<<
>>

ИСТОЧНИКИ О ХЕРИХОРЕ

В 1904 г. В. Врещинский опубликовал специальную работу о верховных фиванских жрецах, в которой были подобраны источники, связанные с деятельностью Херихора [578]. В 1914 г. в третьем томе своего фундаментального труда А.
Готье суммировал различные тексты, упоминающие жреца-«царя» Херихора и членов его семьи [258, с. 220—240]. В 1929 г. в большом исследовании, посвященном истории верховных жрецов Амуна, Г. Лефевр дал краткий перечень и характеристику всех известных ему документальных свидетельств о Херихоре [368]. Соответствующую сводку данных о Херихоре включили в свой библиографический справочник Б. Портер и Р. Мосс [464, т. I, ч. II, 1964]. Каковы же те исторические памятники, которые рассказывают нам о Херихоре и его времени, о Херихоре, которого Б. Прус в романе «Фараон» изобразил могущественным соперником последнего Рамессида? . I. Большой комплекс иероглифических текстов и изображений, начертанных на стенах гипостильного зала, переднего двора, пилона, а также проходов из гипостильного зала в святилище и в передний двор храма Хонсу, входящего в карнакский храмовой ансамбль [137, т. IV, § 609—626; 142, т. I, с. 39, табл. XXI, т. II, табл. LVIII, № 5; 158, т. II, с. 222—237; 258, т. III § III—IV, XII—XVII; 381, ч. III, с. 222 и сл., с. 243, a, b, с. 244, а, b, с. 245, b, с, с. 279, а, b, с. 248, а, b, с, d, e, f, с. 300, № 75; 396, с. 548—678; 397, с. 76—77; 482, т. III, табл. CCIV]. (Храм Хонсу Херихор облюбовал для фиксации надписей и изображений аналогично тому, как восточную стену между VII и VIII пилонами Карнака и примыкающую к ней молельню времени Тутмоса III избрал для сходных целей «первый жрец» Амуна-Ра, царя богов, Аменхотеп .) II. Обстоятельный текст на цоколе и на развернутом свитке папируса в руке сидячей статуи Херихора-визиря из серого гранита, найденной в 1904 г. в тайнике Карнака [375, т. II, с. 59, № 42190, табл. LII].
(Текст специально исследован Г. Лефевром [285, § VIII; 367, с. 63—68].) [С. 119] III. Надпись на сфинксе из храма Мут в Карнаке [258, §VII; 396, с. 661]. IV. Стела Лейденского музея (Leiden V, 65), на которой имеется изображение Херихора и его жены Неджемт [130, т. VI, с. 13, табл. XXVIII; 258; § IX, с. 234, примеч. 1; 347, с. 41, 165; 396, с. 678]. V. Надпись на большой неизвестного происхождения фаянсовой вазе из Каирского музея [124, с. 61, примеч. 3795; 258, с. 236, табл. XVIII; 347, с. 21, примеч. 91]4 . VI. Краткие записи с упоминанием Херихора (визиря), начертанные на гробах Сети I и Рамсеса II при их перезахоронении [137, т. IV, 288, § 593, 594; 185, с. 30, 32, табл. XVI, XVIII, XX, XXII, № 61019, 61020; 258, § I—II; 396, с. 553, 557, фиг. 15, с. 724, 726, табл. Ха, XI, XIa, ХЬ]. VII. Текст «Путешествия Ун-Амуна в Библ», в котором Херихор назван дважды (стк. 1, 15; 2, 26) и еще два раза подразумевается как обладатель титула «первый жрец» Амуна (стк. 1, 52; 2, 61) [40]. VIII. Остракон Каирского музея № 25744 [174]. IX. Иератический папирус с текстом «Книги мертвых», происходящей из тайника в Дейр эль-Бахри и принадлежащий жене Херихора Неджемт, ныне хранящийся в Луврском [185, с. 40—50; 347, с. 40—43, § 37—38; 396, с. 648, 650, 677; 432, с. 29—32; 578, с. 22], Мюнхенском [347, с. 42, § 38, № 175; 396, с. 512, примеч. 1] и Британском музеях [523, с. 14—15, № 10541]5. X. Два гроба с мумией жены Херихора Неджемт, найденные в Дейр эль-Бахри [185, № 61024; 347, с. 43, примеч. 181; 396, с. 569, 570, 592, табл. XIXa; 527, № 61087]. (Место захоронения самого Херихора неизвестно. Его гробница и мумия не обнаружены.) XI. Три письма времени Пианха, в которых упоминается жена Херихора Неджемт (Рар. Berlin, № 10487, 10488, 10489) [171, № 21, 34, 35; 220; 347, с. 40—42, § 37, 38; 563, с. 53, 69]. XII. Четыре письма времени Пианха, в которых фигурирует некая Херера [Pap.Turin, 1973; Pap. Brit. Mus., № 10100; Pap. Turin (unnumbered); Pap.Turin, 2069; 171, № 2, 30, 38, 39; 563, с.
