<<
>>

/>§ 70. "Замалчивание" царицы в первые годы царствования

Гробницу Хревеф в Нэ отделывали при Амен-хотпе IV раньше, чем сложилось строчное имя — примерно в 3-м году царствования (см. § 7). Хозяин гробницы состоял "распорядителем дома жены царевой великой Тэйе" (ASAE XLII: 460) и потому изобразил дважды над входом мать царя и свою госпожу служащею солнцу вместе с сыном (JEAIX: XXII 1 + 134 = ЕЕ 1922-1923: 43 = ASAE XLII: 459-460); она же, видимо, изображена во входе С сыном и покойным мужем (JEA IX: 135 = ASAE XLII: 463 = ASAE LV: XXII a + 348). Но жена молодого фараона нигде в гробнице не названа и не изображена.

В поздние годы царствования "распорядителем женского дома царева, распорядителем дома белого (т.е. сокровищницы), распорядителем дома в доме матери царевой, жены царевой великой Тэйе" (ЕА III: XIX, сходное в гробнице повсеместно) состоял некий Хайа, который тоже оставил гробницу — в новой столице Ax-йот. Как из гробниц вельмож Амен-хотпа IV в Нэ одна [3] гробница Хревеф упоминает Тэйе, так и в Ax-йот из всех вельможеских гробниц одна гробница Хайа изображает и называет вдовствующую царицу (ЕА III: IV, VI, VIII = IX + X + XI, XVIII, XIX, XXI). Однако в гробнице более позднего домоправителя, в отличие от гробницы предшественника, постоянно изображается и называется также жена Амен-хотпа IV Нефр-нефре-йот Нефр-эт (ЕА III: IV, VI, XIII, XVI, XVII, XVIII, XXI).

Далее, насколько мне известно, нет ни одного памятника со строчным именем солнца, который хотя бы единым словом обмолвился о существовании царицы. Подобное молчание обращает на себя внимание, поскольку в позднейшие годы царица повсеместно и неизменно изображалась на памятниках.

Но и после заключения солнечного имени в кольца и появления солнечного титла продолжали создаваться памятники, молчавшие о царице там, где по позднейшим понятиям ее надлежало упоминать. На изображении, выполненном вскоре по введении солнечного титла, судя по необычному расположению титла подле лучезарного диска (см. § 34) и особенно обличью царя, еще "неисказительному" (см. § 103), царица, ныне пропавшая, была добавлена с края самое раннее при III солнечном титле (см. § 36), так как зовется она уже не "Нефр-эт", а "Нефр-нефре-йот Нефр-эт" (см. § 78). Возможно, что она была добавлена одновременно с заменою на камне первоначального "Амен-хотп Нуте-хук-висе" именем "Эх-не-йот" (ср. ZAeSA LVIII: 37; камень издан: RA V: 63 = ME: X 1 = RKEA: II = ZAeSA LVIII: I = KAO: 360 3 = ARK: V = AeKHK: V; надпись отчасти TTA: 152 CLVIII). На другом камне — ИЗ Эп-ЭСОве — времени I солнечного титла (см. § 34) изображение царицы тоже вставлено позже. Ее вклинили между двумя изображениями ее мужа, повернутыми друг к другу спинами, и за недостатком места изобразили только раз, а не два, как надо было по числу изображений фараона, только лицом налево и не в меру маленькой (ASAE XXII: IV). Однако добавление на этом камне было сделано раньше, чем на первом, так как царица еще просто "Нефр-эт" (см. § 75). Вставлено, наверно, ее изображение и на третьем [4] камне — из Апе (ASAE XXXV: 48): оно втиснуто в пустое место позади царя и как бы сплющено; имя царицы уже "Нефр- нефре-йот Нефр-эт", как на первом камне.

Глядя на все это можно подумать, что Амен-хотп IV женился на Нефр-эт уже после того, как солнечное имя было заключено в кольца. Правда, между появлением солнечных колец и женитьбой много времени протечь не могло, потому что царица стала часто изображаться и упоминаться на памятниках задолго до переделки царем своего имени из "Амен-хотп Нуте-хук-висе" в "Эх-не-йот". Порукою тому обилие памятников, упоминавших царицу вместе с мужем под непеределанным его именем (ME: XI 3, TEA: XIII 23, ZAeSA XXXVIII: 114 = ABKK XXXI: 98 = AelSMB II: 256 = TTA: 150 CIL, CESBM I: 302 = TTA: 148 CXLV, DGKAIV: VI = ABPK XL: 217-218 = TVR: XXXIII = LIII = AeKHK: XI, ASAE XVI: 178 = TTA: 149 CXLVIII, В ММ A XVII: 169 = E: 123, JEA IX: XIII = XXIV 1) или (что то же, см. § 34-35) вместе с солнцем под I его титлом (ASAE XXXV: 42 = ТТА: 150 CL). С предположением, что в первые дни после появления солнечных колец фараон еще не был женат, хорошо согласовалось бы то, что из перечисленных выше трех камней, на которых царица первоначально отсутствовала и была добавлена позже, первый камень — едва ли не древнейший уцелевший памятник с солнечными кольцами. Второй камень, правда, несколько моложе, так как на нем царь изображен уже немного правдивей, но, в конце концов, и этот камень не так уж далеко отстоит от времени введения солнечных колец. На третьем камне от первоначального изображения осталось так мало, что судить о его времени невозможно.

Но сколько бы ни имелось кажущихся намеков на появление царицы некоторое время спустя по заключении имени солнца в кольца, на самом деле фараон женился на ней раньше — самое позднее в дни строчного имени. 

<< | >>
Источник: Перепелкин Ю.Я.. Переворот Амен-хотпа IV. Часть 1. Книги I и II. 1967

Еще по теме />§ 70. "Замалчивание" царицы в первые годы царствования:

  1. Первые Романовы на российском царствовании
  2. I. СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО в ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
  3. демократическим подъем в первые послевоенные годы
  4.    Иван Васильевич в первые годы его жизни
  5. 6. Культура и общественные процессы в первые послевоенные годы
  6. Первые годы после завоевания Мавара’аннахра
  7. § 71. Древнейшее изображение царицы
  8. ПРОСТОЕ ИМЯ ЦАРИЦЫ
  9. § 89. Полное титло царицы
  10. § 72. Древнейшее титло царицы
  11. Глава первая ДРЕВНЕЙШИЕ ИЗВЕСТИЯ О ЦАРИЦЕ
  12. § 83. Кольца царицы без многолетия