<<
>>

Театр

50—60-е годы для театрального искусства были периодом значительной перестройки. После длительного периода трудностей театр Ноо вступил в полосу резкого увеличения числа театральных постановок, вызванного снятием цензурных ограничений со стороны оккупационных властей. Укрепление позиций театра произошло в связи с возникшей в общественной жизни страны тенденцией повышенного внимания к национальной культурной традиции (классическому театру, литературе, прикладному искусству, чайной церемонии, икэбана, бонсай и т.д.).

С 1955 г.

вступил в силу Закон об охране культурных ценностей, в соответствии с которым театр Ноо был отнесен к «важным духовным ценностям». Почетного звания «человек — национальная ценность» («Нингэн кокухо») были удостоены старейшие талантливые актеры Ноо, Кабуки, Бунраку. Вместе с тем классические театры впервые в их истории предприняли попытку отказаться от традиционных пьес и создать новые тексты на современном языке. В театре Ноо была поставлена пьеса «Записки Тиэко», а в Кабуки — инсценировка классического романа «Повесть о принце Гэндзи». Кукольный театр дзёрури Ьунракудза (две его труппы «Тинамикай» и «Мицувакай») восстановил постановку классических пьес и произведений западной драматургии.

С 1963 г. Бунракудза был переименован в «Асахидза», и весь ігатр (труппа и ее искусство) был объявлен «важной культурной ценностью», находящейся под покровительством государства. '

Изменилась обстановка и в новом театре (сингэки), его труппы Хайюдза и Бунгакудза широко обращаются к мировой драматур

ги гии. С середины 50-х до начала 60-х годов Хайюдза были поставлены пьесы: «Лисистрата» Аристофана, «Три сестры», «Вишневый сад» Чехова, «Тартюф» Мольера, «Трехгрошовая опера» Брехта. Из пьес японских драматургов интерес вызвало произведение Абэ Кобо «Призрак среди нас» — о судьбе бывших солдат в послевоенной Японии.

Труппа Бунгакудзе наряду с японскими пьесами ставила и авангардистские пьесы европейского театра («Носорог» Ионеску).

В 1947—1950 гг. в Японии появляются первые оперные труппы, целью которых была пропаганда оперного искусства и создание национальной оперы! С европейским балетом японцы познакомились лишь в 1922 г., во время гастролей русской балерины Анны Павловой. Затем были попытки организовать национальную школу балета. В 1958 г. создана балетная ассоциация, ставящая целью объединение различных балетных трупп и помощь им в постановке спектаклей.

В 50-е годы развернулось массовое демократическое движение хоровых коллективов «Поющие голоса Японии». В движении, участники которого занимались распространением национальной музыки и песенного искусства в массах, участвовало более миллиона человек. Оно было возглавлено певицей Сэки Акико, за свою деятельность удостоенной Международной Ленинской премии Мира.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство Японии послевоенного периода отражало переплетение разных факторов: влияние американской буржуазной культуры, насаждаемой оккупационными властями, и борьбу демократических и реакционных тенденций в национальной культуре. Менее всего было затронуто иностранным влиянием и сохранило связь с национальной художественной традицией искусство гравюры.

В 1949 г. прогрессивные мастера гравюры создают организацию, которая выдвигает лозунг «японской народной гравюры» (дзиммин ханга). «Общество японской гравюры» объединило художников-реалистов, основным направлением работ которых стала социальная тематика. Ядро общества составили художники Уэно Макото, Судзуки Кэндзи, Такидайра Дзиро, Нии Хирохава, Иино Нобуя. Особенно активно работал Оно Тадасигэ, выступающий не только как художник, но и как критик, искусствовед, один из крупнейших специалистов по истории гравюры. Широко известны его работы «Черный дождь» и гравюры, посвященные Хиросиме: «Хиросима», «Воды Хиросимы».

Многие японские художники отражают в своих произведениях антивоенные настроения. Таковы черно-белые листы серии «Миру— мир» художника Судзуки Кэндзи. 57 гравюр одна за другой развивают сюжет во времени, в них очевидно заимствование формы живописных свитков «эмаки», распространенных в дешевых массо- вых изданиях, близких и понятных людям из народа. Известна также серия гравюр Судзуки «Ниидзима», в которых показана борьба японцев, развернувшаяся на этом острове против строительства американских баз.

Большим мастерством и высоким идейным содержанием отличаются работы крупного худо жни ка-графика Уэно Макото. Его работы посвящены трудовому человеку Японии. В гравюрах «Материнская любовь», «Жажда», «Старик нищий» показана нелегкая жизнь тружеников, задавленных нуждой. В 1962 г. он завершил серию из семнадцати гравюр, посвященных жертвам атомной бомбардировки Нагасаки. За эти работы художник получил премию Всемирного Совета Мира.

<< | >>
Источник: Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б., Сырицын И. М.. История Японии: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История» — М.: Высш. шк.,. — 432 с.. 1988

Еще по теме Театр:

  1. Театр
  2. Театр
  3. Театр
  4. ТЕАТР, КИНО, МУЗЫКА
  5. ? 35 Рождение театра. театральные представления
  6. Театр
  7. Театр и кино
  8. Театр, музыка
  9. Происхождение театра и его устройство
  10. Литература, театр.
  11. Руководитель государственного театра
  12. Обновление музыки и театра