<<
>>

§ 96. Памятники, как будто противоречащие принятому распределению царевен по отрезкам царствования

Таким образом, кажется бесспорным, что первая царевна, Ми-йот, родилась около времени переименования царя в "Эх-не-йота", иначе около 6-го года; вторая, Мек-йот, — около времени принятия царицею сложного имени (см. § 78), иными словами, около 8-го года; третья царевна, Анхс-эм-п-йот, — около времени провозглашения солнца "владыкою окружаемого всего диском", т.е. вскоре после 8-го года и задолго до конца поры ранних солнечных колец (см. § 37-39); четвертая царевна, Нефр-нефре-йот Младшая — около времени переделки солнечных колец из ранних в поздние, т.е.

около 12-го года (см. § 25), а пятая и шестая царевны, Нефр-нефре-рэ и Сетп-эн-рэ — к концу царствования. В таком выводе нет, по существу, ничего нового, но изложенному — обычному — способу приурочения [96] царевен к разным отрезкам царствования противоречат, как будто, некоторые памятники.

Первый из них — изображение на стене храма солнца в Эп-эсове, известное по воспроизведению от руки столетней давности (TBSL I: I 5 = ME: XI 3). Под диском с лучами- руками стоят перед двумя жертвенниками слева фараон с жезлом в простертой руке (верх туловища и голова отсутствуют), справа — царица с кадильницей, а за царицею две царевны с трещетками. Фараон еще "Амен-хотп", царица — просто "Нефр-эт" (см. § 75). По бокам солнца — его титла с кольцами и выражением "что в сердце" такого-то храма (см. § 34-37) и, конечно, без "владыка окружаемого всего диском" (см. § 37-40); повреждения не позволяют установить, было ли употреблено более старое "владыка неба (и) земли" (см. § 34) или более новое "владыка неба, владыка земли" (см. § 35). На первое время по заключении солнечного имени в кольца могло бы указывать отсутствие преувеличения телесных особенностей царской четы, характерного для последнего времени пребывания двора в Нэ (см. § 103), однако издатель не передавал этого преувеличения достаточно отчетливо: так, оно имеется на пограничной плите Ax-йот S, а также, должно быть, на плитах U и А (ЕА V: XXVI = XXXIX, XXXVIII, XLI, ср. 23), но в издании ME: XIII, XII, XIV оно почти не ощущается.

Царь и царица стоят друг против друга, каждый перед особым жертвенником, в одинаковом положении относительно солнца. В отличие от последующих лет, для которых я могу назвать только СА III = LXIX 4, первое время по введении солнечных колец изображения царя и царицы, служащих солнцу, стоя друг против друга, не были, по-видимому, редкостью. Так должно было быть построено изображение из Апе ASAE XXXV: 42 (уцелело от царицы только титло, изображение фараона не сохранилось), причем присутствие в титле солнца прозвания "владыка неба (и) земли" (см. § 34) указывает не на последнее время перед переделкой царского имени в "Эх-не-йот", а на несколько более раннее (см. § 35). Самый прием построения изображения — лучезарное солнце с двумя царственными особами по бокам, обращенными лицом друг к другу, — [97] был распространен в последние годы в старой столице: на камнях из Эп-эсове RA V: 63 = ME: X 1 = RKEA: II = ZAeSA LVIII: I = KAO: 360 3 = ARK: V = AeKHK: V и ASAE XXII: IV противостоят друг другу под лучезарным диском изображения самого царя (царица в обоих случаях — позднейшая вставка, см. § 70), также, вероятно, на остатках храма там же ASAE LIU: XIII А. На храмовых стенах подобные двойные изображения должны были примыкать одно к другому спинами. Что дело действительно обстояло так, доказывает камень из Эп-эсове ASAE XXII: IV (изображение царицы, как сказано, — здесь позднейшая вставка).

