<<
>>

РАМСЕС II ПРЕДКИ РАМСЕСА II

Рамсес II был третьим представителем XIX династии, начавшей новую эпоху в истории древнего Египта — эпоху Рамессидов. Царствовали отец Рамсеса II (Сети I) и дед (Рамсес I). Возвысившийся еще при Хоремхебе, Рамсес I был сыном некоего «начальника лучников» (hrjpd.t), по имени Сети1.
Почему потомки этого Сети смогли овладеть престолом фараонов, остается неясным и по сей день. Можно думать, что решающую роль сыграло покровительство Хоремхеба, не имевшего наследника и потому выдвинувшего Рамсеса I, как человека, принадлежавшего к близкой Хоремхебу военной среде2. Основатель XIX династии Рамсес I царствовал очень недолго — немногим более одного года. Его сын Сети I находился на престоле фараонов не менее 11 лет4. Рамсес II намного превзошел и отца и деда по длительности царствования. О ближайших предках Рамсеса II интересные сведения содержатся в записи на стеле, упоминающей о 400-летней эре Сетха (Сутеха). Эта стела была обнаружена в Танисе О. Мариеттом еще в 1863 г. Оставленную на том месте, где она была найдена, эту стелу в 1932 г. вновь открыл П. Монтэ5. В верхней части стелы изображен бог Сетх (Сутех) в одеянии, характерном для азиатских божеств, в высоком головном уборе Баала. За Сетхом представлен Рамсес II, а за ним — человек в позе поклонения, названный визирем Сети. Текст по всей этой группой содержит 12 строк. Последняя строка частично разрушена. По предположению П. Монтэ, в первоначальном виде текст имел еще две строки. Первая часть текста дает титулатуру Рамсеса II и сообщает о его приказе доставить стелу «ради великого имени его отцов, чтобы восстановить имя отца отцов его». Вторая часть текста упоминает о событии, датируемом 400-м годом эры бога Сетха Небти (т. е. из Омбоса), называемого царем Верхнего и Нижнего Египта. Хотя конец текста испорчен, совершенно очевидно, что речь в нем идет о визире по имени Сети, который обратился к богу Сетху с просьбой о покровительстве.
Здесь же помещена полная титулатура визиря Сети и отца последнего — также визиря — Парамеса (PA Rrms). [С. 6] Приведем теперь текст стелы полностью. В верхней части стелы, как мы уже говорили, изображен бог Сетх (Сутех) в одеянии и головном уборе азиатского Баала, под ним — надпись: «Сетх Рамсеса Мериамуна, которому дана жизнь всякая». Рядом находятся изображение царя и надпись: «Царь Верхнего и Нижнего Египта, Усермаатра Сетепенра, сын Ра, Рамсес Мериамун». Действия царя характеризует надпись: «Выдача вина отцу, создавшему (?) его, которому дана жизнь». Рядом с царем изображен человек, о котором сопроводительный текст, продолжая вышеприведенную надпись, сообщает: «Для Ка твоего, Сетх, сын Нут. Да дашь ты прекрасное время при сопровождении Ка твоего, для Ка правителя, начальника города, визиря, царского писца, начальника лошадей, начальника чужеземных стран, начальника крепости Чару, Сети правогласного». С правого и левого краев стелы одна и та же запись: «Верховный Гор, могучий бык, любимый правдой, царь Верхнего и Нижнего Египта, Усермаатра Сетепенра, сын Ра, Рамсес Мериамун». Основной текст стелы гласит: «(1) Живой Гор, могучий бык, любимый правдой, владыка праздников „хеб-сед”, подобный отцу его Птаху, царь Верхнего и Нижнего Египта, Усермаатра Сетепенра, сын Ра, Рамсес Мериамун, которому дана жизнь, (2) две богини, храбрец Египта, который унаследовал чужеземные страны, порождение богов, приведший в порядок две земли. Гор золота, сильный годами, великий победами (3), царь Верхнего и Нижнего Египта, Усермаатра Сетепенра, сын Ра, Рамсес Мериамун, правитель, покрывший две земли памятниками ради имени его (Сетха). (4) Сияет Ра в небе ради любви к нему, царь Верхнего и Нижнего Египта, Усермаатра Сетепенра, сын Ра, Рамсес Мериамун. (5) Повелел его величество поставить большую стелу из нового камня ради великого имени его отцов, чтобы восстановить имя отца отцов его (т. е. Сетха.— И. С.) (6) (и имя.— И. С.) царя Менмаатра, сына Ра, Сети Мернептаха (Сети I), пребывающего прочно, навеки, подобно Ра, каждый день.
