§ 13. Буддизм
В конце концов Будда отдалился от мирской жизни. Отказавшись от всего, вдали от городов он начал вести жизнь отшельника. Однажды, после длительного времени, проведенного подобным образом, когда он вечером в лесу сидел в одиночестве под деревом и был погружен в раздумья о судьбах человечества, в его душе произошло некое «внутреннее просветление, некое духовное открытие, родившееся изнутри», и молодому отшельнику открылись следующие 4 истины: первая истина была в том, что жизнь состоит из горя и страданий, вторая истина это истина, повествующая об источниках этого горя и этого страдания, третья истина это истина о необходимости избавления от этих страданий, и четвер- тая истина гласит о пути избавления от горя и страданий (86).
Что же является источником горя и страданий? Источником всех печалей и страданий является существующее в людях желание жизни и счастья, поэтому и средством избавления от печалей и страданий может быть лишь отказ от этих желаний и погружение в нирвану.
Нирвана - это такое душевное состояние, которое возникает у человека после того, как он лишается всех желаний, страстей и стремлений. Люди, достигающие такого состояния, избавляются от горя и страданий.
Благодаря нирване, человек приближается к богам.
Нравственные основы буддийской религии, опирающиеся на положения, пропитанные довольно пессимистическим и безнадежным идеализмом, очень высоки. Буддизм не признает деления людей на разряды. Согласно буддизму, все люди равны.
Человек должен соблюдать нравственность не только в своих поступках, но даже в своих мыслях и словах.
Грех может быть трех видов: в поступках, мыслях и словах.
По буддийской религии, грехом считается убийство, воровство, внебрачные половые связи, ложь, употребление спиртных напитков, неумеренность в еде, участие в танцах, использование украшений и парфюмерии, сон на широкой и мягкой постели, использование таких вещей, как золото и серебро.Кроме этих предписаний и запретов буддизм рекомендует людям, живущим в страданиях, вырабатывать в себе такие свойства характера и поведения, как милосердие, терпение, выдержку и воздержание от половых связей. В этой религии отшельничество (монашество) - самая высшая добродетель. Нравственные правила, рекомендуемые монахам, еще более жесткие и суровые. Первое условие для монаха - отсутствие богатства и суровая дисциплина, вследствие этого в тех странах (87), которые приняли буддизм, очень много монастырей.
Если же рассматривать проблему распространения буддизма среди тюрков, то эта религия в одно время получила распространение в Китайском Туркестане.
Китайский посол Уанг Йен Тэ, совершивший в Х веке (приблизительно в 981 году) путешествие в Китайском Туркестане в пределах государства Докуз Огуз, говорит о наличии здесь около 500 мест поклонения Будде (88).
Кроме того, среди письменных памятников, оставшихся от южных уйгуров, находится множество текстов (89), имеющих отношение к буддизму. Этот факт подтверждает, что в определенную эпоху буддизм был распространен в стране.
Кроме южных уйгуров попытки распространения буддизма наблюдались и среди других тюркских народов. Существуют китайские источники, повествующие о том, что китайский император Вонг Кунг (570-576) послал Тапу-хану (573-583), одному из ханов династии Бумин, в качестве подарка тюркский перевод произведения «Нирвана Сутра», считавшегося одной из священных книг буддийской религии.
Под влиянием китайских буддийских миссионеров Тапу хан не ограничился тем, что сам принял буддийскую веру, он хотел заставить и своих подданных принять эту религию (90), но успеха не добился.
Факт того, что буддийская религия не получила распространения среди тюрков, с точки зрения истории культуры, с точки зрения истории тюркской расы и той роли, которую она играла и еще будет играть в истории, необходимо рассматривать как положительное явление.
Ибо в результате того, что основы буддийской религии (несмотря на то, что в нравственном отношении некоторые из них очень высоки) содержат в себе пессимизм и философию «ухода от действительности», эта религия сыграла отрицательную роль в жизни тех наций, которые ее приняли.Буддизм не является религией жизни. Это религия, предпочитающая отказ, смерть.
Современное политическое и культурное положение тибетцев и монголов является подтверждением тому.
Хотя среди тюрков Китайского Туркестана и были некие группы, официально принявшие буддизм, но ясно, что их следование этой религии было очень поверхностным, потому что источники по истории Тан- ской династии в Китае показывают тюрков Китайского Туркестана, следовавших буддизму, очень жизнелюбивыми и веселыми людьми (91).
Еще по теме § 13. Буддизм:
- Буддизм
- § 13. Буддизм
- ТРАДИЦИОННЫЕ КИТАЙСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ И БУДДИЗМ (К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР)
- IV СОГЛАСОВАНИЕ БУДДИЗМА СО СТРЕМЛЕНИЕМ К СЧАСТЬЮ
- 18. Есть ли идея переселения душ в буддизме?
- 21. Веротерпимость и буддизм
- С. А. Данилевич ЗНАЧЕНИЕ БУДДИЗМА КАК ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
- Буддизм
- Распространение буддизма.
- Неортодоксальные учения индийской классической философии: джайнизм, буддизм
- Буддизм
- Китай Буддизм (Экономика бесконечного долга)
- Ф.И. Щербатской. ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ РАННЕГО БУДДИЗМА
- СИМБИОЗ КОНФУЦИАНСТВА, ДАОСИЗМА И БУДДИЗМА И РЕЛИГИОЗНЫЙ СИНКРЕТИЗМ В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
- ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ БУДДИЗМА