<<
>>

1. Распад державы Рамы Камхенга и образование королевства Аютия (Сиам)

После смерти Рамы Камхенга, при Чтобы привлечь на свою сторону народные массы, только что сбросившие гнет Кхмерской империи, и не утратить доверия соплеменников, еще хорошо помнивших прежние вольности, Рама Камхенг не только прибегал к о о о самой широкои социальной демагогии, но и снизил или и и по крайней мере не покушался повысить сравнительно небольшую долю прибавочного продукта крестьян и ремесленников, которую в это время отчуждал правящий класс.
В результате такой политики хозяйство страны значительно окрепло и ко второй половине XIV в. она могла играть ведущую роль в торговле Южных морей. Но эти хозяйственные достижения уже в первой половине XIV в. выявили экономическое противоречие между преимущественно натуральным хозяйством Севера и экономически развитым, торговым Югом. Бывшая в течение веков пограничной между Севером и Югом область Сукотай в силу чисто политических об- стоятельств на короткое время стала центром крупной державы, но, как только обстоятельства изменились, эта область вновь оказалась периферийным районом для Севера и Юга, яблоком раздора между ними. Другим итогом, правления Рамы Камхенга была кон- У о солидация нового правящего класса, слияние тайской я монской знати. Но, укрепившись на местах, южная знать О разорвала свои связи с далеким и уже не нужным ей су- котайским центром. В то же время феодалы Южного Таиланда еще не настолько окрепли, чтобы самостоятельно вести наступление на права крестьян в пределах своих мелких княжеств. Наконец, самый характер экономики, торговые интересы требовали новой консолидации страны, но на этот раз с центром на Юге. История новой династии, объединившей большую часть Таиланда в королевстве Аютия, более известном в истории как Сиам, довольно запутанна. В 1159—1187 гг. в небольшом тайском княжестве Чайпракан (совр. Мыангфанг) на севере Таиланда правил князь Чайсири. Он был вассалом своего дяди, Про- мар/ата, 43-го князя • Чиангсена — древнейшего тайского государства на территории страны, от княжеского рода которого вели свое происхождение правители не только Ланнатаи (Чиангмая), но и Сукотай и Пайао. В 1187 г., после опустошительного набега шанов, Чайсири принимает решение сжечь свой город и уходит со своими приверженцами на верхний Менам, в Еангъянг. Здесь он, однако, не задерживается и, оставив княжить своего сына Махачайчана (отца Шри Индрадитьи, основателя Сукотай), переходит в Камленгпет. Но и там беспокойный князь остает-ся ненадолго. Вскоре он уходит еще дальше на юг, в старинный монский центр Наконпатом* бывший некогда столицей Дваравати, но с тех пор пришедший в упадок. В Наконпатоме он, видимо, прочно осел вместе со своей дружинои, потому что в середине XIII в. мы застаем здесь правителем его потомка Чайси- ри II, который, вступив в брак с дочерью монского правителя княжества Утонг, объединяет по праву наследования оба владения. В 1347 г., пользуясь замешательством при вступлении на трон Лю Таи, он их значительно округляет, а в 1350 г. основывает в стратегически выгодном месте, на острове при слиянии Менама и Пасака, новую столицу — Аютию и принимает титул короля и новое имя — Рама Тибоди I. При Раме Тибоди I (1350—1369) развертывается стремительный процесс закрепощения свободного крестьянства.
Личную свободу в это время можно было утра- о тить тремя путями: попав в плен на воине, задолжав и не имея возможности вернуть долг, оказавшись прикрепленным по велению короля к определенному феодалу. Именно при Раме Тибоди I началась серия войн, главной целью которых было не расширение территорий, а угон населения с чужой территории на свою. Здесь пленники получали от государства землю, а иногда даже скот и инвентарь для ведения хозяйства. Но юридически они были не свободными, как коренные жители страны, а своего рода рабами короля. Часть таких рабов король жаловал феодалам, которые использовали их как для личных услуг, так и в земледелии. Эти рабы вплоть до начала XIX в. не обладали правом выкупа. В долговое рабство глава семьи мог продать самого себя или любого члена своей семьи. Но если продажная цена была ниже определенной, установленной законом «полной стоимости» раба, такой раб имел право выкупа в любое время за ту же сумму, за которую его продали. Эта группа зависимых людей в первые века Аютийского королевства, по-видимому, была сравнительно невелика. Наконец, третий путь закрепощения вытекал из воен- но-феодальной системы ранней Аютии. Каждый взрослый сиамец (мужчины от 18 до 60 лет) теоретически считался военнослужащим и был обязан явиться на военную службу по приказу того военачальника (ная), в отряде которого он числился. По