Такое расположение двойных или единичных изображений спиною друг к другу было обычным явлением на храмовых стенах как при строчном солнечном имени (камни DAeAe III: СХ с = BPh1: 145 = АВКК XXXIV: 131-132 = MDOGB LVII: 19 = АВРК XL: 213-214 = ВРК XLI: 161-162 = RKEA: I = ОИДИ: 158 = КАО: 360 1 = BPh2: 169 = ARK: IV = AeKHK: IV и REA П: III 1 = КАО II: 360 2; в обоих случаях двойные изображения Амен-хотпа IV перед его богом — еще в образе человека с соколиной головой, ср. § 100), так и непосредственно после заключения солнечного имени в кольца: кроме камня из Эп-эсове ASAE XXII: IV, ср. камни из округи Нэ RFDEM II: 132 и RFM 1932: 5 = 62. Между спинами граничащих изображений остается при этом более или менее значительное пространство. На обсуждаемом изображении из Эп-эсове царь и царица помещены друг против друга, составляя, таким образом, двухчастное изображение под лучезарным диском, наподобие других таких же храмовых изображений в старой столице. Однако за царицею видны еще две царевны. Кто же был за царем, или там никого не было? Продолжение стены, к сожалению, отсутствует. Не могли ли быть царевны на данном изображении добавлены позднее? Правда, они представлены на нем необыкновенно рослыми и занимают много места позади царицы, так что за ее спиною должно было быть много пустого места для вставки. Однако размеры царевен настолько необычны, что вызывают сомнение в точности воспроизведения. Что последнее не вполне надежно, доказывает неправильная передача боковых прядей волос у обеих [98] девочек в виде свисающих концов головных повязок, причем эти повязки снабжены сзади развевающимися концами! Возможно, изображения царских дочерей сохранились недостаточно хорошо. Действительно, большая часть туловища второй царевны пропала; и над нею в издании — зачерченные, следовательно разрушенные, строки надписи; зачерчены также пустое место вверху и значительная часть приписки к изображению первой царевны; зачерченные кольца в обеих приписках, несомненно, ошибочны, так как имена царевен никогда не писались при Амен-хотпе IV в кольцах, и последние на нашем воспроизведении в лучшем случае неправильно перенесены в первые строки из вторых, где кольца могли быть вокруг имени матери.

Можно привести еще некоторые соображения, как будто подтверждающие позднейшее привнесение царевен. Во-первых, бросается в глаза несоответствие между скромным титлом царицы (перед ее кольцом только "жена царева"!) и пространными, в две длинные строки каждое, титлами царевен (начало сохранилось над старшею: "дочь царева,

от утробы его, возлюбленная его              "). Несоответствие не искупается добавлением после (!)

кольца царицы обозначений "великая благосклонностью, госпожа Верховья (и) Низовья". Титла царевен, насколько можно судить по воспроизведенным в изданиях остаткам и размерам столбцов, были, видимо, столь же пространными, как позднее в Ax-йот. Не звучали ли эти титла, как там: "дочь царева, от утробы его, возлюбленная его, (такая-то) рожденная женою царевою великою, возлюбленною его, владычицею обеих земель Нефр-нефре-йот Нефр-эт — жива она вечно вековечно"? Если бы это было так, то сколько обозначений было б перед кольцом царицы в титле ее дочери, а в собственном титле царицы — только звание "жена царева"! Во-вторых, имеются совершенно достоверные примеры позднейших вставок в изображения на храмовых стенах в Нэ как раз за спиною одного из царских изображений, помещенных под лучезарным диском (см. § 70). В-третьих, стены солнечных храмов в старой столице продолжали отделываться и после основания новой, по меньшей мере, в течение нескольких лет, даже после принятия [99] царицею добавочного имени "Нефр- нефре-йот"; рождение же второй царевны Мек-йот, изображенной со старшей сестрою на занимающем нас загадочном изображении, совпадало, примерно, по времени с принятием царицею сложного имени (см.

§ 92). Помимо изображений царицы, вставленных позднее под именем "Нефр-нефре-йот Нефр-эт" на камне из Эп-эсове (RA V: 63 = ME: X I = RKEA: II = ZAeSA LVIII: I = KAO: 360 3 = ARK: V = AeKHK: V) И на камне ИЗ Апе (ASAE XXXV: 48; СМ. § 70), ИМЯ "Нефр-нефре-йот Нефр-эт" дают обломки из пригорода Нэ RFM 1927: 146 = RFM 1932: 7 и RFM 1927:147 = RFM 1932: 8. Сюда же можно отнести и камень того же происхождения RFM 1927: 50 = RFM 1932: 10. На одной из граней камня уцелели концы двух стоячих строк надписи,