20, 65—66, 74—75, № 12, 30, 38, 39], скорее всего жена Пианха, ранее ошибочно отождествляемая с Херерой — матерью Неджемт (т. е. с тещей Херихора) [120, с. 311; 168, с. 33; 242, с. 303; 335, с. 8; 347, с. 43, примеч. 187—188, с. 44, примеч. 189, 190, 191; 564, с. 173, примеч. 145]. XIII. Стела от 7-го года эры «Повторения рождений», в которой сын Херихора Пианх (предполагаемую Эд. Ф. Венте вероятность отсутствия сыновних связей Пианха с Херихором [566, с. 36—38] мы рассмотрим ниже) фигурирует в качестве «первого жреца» Амуна-Ра, царя богов [116, с. 111; 168, с. 35—36; 242, с. 305; 306, с. 35—36; 317, т. II, гл. XIII, с, 102, примеч. 5; 318, с. 439; 335, с. 14—15; 347, с, 17—23, примеч. 75- [С. 120] 76, 81—87, § 16—19; 437, с. 157—162; 564, с. 175; 576, с. 306—307; 580, с. 99, 109—110, 112, примеч. 64]. Таковы те источники, которые могут быть использованы при воссоздании основных этапов жизненного пути Херихора и при характеристике того фиванского «государства бога» Амуна, которое он возглавил. К сожалению, большинство этих источников не датировано, что, конечно, весьма затрудняет их интерпретацию. Определенная датировка по годам эры «Повторения рождений» содержится лишь в некоторых документах: в стк. 1 из текста «Путешествия Ун-Амуна в Библ» (иератический папирус ГМИИ им. А. С. Пушкина, № 120) («Год 5-й, месяц 4-й периода шему, день 16-й»)6; в записях, начертанных на гробах Сети I и Рамсеса II при их перезахоронении («Год 6-й, месяц 2-й периода ахет, день 7-й» и «Год 6-й, месяц 3-й периода перет, день 15-й») [137, т. IV, с. 288, § 593, 594; 185, № 61019, 61020, с. 30, 32, табл. XVI, XVIII, XX, XXII; 258, с. 220, 233, примеч. 1; 347, с. 248, примеч. 31; 367, с. 64; 396, с. 553, 557, 724, 726, табл. XIA, XII; 563, с. 3, примеч. 13]; в стк. 10 оракула, зафиксированного на стеле, изданной Ч. Ф. Нимсом («Год 7-й «Повторения рождений», месяц 3-й периода шему») [437, с. 157— 162]; в одном из писем времени господства в Фивах Пианха (что позволяет датировать и несколько других писем этой же серии) («Год 10-й, месяц 1-й периода шему, день 25-й»), Рар.
