Природа вины
При этом основой вины считается такая «проявленная в совершенном деянии позиция субъекта по отношению к требованиям правопорядка»498, которая взята в отношении к конкретному деянию.
Это важно, во-первых, именно потому, что уголовное право есть все же право деяния, а не деятеля, и, во-вторых, потому, что вина в уголовно- правовом смысле измеряется по правовым масштабам, отражающим деяние, а уже потом его оценку. Закон, а не мораль или обычаи, устанавливает, что является в личностной сфере предпосылкой наказа- ния, в чем лицо может быть объявлено виновным и за что наказано, а какое поведение выходит, например, за пределы его сил.Классификация понятий вины. Поскольку господствующее мнение считает вину центральным или одним из центральных понятий уголовного права, оно настоятельно нуждается в разъяснении, конкретизации, расшифровке. Р. Маурах и X. Ципф, в частности, делают это, указывая, что в сфере целостного уголовного права следует различать три понятия вины: уголовно-политическое, представляющее укорененный в Основном Законе руководящий принцип устройства всего уголовного права; идею вины в философско-правовом смысле; наконец, выведенную из первых двух понятий вину как более узкое и формализованное явление — третий элемент преступления, проявляющийся в смысле персонального вменения противоправного деяния499.
Содержание упрека в вине. Как отмечалось, наличие вины означает, что именно данному субъекту, совершившему противоправное деяние, это деяние лично может быть поставлено в упрек. Признав это, необходимо решить наиболее сложный вопрос о том, какие конкретно обстоятельства, факты являются основой упрека в рамках вывода о наличии вины.
В учебнике Й. Вессельса и В. Бойльке говорится, что таким предметом виновного упрека является ошибочная позиция деятеля по отношению к поведенческим нормам, проявившаяся в противоправном деянии500. Указание на такую позицию предполагает выяснение того, мог ли субъект действовать иначе. Как пишут: «Вина — это личностное (Dafurkdnnen) — за то, что мог, за совершенное противоправное деяние». Или еще: «Вина означает упрек за деяние с учетом лежащего в его основе юридически упречного образа мыслей».Эти подходы приводят к различным, иногда неожиданным выводам или предположениям. Пример, изложенный известным ученым Б. Буркхардтом, явился основой вывода о том, что основой упрека в вине является понимание свободы (Freiheitbewufitsein)501.
По-видимому, можно сказать, что таким образом действительное содержание упрека обосновывает смысл цели наказания и саму возможность наказывать отдельное, данное лицо за содеянное им бесправие, устанавливая, как кажется, тройную связь «деяние — лицо — наказание». Или связь: «лицо — деяние — лицо — наказание». Такое содержание упрека подтверждается тем, что «только вина обосновывает наказание» и «вина обосновывает только наказание (отказ от него)», но не меры исправления и безопасности — вторую группу пра- вовых последствий в двухколейном (zweispuriegkeit) построении правовых последствий уголовно противоправного деяния.
Функции вины. Как вытекает из сказанного, вина в немецком, как и в русском, праве выполняет различные функции502.
Господствующее мнение весьма глубоко, в частности, развитое в работах проф. Теодора Ленкнера (Theodor Lenckner), указывает на три функции вины (и ее понятия): вина как принцип, идея (Schuldidee), которые, в частности, включают оправдание (легитимацию) государственного принуждения в соответствующих случаях; о вине, обосновывающей основания наказания данного субъекта (Strafbegrundsschuld), и о вине как критерии измерения наказания (*Strafbemessungsschuld). Все это, собственно говоря, определяет специфическую структурную характеристику учения о вине503.
Определение (дефиниция) вины в судебной практике.
Основным, хотя и наиболее критикуемым, является определение, данное Верховным Судом ФРГ: «Вина — это упречность. С отрицательной оценкой вины субъект упрекается в том, что он действовал неправомерно, что он решился на противоправность, хотя, действуя правомерно, он мог решить в пользу права»504. И далее: «Внутреннее основание упрека в вине состоит в том, что человек ориентирован на свободное, ответственное, нравственное самоопределение и поэтому способен решать для права и против права...» Это определение, особенно в части «вина — это упречность», подвергается критике, но складывается впечатление, что оно все же рассматривается как приемлемое.Отдельно о теориях вины. В рамках складывавшихся и существующих в доктрине уголовно-правовых теорий вины более или менее детально рассматриваются ее природа, легитимность, содержание, цели.
Вероятно, приверженность к той или иной теории вины определяет и понимание преступления в целом и главное — предпосылок ответственности, права наказывать, его смысла и пределов. Теории вины активно обсуждались в немецкой, и не только в немецкой, правовой литературе505. Немало копий сломано было и в литературе рос- сийской. Обычно выделяют две основные теории или группы теорий вины: а) психологическая теория как часть классического учения о преступлении (psychologischer Schuldbegriff); б) нормативная теория вины, существующая в целом ряде вариантов, господствующая в целом, но, по мнению проф. Т. Ленкнера, спорная в частностях (normativer Schuldbegriff)506.