(7) Год 400-й месяц 4-й периода шему, день 4-й (от) царя Верхнего и Нижнего Египта Сетха, великого мощью, сына Ра, любимого его, Небти (т. е. из Омбоса.— И. С.), любимого Ра-Горахте, да существует он до вечной вечности. (8) Приход этот, который сделал правитель, начальник города, визирь, носитель опахала с правой стороны царя, начальник лучников, начальник чужеземных стран, начальник крепости Чару, начальник маджаев, царский писец, начальник лошадей, (9) руководитель праздника (бога) Джед-ти — владыки Мендеса, первый жрец Сетха, „херихеб” колонного зала (в храме), который разделяет две земли (?), начальник жрецов всех богов, Сети правогласный, сын правителя, начальника города, визиря, (10) начальника лучников, начальника чужеземных стран, начальника крепости Чару, царского писца, начальника лошадей Парамеса правогласного — говорит он (Сети): Привет тебе, Сетх, сын Нут, великий мощью в ладье [С. 7] миллионов, сокрушающий врагов (?) перед ладьей Ра, великий криком... (12) да дашь ты мне прекрасное время при сопровождении Ка твоего, да буду я упрочен (в)... (13)...» [344, т. II, вып. 5, 1971, с. 287—288]. Эд. Мейер, объясняя содержание танисской стелы, обратил внимание на фиксацию в ней особого способа летосчисления, начавшегося в гиксосский период в связи с установлением культа Сетха (Сутеха) и строительством храма для этого божества. Что касается визирей Парамеса и Сети, о которых сообщает стела, то, по мнению Эд. Мейера, в данном случае речь идет о лицах, занимавших пост визиря при Рамсесе II. Визирь Сети, изображенный на стеле позади Рамсеса II, приносящего дары Сетху, согласно концепции Эд. Мейера, был послан Рамсесом II в Танис для установления стелы [405, с. 292, и сл.]. Высказанная выше трактовка танисской находки была общепринятой до 1930 г., когда К. Зете опубликовал статью [514, с. 85 и сл.], сразу коренным образом изменившую понимание содержания текста стелы из Таниса. Предложенная К. Зете реконструкция содержания стелы получила широкое признание [116, с. 39 и сл.; 204, с.
328; 242, с. 165; 469, с. 252 и сл.] и господствует по сей день. К. Зете утверждал, что в надписи на стеле говорится об осуществленном визирем Сети в Танисе праздновании 400-летней годовщины эры Сетха6. Этот визирь потом стал фараоном Сети I. Визирь Парамес — отец визиря Сети, также фигурирующий в рассматриваемой стеле, — аналогичным образом должен был быть отождествлен с фараоном Рамсесом I, основателем XIX династии. Празднование 400-летней годовщины господства Сетха (Сутеха) отмечалось в царствование Хоремхеба, когда отец Рамсеса II был еще визирем, а не фараоном Сети I. Сама же стела была поставлена уже в годы правления Рамсеса II, пожелавшего таким образом почтить память о своем отце Сети, который сначала был лишь визирем, а позднее стал фараоном. Как мы уже отмечали, изложенная выше концепция господствует в египтологической литературе и по сей день. Однако в 1965 г. Р. Штадельманн попытался полностью ее пересмотреть [537, с. 46—60] и этим положил начало дискуссии, развернувшейся на страницах журнала «Chronique d'Egypte» в 1966 г. Дискуссия эта, несомненно, представляет интерес для нас, почему мы и попытаемся ниже изложить взгляды как Р. Штадельманна, так и тех египтологов, которые откликнулись на высказанные им суждения. Р. Штадельманн прежде всего отказался от отождествления визирей Парамеса и Сети с фараонами Рамсесом I и Сети I на том основании, что жена визиря Парамеса и мать визиря Сети носила имя, отличавшееся от имени матери фараона Сети I. Если женой визиря Парамеса и матерью визиря Сети была некая певица Тиу (Tjw), то матерью фараона Сети I считается царица Сатра (S3t-Rr). Аргумент, выдвинутый Р. Штадельманном, [С. 8] действительно выглядит весьма серьезным, и потому, если бы в данном случае недопустимы были бы другие суждения (о которых мы еще будем говорить несколько ниже), концепции Р. Штадельманна вряд ли можно было бы что-либо противопоставить. Основываясь на несовпадении имен матерей визиря Сети и фараона Сети I как якобы на неоспоримом факте, Р.
