<<
>>

§ 61. Кольца без многолетия

Кольца царя без каких-либо добавлений спереди и сзади — не редкость на памятниках. Первое кольцо со званием спереди, но без многолетия — явление закономерное внутри титла, когда это кольцо предшествует второму кольцу и предваряющему его званию, и сравнительно частое, когда употреблено отдельно от второго. Напротив, второе кольцо с предшествующим званием, но без наименования "большой по веку своему", на протяжении большей части царствования — явление настолько редкое, что, встретившись, обращает на себя внимание.

За время от выноса наименования "большой по веку своему" за кольцо (см. § 49) до появления солнечных колец (см. § 18) нельзя отметить ни одного примера подобного употребления второго кольца. Кольца TRSL I: III 5 С со званиями спереди, но без многолетий — несомненно, этого времени (см. § 63). Однако эти кольца [239] не могут быть приняты в расчет, так как вообще все многочисленные кольца на трех листах приведены без каких- либо многолетий, хотя предшествующие кольцам звания нередко указаны. В то же самое время вторые кольца со званиями спереди и наименованием "большой по веку своему" сзади встречаются многократно:

1) стоя бок о бок с первым кольцом, с наименованием "большой по веку своему" сбоку

позади первого кольца:

alt="" />

Звания

PSBA XI: 233 = DAeAeT IV: 97 = ASAE III: 263 = RKEA: 11 = ARK: 13 (строчное ИМЯ СМ. также DAeAe III: CX i = В XI: 24 = TTA: 144 CXXXVII = U18D: 1962), RME П: LVII2 h (о времени CM. § 53), REA II: 138 (о времени см. § 57, e), DAeAe III: CX e (времени строчного имени, так как лучи диска, будь он изображен над царем, не имели бы доступа к его голове, лучезарный же диск и солнечные кольца водворяются на памятниках почти одновременно, см. § 100), ASАЕ XXIV: 81 (о времени см. § 57, е);

2) стоя бок о бок с первым кольцом, с многолетием "кому дано жить" под первым и наименованием "большой по веку своему" под вторым кольцом:

JEA XIII: XLVI 2 = СА III: 188 = LX 8, FTEQ: XVI = EW: XVI = DGKAIV: V = ARK: III = BMRAH VI: 45 = TVR: XXIX = LI = АеКНК: X (строчное имя см. FTEQ: XXVII = RA XXIII: 282 = [240] ZAeSA XXI: 129 = ТТА: 138 CXXVI = TVR: XXX = LII = U18D: 1780);

в одной стоячей строке С первым кольцом: ASAE III: 260 два раза (строчное имя см. ASAE III: 261 [= ТТА: 134 СХХШ] + ASAE XXXVII: 32 = U18D: 1964), RME II: LVII 2 с = DAeAeT III: 52 (первое кольцо и звания над вторым и первым отбиты), КАО: 360 2 = REA П: 140 = III 1 (первое кольцо и звания над вторым и первым отбиты; времени строчного имени, потому что царь служит человекоподобному существу, не лучезарному диску, водворяющемуся на памятниках почти одновременно с солнечными кольцами, см. § ЮО); в лежачих строках, после первого кольца с многолетием "кому дано жить" или без ТОГО: DAeAe III: СХ i = ASAE III: 263 = RKEA: 11 = ARK: 13 = TTA: 144 CXXXVII = U18D: 1962, CESBM I: 302 = TTA: 148 CXLV (о времени см. § 45, 72).

За время от придания многолетия солнечным кольцам (см. § 30) до исхода царствования, при несметном множестве колец с последующим наименованием "большой по веку своему", кольца с предшествующим званием, но без наименования "большой по веку своему" сзади, исчисляются единицами, причем большинство их сомнительно или вовсе неверно издано, и почти все непоказательны.

Явно неверно изданы надписи ЕА V: хххттт (плита N) и SNEI: 214 (правда, с вопросительным знаком).