Brit. Mus., № 10326 [171, № 9; 563, с. 37, № 9, см. также с. 12]. [В некоторых текстах, в которых при датировке точное указание года эры «Повторения рождений» отсутствует, сохраняется упоминание о Рамсесе XI, что свидетельствует о составлении этих текстов во время правления именно этого последнего фараона Рамессида. Особо отметим, что среди документов, относящихся к деятельности Херихора, нет ни одного, датированного по годам царствования Херихора фараона или царствования (в Танисе) Несубанебджеда (Смендеса).] Среди всех вышеперечисленных источников лишь надписи, начертанные в Карнакском храме Хонсу, содержат почти полный набор известных нам титулов Херихора, в том числе и тех, которые аттестуют его как фараона. О Херихоре-фараоне речь идет в надписях, зафиксированных в переднем дворе храма Хонсу, в проходах из гипостильного зала храма Хонсу в святилище и в передний двор, а также на фасаде пилона, обрамляющего передний двор. Кроме того, царский сан Херихора подтверждается еще, как мы полагаем, в одной строке записи в большом гипостильном зале Карнака («сын Амуна») и в тексте на фаянсовой вазе из Каирского музея. Херихор характеризуется как фараон также и в уже упоминавшихся частях заупокойного папируса его жены Неджемт, содержащих изложение «Книги мертвых». В данном случае Херихор предстает в качестве «первого жреца» Амуна и фараона, а Неджемт — как жена «первого жреца» Амуна и «царская мать» [112, с. 60; 124, № 3795, с. 61; 137, т. IV, с. 305—307, § 619—637; 158, т. II, [С. 121] c. 221—223, 226—227, 229—231; 258, с. 234—237, § X—XVIII, 347, с. 20—21, примеч. 90—92, §17, с. 40—44, примеч. 173—180, 189, § 37—39, с. 251, примеч. 40—42, § 210; 381, ч. III, с. 243, a, b, с. 244, a, b, с. 245, b, с, с. 246, а, b, с, с. 248, а, с. 300, примеч. 75; 382, т. III, 1900, с. 56—65; 396, с. 653, 677]. В большинстве текстов, упоминающих Херихора или членов его семьи (и это нужно подчеркнуть), в отношении к ним царская титулатура или соответствующие эпитеты не употребляются.
Так, в надписях, покрывающих стены гипостильного зала Карнакского храма Хонсу, а также в записи на стеле, установленной в этом храме и посвященной оракулу Хонсу и Амуна, Херихор фигурирует не в качестве фараона, а как верховный правитель, начальник обеих земель, «семер», великий во всей земле, «первый жрец» Амуна-Ра, царя богов, великий начальник войска Верхнего и Нижнего Египта, великий начальник работ в доме Хонсу, начальник работ по сооружению памятников всех его величества, главы Верхнего и Нижнего Египта [137, т. IV, с. 299—302, § 609—612, с. 303—304, § 615—618; 142, с. 39, табл. XXI; 158, т. II, с. 233, 236—237; 258, § III—IV; 381, ч. III, с. 222, f, с. 247, e, d, с. 248, b, d, e, f; и др.]. В надписи на цоколе и на развернутом свитке папируса в руках сидячей карнакской статуи Херихора из серого гранита последний выступает как обладатель следующих почетных званий, эпитетов и титулов: верховный правитель, «первый жрец» Амуна-Ра, царя богов, начальник города (Фив), визирь, царский сын Куша, великий начальник войска Верхнего и Нижнего Египта, успокаивающий обе земли для господина своего Амуна... Начальник обеих земель, «семер», великий во всей земле, визирь, открытый правде, слушающий людей юга, начальник земель юга, делающий полезное в доме Амуна, для которого работает вся земля полностью [368, с. 63—68, стк. 5—9]. В краткой записи на сфинксе из Карнакекого храма Мут Херихор назван «первым жрецом» Амуна-Ра [396, с. 661]. На стеле из Лейденского музея (Leiden V, 65) с изображениями Херихора и его жены Неджемт Херихор характеризуется как «„первый жрец” Амуна-Ра, царя богов, великий начальник войска», а Неджемт — как «владычица дома, старшая гарема Амуна-Ра, царя богов» [130, т. VI, табл. XXVIII; 258, § VII, IX; 347, с. 41, примеч. 165; 396, с. 678]. (В тексте на уже упоминавшейся фаянсовой вазе, где Херихор титулован как фараон, в царских картушах помимо собственного имени содержится лишь жреческое звание Херихора — «владыка двух земель „первый жрец” Амуна, владыка диадем Херихор» [124, с.