Штадельманн и построил свои дальнейшие доказательства и выводы. По мнению Р. Штадельманна, на стеле 400-летия речь действительно идет о предках сына Сети I, однако о более отдаленных — не об отце и деде, как полагал К. Зете, а о прапрадеде и прадеде Рамсеса II. Событие, упоминаемое на стеле, Р. Штадельманн датировал временем царствования Аменхотепа IV (Эхнатона), а установление стелы объяснил желанием Рамсеса II доказать законность прав своей семьи на престол фараонов, якобы избранных самим богом Сетхом (Сутехом). Что же касается упоминания на стеле даты 400-летия, то, по словам Р. Штадельманна, в данном случае не следует предполагать реальное историческое событие, положившее начало особой эре, так как фигурирующее в тексте стелы число 400 всего лишь плод произвольных подсчетов, осуществленных в семье Рамессидов, не имевших никакого отношения к событиям гиксосского времени. На тезисы статьи Р. Штадельманна, опубликованной в журнале «Chronique d'Egypte» в 1965 г., откликнулись в том же журнале в 1966 г. два исследователя — Г. Гёдике [268, с. 23— 39] и В. Хелк [305, с. 234—241], занявшие диаметрально противоположные позиции по существу высказанных Р. Штадельманном суждений. Если Г. Гёдике принял аргументацию Р. Штадельманна и попытался развить ее дальше, отказавшись видеть в визирях Парамесе и Сети предков Рамсеса II, даже отдаленных, то В. Хелк полностью отверг основные выводы Р. Штадельманна, показав их несостоятельность и неспособность поколебать концепцию К. Зете. Г. Гёдике не соглашался с Р. Штадельманном в вопросе, который касался мотивов действий Рамсеса II, повелевшего установить стелу 400-летия. Г. Гёдике не считал для Рамсеса II необходимым как-то обосновать свои права на престол. Ни о каких предках Рамсеса II на стеле, по словам Г. Гёдике, речь также не шла, но зато подчеркивалась личная привязанность Рамсеса II к культу Сетха (Сутеха), процветавшему в столице Египта Пер-Рамсесе. Ритуальное подношение Сетху (Сутеху), изображенному в верхней части стелы в одеянии и с атрибутами азиатских Баалов, осуществил по приказу Рамсеса II его визирь и современник Сети, не имевший никакого отношения к фараону Сети I.
Данное событие произошло в промежуток времени между 34-м годом царствования Рамсеса II (год празднования второго юбилея hb-sd) и 40-м годом и, возможно, отражало какую-то годовщину, связанную с назначением Рамсеса II на престол фараонов в качестве соправителя [С. 9] своего отца Сети I. Что же касается самой даты 400-летия, то, по мнению Г. Гёдике, это была культовая эра, связанная с утверждением в Аварисе (позднейшем Пер-Рамсесе) почитания, принявшего азиатские черты исконного египетского божества Сетха. Подобное возвышение культа Сетха осуществил в конце эпохи Среднего царства и незадолго до начала гиксосского периода царствовавший в Дельте фараон Нехси. Если полагать, что Рамсес II начал править в 1290 г. до н. э., то тогда, по подсчетам Г. Гёдике; начало культовой эры Сетха (Сутеха) падает на 1654 г. до н. э., а начало гиксосского периода — на 1648 г. до н. э. [Иными словами, культовая эра Сетха (Сутеха) началась всего лишь за шесть лет до установления в Египте господства иноземных, азиатских властителей, принявших уже существовавший в Аварисе культ Сетха (Сутеха), уподобленного азиатским Баалам.] Вывод Г. Гёдике относительно сущности эры 400-летия представляется нам справедливым. Однако все попытки Г. Гёдике утвердить с помощью филологического анализа текста стелы тезис об отсутствии в этом тексте каких-либо упоминаний о предках Рамсеса II выглядят, как нам кажется, очень неубедительными. В подтверждение высказанного нами сейчас суждения приведем хотя бы предлагаемую