содержавшей титло одной из царевен: "(1)              [рожденная] женою царевою великою (2)

[Нефр-нефре-йот Нефр-эт — жива она ве]чно вековечно!". Конец второй строки, судя по снимку RFM 1932: 10, сохранил перед словом "вековечность" знак земли, заключительный в слове "вечность". Соответственно и надпись на другой грани в конце второй строки должна была содержать те же знаки — в воспроизведении печатным набором RFM 1927: 50 и RFM 1932:10 знак неба над "вековечность" надо, несомненно, переправить в знак земли. Поскольку пожелание "жива она вечно вековечно!" появляется за именем царицы лишь около 8-го года царствования ее мужа, т.е. около времени рождения второй царевны (см. § 82, 92), данный камень является также свидетелем того, что солнечные храмы старой столицы отделывались до самого времени превращения царицы в "Нефр-нефре-йот Нефр-эт " или — что примерно то же — до самого появления на свет второй царевны (см. § 92). В-четвертых, царские дочери под соответствующими титлами подлежали впоследствии увековечению на храмовых изображениях в Нэ. На упомянутом камне RFM 1927: 50 = RFM 1932: 10 позади взрослой женщины, очевидно, царицы, изображена царевна-ребенок с трещеткою в руке (уцелели непомерно удлиненный назад череп, верх трещетки и приведенные выше концы двух строк титла). Как было показано, этот камень был отделан значительное время спустя по переименовании Амен-хотпа IV в [100] "Эх-не-йота", после включения в титло царицы

пожелания "жива она вечно вековечно!" Еще раз царская дочь, очевидно, старшая Ми-йот, засвидетельствована на камне из Апе ASAE XXXV: 47. За царицею, представленною с преднамеренно подчеркнутыми телесными особенностями ее супруга, что указывает, самое раннее, на время накануне переименования царя (см. § 103), была изображена царевна, от которой осталось только титло: "Дочь царева от утробы его, возлюбленная его [Ми-]йот, [рожденная же]ною царевою великою, возлюбленною его              ".

Таким образом, вполне возможно допустить, что две царевны на загадочном изображении ME: XI 3 были вставлены значительно позже его изготовления. Поскольку вторая царевна никак не могла появиться на свет раньше времени принятия царицею сложного имени "Нефр-нефре-йот Нефр-эт", т.е. около 8-го года (см. § 78), такое допущение граничит с достоверностью, правда, при одном условии — если издание более или менее надежно. Мне не освободиться от подозрения, которое не могу обосновать, что издателем были ошибочно соединены воспроизведения разных памятников. Он занимался пограничными плитами Ах-йот — плиты S, U и А изданы им тут же в ME (XII, XIII, XIV). Обращает на себя внимание, что царевны ME: XI 3 поразительно похожи на двух царевен, изображенных позади царицы на плите U, как в том можно убедиться по снимку этой плиты ЕА V: XXXVII. Способ же изображения двух царевен необычный; в этом отношении плита U стоит особняком среди прочих памятников времени III солнечного титла (см. § 36), изображающих двух царевен (еще без третьей). Всюду на прочих пограничных плитах Ах-йот, где издание (ЕА V) позволяет судить о размерах изображений, Ми-йот представлена значительно более рослой, чем Мек-йот. То же можно сказать об изваяниях царевен подле пограничных плит. Равным образом на плите-прописи того же времени из царской гробницы в Ах-йот первая царевна больше второй (MSECAE I: 12 = КАеМС: XXVII = DAeS П: LXXXII = ЕРИИИ I: 107 = ОИДИ: 156 = КАО: 361 = SA III: 314). И только на изображении ME: XI 3 две царевны одинакового роста, как на плите U. Далее, если воспроизводить плиту U с того места, откуда [101] был сделан снимок — может быть для этого особенно удобного, — то выступ скалы у правого края плиты скрывает от воспроизводящего как раз те части изображения второй царевны, которые отсутствуют в ME: XI 3. Старинный издатель воспроизводил иногда лишь отдельные части изображений. Там же, ME: XI, воспроизведена одна правая половина камня из Эп-эсове, многократно издававшегося впоследствии (DAeAe III: СХ с = BPh1: 145 = AelSMB П: 120 = АВКК XXXIV: 131-132 = MDOGB LVII: 19 = АВРК XL: 213-214 = ВРК XLI: 161-162 = RKEA: I = ОИДИ: 158 = КАО: 360 1 = ВР1г: 169 = ARK: IV = АеКНК: IV); в ME: XI 4 воспроизведена лишь частица большого изображения в гробнице П-рен-нуфе в Ах-йот[85] (ЕА VI: IV = IX) и при этом в описании названа камнем из Эп-эсове! Не могло ли случиться, что листок с изображениями царевен плиты в Ах-йот был неверно соединен с листками, воспроизводившими камни из Эп-эсове? Если тут были соединены воспроизведения разных памятников, несоразмерная величина царевен по отношению к царице получила бы объяснение. Надо иметь в виду, что уПрисс д’Авенн могли быть воспроизведения с плиты U двоякого рода: свои и чужие, так как известно, что плиту S нашел и списал его спутник (ЕА V: 27-28).