61, № 3795; 258, § XVII].) В краткой записи на гробе Сети I, сделанной при его перезахоронении в 6-й год эры Повторения рождений» (т. e. в 24-й год правления Рамсеса XI), Херихор назван «„первым жрецом” Амуна-Ра, царя богов, визирем и начальником [города] (Фив)». [С. 122] В сходной записи на гробе Рамсеса II Херихор фигурирует в качестве «„первого жреца” Амуна-Ра, царя богов» и одного из «серов» (т. e. чиновных должностных лиц) и аналогично с записью на гробе Сети I — как визирь и начальник города (Фив), поскольку лакуна перед обозначением жреца позволяет в данном случае предполагать первоначальную фиксацию здесь именно этих титулов7 [137, т. IV, с. 288, § 593—594; 185 № 61019, 61020, с. 30, 32, табл. XVI, XVIII, XX, XXII; 396, с. 553, 557, фиг. 15, с. 724, 726, табл. Xa, XIa, Хв, XII]. Как визирь Херихор отмечен еще лишь в надписи на статуе Каирского музея № 42190. Ни в одном из многочисленных текстов, покрывающих стены, колонны, архитравы гипостильного зала храма Хонсу, Херихор визирем не назван, и лишь в записи на помещенной в храме Хонсу стеле, сообщающей об оракуле Хонсу и Амуна, он характеризуется не только в качестве «„первого жреца” Амуна-Ра царя богов, царского сына Куша и начальника двойной житницы», но, возможно, и в качестве визиря, поскольку аттестуется как начальник города Фив, в котором Хонсу и Амун утвердили его господство. В тексте «Путешествия Ун-Амуна в Библ» Херихор упомянут по имени дважды (в стк. 1, 15; 2, 25) и еще два раза подразумевается как обладатель титула «первого жреца» Амуна (в стк. 1, 52; 2, 61). Другими званиями (кроме звания «господина» (nb) Ун-Амуна) Херихор в данном историко-литературном памятнике не наделен [40, с. 27 [120], 30 [127], 28 [124], 32 [131]]. На остраконе Каирского музея № 25744 (обрывок письма) Херихор упоминается со своими обычными, нецарскими титулами [168, с. 251, примеч. 42]. В папирусе с текстом «Книги мертвых» из Дейр эль-Бахри, принадлежащем жене Херихора Неджемт, Херихор представлен в качестве «первого жреца» Амуна и фараона с царскими картушами [в частях папируса, хранящихся в Лувре и в Британском музее (Pap. Brit, Mus., № 10541)] в то же время Неджемт называется «царской матерью» и один раз перед своим картушем обозначена странным званием «царского кравчего» (wb nsw), что, впрочем, по мнению К. А. Китчена, является случайным искажением титула «жена царя» (hmt-nsw) [347, с. 42, § 38, примеч. 173—180]. В одной из частей принадлежавшей ей записи «Книги мертвых» Неджемт аттестуется как «царская мать господина двух земель, божественная мать Хонсу-ребенка, старшая гарема Амуна-Ра, царя богов, глава почтенных женщин, госпожа двух земель» [432, с. 29] . В дополнении (или в копии?) к основному тексту «Книги мертвых» Неджемт (Рар. Brit. Mus., № 10541), также хранящемся в Британском музее (Pap. Brit. Mus., № 10490), о его владелице сказано, что она «Царская мать Неджемт» (в картуше.