Г. Гёдике интерпретацию выражения hr rn wr n it.w.f в стк. 5 текста стелы. По словам Г. Гёдике, в данном случае не имеются в виду предки (отцы) Рамсеса II, а речь идет совсем о другом: вместо слова it.w («отцы») в исследуемой фразе якобы фигурирует термин, сравнимый с термином птолемеевского времени tfw [Wb. V, 299, 2], который следует сопоставить со словом Atf («быть коронованным» [Wb I, 234]), вследствие чего в стк. 5 текста стелы вместо hr rn wr n it.w.f («ради великого имени его отцов») следует читать hr rn wr n tfw.f («ради великого имени его корон») или [«ради великого имени, (которым) он был коронован»] [268, с. 32]. Г. Гёдике находит термин tfw еще в одном месте текста стелы (также в стк. 5), предлагая понимать соответствующее сочетание слов не как общепринято — rn n it (n) it.w.f («имя отца отцов его»), а как rn n it (n) tfw.f [«имя отца (поручителя) его коронования»] [268, с. 33—34]. Основываясь на показанных нами выше изменениях в понимании одного слова иероглифического текста стелы (не it.w.f, a tfw.f), Г. Гёдике делает смелый, но, по нашему мнение, недостаточно убедительный вывод, что в рассматриваемом месте стелы речь не идет об отцах (предках) Рамсеса II, а имеется в виду коронование Рамсеса II фараоном — соправителем своего отца Сети I [268, с. 33— 34], с чем якобы и было связано осуществленное через много лет по приказу Рамсеса II его визирем Сети ритуальное почитание бога Сетха (Сутеха). Один из основных постулатов статьи Г. Гёдике выглядит, как нам кажется, весьма нарочитым и искусственным. Подобную же оценку, думается, можно дать и всей статье Г. Гёдике. Последний, подобно Р. Штадельманну, от [С. 10] некоторых суждений которого он отталкивается, не смог предложить убедительную альтернативу взглядам К. Зете. Как мы уже говорили, основным фактом, определившим концепцию Р. Штадельманна (фактом, принимаемым и Г. Гёдике), была подчеркнутая им разница имен матери визиря Сети, упоминаемого и изображенного вместе с Рамсесом II на стеле 400-летия, и матери фараона Сети I. Первая носила имя Тиу, а вторая — Сатра. Между тем по этому решающему пункту статьи Р. Штадельманна дал исчерпывающее разъяснение В. Хелк, выступивший на страницах журнала «Chronique d'Egypte» в поддержку интерпретации стелы 400-летия, предложенной К. Зете [305, с. 234—241]. В. Хелк подверг анализу все памятники, в которых речь идет о Сатра (стела в гробнице Сети I [382, т. III, с. 236], стела в заупокойном храме Сети I в Абидосе [148, т. 2, табл. 35], гробница № 38 в долине захоронения цариц в западной части Фив), и пришел к выводу, что в данном случае имелась в виду не мать, а жена фараона Сети [305, с. 237—238]. Если это так, то тогда никакой несовместимости имен матери визиря Сети, фигурирующего на стеле 400-летия, и матери фараона Сети I не существует, и потому вся возведенная Р. Штадельманном конструкция оказывается основанной на недоразумении и, естественно, неспособной опровергнуть утверждения К. Зете. В итоге В. Хелк, как и К. Зете, считает наиболее обоснованным реконструировать следующую родословную Рамсеса II: некий «начальник лучников» Сети, его сын визирь Парамес (он же фараон Рамсес I, женатый на Тиу), сын визиря Парамеса (Рамсеса I) и Тиу визирь Сети (он же фараон Сети I, женатый на Сатра и на Туи), сын визиря Сети (Сети I) и Туи Рамсес II [305, с. 239; 292]7. В. Хелк полагает, что эра 400-летия, зафиксированная на найденной в Танисе стеле8, отражает исторический факт, а именно возведение в Танисе храма богу Сетху (Сутеху), которое было осуществлено где-то между 1715 и 1712 гг. до н. э. [305, с. 241]. Как видим, последний вывод В. Хелка, несмотря на некоторое расхождение в датировке