<<
>>

§ 1. Предмет изучения и история науки, называющейся историей права

Существуют два вида истории права: история общего права, повествующая об истории права всего человечества; история национального права, ведущая речь о правовой структуре (организации) определенной нации в различные периоды ее истории.

Прежде чем мы приступим к разговору об истории тюркского права, нам необходимо получить какое-то представление о предмете, цели и истории развития науки, называющейся историей общего права.

Предметом изучения истории общего права являются правовые нормы и образовавшиеся на их основе правовые институты, регулирующие жизнь различных человеческих сообществ, начиная с ранних стадий культуры и вплоть до сегодняшнего дня.

Цель истории общего права заключается в определении происхождения систем современного права и действенных факторов прогресса человечества в области юриспруденции посредством изучения прошлого человечества с точки зрения права.

Благодаря выводам, полученным из истории общего права, всегда можно определить методы поддержки факторов, обеспечивающих нормальное развитие права, а с другой стороны, определить пути борьбы с факторами, которые могут стать причиной регресса права.

История же национального права - это история права исключительно определенной нации. Истории права различных народов являются как бы разделами истории общего права. История общего права - это новая дисциплина, появившаяся лишь в эпоху Возрождения. Науки под таким названием не было ни в эпоху древности, ни в средние века. История развития науки под названием «История общего права» вкратце может быть изложена следующим образом: на юридических факультетах средневековой Европы преподавались лишь два вида права: римское право, право церкви, называвшееся «каноническим правом». Метод обу- чения римскому праву заключался в толковании и объяснении основных положений и суждений, заключенных в юридических сборниках Юстиниана и особенно в «Digesta».

Как известно, большинство положений, содержащихся в сборниках Юстиниана, относятся непосредственно к частному праву.

Другим предметом обучения являлось каноническое право.

Право, называвшееся каноническим, является правовой системой, возникшей из основ католической религии, созданных духовенством римской церкви. Юристы, знавшие эти две науки, считались большими учеными в области права. Им давалось звание «Doctor utrius que juris», смысл которого можно передать как «ученый, знающий два права».

Римское право обычно также воспринималось, как незыблемая правовая система, содержащая самые совершенные суждения. Римское право иногда даже называли «писанным разумом». Тем самым хотели сказать, что римское право состоит из самых разумных положений, содержит самые соответствующие для умопостижения суждения. В XVI веке в Европе произошла важная революция в области мысли и культуры. Революция мысли заключалась в том, что вместо схоластического образа мышления, господствовавшего до того времени в Европе, установилось рационалистическое течение мысли.

Как известно, в средневековой Европе в сфере мышления была одна особенность, а именно: традиционализм. В средние века все жизненные принципы, все суждения опирались на фундаментальные основы, которые принимались авторитетным общественным мнением и были зафиксированы в письменных документах, которые, в свою очередь, воспринимались всеми как источник истины. Авторитетное мнение базировалось на содержании религиозных книг, на взглядах ученых богословов и идеях некоторых знаменитых философов. В те времена в Европе авторитетом в сфере религии и морали были священные книги, в особенности Евангелие и суждения религиозных ученых. Авторитетами в сфере права были римское право и мнения правоведов Рима. В области же философии единственным авторитетом считались идеи Аристотеля. Но это были не истинные идеи Аристотеля, а определенная форма его мыслей, истолкованных христианскими богословами и приспособленных ими к религии.

Никакие идеи, кроме идей общепринятых авторитетов, не излагались в стенах университетов и не фиксировались в книгах. Если и были те, кто лелеял в себе мысли, отличные от мыслей авторитетов, они обычно не осмеливались выражать их публично.

Говоря иначе, в средние века не существовало свободы мысли и свободы взглядов. Мыслительные способности европейцев были словно вложены в прокрустово ложе определенных рамок или скованы цепями (1).

Выведение людьми суждений и оценок в интеллектуальной и научной сферах вне рамок свободомыслия, без свободы разума, а лишь опираясь на умозаключения авторитетов, можно назвать схоластическим образом мышления. Мы это называем течением традиционализма («nakilcilik» или «nakliyet») (2). После того как в 1444 году было изобретено книгопечатание, способствовавшее широкому распространению книг древнегреческих и древнеримских авторов, в Европе в сфере интеллектуальной деятельности произошли существенные изменения, которые сыграли важную роль в истории человечества. Традиционализм был вытеснен рационализмом (akilcilik, akliyet).

