надписи в вельможеских гробницах в Ах-йот: «(Да) слышу (я) голос твой сладостный во дворе солнечного камня (т. е. в глубине главного храма в Ах-йот), (когда) творишь ты жалуемое отцом твоим Йотом живым (т. е. когда правишь службу солнцу)» (гробница Айа, ЕА VI:XXV, строка 18); «(Да) [слы]шу я голос царя, (когда) творит он жалуемое (т. е. службу) отцу своему Йоту» (гробница Маху, ЕА IV:XXVII); «[(Да) слышу] я голос царя, (когда) творит он жалуемое отцу своему » (гробница Туту, ЕА VI:XV, строка 13); «Сын твой чист, творя жалуемое Йотом живым в воссияниях его (т. е. по утрам)» (гробница Туту, ЕА VI:XVI, строки 11—12) и разночтения: «Сын твой чист, творя жалуемое тобою, Йот живой в воссияниях своих» (гробница Ани, ЕА IV:XXXIII, строка 7; гробница Анийа, MSECAE I:XXVIII=53==EA IV:XXXIII, строка 5, конец после слова «Йот» разрушен) и «Сын твой чист, творя жалуемое тобою, Йот живой!» (гробница жреца Ми-рэ, ЕА I:XXXVII=EA IV:XXXIII, строка 10). Но Амен-хотпа IV почитали не только за основного служителя своего «отца», но также за источник его познания. Если прежде жречество было хранителем вероучения, то теперь Амен-хотп IV сам стал всеобщим вероучителем, провозвестником новой веры: «Нет другого, кто знал бы тебя, кроме сына твоего Нефр-шепр-рэ Ва-н-рэ.
Даешь ты быть сведущим ему в мыслях твоих, в силе твоей» (гробница Айа, ЕА VI:XXVII=XLI, строка 12); «[Не]т другого, кто знал бы тебя, [кро]ме сына твоего, царя (и) государя Нефр-шепр-рэ Ва-н-рэ» (гробница Айа, ЕА VI:XXIV); «Сын твой от утробы твоей, твой отрок, который знает тебя, возносящий тебя» (безымянная гробница, ЕА V:XIII), ср. «Твой отрок, произведенный тобою самим, знающ(ий?) [теб]я (?)» (гробница Ах-мосе, ЕА Ш:ХХ1Х, строка 5); «Я — сын твой благой для тебя, возносящий имя твое. Сила твоя, мощь твоя остаются в сердце моем» (гробница Ани, ЕА IV:XXXIII, строки 8—9; гробница Туту, ЕА VI:XVI=EA IV: XXXIII, строки 14—15) с разночтением: «[сила твоя, мощь] твоя тверды в сердце моем» (гробница Анийа, MSECAE I:XXVIII = 53= ЕА IV:XXXIII, строка 7; сохранились лишь последние слова); «Возносящий имя Йота» (третье имя нового и позднего полного титла Амен-хотпа IV, см. § 67—68); «Возносящий Йота, делающий большим имя его, давший быть земле сотворившего ее» (вторичные и третичные пограничные плиты Ах-йот — см. § 41, ЕА V:XXVII); «Ты — его отрок 1т. е. сын). Вышел ты из него, Ва-н-рэ, образ Рэ (?) вековечно (или, может быть: „образ вековечности11?), возносящий Рэ, умиротворяющий (т. е. удовлетворяющий) Йота, давший уведать земле (т. е. живущим на ней) о сотворившем их. Осветил (т. е. разъяснил) ты имя его народу» (гробница Туту, ЕА VI:XIX, строки 3—4 речи Туту к фараону).
<< | >>
Источник: Перепелкин Ю.Я.. Переворот Амен-хотпа IV. Часть II. 1984

Еще по теме § 210. Амен-хотп IV — основной служитель солнца:

  1. § 210. Амен-хотп IV — основной служитель солнца