<<
>>

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ В ФАЮМСКОМ ОАЗИСЕ

В отличие от дельты, где не были обнаружены более ранние, чем в Ме­римде, культуры, в Фаюмском оазисе неолитическая культура Фаюм А пришла на смену эпипалеолитической карунийской культуре1 Несмот­ря на временной разрыв между ними, — наиболее поздняя радиоуглерод­ная дата карунийской культуры — 5190 г.

до н. э., а самая ранняя из из­вестных дат культуры Фаюм А — 4660 г. до н. э. [Butzer, 1976, с. 61]2, — и различный материальный облик, высказывались соображения о том, что носители культуры Фаюм А также принадлежали к местным группам на­селения, перешедшим к производящим формам хозяйства [Cassini, 1984, с. 202] или заимствовавшим их [Hoffman, 1991, с. 189]. Об этом говорит, в частности, рудиментарность некоторых форм кремневых орудий, типоло­гически близких изделиям карунийской культуры и причастных к охот­ничьему быту, — это наконечники стрел, черешковые и с выемчатым ос­нованием [Caton-Thompson, Gardner, 1934, II, табл. XI], грубые топоры. Вместе с тем появились новые орудия охоты — навершия булав диско- видной формы [Caton-Thompson, Gardner, 1934, II, табл. XXX]. Несмотря на преобладание типичных для египетских неолитических культур би- фасных орудий, ножевидных пластин с прекрасно обработанным рету­шью рабочим краем, служивших вкладышами для серпов (в том числе тамарисковых) [Caton-Thompson, Gardner, 1934, II, табл. XV, i—4], в ком­плексах культуры Фаюм А сохранились микролиты, типичные для эпипа- леолитических культур. Да и в целом материальный облик этой культуры беднее, чем Меримде.

Местонахождения культуры Фаюм А, приуроченные главным образом к северному берегу озера Биркет эль-Карун, больше напоминают стоянки или сезонные лагеря эпипалеолитических культур. Никаких следов даже примитивной жилой архитектуры обнаружено не было. Поселения отме­чены лишь скоплениями углубленных в землю очагов, фрагментами кера­мики, каменными орудиями, костями животных.

Зерно хранилось в об­щем для обитателей того или иного поселения амбаре — яме, в которой устанавливались керамические сосуды и корзины с остатками хранимо­го в них зерна эммера и ячменя [Hayes, 1977, с. 94]. Исследования показа­ли соотношение злаковых культур, выращиваемых носителями культуры Фаюм А: 38% пшеницы, 46% шестирядного ячменя и 16% двурядного ячме­ня [Caton-Thompson, Gardiner, 1934,1, с. 46 сл; II, табл. XXXI, 1—14]. Погребе­ний не было обнаружено вовсе, что, как будто, подтверждает предположе­ние о том, что речь идет о сезонных лагерях, в которых их обитатели пас­ли небольшие стада крупного и мелкого рогатого скота, разводили свиней, охотились на гиппопотама, крокодила и слона, ловили в озере рыбу с по­мощью изготовленных из костей животных гарпунов и крючков.

При общем сходстве керамики культуры Фаюм А и Меримде из ранних слоев, отраженном в наличии простейших форм, отмечаются типы сосу­дов, присущие только культуре Фаюм А. Это так называемые полирован­ные противни со скругленными углами и миниатюрные своеобразные от­крытые сосуды [Caton-Thompson, Gardiner, 1934, II, табл. XV, 1—4]. Вместе с тем эти сосуды встречаются довольно редко. Преобладает грубая, с вклю­чением в глиняное тесто мелко рубленой соломы, кухонная керамика ко­ричневого цвета. Лишь небольшой процент фрагментов украшен орна­ментом в виде ряда рельефных «шишечек», что свойственно и неолитичес­ким культурам Сахары [Hoffman, 1991, с. 185].

Каменные пряслица указывают на ткачество, которым занимались оби­татели фаюмских населенных пунктов. Высказывалось предположение о том, что с их помощью изготавливалось полотно из произраставшего в окрестностях льна [Hoffman, 1991, с. 186]. На диоритовых, алебастровых и известняковых палетках простейших форм — овальных и прямоуголь­ных [Caton-Thompson, Gardner, 1934, II, с. 32, табл. XII] — растиралась охра, кусочки которой найдены на поселениях. Ее использование, скорее всего, было связано с культово-ритуальной практикой. Во всяком случае, отсут­ствие ангобированной керамики не дает оснований предполагать, что рас­твор порошка охры использовался для покрытия поверхности сосудов, как это позднее делалось в додинастических культурах.

Известно о месторож­дениях охры в Джебель Ахмаре, поэтому вполне вероятно, что охра наряду с раковинами и украшениями из полудрагоценных камней являлась пред­метом обмена. Во всяком случае, амазонитовые бусины, найденные на по­селениях культуры Фаюм А, свидетельствуют о контактах (прямых или опосредованных) с обитателями плато Тибести в Центральной Сахаре, где добывался этот камень, равно как бусины и подвески из бирюзы указыва­ют на синайское направление, а раковины — на связи с побережьем Крас­ного и Средиземного морей. Если одни авторы упоминают эти предметы в связи с торговыми, точнее было бы сказать, с обменными отношениями культуры Фаюм A [Hayes, 1977, с. 95—96], то в работах других они анализи­руются с точки зрения процессов социальной дифференциации и выделе­ния элиты, для которой предназначались привозные предметы, подчерки­вающие их высокий социальный статус [Hoffman, 1991, с. 189—191]. Однако возможна и иная интерпретация таких артефактов, в частности, брасле­тов и ожерелий из раковины, которые маркировали обменные отношения в обществах, еще не достигших глубокой социальной дифференциации, о чем свидетельствуют этнографические материалы [Мосс, 1996, с. 118 сл.]. Таким образом, при реконструкциях социальной организации по данным археологических культур привозные раковины и изделия из них могут рассматриваться как показатели существования в обществе социальной стратификации, выделения элиты лишь в сочетании с иными артефакта­ми, которые можно причислить к престижным. Вещный контекст культу­ры Фаюм А подобных предметов не содержит, поэтому скорее всего на­ходки морских раковин, амазонитовых бусин и других привозных вещей являются свидетельствами обменных отношений локальных групп Фаюм- ского оазиса, еще не достигших достаточно глубоких социальных измене­ний, учитывая весьма примитивный материальный облик культуры Фаюм А, с другими территориями.
<< | >>
Источник: Шеркова Т. А.. Рождение Ока Хора: Египет на пути к раннему государ­ству.. 2004

Еще по теме АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ В ФАЮМСКОМ ОАЗИСЕ:

  1. НИЛ И РАННИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ
  2. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ В ФАЮМСКОМ ОАЗИСЕ
  3. МААДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
  4. ЧАСТЬ I. ЕГИПЕТ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