В дальнейшем отдельные интеллектуалы и независимо мыслящие личности, а затем, глядя на них, и все просвещенные люди стали рассуждать примерно следующим образом: «Почему мы всегда должны следовать идеям людей, живших 1000, 1500 или 1700 лет назад? Мы такие же люди, как и они, если они в свое время смогли, используя свой интеллект и свою независимую мысль, открыть множество истин, обосновать многие жизненные принципы, то и мы, опираясь на наш свободный разум, сможем найти новые принципы, открыть новые истины. Каждая их мысль не может быть, да и не является безусловной истиной. Мы в наше время способны выработать более удачные идеи, чем те, которые выдвигали они, так как у нас есть возможность использовать опыт тех тысячи пятисот лет, прошедших с той эпохи, в которой жили они. Давайте, наконец, приучать наши головы работать свободно, давайте мыслить свободно, не следуя слепо традиционным основам, оставшимся с древности, и прежним авторитетам. Свободно мыслящий разум в любой сфере добьется истины. Мы должны снова пропустить через критерий разума все основы, которые до сих пор принимались бесспорно, мы должны принимать лишь то, что воспринимает наш разум».

Подобные мысли высказывались ими и в обществе, и в итоге, действительно, многие образованные люди стали мыслить свободно.

Из этой интеллектуальной революции родилась сегодняшняя куль- тура Европы. Это идейное течение получило название рационализма.

Это течение проявилось в разных областях: в области философии начали критиковать идеи Аристотеля, возражать против использования философии Аристотеля для защиты и укрепления основ католической веры. Говорили, что философия не должна быть служанкой и «наложницей» религии, она должна быть независимой.

Это течение из сферы философии перешло и в сферу права. Первым проявлением этого рационалистического течения в области права было то, что была поколеблена вера в то, что римское право является незыблемой, вечной и совершенной системой права. В результате изменения представлений о римском праве в юриспруденции появилось два направления: направление естественного права, историческое направление.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО. Согласно представлениям сторонников естественного права, человеческий разум, обладающий способностью открывать истины в любой области и осмысливать их, и в сфере права также способен найти самые хорошие и разумные основания. Обычные законы и системы обычного права разных народов грешат многочисленными изъянами. Ни одна из существующих на сегодня правовых систем не является совершенной, все они полны недостатков. Большинство положений современных правовых систем очень далеки от принципа справедливости.

Для того чтобы привести в порядок правовую жизнь современного общества, очень развитого с точки зрения интеллекта и культуры, необходимо создать правовые основы, которые бы более соответствовали разуму и справедливости. Правильно рассуждающий и обладающий здравым умом человек не будет испытывать затруднений в том, чтобы определить и зафиксировать необходимую будущую форму самых разумных, самых справедливых и самых естественных законов.

Организовать жизнь современных людей таким образом, который бы соответствовал естественным принципам, к которым приходит любой здравомыслящий человек, и рационализировать право является настоятельной необходимостью.

Право должно быть естественным и разумным. Существует соответствующее природе и разуму некое идеальное право, которое выше правовых систем, господствующих на сегодняшний день в жизни всех народов и обладающих множеством недостатков, которое совершеннее этих систем и которое можно применять в жизни любого народа. Основы этого права существуют в природе.

Основы естественного права не изменяются, это вечные основы. На сегодня основы этого права не зафиксированы письменно и не собраны воедино наподобие современных законов. Но естественное право может быть обобщено. В случае, если оно будет собрано воедино, это будет всеобщая, охватывающая все человечество правовая система, которая будет выше всех систем обычного права, самой совершенной и применимой в жизни любого народа. Задача правоведов заключается в том, чтобы, фиксируя основы естественного права, обустроить жизнь человечества согласно этим основам.

ИСТОРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Вторым направлением в сфере права является историческое направление. Незадолго до распространения теории естественного права во Франции появилось некое течение, известное под именем исторической школы. Основные идеи течения можно сформулировать следующим образом: римское право не является самой совершенной системой права, как считалось до сих пор. Это право государства, канувшего в Лету. Действительно, оно содержит в себе много разумных положений. Но все положения правовой системы далеки от совершенства. Римское право - это право, применявшееся в определенную эпоху и в определенной стране, родившееся в политических, социальных и экономических условиях той эпохи и той страны. Чтобы понять римское право недостаточно лишь изучить суждения из юридических сборников Юстиниана. Необходимо знать среду, породившую эти суждения, и историю той среды. Другими словами, чтобы понять римское право, его нужно исследовать с исторической точки зрения, потому что у народов есть тесная связь между их правовыми системами и их историей.

Правовые основы, их роль и происхождение могут быть осмыслены лишь благодаря изучению исторических событий.

Чтобы как следует понять римское право, надо знать римскую историю. Но и этого не достаточно. Кроме этого необходимо знать и литературу среды, которая породила римское право, так как и литература помогает понять происхождение правовых основ и обстоятельства, породившие эти основы.

Во Франции из тех людей, которые выдвигали эти идеи, самыми знаменитыми были Кюжазюс (1552-1599) и Доно (1527-1591).