Психологическая теория вины. Она видит сущность вины в субъективно-духовном (внутреннем) отношении субъекта к деянию, идентифицируя вину с психологическим фактическим составом (знание — незнание; желание — нежелание) и рассматривая умысел и неосторожность как виды вины507. Ее представителями были Бури, Лист, Лёфлер, Радб- рух и др. Эрнст Белинг писал: «Вина состоит в психическом отношении субъекта к деянию в его объективном значении, в духовной зеркальной картине действительности»508.
Вина в этом понимании, как замечает проф. Т. Ленкнер, исчерпывается зеркальным отражением реальности психологических процессов509. Это очень удачное замечание раскрывает корни психологической теории вины. К. Роксин связывает ее с господством натуралистического мышления позднейшего периода XIX столетия, когда считали, что все правовые понятия можно пытаться вывести из познаваемых естественными науками эмпирических данностей510. Этот подход по господствующему в немецкой литературе мнению потерял вследствие многих причин свое значение. На теоретическом уровне, в частности, потому, что он не может объяснить отказа от уголовной ответственности при наличии обстоятельств, устраняющих преступность деяния — извиняющих обстоятельств511. А по мнению В. Гроппа (Walter Gropp), не может вдобавок объяснить, почему действуют невиновно душевнобольные, если вменяемость является лишь предпосылкой вины, и в натуралистическом смысле они осуществляют деяние умышленно, и как можно объяснить упречность неосторожности, когда лицо не осознает своих действий, т. е. преступную небрежность по ч. 3 ст. 26 УК РФ.Вместе с тем психологическая теория вины имеет своих сторонников. Польский проф. Анджей Марек (Andrzej Магек) пишет, что психологическая концепция вины имела много сторонников среди классиков науки уголовного права (Макаревич, Маковский, Сливин- ский). Она представлена и в современной правовой науке со многими предостережениями512.
Нормативное понятие вины. История его развития представляет значительный интерес, правда, выходящий за пределы немецкой уго- ловно-правовой доктрины. О ней высказано много мнений, не совпадающих между собой.
В литературе отмечают, что доводы против психологической вины изначально принадлежат проф. Р. Франку, высказавшему их еще в 1907 г. в юбилейном издании, посвященном юридическому факультету Университета Гиссен513.
Уже с современных позиций проф. У. Вебер, по-видимому, все же тяготея к традиционно-психологическому подходу, по существу, критикует нормативное понятие вины. Он пишет, что понятие вины (Schuldbegriff) относится к самым спорным явлениям уголовного права514.
Г. Якобе считает, что до сих пор материальная сторона нормативного (понятия) решена малоудовлетворительно, т. е. остается проблема — почему субъект вообще отвечает за противоправное деяние515.В российском уголовном праве нормативная, или, как ее назвали, оценочная, теория вины встретила сопротивление, явно выходящее за пределы научной полемики. Взгляды Ханса Кельзена, Ханса Вельце- ля и других подверглись острой политизированной критике, что вряд ли можно объяснить только внешним давлением. Скорее, здесь действовали внутринаучные факторы такого рода, которые на разных этапах и в разных странах мешают поиску разумных решений. История с попыткой проф. Б. С. Утевского ввести в научный оборот нормативное понятие вины иллюстрирует объективные и субъективные трудности развития науки, в частности, как кажется, роль неосознанных представлений и личных мотивов. Разумеется, любой автор может придерживаться любой теории: вопрос в корректности использования для ее защиты ярлыков, анонимных статей, близких к доносу, и пр.516
В немецкой доктрине нормативная теория вины и сейчас, похоже, находится в процессе поиска новых путей, видя сущность вины в уп- речности волеобразования и волеосуществления, т. е. в нормативной оценке психического состава деяния.
Нормативное понимание вины есть часть общего нормативного понимания преступления. Так, психологическое понятие обмана гораздо шире, чем юридическое. Обман при мошенничестве, заведомо ложной рекламе и в других случаях не есть один и тот же обман; юридическое его содержание определяется и различается законом применительно к определенным составам деяния. Если говорят, что вина проявляется в форме умысла и неосторожности, а последние определены в УК РФ, так что отступать от этих определений нельзя, то ясно, что вина есть понятие нормативное, что бы по этому вопросу ни писали.
Вина — это то, что именно уголовный закон установил как основание ответственности. Можно нечаянно изъять чужие часы и носить их, полагая своими.
Но неосторожность не образует основания кражи и именно не по природным свойствам психологического отношения, а нормативно. Так кражу определяет закон.Так или иначе в немецкой уголовно-правовой литературе выделяются различные подходы к нормативному понятию вины517. Профессор В. Гропп пишет: а) о чисто нормативном понятии, когда вина включает виновность ( К. Роксин при этом сам дает развернутую критику нормативного понятия вины, которая содержится в его работах. Но он все же при- знает это определение большим прогрессом, поскольку в нем дается иная оценка содеянного, нежели, например, при понимании вины как установления противоречия долгу.
Однако, по его мнению, упречность как содержание вины все-таки охватывает не все, что необходимо для того, чтобы признать лицо ответственным за его поведение в уголовном плане519.
