<<
>>

Введение в Особенную часть уголовного права ФРГ (Einfuhrung)

Понятие Особенной части уголовного права Германии. Как и уголовное право в целом, это совокупность уголовно-правовых норм, но в данном случае устанавливающих уголовно-правовые запреты.834«Вопрос о задачах уголовного права, — пишет проф.

Г. Арцт, — традиционно относится к началу Общей части. Но понятно, что наряду с данным там ответом именно Особенная часть определяет задачи уголовного права»835. Нормы Особенной части выражены, как уже отмечалось, в некоторой системе уголовных законов. Информация об Особенной части уголовного права, выраженная в принятой форме и соответствующая принятым в профессиональном сообществе требованиям, содержится в соответствующих разделах уголовно-правовой науки и изучается в рамках учебной дисциплины. Приступая к систематическому изложению проблем Особенной части, немецкие юристы нередко предварительно указывают на реализуемые здесь задачи охраны правовых благ, рассматривают соотношение Общей и Особенной части уголовного права и законодательства, влияние процессуального права на применение уголовного закона, технические приемы того, что именуется субсумпцией, т. е. уголовно-правовой оценкой или квалификацией деяний, и пр.

Отдельные группы уголовно наказуемых деяний, отдельные деяния и составы деяний (преступлений) излагаются в немецкой литературе обычно так, как это принято и в российском уголовном праве, естественно, с учетом специфики Общей части и законодательных составов преступлений. Эта систематика воспроизводится в последующем тексте.

Вместе с тем в рамках Особенной части немецкого уголовного права на уровне общего анализа, а также применительно к отдельным группам деликтов и отдельным уголовно-правовым запретам интенсивно разрабатывается проблематика правоприменения как в техническом, так и в социальном планах. Специалисты анализируют применяемость тех или иных норм, их воздействие на правопорядок, тенденции толкования, материальную сторону запрета и т.

п.

Еще раз об источниках Особенной части уголовного права. Основная часть уголовно-правовых запретов, т. е. нормы, устанавливающие ответственность за совершение отдельных преступлений и образующие Особенную часть, содержится, как уже отмечалось, в УК Германии. Кроме того, они установлены и во многих иных законодательных актах, которые обычно называются дополнительными (Nebengesetze). Дополнительное уголовное законодательство имеет ту же юридическую силу, что и УК Германии, но применяется оно реже и толкуется обычно в специальных комментариях, справочниках, предназначенных для специалистов в отдельных сферах (корпоративное, банковское право и пр.). Ниже учитывается такой характер системы уголовного законодательства ФРГ и уго- ловно-правовой информации о нем, однако основное внимание уделено «классическому» уголовному праву, т. е. уголовно-правовым запретам Уголовного кодекса, и, кроме того, дается лишь самая общая характеристика уголовно-правовых запретов в дополнительных законах.

Тенденции развития Особенной части уголовного законодательства. Они разнообразны. Прежде всего тенденция кодификации. Все последние годы происходит постепенное включение уголовно-пра- вовых запретов, содержащихся в дополнительных законах, разумеется, в преобразованном виде, в Уголовный кодекс Германии836. Но этот процесс не завершен, и практикующему юристу в настоящее время так или иначе следует считаться с необходимостью изучения, освоения и соблюдения весьма важных уголовно-правовых запретов, содержащихся в налоговом законодательстве, законодательстве о продовольствии и многих других актах. Поэтому отсутствие определенного запрета в УК еще не означает, что данное деяние в принципе не запрещено уголовным законом и не влечет уголовной ответственности.

Далее — все же происходит расширение сферы действия уголовнго закона, хотя, разумеется, и не по всем направлениям, т. е. проявляется тенденция криминализации. Профессор Эллен Шлюхтер (Ellen SchlUchter) указывала применительно к Шестому закону о реформе уголовного права на расширение защиты детей от сексуальных посягательств (§ 176, 176а, 176Ь); расширение пределов охраны собственности, имущества и др.837

Наконец, укажем здесь на тенденции адаптации санкций уголовного закона к меняющейся преступности и изменениям в правовом сознании общества, а также тенденции и международной интеграции уголовного права.