На снимке ЕА V: XL (плита N) видно многолетие — "кому дано жить" — под смежным первым кольцом; снимок SNE I: LXV позволяет читать под вторым кольцом обычное наименование "большой по веку своему" вместо предполагаемого выражения "в Оне (?)". На царских "ответчиках" MSECAE I: 6-7, первом, втором (?), третьем (?), четвертом (?) и четырнадцатом и на царских "ответчиках" FSMS: 397 48548, 398 48551, 48552, 48553, 399 48555, 402 48563 имеющиеся издания не отмечают разрушений за вторым кольцом, но наименование "большой по веку своему" некогда, несомненно, было. По самим же этим изданиям у большинства перечисленных "ответчиков" определенно отбиты ноги, а в двух случаях (FSMS: 398 48551, 402 48563), где этого не сказано, уцелел лишь обломок нижней части тела [241] или ног. Затем на прочих "ответчиках" царя, из того же ущелья, где его гробница, сохранивших низы (отвесных) надписей, за вторым кольцом неизменно следует "большой ПО веку своему": MSECAE I: 7 четыре раза, ASAE XXXV: 195 три раза (= таблица, снимки 9 [= ASAE XXXIX: 382 = LVII А], 11), 196 (= таблица, снимок 12), ASAE XXXIX: 382 = LVII С, FSMS: 397 48549, 400 48558, 48559, 401 48562, 403 48568.

Лишены для нас значения кольца RGOMC: № 297, так как они, несомненно, взяты с куска перил СА III: LXIX 4, у которого отбит верхний левый угол позади колец, где должно было быть наименование "большой по веку своему".

Остаются три случая, из которых действительным исключением является, возможно, один последний. Плитка в виде ранних колец солнца с его же двухвладыческим (см. § 35-36) титлом на обороте, титлом царя на одной и титлом царицы на другой боковой грани (RTRPhAEA XIV: 55 = ТТА: 157 CLXVIII). Титло царя состоит из двух колец с предшествующими званиями, но без последующих многолетий. Надписи изданы, к сожалению, только печатным набором. Возможно, за вторым кольцом не оставалось места для наименования "большой по веку своему". Во всяком случае, памятник настолько своеобразен, что нельзя делать заключений на основании неполноты царского титла на нем. Ведь многолетие к солнечным кольцам тоже отсутствует: лицевая сторона памятника, вырезанного в виде двух смежных колец, была вся занята солнечными кольцами, и многолетие под ними подписать было нельзя, в продолжение же титла на обороте многолетие не было перенесено. Тем не менее оно уже существовало, так как за кольцом царицы следует многолетие "жив[а она] вечно вековечно", появляющееся одновременно с солнечным многолетием "кому дано жить вечно вековечно" (см. § 82). Любопытно, что и на сходном памятнике — плите в виде (ранних) солнечных колец AEg I: 105 (ср. CIMERMT: 81; древнее она или позднее солнечного многолетия — неясно) — на боковых гранях за солнечными кольцами оказываются на одной — первое, на другой — второе [242] кольцо царя, с предваряющими званиями, но без последующих многолетий (к сожалению, и эти надписи воспроизведены лишь печатным набором).

Гробница П-рен-нуфе в Ax-йот (ЕА VI: IV). Данное место на стене ныне разрушено и известно только по воспроизведениям столетней давности (ЕА VI: 3 (2)). Надпись расположена так:

Если за вторым кольцом действительно никогда не было наименования "большой по веку своему", причиною тому мог быть недостаток места между вторым кольцом и изображением столба от навеса. Однако тут же второе кольцо трижды написано с наименованием "большой по веку своему". Время VI солнечного титла (см. § 39). Плита Ax-йот J (строка 4) — судя по указаниям на ее разночтения, имеющиеся в ЕА V: XXVII; нечеткие снимки ЕА IT: XXV и ЕА V: XXXVI в данном случае бесполезны.

Наименование "большой по веку своему" отсутствует в лежачей строке после второго кольца с предшествующим званием, притом в самом конце строки, как то можно установить по положению непосредственно примыкающих слов: "(Как) живет отец мой Ра-Хар-Ахт" и т.д. в самом начале следующей строки (видно на снимке ЕА V: XXXVI, строка 5: в разночтениях ЕА V: XXVII начало 5 строки указано неправильно). Очевидно, в конце строки не хватило места для наименования "большой но веку своему", оторвать же его от имени и перенести в следующую строку, с которой начинается новый и существеннейший раздел — царская клятва, представилось нежелательным. Время III солнечного титла (см. § 36).

Таким образом, со времени выноса наименования "большой по веку своему" за кольцо (см. § 49) до появления солнечных колец (см. § 18) и от придания солнечным кольцам многолетия [243] (см. § 30) до смерти царя, наименование "большой по веку своему" без крайней нужды не отступало от второго кольца, внутри которого некогда находилось (см. § 48). Тем замечательнее, что была пора и притом в середине царствования, между обоими упомянутыми его отрезками, от появления солнечных колец до придания им многолетия, когда второе кольцо с предшествующим званием легко обходилось без наименования "большой по веку своему". В эту пору вторые кольца со званием спереди, но без многолетия сзади, количественно почти не уступают тем, что имеют после себя наименование "большой по веку своему" — по меньшей мере среди изданных.

