<<
>>

ОСЕДЛЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ СУДАНА

Поселения неолитических культур Судана в Кадеро, Гейли, Кададе и ряде других, распространенных к северу от Хартума (схема 2), где в течение все­го года обитала основная часть общины, расположены на некотором уда-

лении от Нила, занимая высоты, недоступные водам реки во время поло­водья.

В Кадеро раскопаны два поселения конца V тыс. до н э., располо­женные на северном и южном склонах гезира, возвышавшегося почти на 2 м над окружающей равниной и удаленного от восточного берега Нила на 7 км.

Анализ совокупности артефактов, происходящих из обоих поселений, позволил говорить о том, что они принадлежали общинам, имевшим сме­шанную экономику, в которой доминирующая роль принадлежала разве­дению крупного и в значительно меньшей степени мелкого рогатого ско­та [Gautier, 1984а, с. 49; 19846, с. 317—318]. Мясной рацион поддерживался за счет охоты на газель и антилопу. Существенную роль играло собиратель­ство пресноводных моллюсков и рыбная ловля в ныне пересохших реч­ках нижней пустыни. Земледелие было основано на выращивании проса и сорго [Klichowska, 1984]* Помол зерна производился в специальном месте, в западной части холма, о чем свидетельствует большое скопление зерно­терок [Krzyzaniak, 1984, с. 311]. Общинники употребляли в пищу также ка­кие-то другие, неидентифицированные зерновые растения и плоды неко­торых фруктовых деревьев.

Высказывалось предположение, что центральная часть гезира использо­валась как загон для скота [Krzyzaniak, 1984, с. 310—311]. Вместе с тем сооб­щается о находках в этой части холма нескольких могил, одновременных поселениям. Некрополь также находился в северо-восточной части гези­ра и отличался наличием в могилах предметов погребального инвентаря, главным образом керамики. На их фоне особенно выделялась могила с за­хоронением мужчины в возрасте около 45 лет, при жизни имевшего высо­кий социальный статус. Кроме керамики в ней находились навершие дис­ковидной булавы, сердоликовые бусы и подвески [Dzierzykray-Rogalski, 1984]. Авторами раскопок была высказана гипотеза о том, что на этом клад­бище хоронили местную социальную элиту, в то время как могилы, распо­ложенные в центральной части холма, принадлежали рядовым общинни­кам, похороненным практически без вещей [Krzyzaniak, 1984» с. 313—314].

<< | >>
Источник: Шеркова Т. А.. Рождение Ока Хора: Египет на пути к раннему государ­ству.. 2004

Еще по теме ОСЕДЛЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ СУДАНА:

  1. ГЛАВА 2 ПАЛЕОЛИТ
  2. ГЛАВА 16 ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ
  3. ДУХОВНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВРЕМЕН ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ ОБЩНОСТИ ПО ДАННЫМ ЛИНГВИСТИКИ
  4. а) Ранняя пора.
  5. Материальная культура и экономика кельтов
  6. КУЛЬТУРА
  7. Глава 4 Закономерности становления оседлой «городской» жизни в кочевых обществах Центральной Азии
  8. А.д. Цыбиктаров Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, Россия ХЭНТЭЙСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ РАННЕГО МЕТАЛЛА СЕВЕРА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
  9. А.А. Тишкин, В.В. Горбунов, Н.Н. Серегин Алтайский государственный университет, г.Барнаул, Россия МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЗЕРКАЛА КАК ПОКАЗАТЕЛИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КУЛЬТУР АЛТАЯ ПОЗДНЕЙ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (ХРОНОЛОГИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ)1
  10. Очерк одиннадцатый ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ЕЕ ДИНАМИКА В ПЕРВОБЫТНООБЩИННОЙ ФОРМАЦИИ
  11. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ОХОТНИКОВ-СОБИРАТЕЛЕЙ БУШМЕНОВ
  12. 3. КЛАНИЦА, Д. ТРЖЕШТИК ПЕРВЫЕ СЛАВЯНЕ В СРЕДНЕМ ПОДУНАВЬЕ И В ПОЛАБЬЕ
  13. ОСЕДЛЫЕ КУЛЬТУРЫ В ОАЗИСАХ ЛИВИЙСКОЙ ПУСТЫНИ