— И. С.), дочь «царской Матери Хереры» (без картуша.— И. С.) [146, табл. I, 5]. В этом же папирусе Неджемт называется «царской матерью, родившей [С. 123] могучего быка» (mst kl nht) [347, с. 44, § 39; 564, с. 174, примеч. 149]9. В надписях на двух гробах найденных в знаменитом тайнике в Дейр эль-Бахри [185, с. 41—50, № 61024], содержащих мумию Неджемт [347, с. 43, примеч. 181, § 38; 396, с. 569, табл. 19; 527, № 61087], а также в надписях на пеленах мумии имя «Неджемт» заключено в картуши, и она предстает здесь с теми же титулами, что и в тексте своей «Книги мертвых», т. е., в частности, как «глава почтенных женщин, царская мать, старшая глава гарема (hr (jt) wrt hnrt) божественная (или царская) мать Хонсу» [347, с. 43, примеч. 40—42, § 39]. В двух письмах из трех времени Пианха, упоминающих Неджемт (Pap. Berlin, № 10487, 10488), последняя не наделяется какими-либо титулами или званиями, и лишь в третьем письме (Pap. Berlin, № 10489) она аттестуется как «старшая гарема Амуна-Ра, царя богов, почтенная госпожа» [171, № 21, 34, 35; 347, с. 40—42, § 37—38; 563, с. 53, 69, № 21, 34, 35]. В двух письмах из четырех, также относящихся к периоду, когда «первым жрецом» Амуна-Ра, царя богов, был Пианх (Pap. Turin, 1973; Pap. Brit. Mus., № 10100), речь идет о некоей Херере без каких-либо сопроводительных титулов. Зато в двух других письмах Херера названа «старшей гарема (певиц) Амуна-Ра, царя богов» — wrt hnrt (Smrj) n-(t) ’Imn-Rr nsw ntrw, т. е. званием, обычным для жены, сестры или дочери верховного фиванского жреца [171, № 2, 30, 38, 39; 168, с. 32; 563, № 2, 30, 38, 39, с. 20, 65, 66, 74, 75; 564, с. 157, примеч. 16]10. В надписи на стеле, рассказывающей о решении оракула Амуна от 7-го года эры «Повторения рождений» (т. е. от 25-го года правления Рамсеса XI), сам Херихор не фигурирует но здесь упоминаются (помимо Амуна-Ра, царя богов) жрец «уаб», писец склада дома Амуна-Ра по имени Несиамун, «второй жрец» Амуна Несиамунра, преемник Херихора в должности верховного фиванского жреца Пианх, наделенный титулами «носителя опахала с правой стороны царя, царского сына Куша, „первого жреца” Амуна-Ра, царя богов, начальника войска, правителя» [437, с. 157—162]. Весьма важным фактом, сообщаемым данной надписью, является указание, на то, что в 7-й год эры «Повторения рождения» (или в 25-й год правления Рамсеса XI) верховным фиванским жрецом был уже не Херихор, а Пианх11.
<< | >>
Источник: И. А. Стучевский. РАМСЕС II и ХЕРИХОР. 1984

Еще по теме ИСТОЧНИКИ О ХЕРИХОРЕ:

  1. Поздний Египет.
  2. ПРЕДИСЛОВИЕ
  3. ИСТОЧНИКИ О ХЕРИХОРЕ
  4. РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ХЕРИХОРА
  5. ХЕРИХОР НА ПУТИ К ПРЕСТОЛУ ФАРАОНОВ
  6. ДОКТРИНА АМУНОКРАТИИ И ХЕРИХОР
  7. ЭХНАТОН — РЕЛИГИОЗНЫЙ РЕФОРМАТОР И ПОЛИТИК (К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЛИГИИ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ)
  8. ХЕРИХОР