Литература.

Она чрезвычайно обширна и «многожанрова», учитывает интересы различных групп адресатов. Основные деликты, образующие Особенную часть, обычно рассматриваются во втором и (или) третьем томах упоминавшихся учебников уголовного права и, разумеется, в иных литературных источниках (журналы, юбилейные сборники, иные издания); существенное значение имеют, как и для проблем Общей части уголовного права, экспертные заключения (Gutachten) к ежегодным совещаниям немецких юристов.

В целом вопросы Особенной части освещаются в тех же изданиях, что и вопросы Общей части.

Так, учебник Й. Вессельса «Уголовное право. Особенная часть» (ч. I. — И. Вессельс и Михаель Хеттингер (Michael Hettinger); ч. II — И. Вессельс и Томас Хилленкамп (Thomas Hillenkamp)) соответственно содержит в себе: в части 1 — преступления против жизни, нерожденной жизни, телесной неприкосновенности, личной свободы, чести, против личностной и интимной сферы, иных личностных правовых благ, государственной власти и общественного порядка, правосудия, подделки документов, фальшивомонетничества и подделки ценных бумаг, общественной безопасности и транспортные преступления, против окружающей среды, должностные преступления. В части II — повреждение имущества и компьютерные преступления, кража и присвоение, разбой, подобные разбою специальные составы, преступления против иных специальных имущественных благ, преступления против имущества как целого, включая мошенничество и вымогательство, злоупотребление доверием, укрывательство, отмывание денег838.

Примерно таким же образом построены два тома учебника по Особенной части профессора Фолькера Крея839. Здесь рассмотрены преступления против жизни, будущей жизни, телесной неприкосновенности, личной свободы, чести, иных личных благ, далее против государства, правосудия, должностные преступления, иные преступления против общества, затем преступления против соб- ственности, иных имущественных прав, имущества как целого. Естественно, деликты Особенной части УК и, как правило, дополнительных уголовных законов рассматриваются в упоминавшихся комментариях к УК: Шонке/Шредера, Трондле/Фишера, Лакнера/Кюля и др., в «пополняемых» комментариях, в том числе Номос-комментарии, в так называемом Лейпцигском — наиболее обширном комментарии и пр.).

Финансовые, таможенные и иные преступления, содержащиеся в дополнительных законах, как отмечалось, обычно наиболее детально рассматриваются в работах, рассчитанных уже на относительно узких специалистов.

Примерами являются: Справочник по хозяйственному и уголовному праву и праву административных правонарушений К.

Мюл- лер-Гугенбергера, в котором использована своеобразная система классификации деяний: деликты при основании предприятия; в процессе деятельности предприятия; при прекращении деятельности и санации; консультирование в хозяйственном уголовном праве840. Справочник хозяйственного и налогового уголовного права, составленный Хейнц-Берндтом Вабницем и Томасом Яновски841, в котором освещены составы преступлений банкротства, деяния, связанные с ценными бумагами, отмыванием денег, налоговые преступления и пр.

В названных и иных работах иногда дается также методическое введение в проблематику Особенной части. То, что именуется в российской литературе квалификацией преступления, обычно представлено как советы студентам, которые обязаны решать учебные задачи842, а впоследствии готовить проекты различных решений.

Структура Особенной части Уголовного кодекса. Она описывается справочно, поскольку не все нормы Особенной части УК Германии рассматриваются в последующем изложении, но связь между ними, начало взаимодополняемости важны для понимания каждого отдельного уголовно-правового запрета.