Еще запутаннее вопрос о другом памятнике, как будто противоречащем общепринятым и, видимо, бесспорным выводам о последовательности появления царевен в царствование Амен-хотпа IV. Памятник этот — остатки большой стенописи одного из личных покоев царской четы в главном дворце в Ах-йот. Основную часть росписи составляло изображение царского семейства. Фараон был представлен сидящим, видимо, на скамье, царица — сидящею напротив мужа на подушке. Между царем и царицей были изображены три первые царевны, вокруг которых мать обвила свою руку. В свою очередь старшая царевна обнимала двух младших. На коленях у царицы должна была сидеть маленькая дочь, судя по кусочку [102] росписи с остатками детской ручки, касавшейся пальцев одной из старших сестер. На полу рядом с подушкою царицы на небольшой подушке представлены две маленькие нагие царевны, из которых передняя, обернувшись к задней, ласково берет ее за подбородок. Эти две царевны — единственные члены царской семьи, сохранившиеся на росписи полностью, от остальных уцелели только более или менее значительные куски. Роспись была обнаружена в 1891 г., но, к сожалению, изданы были в TEA: 112 одни лишь хорошо сохранившиеся изображения маленьких царевен с примыкающей частью материнского облачения и ноги. Прочие остатки были изданы только в 1921 г. в JEA VIE II. В дальнейшем были найдены еще обломки той же росписи, однако изданы они небыли. О них см. ТЕ-А: VII 3 (подпись к снимку), 128 и, особенно, 91, где изложение по-видимому, основано в какой-то мере и на них; для занимающего нас сейчас вопроса они не должны, как будто, иметь существенное значение, разве только что в числе их оказались куски сопроводительных надписей. Неоднократно переиздавались две маленьких царевны на подушке. В цвете они изданы JEA VII: I = КАО: XVII = ВР1г: против 184 = ТОМСЕ: II = AM: 59 = ИДЕ: 151; ТОМСЕ: П, видимо, цветной снимок.

Выходит, что дворцовая роспись знала шесть царских дочерей. Правда, среди изданных обломков, достоверно принадлежащих к данному изображению, ни один не содержит титла царевен; тем не менее, трудно сомневаться в том, что изображенные на стенописи шестеро детей тождественны с Ми-йот, Мек-йот, Анхс-эм-п-йот, Нефр-нефре- йот Младшей, Нефр-нефре-рэ и Сетп-эн-рэ. Первые три, несомненно, — те три рослые девочки, которые стоят между царем и царицей; сидящих на подушке маленьких царевен считают Нефр-нефре-йот Младшей и Нефр-нефре-рэ, а малютку, бывшую, возможно, на коленях у матери, принимают за Сетп-эн-рэ . [103]