начала эры 400-летия, весьма близок к сходному утверждению, сделанному Г. Гёдике в его уже рассмотренной нами статье. Спрашивается, однако, почему Рамсес II, как и его предки и потомки, несомненно, чувствовал свою особую связь с культом бога Сетха (Сутеха)? Дать бесспорный ответ на поставленный вопрос, конечно, невозможно, но, безусловно, следует отметить, что фараоны XIX династии продолжали семейную традиций, восходившую к очень отдаленным временам. Соблазнительно поэтому было бы предположить, что предки Рамсеса II каким-то образом связаны с гиксосскими правителями Египта, как известно почитавшими Сетха (Сутеха), или с тем слоем азиатов, которые остались в долине Нила после изгнания гиксосов и египтизировались [157, с. 37]. В результате каких событий культ бога Сетха оказался связанным с Аварисом, попытался объяснить Дж. Вэн Сетерс. [С. 11] Он вслед за уже упомянутым Г. Гёдике вспоминает правителя Нехси, который царствовал в Дельте после фараонов XIII династии и незадолго до начала гиксосского периода [546]. (Он упоминается в Туринском каноне.) От времени этого Нехси в Танисе был найден обелиск вместе с обелисками Рамессидов [365]. На одном фрагменте обелиска Нехси можно прочесть: «Старший сын царя, Нехси, любимый Сетхом, господином r-3ht». На другом фрагменте говорится о Нехси, что он «любимый Хершефи». Культ Хершефи на северо-восточной границе Дельты мог восходить к эпохе Х династии, фараоны которой почитали Хершефи и о которых известно, что они укрепляли границу для защиты от набегов азиатов. По мнению Дж. Вэн Сетерса, Нехси, «старший сын царя», был начальником пограничного гарнизона и скорее всего выдвинул на первый план культы Сетха и Хершефи по той причине, что последние были не в чести у царей XII и XIII династий. Когда Нехси стал фараоном, он сделал Сетха господином Авариса (см. надпись Нехси в Телль Мокдаме [546, с. 102, примеч. 23]), придав этим Аварису новое религиозное и политическое значение. Тот факт, что обелиск Нехси был обнаружен вместе с обелисками Рамессидов, согласно точке зрения Дж. Вэн Сетерса, указывает на почитание царя Нехси фараонами XIX династии, которые отсчитывали эру бога Сетха от начала правления Нехси в Аварисе. Выбор Сетха в качестве патрона Нехси обусловливался несколькими причинами. С одной стороны, Сетх был древним божеством — покровителем монархии, и этот факт способствовал укреплению власти нового царя. С другой стороны, Сетх почитался на северо-востоке Дельты и в некоторых близлежащих районах Азии, где он отождествлялся с Баалом, и по этой причине мог привлечь на сторону Нехси тех азиатов, которые селились во времена Нехси в Дельте. Согласно предположению Дж. Вэн Сетерса, при дворе Нехси многие высокие должности занимали азиаты, которые впоследствии установили свое господство в Египте, выдвинув из своей среды гиксосских фараонов, воспринявших от Нехси культ Сетха в качестве главного божества.
<< | >>
Источник: И. А. Стучевский. РАМСЕС II и ХЕРИХОР. 1984

Еще по теме РАМСЕС II ПРЕДКИ РАМСЕСА II:

  1. 5. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ «ЗАРЕЧНЫХ ПЛЕМЕН» И «ПАРОДОВ МОРЯ»
  2. АБОРИГЕНЫ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ
  3. СВЕДЕНИЯ О «НАРОДАХ МОРЯ» И СЕВЕРНЫХ СТРАН В ЕГИПЕТСКИХ ИСТОЧНИКАХ
  4. Ежедневный ритуал и бог как его объект
  5. Виртуальные люди
  6. НЕБЕСНЫЕ ЗНАКИ
  7. 2.8. Резюме
  8. 3.3. Магия и религия
  9. 4.8. Светское искусство
  10. 6.3. Автоматизм и самостоятельность человека
  11. РАМСЕС II ПРЕДКИ РАМСЕСА II
  12. МИРНЫЙ ДОГОВОР РАМСЕСА II С ХАТТУСИЛИСОМ III
  13. РАМСЕС II В БИБЛЕИСКОИ ТРАДИЦИИ
  14. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАВЛЕНИЯ ХЕРИХОРА
  15. РАМСЕС II