Итак, Особенная часть УК Германии включает в себя: раздел I «Подрыв мира, государственная измена, создание угрозы демократическому правовому государству»; раздел II «Измена Родине и угроза внешней безопасности»; раздел III «Преступные деяния против иностранных государств»; раздел IV «Преступные деяния против конституционных органов, а также связанные с выборами и голосованием»; раздел V «Преступные деяния, направленные против обороны страны»; раздел VI «Сопротивление государственной власти»; раздел VII «Преступные деяния против общественного порядка»; раздел VIII «Подделка денежных знаков и знаков оплаты»; раздел IX «Ложные показания, даваемые не под присягой, и лжеприсяга»; раздел X «Ложное подозрение»; раздел XI «Преступления против религии и мировоззрения»; раздел XII «Преступные деяния против гражданского состояния, брака и семьи»; раздел XIII «Преступления против самоопределения в сексуальной сфере»; раздел XIV «Оскорбление»; раздел XV «Нарушение неприкосновенности и тайны частной жизни»; раздел XVI «Преступления против жизни»; раздел XVII «Телесные повреждения»; раздел XVIII «Преступления против личной свободы»; раздел XIX «Кража и присвоение имущества»; раздел XX «Разбой и вымогательство»; раздел XXI «Укрывательство преступника и укрывательство имущества, добытого преступным путем»; раздел XXII «Мошенничество и преступное злоупотребление доверием»; раздел XXIII «Подделка документов»; раздел XXIV «Преступления, связанные с банкротством»; раздел XXV «Корыстные преступные деяния»; раздел XXVI «Повреждение имущества»; раздел XXVII «Общеопасные преступные деяния»; раздел XXVIII «Преступления против окружающей среды»; раздел XXIX «Должностные преступления».

Всего в УК ФРГ до 400 параграфов, но заканчивается он § 358. Как и в УК РФ, многие параграфы имеют дополнительное обозначение, правда, не числовое, а буквенное.

Особенности изучения и применения норм Особенной части.

Эта проблематика рассматривается в немецкой уголовно-правовой литературе в двух направлениях, каждое из которых требует хотя бы самого краткого разъяснения.

1. Научно-доктринальное направление. В его рамках ведутся исследования природы запретов и отдельных групп запретов, ведется поиск оптимальных пределов применения запретов и их воздействия на правовые блага; анализируются тенденции толкования закона — ограничительное или расширительное; изучаются процессы и задачи стабилизации практики за счет анализа спорных ситуаций и разъяснения значения тех или иных решений суда для практики; причем в немецкой литературе отдельные решения Верховного Суда и судов земель комментируются многими авторами и иногда получают даже собственные наименования: Badewanne-Fall, Katzenkonig- Fall ит. п.; оценивается конституционность уголовного закона, его правовые свойства. Обо всем этом будет упоминаться при описании отдельных норм Особенной части. В данном случае важно подчеркнуть еще раз: решения немецких судов по уголовным делам обычно опираются на юридическую литературу, прежде всего на господствующие мнения, и надо признать, разрабатываются весьма детально.

2. Методическое направление. В немецкой литературе уделяется очень большое внимание различным методикам изучения Особенной части и решения соответствующих задач. Конкурирующие издания предлагают сборники схем, карточки с разъяснением отдельных вопросов, развернутые решения, обычно построенные на опубликованных решениях вышестоящих судов. Одним из весьма интересных современных методических пособий можно считать книгу объемом 480 страниц, в которой представлены выполненные студентами четырнадцать решений задач по уголовно-хозяйственному праву, основанные на состязательном сопоставлении различных мнений843.

Собственно решение уголовно-правовой задачи представляет собой уголовно-правовую оценку деяния (случаев) путем субсумпции, т. е. подведения фактического состава под нормативный. Общие черты методики решения задач (субсумпции) таковы:

а) повышенное внимание к фактическому составу — требуется его описание языком закона;

б) тщательное построение и соблюдение схемы решения по лицам и эпизодам;

в) обязательность анализа всех возможных, хотя и как будто очевидно неправильных, вариантов решения.

Теория квалификации преступления в понимании российской доктрины ввиду различия в подходе к преступлению в немецкой литературе отсутствует.