Надписей, которые бы достоверно относились к изображению, не сохранилось или не издано ни одной. Обломок титла, дающий имя царицы "Нефр-нефре-йот Нефр-эт" с определителем царицы в высоком головном уборе (JEA VIE II) и принадлежащий, следовательно, времени — нескольким годам — до переделки солнечных колец в поздние (см. § 80), может вовсе и не относиться к изучаемому изображению; по крайней мере, такая принадлежность его ничем не подтверждена в издании[86] [87]. Однако, как этот обломок с именем царицы, так и другие куски стенных росписей, сохранившие те или иные надписи и принадлежавшие, возможно, к сходным изображениям в том же месте[88], содержат неизменно указания на время ранних солнечных колец как время своего надписания — там, конечно, где вообще содержатся какие-нибудь определенные указания на время. Солнечные кольца с руки (JEA VIE III 8 + 6) и груди фараона (JEA VIE III 8 + б) являются ранними, так же как и солнечные кольца на запястьях царицы (JEA VIE III 11 + 6). Только обломок титла второй царевны (JEA VIE IV 25) может быть отнесен одинаково как ко времени ранних, так и ко времени поздних колец солнца; ясно лишь, что он не старше середины царствования, так как пишет тг знаком пруда (см. § 104). С приведенными указаниями на время ранних колец солнца хорошо согласовалось бы и то обстоятельство, что в придворном храме, расположенном рядом с теми личными покоями, были также найдены одни ранние именные кольца солнца (JEA XXI: 137 = С А III: 191). Судя по употреблению в обоих зданиях кирпичей с одним и тем же клеймом "двор" (JEA XXI: 137 = СА III: 191), можно даже думать, что храм и личные покои составляли одно целое, объединенное под [104] общим именем "двор Йота в Ax-йот"[89]; в полном виде это название — единственное храмовое название, встречающееся в данном храме (JEA XXI: 137 = СА III: 191), засвидетельствовано, правда, только в нем, но не во дворце (ср. JEA XXI: 137 = СА III: 191).

Если, таким образом, принадлежность росписи времени ранних солнечных колец может считаться, пусть и недоказанной, но все же вероятной, спрашивается, как согласовать присутствие на ней шести царевен с бесспорными, казалось бы, выводами о рождении четвертой царевны самое раннее накануне переделки солнечных колец из ранних в поздние, а пятой и шестой — при поздних солнечных кольцах? Единственный способ разрешить это противоречие, если вообще признавать время ранних солнечных колец, временем изготовления росписи, это допустить, что младшие три, или по меньшей мере, две царевны были введены в нее позже, несколько лет спустя после завершения. При этом привнесены могли быть или три младшие, или, наоборот, три старшие царевны; в последнем случае три маленькие царевны изображали бы первоначально Ми-йот, Мек-йот и Анхс-эм-п-йот и только по рождении их младших сестер были бы превращены в последних с написанием старших заново между царем и царицей.

За привнесение в изображение маленьких царевен, что сидят на подушке у ног царицы, могло бы говорить отсутствие пояснительных приписок к ним (о младенце на руках или коленях царицы сказать что-либо трудно, так как кроме кисти руки здесь вообще ничего не уцелело, однако приписка здесь была бы возможна). Опущение титла при изображении царевен — большая редкость в [105] Ax-йот, хотя изображались царевны постоянно и повсеместно. Опущены титла при изображениях царевен достоверно лишь в двух случаях: раз в гробнице Ми-рэ жреца (ЕА I: XXVI = V) и раз в гробнице Хайа (ЕА III: XVI); при этом на изображении у Ми-рэ одна из четырех царевен (младшая!) все же наделена титлом. И у Ми-рэ, и у Хайа титла действительно отсутствовали, как то доказывают для Ми-рэ снимок ЕА I: V, а для Хайа заполнение пространства над обеими царевнами отвесными цветными полосками. Что в гробнице Пи-нхаса ЕА II: XV над одной из колесниц с двумя царевнами нет приписок, объясняется, возможно, плохою сохранностью данного места (над другой колесницей с двумя другими царевнами уцелели остатки их обозначений, ЕА II: XVI). Тем же, быть может, объясняется и отсутствие титла Ми-йот на почти полностью погибшем наброске в гробнице Ах-мосе ЕА III: XXXII. Здесь такое объяснение особенно уместно, так как сходное изображение царя, царицы и старшей дочери на одной колеснице в позднейшей гробнице Маху (ЕА IV: XX, XXII) содержит титло Ми-йот. Отсутствие приписок к изображениям царевен в безымянной гробнице Ax-йот ЕА V: XVI не идет, конечно, в счет, так как тут нет сопроводительных надписей даже к изображениям царя и царицы, очевидно, за незаконченностью наброска.

