Искусство и архитектура
Однако в 80-х годах обстановка изменяется — на фоне общего подъема экономики появляется интерес к национальному художественному наследию.
Возникло движение за обновление японского национального искусства. В 1888 г. было учреждено Токийское художественное училище, где обучали и готовили художников для работы в традициях национальной школы, специализирующихся в живописи, резьбе по лаку, в художественных работах по металлу. Постепенно восстанавливается внимание к традиционным видам национального искусства: к танцам театра Ноо, старинной дворцовой музыке, возрождаются чайная церемония, бонсай (выращивание в специальных условиях карликовых деревьев) и др.'<В 90-х годах возникает тенденция развития японскогалейассичес- кого искусства с привлечением методов западных школ. Инициатива в этом движении принадлежала известным художникам — Ёкояма Тайкан, Хасимото Масакуни и др. В Токийском художественном училище открывается отделение западной живописи, были приглашены художники из Италии, Англии и других стран Европы.
Несколько иным путем стало развиваться прикладное искусство. Непосредственно связанное с бытом, оно испытало наиболее интенсивное западное влияние, особенно в первые десятилетия после революции, появляются новые художественные ремесла с западной техникой, методами эстетического оформления.
Однако традиционное прикладное искусство Японии получило в эти годы неожиданный стимул к развитию в виде все возрастающего внимания на Западе к художественной культуре страны. Изделия киотоских мастеров, изготовляющих парчу «нисики», керамика и фарфор, лак и эмали, декоративные работы по металлу, использующие только традиционные технические приемы, получили широкую известность и распространение на Западе.
В последние десятилетия XIX в., в период форсированного развития капитализма, произошли значительные изменения в японском городе — в формировании его физической структуры и архитектурного облика.
В отличие от средневековья централизация политической власти привела к централизации системы городов и превращению их в узловые пункты развития национальной экономики.
Из 46 столиц прежних провинций 34 стали префектуральными центрами.'Замковая территория и окружающий ее район теперь стали местом размещения префекту рал ьных и городских официальных учреждений, институтов, колледжей, «штабов» делового мира. Остальная часть городской застройки примерно до начала 30-х годов XX в. сохраняла нетронутыми национальное жилое строительство (деревянные двухэтажные дома) и запутанную сеть улиц.
Большая часть призамковых городов даже в годы так называ- мого промышленного переворота (80-е годы XIX в.), когда начи- ается активная ломка структуры традиционного города, еще долго охраняет неизменной центральную часть застройки — промышлен- ые предприятия лишь в 90-х годах перемещаются из окраинных айонов города в его срединную часть. Развитие промышленности растущая концентрация рабочего класса вызвали необходимость оздания сооружений нетрадиционного типа — фабрично-завод- ких зданий, резиденций фирм и т. д. Их проектировали иностранцы. 1ногоэтажное строительство, использующее каменную и кирпичную ладку, не учитывало природно-климатических условий Японии.
В 1872 г., после пожара, уничтожившего большую часть центра толицы, была начата перестройка Гиндзы — ведущего торгового айона города. Однако перестройки центра города не произошло, [олучивший название «Кирпичная Гиндза» центр представлял обой две шеренги пяти-шестиэтажных кирпичных домов по сторо- ам главной улицы района. За ними по-прежнему простирались варталы деревянных двухэтажных строений феодального города.
В Японии в эти годы строили известные западные зодчие — >ранцуз Буанвиль, англичане Кондор и Уотерс, американец Брид- сенс, представители немецкой школы. Облик города, и прежде сего столицы, приобретал черты эклектизма, причудливой смеси тилей. Отсутствие единого плана градостроительных преобразова- ІИЙ привело к тому, что капиталистический город Японии склады- ался по типу введения в старую феодальную застройку объектов ромышленного, гражданского (буржуазные особняки) и общестенного строительства.
К крупным сооружениям этих лет отно- ятся здания императорского Токийского университета (Уотерс, 882), здания парламента и министерства юстиции (1887). На- инают строить и японские архитекторы, получившие образова- іие в Европе, — Тацуно Кинго, Катаяма Токума, Сонэ Тацудзо и др. Значительными работами Тацуно Кинго являются здания Япон- кого банка и Токийского вокзала.После землетрясения 1901 г. японскими и западными архитек- орами начинается разработка принципов антисейсмичного стро- ітельства, предлагающего использование железобетонных конст- іукций со стальным каркасом. К сооружениям такого типа относится «Империал-отел», построенный в центре столицы американским ірхитектором Ф. Райтом. Здание выдержало сильнейшее землетрясение 1923 г. и даже сохранило работающими системы водоснабже- іия и электрического освещения. Японские архитекторы начинают і эти годы использовать новую европейскую технику и нетрадиционнее материалы в сооружениях национального характера — театрах, музеях, буддийских и синтоистских храмах.
Сложный, зачастую противоречивый и многоплановый процесс становления широких контактов многовековой самобытной культу- >ы Японии с передовой буржуазной культурой западных стран жазал благотворное влияние на ее дальнейшее развитие.
Еще по теме Искусство и архитектура:
- 5.2 Классификация искусств
- 1. РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ИСКУССТВО НАСЕЛЕНИЯ НИЖНЕЙ МЕСОПОТАМИИ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.
- Искусство.
- Архитектура и изобразительное искусство Раннего Возрождения
- Архитектура и изобразительное искусство Высокого и Позднего Возрождения
- Искусство. Архитектура
- Готическое искусство
- Итальянское искусство XVII века
- Испанское искусство XVII века
- Английское искусство XVIII века
- Искусство и архитектура
- ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ, МОРАЛЬ, ИСКУССТВО: ДИАЛОГ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ
- Эстетика архитектуры и живописи.
- О месте гувств в эстетигеском восприятии и задагах искусства в нахале Просвещения.
- Философия искусства Шеллинга.
- Система искусств.