традиции восемнадцатилетние юноши обязаны были проходить двухлетний срок обучения (в первую очередь — военному делу) в усадьбе своего ная, который в течение этого периода мог бесплатно пользоваться их трудом. Эта категория податного населения называлась «прай сом». После двухлетней службы юноши переходили в разряд «прай лыанг» — королевских людей, и считались находящимися на королевской службе (шесть месяцев в году) и формально свободными. Однако о течением времени феодалы-наи стали стремиться удержать прай сомов на своей -службе как можно дольше и для многих крестьян юридическое положение прай сомов стало, пожизненным. Формирование этой категории было закреплено Рамой Тибоди I в законе 1355 г., О где говорилось, что прай сом принадлежит наю, как его рабы, жены и дети. Хотя юридически эта категория людей не считалась рабами, их реальное экономическое положение мало отличалось от положения рабов, являвшихся таковыми по закону. Процесс закрепощения крестьян в А юти и повел к обострению классового антагонизма, который в более архаическом по устройству государстве Сукотай был гораздо слабее. Если Рама Камхенг, как вытекает из его надписи, судил лично, опираясь, по всей видимости, на обычное право и собственное правосознание, то Рама Тибоди I приступает к созданию кодифицированного права письменного законодательства. Весьма характерно, что в первый же год своего правления (1350) Рама Тибоди I издает закон «о разбойниках», а к жонцу правления еще один закон под тем же названием. Ясно, что проблема защиты, феодальной собственности в этот период была очень острой. Не исключено, что основатель королевства Сиам, сталкивался с крестьянскими вос- станиями. Другие законы Рамы Тибоди I также в большей меньшей степени имели целью укрепление сиамского дального государства. Так, закон 1356 г. обязывал каждого простолюдина (прай) иметь начальника — ная. другого) карался равне с кражей. В то же время най нес личную ответа- Реальность политики Лю Таи подтверждается уже тем, что за 23 года своего правления он не только сохранил, но и несколько расширил свои владения (за счет Прэ и Нана). В государстве не наблюдалось признаков экономического упадка. Напротив, энергично велись дорожное строительство и другие работы. Были установлены тесные дипломатические и культурные связи с далекой Ланкой (Цейлон). И главное, грозный южный сосед — Аютия, несмотря на растущую утечку оттуда беглых рабов через сукотайокую границу, при его жизни ни разу не решилась вторгнуться в Сукотай, хотя в тот же период войска Рамы Тиб од и I наносили тяжелые поражения более крупным соседним государствам. При сыне Лю Таи, Таммараче II, последнем независимом короле Сукотай (1370—1378), наступает быстрая развязка. Уже в 1371 г. войска Аютии вторгаются в Сукотай и захватывают несколько городов. Так начинается семилетняя война, в ходе которой сиамский король Бороморача I (1370—1388) проводит шесть походов на Сукотай. Первые годы война идет с переменным успехом. В 1373 г. Бороморача I вынужден был с уроном отступить от стен Кампенгпета. Однако вскоре ситуация меняется в пользу Аютии. Уже в 1375 г. сиамцы захватили Питсанулок, второй по значению город Сукотайского королевства, и угнали в Аютию массу пленных. Теперь инициатива прочно находится в руках Бороморачи I. Положения не меняет и вмешательство в борьбу Ланнатаи (Чиангмая). Войско, направленное чиангмайским королем Куэной (1367— 1385) в помощь Таммараче II, в 1376 г. было разгромлено сиамцами. В 1378 г. сдается выдержавший три осады Кампенлпет. Считая свое положение безнадежным, Там- марача II капитулирует. В результате поражения в войне Сукотай, в недавнем прошлом мощная держава на территории Таиланда, перестает существовать как самостоятельное государство. Западную половину Сукотай аннексирует Сиам, а Таммараче II за его «покладистость» предоставляется в вассальное владение восточная (часть Сукотай с центром в Питсанулоке. В 1438 г., однако, потомков Таммарачи II окончательно отстранили от власти, и территория Сукотай была полностью поглощена Сиамом,
<< | >>
Источник: Э. О. БЕРЗИН. ИСТОРИЯ ТАИЛАНДА. 1973

Еще по теме 1. Распад державы Рамы Камхенга и образование королевства Аютия (Сиам):

  1. Придворная культура после распада королевства
  2. РАСПАД СЕЛЬДЖУКСКОЙ ДЕРЖАВЫ В ИРАНЕ
  3. Глава 22. Распад СССР и образование СНГ
  4. Лекция 3. Образование Российской державы
  5. ЧАСТЬ II ОБРАЗОВАНИЕ МОНГОЛЬСКОЙ ДЕРЖАВЫ
  6. Глава 21. Распад Российской империи и образование СССР
  7. 69. Распад СССР и образование СНГ
  8. Причины распада СССР и образования СНГ
  9. 1991 г.: распад СССР и образование СНГ
  10. 10.2. Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств.
  11. СИАМ