<<
>>

§ 41. День воцарения Амен-хотпа IV

Пространные надписи на плитах, высеченных на скалах вокруг новой столицы в виде пограничных знаков Ax-йот, делятся по составу своему на три вида: надписи первичного состава — К, М, X, вторичного — F, N, Р, Q, R, S, U и третичного — А, В; надписи J и V были вторичного или третичного состава.

Первичная плита К помечена вверху "годом царствования [(таким-то)], месяцем 4 Выхожденья, ЧИСЛОМ 13" (ЕА V: XXIX = XXXVII = ТТА: 103, строка I + ЕА V: 28(9) + JEA IX: 171(8»; на плите X уцелел от этого только месяц ("[ме]ся[ц] 4 Выхож[денья]"). По JEA IX: 171(8) год, вероятно, не "4", по ТТА: 103 он "6" с вопросительным знаком и зачерченными тремя последними черточками; TVR: 30(2) поддерживает, несколько неуверенно, первоначальное чтение ЕА V: 20 = 28 "год царствования 4". Таким образом, сохранившиеся следы не дают прочитать год с достоверностью. Однако дальше в надписи К царь говорит (ЕА V: 31 = XXX = XXXVIII = ТТА: 116, строка 20 + JEA IX: 171(8)):              - - [хуж]е оно того, что слышал я в год

царствования 4, [хуж]е [он]о [того], что слышал я в год царствования 1, хуже оно того, что

слышал              " [143] ("год царствования 1" получен путем использования взаимодополняющих

данных разных изданий, в особенности снимка ЕА V: XXXVIII, и не вполне достоверен). Потому год в верху плиты, наверное, позже 4-го[43] [44]. Вторичные плиты помечены вверху "годом царствования 6" (ЕА V: XXVII); следовательно, год на плите К не может быть позже 6-го, будет или 5-м или 6-м. Месяц и день на первичных плитах — те же, что и в верху вторичных и третичных: на плитах A, S, U "год царствования 6, месяц 4 Выхожденья, число 13"; на плите Q "14" вместо "13", на плите R не сохранились единицы дня, остальное то же, что на плитах A, S, U (ЕА V: XXVII). Поэтому очень вероятно, что год в верху первичных плит был м'. Сравнение содержания первичных и последующих плит превратит эту вероятность в достоверность (см.

ниже).

Вторичные плиты помечены вверху "годом царствования 6, месяцем 4 Выхожденья, числом 13"; так на плитах A, S, U, на плите Q "14" вместо "13", на плите R разрушены единицы дня, остальное то же, что на плитах A, S, U (ЕА V: XXVII). Однако внизу на вторичных плитах имеется приписка: "Повторена была эта клятва в год царствования 8, первый месяц Выхожденья, числа 8; были в Ax-йот, фараон — жив, цел, здоров! — стоял, воссияв на колеснице большой светлого золота, осматривая плиты Йота, которые на горе на рубеже юго-восточном Ax-йот". Такая приписка имелась, видимо, на всех вторичных плитах: R (первая половина приписки) — RTRPhAEAXV: 57-58 = ЕА V: XXVIII = XLII, строка 28; S (С разрушенной первой единицей дня) — RTRPhAEA XV: против 52 = ЕА V: XXVI = XXXIX, строки 25-26; N (с разрушенными третьей и четвертой единицами года) — ЕА V: XXVIII = XL, строки 24-25; U (с повреждением года и дня, так что возможно чтение "год [царствования] 6, первый месяц Выхож[денья, число] 4") — ЕА V: [144] XXV = XXVIII, строки 23-24; F (с "Половодье" вместо "Выхожденье" [!], разрушенными третьей и четвертой единицами дня и своеобразным продолжением: "будучи установлены на вековечность навечно для Йота живого"; прочие особенности, если они были, не могут быть усмотрены из изданных выдержек) — ЕА V: 33(14), 34(4); Р (скудные остатки приписки) — ЕА V: XXVIII, Q (тоже) — ЕА V: XLII. Приписки были высечены одновременно с основами надписи, так как начала их на плитах N, S и U в одной строке с окончанием основы[45].