Вторые кольца с предшествующими званиями, но без наименования "большой по веку своему", от появления солнечных колец (см. § 18) до придания им многолетия (см. § 30):

1. Гробница П-рен-нуфе в Нэ JEAIX: XXIII = XXIV 1.

2-3. Камень из Эп-эсове ASAE XXII: IV два раза. Камень JEA V: VIII = SPAW 1919: 477 = ТТА: 152 CLX. Большой жуковик ZAeSA XXXVIII: 114 = АВКК XXXI: 98 = AelSMB II: 256 = ТТА: 149-150 CIL. Вероятно, стена из Эп-эсове ME: XI 5; кольца царя внизу повреждены, но, судя по отсутствию многолетия "жива ока!" под кольцом царицы (см. § 83), под ними вряд ли были многолетия. ВОЗМОЖНО, камень ИЗ Ах-ЙОТ METh II: 73 = MDOGB LVII: 29 = ZAeSA LV: 33 = ТТА: 162 CLXXXI. Уцелело одно первое (стоячее) кольцо; смежное второе, несомненно, было, как и звания над обоими (этого требует соседство и вышина солнечного титла). Многолетия под первым кольцом не было, и потому его, наверно, не было и под вторым — иначе наименование "большой по веку своему" под вторым ничем не было бы уравновешено под первым. Можно, конечно, предположить, что наименование "большой по веку своему" было написано сбоку позади колец, однако, если это наименование бесконечно часто бывает подписано рядом с многолетием "кому дано

жить" под смежными кольцами, то сбоку от них, одно или вместе с многолетием "кому дано жить", над изображениями в дни солнечных колец [244] оно бывает написано редко: RA V: 63 = ME: X 1 = RKEA: II = ZAeSA LVIII: I = KAO: 360 3 = ARK: V = AeKHK: V, не позднее I солнечного титла (см. § 34), ASAE XXXV: 46, с I солнечным ТИТЛОМ (см. § 34), TEA: XII 4, ЕА V: XLII (плита R) = MMPAIBL XL: I и СА III: XLI 2 С III солнечным титлом (см. § 36), MDREN: XXVIII = CMIEA I: 40 = DGKAIV: 17=5 с V солнечным титлом (см. § 38), ЕА III: IV с поздними солнечными кольцами, ср. камень из Апе DAeAeT III: 89 с проглядывающим сквозь "Эх-не-йот" именем "Амен- хотп" и обломок из усадьбы солнца на юге Ax-йот СА I: XXXIII, оба, возможно, от изображений, оба с владыческими заголовками, указывающими в первом случае на время позже строчного имени, во втором, вероятно, — на пору поздних солнечных колец (см. § 62), ср. еще поврежденные СА I: XLIII5 и LIX 50. (Случаи вне изображений: TEA: VII, из дворца в Ax-йот, судя по другим обломкам столбов — времени TTT-VT солнечного титла, см. § 36-39, затем ЕА VI: XXXI и DAeAe III: CV, судя по прочим надписям в помещении, именно ЕА VI: XXIX, XXXI, XXXII, — времени VI солнечного титла, см. § 39.)

Все случаи, когда второе кольцо снабжено званием спереди, но лишено многолетия сзади, все за исключением седьмого — последнего, современны имени "Амен-хотп Нуте- хук-висе" (касательно камня JEA V: VIII см. также SPAW 1919: 477-484 и JEA VIII: 199-200), первый, второй и третий случаи — с I солнечным титлом (см. § 34), четвертый — со II солнечным титлом (см. § 35). Седьмой — последний — пример тоже со II солнечным титлом, но уже содержащим имя новой столицы, следовательно, от времени после переименования царя в "Эх-не-йота" (см. § 50).

Вторые кольца с наименованием "большой по веку своему" за время от появления солнечных колец (см. § 18) до придания им многолетия (см. § 30) следующие.