Идеи исторической школы пользовались большим спросом и в других странах, особенно в Германии. Многие ученые стали исследовать римское право с исторической точки зрения. Благодаря этому постепен- но образовалась наука под названием история римского права.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО. Хотя во всей Европе вплоть до последних веков римское право играло важную роль, но и национальное обычное право (правовые традиции и обычаи) европейских наций еще было не совсем потеряно. Во многих государствах оно даже расцветало, существуя параллельно с римским правом. В XVII веке многие ученые, собирая положения национального обычного права, исследуя научными методами и классифицируя их, старались создать некую систему национального права. С одной стороны, они собирали основные положения обычного права, с другой - изучали историю наций с точки зрения права. Наибольшего прогресса в деле изучения национального права достигла Германия. В результате исследований в Германии зародилась «История германского права».

ВКЛАД ЛЕЙБНИЦА В ИСТОРИЮ ПРАВА. Вторая важная стадия расцвета истории права начинается с одного из немецких ученых и философов - с Лейбница (1646-1716). Этот великий ученый и мыслитель, занимающий выдающееся место в истории философии, имел отношение и к праву. В 1667 году Лейбниц издал труд «Новый метод для изучения права и обучения праву» (3). Согласно Лейбницу, история есть результат действия некоего закона движения. Сегодняшнее состояние является лишь следствием состояний и событий прошлого. Сегодняшние же события будут причиной завтрашних событий. Между разными периодами истории существует тесная связь. Вследствие этого, не зная истории, невозможно понять сегодняшних событий. Если не будут поняты события прошлого, породившие сегодняшние события, невозможно будет размышлять и о будущем.

Лейбниц эти идеи применял и в отношении права, он выступил с предложением о создания в университетах, кроме кафедр, предназначенных для преподавания положений обычного права и действующих в обществе законов, и кафедры истории права.

Согласно Лейбницу, существует два вида истории права: 1) внутренняя история права, 2) внешняя история права.

Внутренняя история права состоит из истории обычных законов. Эта история повествует об истории создания законов, о совокупности правителей или народных представителей, издававших эти законы, юридических положениях, из которых состояли эти законы, о явных и наиболее понятных причинах, способствовавших появлению какого-либо закона.

Эта внутренняя история права есть нечто иное, как история законов.

Что касается внешней истории права, то это история, фиксирующая и объясняющая социальные, политические, экономические, духовные факторы, вызывающие изменение и расцвет права (законов).

Для понимания развития права и факторов этого развития внешняя история права является более важной, чем ее внутренняя история, потому что возникновение права обусловливается социальными условиями.

Сам Лейбниц и его ученики старались распространить эти идеи об истории права, но тот факт, что в XVII веке большим спросом пользовалась теория естественного права, стал препятствием для претворения идей Лейбница в жизнь. Идеи Лейбница были достойно оценены лишь в XVIII веке. В этом же веке историю права начали преподавать в немецких университетах. В основном преподавалась история двух правовых систем: история римского права и история германского права. Затем были исследованы и другие правовые системы.

В течение последних двухсот лет в Германии было написано сотни трудов и тысячи статей, относящихся к истории права.

Во Франции интерес к национальному праву проявился уже в XV веке. Шарль VII (1422-1461) в 1453 году издал указ о собирании материалов по национальному обычному праву (droit coutumier). Эта работа была завершена лишь в эпоху Шарля IX (1560-1574).

После того как положения национального обычного права были собраны, определенная часть правоведов принялась исследовать этот вид права научными методами. Ученые, знающие национальное право, появились и во Франции. Они создали важные труды по национальному праву. Затем были открыты и отдельные кафедры истории национального права.

В 1826 году и в России начали преподавать русское национальное право. Начиная с этого времени русские также создали очень много трудов по истории своего национального права. Как мы уже писали выше, у нас история национального права стала преподаваться лишь с 1925 года , когда был открыт юридический факультет Анкарского университета. После некоторых реформ в 1933 году Стамбульский Дарульфюнун (Дом наук) получил статус университета, здесь также была открыта кафедра истории тюркского права.

<< | >>
Источник: Садри Максуди Ареал. Тюркская история и право. Перевод с турецкого языка Рафаэля Мухамметдинова. - Казань: Изд-во «Фэн». - 412 с.. 2002

Еще по теме § 1. Предмет изучения и история науки, называющейся историей права:

  1. ПРЕДИСЛОВИЕ
  2. § 1. Предмет изучения и история науки, называющейся историей права
  3. ПРИМЕЧАНИЯ (к книге С.Максуди «Тюркская история и право») 1.
  4. ЭДВАРДУ КЛЭРКУ ИЗ ЧИПЛИ, ЭСКВАЙРУ
  5. Риторика этой экономической науки248 Дейдра Макклоски
  6. I
  7. ПИСЬМО ПЯТОЕ СХОЛАСТИКА
  8. 1.2 Понятийный статус термина
  9. Развитие человечества и его культурно-историческое единство в философии истории Страхова
  10. Социально-философские основы идей декабризма
  11. ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА
  12. Л. В.Милое К вопросу о подлинности Радзивилловской летописи
  13. Часть I. Восемнадцатый век
  14. Комментарии
  15. Глава XVI ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ У НАРОДОВ ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