Третичные плиты, сохраняя основу и приписку вторичного состава, приводят вслед за тем еще одну — добавочную — клятву, помеченную "годом царствования 8, месяцем 4 Половодья, последним днем": плита А (с разрушенным годом и полуразрушенными месяцем

и днем: "              Половодья              [последний] день") — ЕА V: XXXIII, строка 20; плита В (без конца

клятвы) — ЕА V: XXXIII, строка 21. Приписка вторичных плит видоизменена на плите В следующим образом: "Была эта клятва в год царствования 6, первый (?) месяц Выхожденья, числа 4; были в Ax-йот; фараон — жив, цел, здоров! — воссиял, осматривая плиты Йота, которые на горе на рубеже южном Ax-йот для отца его Йота живого" (ЕА V: XXVIII, строки 20-21 + ЕА V: 33(14».

То, что от этой приписки уцелело на плите А, ближе к вторичному составу, но год, месяц и число разрушены (ЕА V: XXVIII, строка 19).

Добавочная клятва третичных плит озаглавлена так: "Клятва, сказанная царем (и) государем, живущим правдою, ["Нефр-шепр-рз Ва-н-рэ], сыном Рэ, живущим правдою, Эх- не-йотом, большим по веку своему, при установлении плит рубежа Ax-йот" (ЕА V: XXXIII, плита А — строка 20, плита В — строка 21). Дальше говорится о шести плитах, трех на восточном и трех на западном берегу, определяющих рубежи столичного округа. Потому это клятва не об [145] отдельных рубежах или плитах, а о совокупности их в целом, как и прочие клятвы.

Из пограничных плит Ax-йот плиты А и В едва ли не самые поздние (еще позднее могла бы быть разве только плита F, так как странное "Половодье" в ее приписке могло попасть туда по принесении в последнее число Половодья добавочной клятвы, и только эта плита находится с плитами А и В на западном берегу, ЕА V: XXXIV; о плите J см. § 31). Вторичные плиты — как надписи, так и изображения вверху и по бокам — знают только двух старших царевен (см. § 92, 93). Основные надписи на плитах А и В тоже знают только двух старших дочерей (ЕА V: XXVIII, строки 7; имя старшей царевны на плите В разрушено), они же изображены вверху и представлены изваяниями по бокам (ЕА V: XLI = XLIII, 23-24). Однако на жертвенниках в руках царских изваяний сбоку от плит А и В вырезаны изображения и имена уже трех царевен (ЕА V: XXXIV = XXXVI, 24). Также по содержанию своему надписи А и В предполагают надписи вторичного состава уже существующими, так как дополняют их, а надпись В еще переделывает их заключительную приписку.

По надписям вторичного состава клятва "была повторена" (глагол whm, плита N — ЕА V: XXVIII = XL, строка 24; \wh\m, плита U — ЕА V: XXV, строка 23) в году 8, первом месяце Выхожденья, числа 8; "повторения" ее до этого срока, выходит, не было. Тем самым добавочная клятва на плитах А и В от года 8, месяца 4 Половодья, последнего дня должна быть новее. Потому и содержится она только на самых поздних плитах. Но тогда и число ее, год 8, месяц 4 Половодья, последний день, приходится после числа повторной клятвы, года 8, первого месяца Выхожденья, числа 8. В порядке последовательности времен года Выхожденье следует за Половодьем, и восьмой день Выхожденья мог предшествовать последнему дню Половодья только в том случае, если этот последний день Половодья был не тем, что предварял на восемь дней тот восьмой день Выхожденья, а тем, что наступил почти через целый год. В пределах одного и того же 8-го года царствования это могло случиться лишь при условии, что день воцарения Амен-хотпа IV, [146] он же — начало каждого из лет его царствования, приходился на время между последним днем Половодья и восьмым днем Выхожденья, иначе — падал на один из первых восьми дней первого месяца Выхожденья.