Предположить, что приписки к "царевнам на подушке" помещались на дворцовой росписи где-то вверху над царицей на большом от них расстоянии опять-таки затруднительно, потому что в Ax-йот приписки к изображениям царевен почти никогда не отстают далеко от самих изображений. И даже там, где подобное обособление все-таки имеется, как в гробнице Маху (ЕА IV: XV, XX, XXII) и Ра-мосе военачальника (ЕА V: XXXV), оно совсем не такое резкое, как то было бы на стенописи во дворце.

Однако еще более веские доводы можно привести против позднейшего привнесения маленьких царевен. Синие и желтые четырехугольники распределены по подушке, на которой сидит царица, чередующимися отвесными рядами, но изображение царевен нарушает эти ряды, и они около царевен и между ними искривляются, [106] отдельные четырехугольники выпадают, недописаны и, подходя к царевнам, заходят на их изображение. Так же на подножии под царскими ногами узор обрывается, когда доходит до царевен, так что между концом его и ими остаются крошечные пробелы. Иными словами, пространство вокруг царевен было заполнено, когда они уже были написаны.

Определенно в пользу второго допущения — что привнесены три большие царевны, говорит их странно стесненное расположение между родителями. Царевны положительно плохо стоят на ногах, прямо-таки валятся на мать. Они должны были уместиться на очень тесном пространстве, куда их вынужденно вклинили, — расширяясь кверху, изображения неизбежно уклонялись в сторону. Мало того, большой палец на ноге старшей царевны глубоко заходит на большой палец отцовской ноги, пересекает его.

Следовательно, можно думать, маленькие царевны на подушке изображали первоначально Ми-йот и Мек-йот, а младенец на руках у царицы — царевну Анхс-эм-п-йот. Когда привнесли новые изображения трех старших царевен, их прежние изображения были присвоены трем младшим сестрам. Так можно себе представить появление на этой, видимо, более ранней стенописи шести царских дочерей.

<< | >>
Источник: Перепелкин Ю.Я.. Переворот Амен-хотпа IV. Часть 1. Книги I и II. 1967

Еще по теме § 96. Памятники, как будто противоречащие принятому распределению царевен по отрезкам царствования:

  1. Их как будто 34
  2. § 5. Тюркский язык (как памятник культуры)
  3. § 85. "Жена царева великая"
  4. Происхождение человека, как творца археологических памятников.
  5. ФЛОРА ВАХ-ТЫМСКОГО ОТРЕЗКА ПОЙМЫ ОБИ
  6. § 86. "Жена царева"
  7. § 87. "Жена царева большая"
  8. Будто струны
  9. Глава седьмая ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЦАРЕВЕН
  10. ПРИЛОЖЕНИЕ КАТАЛОГ ПАМЯТНИКОВ МИЛОГРАДСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НОМЕРА ПАМЯТНИКОВ СООТВЕТСТВУЮТ НОМЕРАМ НА РИСУНКАХ 1, 2)
  11. Глава первая. Тюркоязычные письменные памятники XI-XVI вв. как источник изучения социально- философской мысли средневековья (методологические аспекты).
  12. 5. Возникновение и развитие |I древнерусского права. «Русская Правда» как памятник права
  13. Примечание (Примеры таких узловых линий; о том, что в природе будто бы нет скачков]
  14. 6.1. Поведение серы6.1.1. Распределение серы между фазамн. Опыт работы установки РОМЕЛТ показал, что распределение серы между продуктами плавки существенно отличается от традиционной восстановительной плавки в доменной печи: Продукты плавка
  15. НАЧАЛО ЦАРСТВОВАНИЯ НИКОЛАЯ I
  16. НАЧАЛО ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА II
  17.    НАЧАЛО ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА III
  18. ОТЗЫВЫ СОВРЕМЕННИКОВ О МИНУВШЕМ ЦАРСТВОВАНИИ
  19. СОБЫТИЯ КОНЦА ЦАРСТВОВАНИЯ ПЕТРА I
  20. />§ 70. "Замалчивание" царицы в первые годы царствования