<<
>>

Изобразительное искусство и архитектура

ичииние эстетических представлений европейской культуры, вос- ||>имятых японцами в послемэйдзийский период, привело к возникновению тенденций обновления канонов школы национальной і ишшиси —«нихонга».
Ведущими художниками этого направлені и в первые десятилетия XX в. стали Симомура Кандзан (1873— 1930), Екояма Тайкан (1868—1958), Хисида Сюндзо (1874- 1911). Воспитанники Токийской художественной школы (ставшей впоследствии Токийским институтом изящных искусств), они ра ботали в Академии изящных искусств. В 1919 г. была учреждена Императорская Академия изобразительных искусств. Среди е» художников, работавших в стиле «нихонга», был один из вы дающихся мастеров национальной живописи Томиока Тзссаі' (1836—1924). В 1914—1941 гг. действовали три группы творчес ких объединений мастеров «нихонга»: первая выставляла свої' произведения на ежегодных правительственных выставках, вто рая — на академических, третья была представлена работами Киотоской школы, известной изысканной художественной тра дицией.

Традиционные особенности национальной живописи, ело жившиеся в средневековье, были восприняты и новыми школа ми «нихонга». Сохранена была сложная поэтическая символика предполагающая понимание зрителем художественных ассо циаций, а также традиционная тематика: исторические сюжеть декоративные композиции с изображением цветов и деревьев с применением ярких и глубоких тонов, нередко с позолотой Однако следование художественной системе «нихонга» в творчест ве крупных мастеров не было простым копированием стары- канонов. Изучение европейского искусства позволило этим ху дожникам использовать некоторые его приемы, например с вето те} г и линейную перспективу, в целях гармонического обогащении традиционной живописи.Интересно в этом плане творчество Ёкоя ма Тайкан, которому принадлежат портретная живопись и мно гоцветные сюжетные композиции. Но наиболее значительны еі» работы, выполненные черной тушью (серия «Времена года»). Пей зажная живопись с приглушенной легкостью и мягкостью коло рита характерна и для другого крупного художника «нихонга»- Каваи Гёкуро («Золотая осень», «Дождь», «Под деревом и др.).

Попытка связать традиционное наследие с реализмом евро пейской живописи видна в портретах и композициях Ито Си не ум Ясуда Юкихико, Кобаяси Кокэй, Цутида Бакусэн.

Наибольшую связь с национальными формами обнаруживав живопись на ширмах, декоративность которых продолжает тради ции знаменитых мастеров средневековья Сотацу и Корина. Напри мер, «Цветущее дерево сливы» Маэда Сэйсон, «Ирисы» Фукуд- Хэйхатиро.

Живопись «ёга», следовавшая канонам европейской художест венной культуры, обогащала эстетические представления японца знакомила его со сложным психологизмом портрета, разнообразной социальной проблематикой. Значительная роль в начальный пе риод развития «ёга» принадлежала Курода Сэйки (1865—1924) создавшему еще в 1896 г. при Школе изящных искусств в Токи- факультет западной живописи. В 20—30-х годах XX в. приобрс тают значительную известность мастера «ёга» Умэхара Рюдзабури

ЮА

iгод. 1888), Ясуй Сотаро (1888—1955), Исии Хакутэй (1882— і''>8). Ясуй Сотаро в 30-х годах был известен как инициатор ипіжения за сохранение традиционных видов искусства, народного г месленного производства.;

В период сильного загґадного влияния (первые десятилетия Ч в.) национальная живопись Японии оказалась под воздействием различных течений импрессионизма, а затем фовизма. № 1914 г. Ясуи Сотаро и Умэхара Рюдзабуро создали общество •

Никакай», ставшее центром объединения художников «ёга» и пропаганды европейского искусства. К концу 20-х годов в Японии

і учило распространение влияние последователей Матисса — фо- 1м [объединение художников во главе с Сатоми Кацудзо »д. 1895) ]. Начало 30-х годов было отмечено действием групп, ищих на позициях кубизма (Иноуэ Огава и др.) и экспрес- • низма (Вакита Кудзу). В 1939 г. было создано общество • ч«реалистов (Фукудзава Итиро, Фурусава Ивами и др.).

Значительное влияние на развитие изобразительного искусства і» конце 20-х — начале 30-х годов оказало движение за проле- •

чч кую культуру, одним из руководителей которого был талант- |п"Ми художник-график Янасэ Масаму (1900—1945). Активными ? м> участникам^ были получившие после второй мировой войны всемирную известность графики Уэно Макото и Судзуки •

>ндж.

I) 1928 г. был создан Японский союз пролетарских художни- . сыгравший значительную роль в объединении прогрессивных фи ков и живописцев. Союз выпускал журнал «Пролетарское мхтво», массовую «Художественную газету», организовал нес- ? ико выставок пролетарского искусства. Большое влияние на питие движения оказала экспозиция русского искусства, демпфировавшаяся в 1927 г. в нескольких городах Японии (То- . Осака, Нагоя).

Для живописи пролетарских художников была характерна пика работы только маслом, создание больших, часто плані) і о характера, полотен с обобщенными образами людей из и да, с обязательным политическим сюжетом. За короткое вре- нролетарскими художниками были созданы значительные по іественной и художественной значимости произведения. Тако- работы Ивамацу Дзюн «Заводские организаторы», Окамото и «Забастовка рабочих электропромышленности» и др. Но второй половине 30-х годов, когда в стране начинается гупление реакции, все организации прогрессивных художнйков и запрещены, некоторое время продолжали действовать лишь •динения мастеров «нихонга», в художественных приемах ко- .14 все больше обнаруживается нарочитая архаизация и вли- • сюрреализма и абстракционизма. С началом тихоокеанской ты и эти объединения подверглись репрессиям, разрешена hiii ил деятельность только одной организации, вставшей на позиции верноподданности милитаристскому правительству,— Общест- мм помощи войне средствами искусства.

М7

<< | >>
Источник: Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б., Сырицын И. М.. История Японии: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История» — М.: Высш. шк.,. — 432 с.. 1988

Еще по теме Изобразительное искусство и архитектура:

  1. Архитектура и изобразительные искусства
  2. Архитектура и изобразительное искусство
  3. Архитектура и изобразительное искусство
  4. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
  5. Архитектура. Изобразительное и декоративное искусства
  6. Архитектура и изобразительное искусство Раннего Возрождения
  7. Архитектура, строительство, прикладное и изобразительное искусства
  8. Архитектура и изобразительное искусство Высокого и Позднего Возрождения
  9. Живопись (изобразительное искусство)
  10. Искусство. Архитектура
  11. Искусство и архитектура