8-е число этого месяца как возможный день воцарения отпадает, потому что оно не названо на плитах днем воссияния, хотя сопровождается ссылкою на местопребывание царя. Отпадает и 7-е число, так как в отметке египетского двора на письме Тушратты митаннийского 7-е число 1-го месяца Выхожденья 2-го года тоже не названо днем воссияния, несмотря на то, что снабжено обстоятельной справкой о местонахождении двора (ThEA I: 23, снимок = ToEA I: 21, воспроизведение скорописного подлинника от руки; ZAeSA XXVII: 63, EAT I: 240-241 и

U18D: 1995 число дня показано разрушенным, однако, несмотря на повреждение, семерка ясно читается как на снимке, так и на воспроизведении подлинника от руки). Тем самым день воцарения будет одним из первых шести дней первого месяца Выхожденья.

Изложенные выводы о последовательности чисел на плитах подтверждаются сравнением содержания последних.

              радовал(а?/о?)ся, земля

(была) в ликовании, сердце всякое в веселии, (когда) видели они его.

Справлено было жертвоприношение большое отцу его (именуемому) ["(Да) живет Ра-Хар-Ахт, ликующий небосклоне в имени своем как Шов, который (есть) Йот], хлебом, пивом, откормленными быками, [безрогими]

Далее первичные плиты переходят к описанию созыва царем двора и обмена речами, среди которых основное место принадлежит царской клятве. На плитах вторичного состава клятва следует непосредственно за переведенным отрывком. [149]

Вступительное повествование первичного и вторичного состава говорит об одном и том же событии: об основании новой столицы. Местами рассказ не только перекликается, но и совпадает дословно. Вторичные плиты сами говорят, что упоминаемый ими царский выезд в Ах-йот был в первый раз, когда еще только находили место для города, что целью выезда было основание столицы, что жертвоприношение было в день ее основания. Потому и число в верху первичных надписей, являющееся тем "днем сим", когда имели место царский выезд, жертвоприношение и основание новой столицы, должно быть тождественным с числом в верху вторичных надписей: месяц и день совпадают, поврежденный год на первичных плитах может быть только 6-м (ср. начало этой главы).

Тем не менее первичная клятва не только много длиннее и содержательнее приведенной на вторичных плитах, не только называет одну царевну (плита К, строка 18 — ЕА V: XXX = XXXVIII = ТТА: 115; плита X, строка 20-ЕА V: XXXII) вместо двух, упоминаемых во вторичной клятве (ЕА V: XXVIII), но прямо противоречит ей и исключает ее.

В первичной клятве сказано: "Сотворю я Ax-йот Йоту, моему отцу, [в] этом месте. Не сотворю я ему Ax-йот на юг от него, на север от него, на запад от него, на восток от него. Не миную я плиты южной Ax-йот на юг, и не миную я плиты северной [А]х-й[от на север], чтобы сотворить [ем]у Ax-йот там. И не сотворю я ему на стороне западной Ах-йот, но сотворю я Ах-йот Йоту, моему отцу, на стороне восходной Ах-йот, (в) месте, что он окружил для себя горою (?) сам, посреди коего он удовлетворился (??), (да) (?) жертвую я на нем. Он (т.е. Ах-йот) это" (плита К, строки 11-12 — ЕА V: XXIX = XXXVIII = ТТА: 112 и плита X, строки 13-15 — ЕА V: XXXII).