1-2. Гробница Ра-мосе правителя в Нэ DGKAIV: VI = АВРК XL: 217-218 = TVR: XXXIII = LIII = AeKHK: XI. Камень ИЗ Эп-эсове RA V: 63 = ME: XI 1 = RKEA: II = ZAeSA LVIII: I = KAO: 360 3 = ARK: V = TTA: 152 CLVIII = AeKHK: V. [245] Камень из Эп-эсове ASAE XXXVIII: CIX. Камень из Апе ASAE XXXV: 46 = TTA: 151 CLV. Чаша В ММ A XVII: обложка = E: 123. Обломок сосуда TEA: XIII 23. Жуковик ASAE XVI: 178 = TTA: 149 CXLVIII. Вероятно, изваяние царя из Эп-эсове MDOGB LXIV: II = ASAE XL: XXV = ОеА: против 90, хотя снимки весьма нечетки. Плита из дворца в Ax-йот TEA XII 2 — судя по отсутствию второго имени в кольце царицы, старше солнечного многолетия (см. § 78). Однородная плита из дворца в Ах-йотТЕА: XII. 1, но с отбитым именем царицы. Примеры 1-8 современны имени "Амен-хотп Нуте-хук-висе", также и пример 9, судя

по описанию MDOGB LXIV: 56; пример 3 — не позднее I солнечного титла (см. § 34), примеры 1-2 и 5 с I солнечным титлом (см. § 34). Примеры 10 и 11 с именем "Эх-не-йот".

Впечатление от количественного соотношения обоих родов колец еще усилится, если принять во внимание, что сравнению подлежат, пожалуй, не все кольца второго рода. В то время, как все перечисленные кольца без наименования "большой по веку своему" — стоячие и смежные с первым кольцом, из колец с наименованием "большой по веку своему" такими будут кольца 1-7 и, наверно, 10-11, кольцо же 8 — в лежачей строке, вдобавок в составе полного пятиименного титла, а кольцо 9, хотя и стоячее, но не смежное с первым.

Можно ли указать причину столь частого опущения многолетий под кольцами царя в годы отсутствия их под солнечными кольцами? Поставленный так вопрос уже содержит ответ. Действительно, все семь перечисленных достоверных и вероятных колец без наименования "большой по веку своему" стоят бок о бок с первым кольцом, тоже лишенным

многолетия, около солнечных колец, многолетия еще не имевших (см. § 30; отсутствие многолетия в то время ясно видно в примерах 1-3 и 7, менее ясно в примерах 4 и 5; в примере 6 низы солнечных колец повреждены). Очень [246] правдоподобно, что именно в подражание солнечному соседу оба царских кольца часто обходились без своих многолетий, так что низы их оказывались на одном уровне с низами солнечных колец. Принудительности в этом подражании не было, как то доказывают кольца с наименованием "большой по веку своему" в примерах 1-7 (и, наверно, в примерах 10-11), тоже расположенные по соседству с солнечными, причем у примеров 1-2, 4, 6-7 и первое кольцо имеет под собою многолетие "кому дано жить" (см. § 57; у примеров 10-11 первое кольцо отбито). Опущение многолетия наблюдается иногда, вопреки обычаю, и под кольцом царицы, когда оно соседствует с солнечными, еще лишенными многолетия (см. § 83).

<< | >>
Источник: Перепелкин Ю.Я.. Переворот Амен-хотпа IV. Часть 1. Книги I и II. 1967

Еще по теме § 61. Кольца без многолетия:

  1. § 83. Кольца царицы без многолетия
  2. § 35. II (двухвладыческое без многолетия) солнечное титло
  3. § 5. Окончание дела без вынесения судебного решения (прекращение производства по делу, оставление заявления без рассмотрения)
  4. § 81. Многолетие после простого имени
  5. Глава четвертая МНОГОЛЕТИЕ ПОСЛЕ ИМЕНИ ЦАРИЦЫ
  6. § 36. III (двухвладыческое с многолетием) солнечное титло
  7. § 82. Многолетие после сложного имени
  8. § 30. Многолетие "кому дано жить вечно вековечно" после солнечных колец
  9. ВТОРОЕ КОЛЬЦО
  10. ПОЗДНИЕ КОЛЬЦА СОЛНЦА
  11. Глава втораяПЕРВОЕ КОЛЬЦО
  12. Глава четвертаяРАННИЕ КОЛЬЦА СОЛНЦА
  13. § 15. Кольца у солнечных обозначений в надписях
  14. § 22. Написание предлога т "в/как" в ранних солнечных кольцах
  15. Глава пятая ПЕРЕХОДНЫЕ КОЛЬЦА СОЛНЦА