Поэтому К. Роксин пишет: «Необходимо нормативное понятие вины развить в нормативное понятие ответственности» (Verantwortlichkeits- begriff). При этом так же, как при разграничении фактического состава неправды (Unrechtssachverhalt) и его оценки (Unrechtsurteil), необходимо различать фактический состав ответственности и решение об ответственности (Verantwortlichkeitssachverhalt) и «ответственное поведение» (Verantwortliche Handlung) понимать как единство ценности и оценки»520.
Исходя из представленной позиции к фактическому составу ответственности следует относить все то, что ответственность определяет. Эту позицию оценивает К. Роксин, полагая, что она приемлема и для индетерминистов, и для детерминистов, поскольку не нуждается в эмпирическом обосновании, которого и быть не может. Вина по этой позиции есть смешанная «эмпирически-нормативная данность»521. Эмпирически установлена принципиальная возможность управлять собой, и это легитимирует наказание.
Тем не менее изложенные идеи все-таки не мешают К. Роксину признать, видимо учитывая их незавершенность, вину решающей предпосылкой ответственности и рассмотреть детально различные представленные в литературе подходы к определению содержания вины, дав, таким образом, материальное понятие вины (materielle Schuldbegriff). Однако проблема состоит в том, что собственно нормативное определение, по мнению К. Роксина (как у Т. Ленкнера и др.), именно нормативно, т. е. формально, а не материально.
Критику некоторых аспектов нормативной теории вины распространяют и на определение Верховного Суда: «Наказание предполагает вину. Вина — это упречность (состояние упречности — Vorweifbarkeit)»522.
Профессор Т. Ленкнер полагает, ссылаясь на ряд авторов, что это определение неудачно, ибо упречность есть следствие вины, но не сама вина523. Профессор Ф. Хафт в свою очередь отмечает, ссылаясь на Артура Кауфмана (Arthur Kaufmann), что это определение столь же мало говорит о сути вины, сколь говорит о воде определение «вода есть пригодность к питью»524. Внутреннее основание упрека в том, что человек способен на свободное ответственное, нравственное самоопределение и потому способен решать для права и против антиправа (unrechi), направлять свое поведение в соответствии с нормами правового долженствования и предотвращать (избегать) запрещенное правом, поскольку он достиг нравственной зрелости и поскольку «способность к свободному нравственному самоопределению»... не ограничена или не разрушена болезнью. Разумеется, остается главная проблема (Anders-Konnen): уяснить, когда человек может вести себя иначе.
Эта критика в литературе не направлена против нормативного понятия вины как такового; речь все время идет о его развитии в целом и не разрушает его. В итоге так или иначе, о чем упоминалось выше, считается, что комплексное уголовно-правовое понятие вины в его различных проявлениях охватывает: вменяемость; по-видимому, негативное отношение к правопорядку и нарушаемым нормам; специальные признаки вины (низменные побуждения и пр.), предусматриваемые в определенных случаях; форму вины (умысел и неосторожность); осознание противоправности и негативно — отсутствие извиняющих обстоятельств525.
Насколько можно судить, развитая в немецкой литературе нормативная теория вины позволяет выделить следующие смыслы:
а) вина есть актуальное, длящееся или быстро проходящее свойство или состояние человеческого существования — внутренней оценки;
б) становясь значимой для уголовного права, она должна проявиться поведенчески;
в) значение для уголовного права она приобретает, если уголовный закон уже определил это значение и вина является не только предметной (психологической), но и нормативной;
г) нормативность вины состоит в обосновании упрека, его легитимации;
д) легитимировав упрек, вина создает предпосылки ответственности и тем самым приобретает дифференцирующие свойства.
Еще по теме Природа вины:
- Методология религиоведения второй половины Х1Х - начала ХХ века
- § 1. Вина и упречность (persdnliche Vorwerfbarkeit)494
- Природа вины
- § 4. Формы вины как элемента преступления
- I. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НРАВСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП, ИЛИ ЗАКОН ПРИРОДЫ? ДА, СУЩЕСТВУЕТ
- VII. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО, НАЛАГАЕМОЕ ЗАКОНОМ ПРИРОДЫ, ВЕЧНЫМ И ВСЕОБЪЕМЛЮЩИМ? ДА, ЯВЛЯЕТСЯ
- О СУЩЕСТВОВАНИИ ЗЛОГО ПРИНЦИПАНАРЯДУ С ДОБРЫМ, ИЛИ ОБ ИЗНАЧАЛЬНОМ ЗЛЕВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ
- Глава десятая ТАЙНА МИСТИЦИЗМА ИЛИ ПРИРОДЫ В БОГЕ
- 19.1. Сущность правонарушения, его социальная природа и состав
- слово О ВСЕОБЩИХ И ГЛАВНЫХ ЗАКОНАХ ПРИРОДЫ 7
- Ловушка вины
- Лекция 3. Природа и самоубийство: справедливая смерть
- 2. С. Н. Булгаков. Героизм и подвижничество (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)
- Преемственность и юридическая природа договорных обязательств
- аксиологическая природа конституционализма в контексте исторической эволюции конституционной культуры[57]
- АНТРОПОЛОГИЯ, ПСИХИАТРИЯ И ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА* Р.Б.Эдгертон