Во вторичной же клятве говорится: "(Что) до плиты южной, которая на горе восточной Ах-йот, она — плита Ах-йот, эта, у коей я стал; не миную я ее на юг вековечно вечно. Сотворена будет плита юго-западная напротив ее на горе западной Ах-йот точноточно. (Что) до плиты средней, которая на горе восточной Ах-йот, она — плита Ах-йот, эта, у коей стал я на горе восходной Ах-йот. Не миную я ее на восход вековечно вечно. Сотворена будет плита средняя, которая на горе западной Ах-йот, напротив ее точно-точно. [150] (Что) до плиты северо-восточной Ах-йот, у коей я стал, она плита северная Ах-йот, эта. Не миную я ее вниз по течению вековечно вечно. Сотворена будет плита северо-западная (разночтение: "северная"), которая на горе западной Ах-йот, напротив ее точно-точно. И (что) до Ах-йот, начиная от плиты южной, кончая плитой северной, измеренного между плитой и плитой на горе восточной Ах-йот, сотворяется (т.е. исчисляется) в "рек" 6, "древо", половину ("древа"), четверть ("древа"), локтя 4; подобно, начиная от плиты юго-западной Ах-йот до плиты северо-западной на горе западной Ах-йот, сотворяется (т.е. исчисляется) в "рек" 6, "древо", половину ("древа"), четверть ("древа"), локтя 4 подобно (же), точно-точно. И (что) до того, что внутри этих 4 плит, начиная от горы восточной до горы западной, Ах-йот во плоти (т.е. сам) это". "Не упраздню я этой клятвы, сотворенной мною Йоту, моему отцу, вековечно вечно, но она останется на плите каменной на рубеже юго-восточном, подобно (же) на рубеже северо-восточном Ах-йот: подобно (же) она останется на плите каменной на рубеже юго-западном, подобно (же) на рубеже северо-западном Ах-йот" (ЕА V: XXVIII + XXV; подчеркнутое восстановлено по списку вторичной клятвы на третичной плите В).

На первичных плитах царь зарекается устраивать "Небосклон Йота", Ах-йот, вне котловины на восточном берегу, нарочно-де огражденной для того самим солнцем; западный берег клятвенно исключается. На вторичных же плитах западный берег столь же торжественно включается в Ах-йот. Соответственно в первичных надписях царю достаточно отказаться от захода при основании столицы за две плиты: южную и северную; во вторичных же надписях ему приходится зарекаться раздвигать Ах-йот еше и на западном берегу. Поэтому вторичную клятву нельзя рассматривать как сжатый подновленный пересказ первичной клятвы вторичными плитами. Это новая клятва, хотя она и выдается за произнесенную при основании города, в "год царствования 6, месяц 4 Выхожденья, числа 13". Заключительная приписка к надписям вторичного состава говорит, что "повторена была эта клятва в год царствования 8, первый месяц Выхожденья, числа 8". Клятва, приведенная на вторичных плитах,и есть эта "повторенная" клятва. [151]

Клятва, читающаяся в конце третичных плит после списка вторичной клятвы, являет, хотя и не столь резко, дальнейший отход от первоначального представления о рубежах Ах-йот. В этой, третичной, клятве сказано: "(Что) до 6 плит, установленных мною на рубежах Ах-йот, 3 плиты на горе восходной Ах-йот с 3 плитами напротив их (так по плите А; плита В опускает "с 3 плитами напротив их" и дает "явились" (?)). [Плита южная, которая на горе] восходной Ах-йот, с промером до плиты южной, которая на[п]ротив [ее] на горе западной Ах-йот, явилась рубежом южным Ах-йот, а плита северная, которая на горе восходной Ах-йот, с [промером до] плиты се[вер]ной, [которая] напротив[ее на] горе западной Ах-йот, явилась рубежом северным Ах-йот, подобно (же) плита средняя, которая на горе восходной Ах-йот с [промером до] плиты средней, которая напротив ее на горе западной Ах-йот. И (что) до ширины Ах-йот — (от) горы до горы, начиная от склона восточного неба до склона западного неба" (плита А, строки 20-24 и плита В, строки 21-26 — ЕА V: XXXIII + RTRPhAEA XV: 61).