Некоторые особенности, относящиеся к субсумпции, рассмотрены выше.

Здесь напомним их:

а) при правовой оценке деяния проблема повторности не возникает: такого признака нет (есть идеальная и реальная совокупность (Tateinheit-Tatmehrheit), но других видов того, что называется «множественностью», повторяем, нет; правда, есть § 176а ч. 1 и 4;

б) споры об идеальной совокупности носят теоретический характер, ибо по § 52 наказание устанавливается по закону, предусматривающему наиболее тяжкую санкцию — но не обязательно увеличивается;

в) реальная совокупность влечет повышение наказания, но не свыше 15 лет лишения свободы, и повышение необязательно;

г) соучастие в принципе повышения наказания не влечет, кроме редких случаев; формы соучастия в понимании ст. 35 УК РФ отсутствуют (кроме охваченных иной конструкцией банд, преступных и террористических организаций); об этом ниже;

д) наказуемость покушения специально оговаривается в параграфах Особенной части. Наконец, крайне важная особенность, о которой также говорилось. Большая часть деликтов Особенной части — это менее тяжкие преступления, и именно они образуют круг производств, которые прокуратура может прекращать на основе начала целесообразности (§ 153,153 и след.).

Дополнительно о некоторых правилах получения уголовно-правовой оценки деяния. Приведем еще раз несколько положений немецкой уголовно-правовой доктрины, являющихся существенными вначале для толкования норм Особенной части при получении уголовно-правовой субсумпции деяний, а затем для назначения наказания:

а) законодательная техника наряду с другими составами, как и в российском уголовном праве, допускает наличие простых или основных составов (Grundtatbestande), а также привилегированных и квалифицированных составов, соответствующих таким же деликтам;

б) предполагается, что некоторые составы так далеко отклоняются от основных, описывая сходные деяния, что возникают специальные составы (Sondertatbestande); это, впрочем, знакомо, но немецкая доктрина делает отсюда выводы, по которым объявление состава специальным, а не квалифицированным, определяет подход к соучастию со специальным субъектом (ч. 1 и 2 § 28). Так, считается, что угон автомобиля (выражаясь отечественной терминологией) есть специальный, но не привилегированный, состав кражи;

в) наиболее специфичное — применяется техника, в сущности также известная российскому законодателю, но иначе трактуемая: вводится открытый перечень ситуаций — комплексов признаков, который рассматривается как перечень примеров для назначения более строгого (что критикуется в литературе) или более мягкого наказания. Эти предписа- ния-примеры именуются «Regelbeispiele» и рассматриваются как предписания об измерении наказания (Strafzumessungsvorschrifte). Профессор У. Вебер пишет об этом так: «Иначе, чем квалифицированными составами судья связан с правилами-примерами не в том смысле, что он обязан принять (квалифицировать) особо тяжкий случай, если субъект осуществит одно из этих правил. Судебное усмотрение в большей степени должно вести к тому результату, что, несмотря на наличие такого правила, преступление не достигло особенно тяжкого случая». «Но с другой стороны, — продолжает У. Вебер, — можно и принять особо тяжкий случай, хотя примерное правило и не осуществлялось»844.

Эти положения разъясняют, как можно надеяться, частые отсылки в текстах немецких работ к технике «Regelbeispiel» и споры, есть ли в том или ином случае основной, квалифицированный, привилегированный, специальный составы или те же предписания-примеры.

В итоге, как было показано, интенсивность кары сравнительно невысока, а техника получения уголовно-правовой оценки деяния сосредоточивается на более узком круге проблем.

<< | >>
Источник: Жалинский А. Э.. Современное немецкое уголовное право. — М.: ТК Вел- би, Изд-во Проспект. — 560 с.. 2006

Еще по теме Введение в Особенную часть уголовного права ФРГ (Einfuhrung):

  1. Введение в Особенную часть уголовного права ФРГ (Einfuhrung)
  2. Международный уголовный суд и юридические особенности его решений