Для первичной клятвы Ax-йот существует только на восточном берегу и тянется здесь от южной плиты до северной. Вторичная клятва распространяет Ax-йот и на западный берег, от горы восточной до горы западной, но продолжает мерить с юга на север, раздельно вдоль по каждому берегу, и соответственно говорит о юго-восточном и юго-западном, северо- восточном и северо-западном рубежах. В третичной клятве налицо единая граница на юге и единая граница на севере: южная между южными плитами и северная между северными, поперек реки.

Первичная клятва довольствуется двумя плитами, южной и северной. Клятва вторичных надписей знает шесть плит, но считается по-настоящему только с четырьмя: двумя восточными и двумя западными, тем самым лишь удваивая первоначальные две плиты вследствие включения в Ax-йот и западного побережья. Размеры Ax-йот даются только между южной и северной плитами по восточному и западному берегу, "Ax-йот во плоти" — это пространство между "этими 4 плитами", кроме того говорится, что "останется" клятва опять лишь на четырех плитах. В основе же [152] третичной клятвы лежит представление о шести плитах: "(Что) до 6 плит, установленных мною на рубежах Ах-йот, 3 плиты на горе восходной Ах-йот с 3 плитами напротив их". Также и в списке вторичной клятвы, который плита В предпосылает своей третичной, четыре плиты, на которых должна пребыть царская клятва, превращаются в шесть: "она останется на плите каменной на рубеже юго-восточном Ах-йот, подобно (же) на плите средней, которая на рубеже [восточном] Ах-йот, подобно (же) на рубеже северо-восточном Ах-йот, подобно (же на) рубеже юго-западном Ах-йот, подобно (же) на плите средней, которая на горе западной Ах-йот, подобно (же) на рубеже (северо-) западном Ах-йот" (ЕА V: XXVIII, строки 16-18). Возможно, впрочем, что объявление и средних плит хранительницами царской клятвы, засвидетельствованное лишь на плите В, объясняется тем, что плита В была как раз средней западной плитой, которая не учитывалась, когда считали лишь от от крайних четырех плит.

Итак, три клятвы — три последовательные ступени в развитии взглядов на границы Ах-йот, и потому числа, появляющиеся при каждой из них впервые, это — три числа, следующие друг за другом во времени: сперва год 6, месяц 4 Выхожденья, число 13; затем год 8, первый месяц Выхожденья, число 8; наконец, год 8, месяц 4 Половодья, последний день. Если же третье число было после второго, то вывод о дне воцарения Амен-хотпа IV подтвержден и сличением содержания клятв.

<< | >>
Источник: Перепелкин Ю.Я.. Переворот Амен-хотпа IV. Часть 1. Книги I и II. 1967

Еще по теме § 41. День воцарения Амен-хотпа IV:

  1. Глава девятая ПОБОЧНАЯ ЖЕНА АМЕН-ХОТПА IV
  2. Перепелкин Ю.Я.. Переворот Амен-хотпа IV. Часть II, 1984
  3. Перепелкин Ю.Я.. Переворот Амен-хотпа IV. Часть 1. Книги I и II, 1967
  4. ПОРА РАННИХ СОЛНЕЧНЫХ КОЛЕЦ ДО КОНЦА ЦАРСТВОВАНИЯ АМЕН-ХОТПА IV
  5. § 69. Последовательные виды титла Амен-хотпа IV
  6. ДОБАВЛЕНИЯ К I ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ «ПЕРЕВОРОТ АМЕН-ХОТПА IV» (М., 1967)
  7. Глава третья ПОРА РАННИХ СОЛНЕЧНЫХ КОЛЕЦ ДО ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ ЦАРЯ ИЗ «АМЕН-ХОТПА НУТЕ-ХОК-ВИСЕ» В «ЭХ-НЕ-ЙОТА»
  8. Самайн, День поминовения всех усопших и День всех святых
  9. ТЕМА 5. Смутное время. ВОЦАРЕНИЕ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ
  10.    Воцарение
  11. § 47. "Амен-хотп Нуте-хук-висе" без наименования "большой по веку своему"